ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПРОСТРАНСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по логопедии (старшая группа)
В период с трех до шести лет наиболее интенсивное речевое развитие детей. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, но преобладают существительные и глаголы. Образовывать глаголы от других частей речи дети начинают после пяти лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glagolnyy_slovar.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ГЛАГОЛЬНОГО ТЕМАТИЧЕСКОГО СЛОВАРЯ ДЛЯ РАСШИРЕНИЯ РЕЧЕВОГО ПРОСТРАНСТВА
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Учитель-логопед Н.В. Шульгина
МБДОУ №6 «Светлячок»
г. Гаджиево, Мурманской области
Важнейшей частью социальной жизни людей, необходимой в человеческом обществе, выступает речь. Формирование речи ребенка происходит постепенно, проходя каждый этап усвоения языка, и глагол не является исключением.
Цель: формирование глагольного словаря у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Рассматривая детскую речь, мы видим, что разные языковые элементы усваиваются детьми в разное время, одни раньше, другие позже. Ребенок обогащает свой словарный запас через знакомство с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий.
В период с трех до шести лет наиболее интенсивное речевое развитие детей. Ребенок активно пользуется всеми частями речи, но преобладают существительные и глаголы. Образовывать глаголы от других частей речи дети начинают после пяти лет.
«ЛИСА И ЗАЯЦ» картинно-графический план рассказа.
Текст рассказа по предложениям.
1. Лиса спала в норе.
2. Она проголодалась и вышла из норы.
3. Лиса подкралась к кусту.
4. За кустом сидел заяц.
5. Заяц увидел лису, выскочил из-за куста и убежал
Вопросы:
1. Где спала лиса?
2. Что случилось с лисой и откуда она вышла?
3. Куда подкралась лиса?
4. Где сидел заяц?
5. Кого увидел заяц, откуда выскочил и что сделал?
«ПРЕДЗИМЬЕ» Текст рассказа по предложениям.
1. По синему небу летел белый лебедь.
2. Белый лебедь уронил перышко.
3. Перышко увидел медведь.
4. Медведь подумал, что это снежинка.
5. А если это снежинка, то скоро наступит холодная зима.
6. А если скоро наступит холодная зима, то надо искать берлогу.
7. Нашел медведь берлогу и уснул до весны.
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ВО МНОЖЕСТВЕННОМ ЧИСЛЕ
Покажи, про какую картинку я говорю: «Летит… птица, летят… птицы; мычат..., мычит…; красят…; чистят.., чистит…; строит…строят…»
Добавь словечко. (Птица летит, а птицы… летят; корова мычит, а коровы…; мальчик забор красит, а мальчики…; девочка зубы чистит, а девочки…; мальчик строит, а мальчики…) Соедини похожие картинки.
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ОТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Познакомься, это инопланетянин. Он прилетел с другой планеты и поэтому не знает, для чего нужны соль, масло, закладка и другие предметы. Помоги ему разобраться. Добавь словечко! Солью … солят салат, маслом … маслят кашу, мылом … намыливают руки, краской … красят, закладкой … закладывают страницы, косой … косят траву, на носилках … носят, на тёрке … трут.
ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ ОТ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Давай расскажем вместе, как красиво летом в лесу после дождя!
Трава зелёная, значит можно сказать, что трава зеленеет. Чёрная земля … чернеет. Белые ромашки … белеют. Голубые незабудки … голубеют. Красные мухоморы … краснеют. Коричневые шляпки боровиков … коричневеют.
МНОГОЗНАЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ
1.Что делает собака? (Собака бежит.)
Что делает вода? (Вода бежит.)
2. Про какие картинки можно сказать лежит? (Кошка лежит. Снег лежит.) А про какие картинки можно сказать бежит, висит, светит? Соедини похожие картинки друг с другом.
3. Кто лежит? Что лежит? Кто бежит? Что бежит?
4. Поправь меня, если я скажу неправильно (книга закрыта). (Кошка бежит. Собака лежит. Картина лежит.)
ГЛАГОЛЫ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ МУЖСКОГО, ЖЕНСКОГО И СРЕДНЕГО РОДА
1. Покажи предметы на рисунке, про которые можно сказать:
- росла, росло, рос (росла трава, девочка; росло дерево, рос гриб и т.п.);
- светил, светила, светило;
- бежало, бежала, бежал.
2. Филин попросил Лисёнка рассказать, что изображено на рисунке. Поправь его, если он допустит ошибки:
«Росло трава росла дерево, рос гриб» и т.д.
ГЛАГОЛЫ С ПРИСТАВКАМИ
Давайте вместе расскажем, как девочка Маша в лес ходила. Я начинаю, а ты продолжай. (Ребёнок должен добавлять глагол в нужной форме.)
Однажды Машенька за грибами в лес … (пошла). Шла-шла и к избушке … (подошла). Вокруг … (обошла) и внутрь … (зашла). Потом она из избушки … (вышла). Только от избушки … (отошла), увидела речку. По мостику речку … (перешла) и дальше … (пошла). Устала Маша и решила отдохнуть, с тропинки … (сошла), посидела на пеньке и дальше … (пошла). Из леса … (вышла) и домой … (пришла).
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
ХОМЯЧОК
Хомка, Хомка, хомячок — | Руки на поясе, выполнять повороты вправо-влево. |
Полосатый бочок. | Поднять левую руку вверх, правой рукой поглаживать левый бок. Поднять правую руку вверх, левой рукой поглаживать правый бок. |
Хомка раненько встает, | Потягиваясь, поднять руки вверх. |
Щечки моет, шейку трет. | Правая рука вверх, левая вниз, выполнять пружинящие движения назад, меняя руки. |
Подметает Хомка хатку | Выполнять движения в соответствии с текстом. |
И выходит на зарядку. | Маршировать. |
Раз-два-три-четыре-пять — | Руки в стороны, ритмично сгибать руки в локтях. |
Хочет Хомка сильным стать! | Кисти прижать к плечу, напрягая мышцы рук. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование у старших дошкольников с нарушениями интеллекта ориентировки в пространстве средствами музыкально-дидактических игр".
В статье паредставлен материал о развитии ориентировки в пространстве средствами музыкально - дидактических игр и пособий у детей с нарушениями интеллекта. ...
Образовательное пространство современного дошкольного учреждения как средство развития социальной активности старших дошкольников
В статье раскрываются особенности педагогических условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении с позиции их влияния на развитие социальной активности детей старшего дошкольного возраста. ...
Опыт работы музыкального руководителя по теме: "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"
Надеюсь мой опыт будет полезен не только музыкальным руководителям, а так же воспитателям и другим специалистам ДОУ....
Презентация на тему "Инновационные технологии развития музыкальной культуры старших дошкольников в воспитательном пространстве праздника"
Приложение к опыту работы....
Проект по основам безопасного поведения старших дошкольников в старшей группе «Пространство безопасности» на 2020 -2021 учебный год
Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий. Особую тревогу мы испытываем за маленьких граждан – дошколят. С перв...
Дидактическая игры на «Количество и счет», "Форму", "Величину", "Ориентировка в пространстве", "Временные пространства " для старших дошкольников.
Картотека дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста направлена на уточнение, закрепление и расширение имеющихся представлений; развитие умственных способностей. Дидактические игр...
Освоение социокультурного пространства старших дошкольников через знакомство с городом
Дошкольный возраст характеризуется развитием активных познавательных действий, формированием нравственных основ, которые будут совершенствоваться по мере взросления. Вопросы нравственно-патриотическог...