Влияние песочной терапии на развитие речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Влияние песочной терапии на развитие речи детей дошкольного возраста, это статья, которая позволит узнать о методе песочной терапии, как достуном приёме развития речи дошкольника. Методы развития  речи детей дошкольного возраста были и есть актуальной темой для обсуждения, но среди них, чаще, выделяют такие, как дыхательная гимнастика, логопедические упражнения, дидактически игры, а также отдельные методы на развитие мелкой моторики. Песочня терапия - это одна из разновидностей  игровой терапии. Цель такой терапии - не менять и переделывать ребёнка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребёнку быть самим собой.Её можно использовать в работе с детьми не только логопеду, но  и воспитателю, начиная с трёх лет. Песочная терапия активизирует врождённые ресурсы самоисцеления детей и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения в развитие речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.87 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние  песочной терапии на  развитие речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок всё чаще стремится к совместному обсуждению явлений, предметов окружающего его мира, взаимоотношений между людьми. А так как речь теснейшим образом связана с мышлением ребёнка, развитие речи даёт малышу возможность выйти за пределы непосредственно переживаемой ситуации. Расширяются, обогащаются контакты шестилетки с другими детьми — младшими, однолетками, старшими, общение с которыми так значимо для успеха в совместной деятельности (прежде всего в детских играх), для удовлетворения важных социальных потребностей, для эмоционального и интеллектуального развития ребёнка. Во взаимодействии и со взрослыми, и с детьми речьк концу дошкольного периода становится важным средством коммуникации, а развитие речи дошкольников— самым ответственным периодом в развитии речи у детей. К развитию речи дошкольника ведёт не только развитие потребности в общении, но и новые виды деятельности, осваиваемые ребёнком. Одним из таких видов может стать, песочная терапия. Принцип «терапии песком» был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Быть может, естественная потребность человека «возиться» с песком, сама его структура подсказали великому Юнгу эту идею. Песочная терапия — одна из разновидностей игровой терапии. Цель такой терапии — не менять и переделывать ребенка, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность ребенку быть самим собой. Её можно использовать в работе с детьми не только логопеду, но и воспитателю, начиная с трех лет. Основная деятельность дошкольника — игра. В ней он познает себя и окружающий мир, а игры на песке — одна из форм естественной деятельности ребенка. Замечено, что игры с песком стабилизируют эмоциональное состояние ребенка. Играя с песком, ребенок может выразить свои душевные переживания, освобождается от страхов, способствует избавлению от психологического напряжения. Малыш с интересом рисует на песке — животных, буквы, цифры, свободно и не боясь ошибиться, потому что такие ошибки можно легко и многократно исправлять.
Технология песочной терапии многофункциональна, она позволяет одновременно решать задачи диагностики, коррекции и развития речи. Сам же ребенок решает задачи самовыражения, самосознания и развивает самооценку, учится работать в коллективе. Игра на песке с фигурками особенно плодотворна в работе с детьми, которые никак не могут выразить свои переживания. Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях — в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки. Игры с песком можно использовать, как на индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.
Опыт работы показывает, что использование песочной терапии позволяет: -          стабилизировать психоэмоциональное состояние;

 -          совершенствовать координацию движений, пальцевую моторику;

-          стимулировать развитие сенсорно-перцептивной сферы, тактильно-кинестетической чувствительности;

 -          развивать навыки общения и речь (диалогическую и монологическую), пространственную ориентацию;

-          стимулировать познавательные интересы и расширять кругозор;

-          разнообразить способы сотрудничества.

Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Через игры с песком легко решаются такие задачи, как развитие коммуникативных навыков, т. е. умение нормально общаться. Именно на песке мы можем создать свой мир: путешествовать во времени, по разным странам и планетам. При этом мы не только воображаем, представляем, фантазируем, но и реально создаем и проживаем. Игры с песком разнообразны:

-          обучающие игры обеспечивают процесс обучения чтению, письму, счету, грамоте;

 -          познавательные игры дают возможность детям узнать о многообразии окружающего мира, об истории своего города, страны и т. д.;

-          проективные игры откроют потенциальные возможности ребенка, разовьют его творчество и фантазию.

    Овладение речью имеет исключительно важное значение для осмысленного восприятия и понимания окружающего. Процесс рассматривания объекта изображения осуществляется в единстве с мышлением и речью. Экспериментально доказано, что включение речи в акт восприятия способствует более активному его протеканию. В свою очередь, речь ребёнка, содействуя более совершенному восприятию, значительно улучшает качество представлений, препятствует их уподоблению, обеспечивает правильное, точное графическое изображение.

Многие исследователи песочной терапии отмечают благотворное влияние речи в процессе игры. Умение правильно рассуждать в ходе работы над рисунком усиливает активность детей , повышает их внимание, обеспечивает лучший контроль за движениями руки, делает изобразительные действия более целенаправленными.

При работе с песком создаётся дополнительный акцент на тактильную чувствительность. Применение традиционных обучающих и развивающих заданий с использованием песочной терапии даёт положительный эффект, с одной стороны, существенно повышается мотивация к познанию, а с другой – более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов у дошкольников.

Кроме того, песок обладает замечательным свойством (заземлять) негативную психическую энергию. Замечено, что в процессе работы с песком происходит гармонизация психоэмоционального состояния ребёнка. Песочная терапия активизирует врождённые ресурсы самоисцеления детей и обеспечивает возможность для дальнейшего его продвижения в развитие речи.

Список литературы:

1.    Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии  эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. СПб., 2011.
3.М.Зейц. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. М., 2010.          

  2.Зинкевич – Евстигнеева, Грабенко Т.М. Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. – СПб.: Речь, 2010.

3. М.Зейц. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. М., 2010.

4.Киселёва М.В. Арт – терапии в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.

5. МешавкинаТ.Ф. Использование песочной терапии  в работе с дошкольниками. Екатеринбург, 2003.

6. Сачкович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб.: Речь, 2008 .

7. Штейнхард Л. Юнгианская  песочная терапия. СПб.: Питер, 2001.

8. Эль Г.Н. Человек, играющий в песок. Динамическая песочная терапия. СПб.: Речь, 2010 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра "Песочная терапия, как средство развития коррекции речи детей дошкольного возраста"

Брошюра содержит практический и теоретический материал, для воспитателей, логопедов, родителей. В материале освещенны аспекты применения песочной тарепии в работе с детьми дошкольного возраста, для ра...

Песочная терапия как эффективный метод изучения уровня развития речи детей дошкольного возраста

В статье доказывается эффективность  применения метода песочной терапии (игры с песком, игровое моделирование на песке) как элемента известной в совреме...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развити...

Су-Джок терапии для развития речи детей дошкольного возраста.

Для развития речи детей в детских садах  можно применять и метод терапии Су-Джок. Эффективность и простота впечатляет.Немного  узнаем историю. В 1984 году южнокорейский профессор Пак Ч...

статья на тему:Песочная терапия,как средство развитие речи детей дошкольного возраста

статья на тему:Песочная терапия,как развитие речи детей дошкольного возраста...

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста»

Актуальность песочной терапии очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают влияние песочной терапии на речевое развитие ребёнка.Д...

«Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»

laquo;Песочная терапия как средство развития речи детей дошкольного возраста»...