Звуки [В] [В`]. Буквы В, в
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЗВУКИ «В» И «ВЬ». Буквы В,в.
1.ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «В» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, звонкий,
обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «ВЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, звонкий,
обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.А) Назвать слова на твердый звук «В», заучить их:
1) Ваня, Валя, Вася, Валера, Варвара, Вова, Вадик, вагон, валенки, вода, ванна, Ванька –
встанька, варежка, варенье, вареники, варенец, василёк, ватрушка, водоросль, вожак,
воздух, воин, вокзал, волейбол, волк, волчица, волны, волосы, волчок, волшебник,
вольер, воришка, воробей, воробышек, ворона, ворота, воротник, восемь, ворчунья,
воскресенье, вдох, выдох, воспитатель, восток, восход, вопрос, вышивка, вата, ваза,
внук, внучка, вожжи, водопад, вред, время, врач, всадник.
2) Назвать слова на мягкий звук «ВЬ», заучить их:
Вика, Вера, Вероника, Вита, винегрет, виноград, винтовка, витамин, вишня, вещи,
вешалка, ветер, вечер, ветчина, вершки, ветка, ветви, вестибюль, весна, веснушки,
верхолаз, вертолёт, верёвка, вермишель, верба, верблюд, венок, велосипед, вентилятор,
великан, веки, вездеход, веер, ведро, ведьма, верхушка, веник, винт, витрина, вилка,
весело, вертушка, вертишейка, веранда.
3) Игра «Ласково и строго».
(Мама говорит пары слов со звуком «В» и «ВЬ». Ребенок решает, что говорить
строго, а что – ласково. Затрудняется ребенок, мама говорит с выражением, ребенок
повторяет).
Валя – Витя вол – вёл винт - волк
Вова – Вика выть – вить ветка - ванна
Веник – вулкан вилка – вылить волчок - венок
Видит – водит восемь – весело вилка - волна
Вилка – валик волейбол – вертолет ведро - вопрос
Висит – василёк веснушка – воришка вышивка - витрина
4) Назови имена, которые начинаются со звуков «В», «ВЬ»:
Варя, Вика, …
5) Слоговой аукцион.
1. Придумайте слова. Во… (-ва, -сток, -рона, -рота, -робей,); ве… (-ник, -чер, -нок, -сы, -тер, -шалка, -ревка).
2. Придумайте имена со слогами Ва, Ве (Ваня, Варя, Вася, Вера, Веня, Вета, Валя).
6) Наоборот.
Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Нижний – (верхний); внизу – (вверху); низкий – (высокий).
7) Игра «4-й лишний» (на слух):
Ваза, волк, лев, шарф (шарф – в нем нет звука «в»)
Вилка, корона, вишня, квитанция
Ворона, квартет, грач, Квака
Ветер, щука, веер, ветка
Хвост, хобот, хворост, поплавок
3. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
Я весь день ловлю жучков, Окраской – сероватая,
Уплетаю червячков. Повадкой – вороватая,
В теплый край не улетаю, Крикунья хрипловатая -
Здесь, под крышей обитаю. Известная персона.
Чик-чирик! Не робей! Это… (ворона).
Я бывалый … (воробей).
4. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:
На овчарку он похож. За водой идут -
Что ни зуб – то острый нож! Песни звонкие поют.
Он бежит, оскалив пасть, А назад идут -
На овцу готов напасть. (Волк) Слезы льют. (Вёдра)
5. ЗАУЧИВАНИЕ.
Волк и велосипед
В поле волк - волчище едет Воробья и двух ворон,
На своем велосипеде. Только ветер - ветерок
Обогнал сегодня он Перегнать никак не мог.
3. ЗАУЧИВАНИЕ:
а) Скороговорки:
«Вертлявый ветер вырывал
Ворота, как вертушки.
Ворчливый ворон воровал
Вчерашние ватрушки».
«Уточка – вертихвостка
Ныряла да выныривала.
Выныривала да ныряла».
б) Считалка:
Возле школьного крыльца
Посадили деревца:
Вера – вербу,
Ясень – Вася,
Слава – сливу,
Клава – клен…
Ты работал
Оставайся.-
Ты ленился –
Выйди вон.
в) Стихотворение про букву:
В букве «В» наверно вата,
Оттого и толстовата.
г) Пословицы и поговорки:
«Волков бояться – в лес не ходить».
«Всякий человек в деле познается».
«Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».
Игры для закрепления темы Звуки [В] [В`]. Буквы В, в
Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "В".
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ в- вь ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [В`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [В].
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...