Звуки [Т] [Т`]. Буквы Т, т
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЗВУКИ «Т» И «ТЬ» Буквы Т,т
1)АРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «Т» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «ТЬ» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова, на твердый звук «Т», заучить их:
Таня, танк, тачка, Тоня, Толя, торт, ток, тарелка, тазик, табурет, такси, Тома, топор, танец, трактор, тапочки, таракан, туфли, троллейбус, трава, трамвай, труд, туча, тумбочка, тахта, труба, тройка, таблетка, товар, тополь, тормоз, точка, трафарет, транспорт, трамплин, траншея, трус, туловище, тротуар, тулуп, тумба, туман, тушь, тыква, Том.
2) Назвать слова, на мягкий звук «ТЬ», заучить их:
Тим, тело, телега, темнота, тишина, тень, тихо, тигр, телефон, телевизор, театр, тюлень, тетерев, тетрадь, тюль, тяжелый, тюльпан, тихий, тепло, температура, теленок, телеграмма.
3) Какой звук? (твердый «Т» - друг Тома или мягкий «ТЬ» - друг Тима)
Таня, танк, телефон, точка, тюльпан, тумбочка, тень, такси, Тимка.
4) Определить, в каком из двух слов есть звук «Т»
Тыква – буква, батон – диван, ворота – ворона, плита – слова, томат – гамак, халат – халва, билеты – бананы, бритва – брови, ноты – ночи, шутка – шапка, ракета – рубашка, забота – заноза, густой – кривой, злой – твой, нитка – миска.
5) Твердый – мягкий (ответь, какой звук в слове твердый «Т» или мягкий «ТЬ»):
Том, Тим, кнут, гнуть, тихо, Таня, тигр, танк, тюльпан, каток, телефон, тетради.
6) Назови слова со звуками «Т», «ТЬ»:
В начале слова: танк, тигр, …
В середине слова: каток, парта, …
В конце слова: кнут, торт, …
7) Назови имена на «Т», «ТЬ»:
Тоня, Таня, Тома, Том, Тамара, Тим, Тимур.
8) Рифма:
Том - ….. (гром, гном, дом, сом, ком, лом).
9) Дополни предложения:
Торт лежал на … (тарелке, тортнице).
Таня выключила … (телевизор).
В зоопарке в клетке сидел … (тигр).
Пассажир ехал в … (трамвае, такси, троллейбусе).
Телефон стоял на … (тумбочке).
10). ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.
Овсом не кормят, Я мчусь, держусь за провода,
Кнутом не гонят, Не заблужусь я никогда.
А как пашет – (Троллейбус)
Сем плугов тащит.
(Трактор)
3. ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Чистоговорки:
Та-та-та – у нас дома чистота. Те-те-те – отложили мы шитье.
Ты-ты-ты – сметану съели все коты. Ать-ать-ать – мы идем гулять.
Ти-ти-ти – съели кашу всю почти. Ат-ат-ат – берем с собою самакат.
То-то-то – стали мы играть в лото.
Б) Скороговорка:
Только Таня утром встанет.
Танцевать Танюшу тянет.
Что туту долго объяснять!
Таня любит танцевать.
В) Пословицы и поговорки (объясни, заучи):
Трус и таракана почитает за великана.
Трус своей тени боится.
Труд кормит, а лень портит.
Кто не стыдится спрашивать – узнает многое,
Кто стыдится спрашивать – забудет то, что знал.
Д) Скороговорки:
Под деревом тетерев тетерева встретил: Топали да топали,
«Тетерев, тетерев! Как твои тетеревята?» Дотопали до тополя,
Тетерев тетереву в ответ: До тополя дотопали,
«Мои тетеревята – здоровые ребята, Да ноги-то оттопали.
Твоим тетеревятам от них привет!»
Г) Стихотворение:
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
Узнай сказку, расскажи её:
Сказки просят: «Мышка дом себе нашла,
- А сейчас Мышка добрая была:
Вы, друзья, В доме том в конце концов
Узнайте нас! Стало множество жильцов».
Игры для закрепления темы Звуки [Т] [Т`]. Буквы Т, т
Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "Т".
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ Т- Ть ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [Т`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [Т].
Игра "Найди звук [Т] в словах" Цель: Упражнять в умении определять звук Т в словах, в начале, в середине, в конце слова". Определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко.
Игра "Найди звук [Т`] в словах" Цель: Упражнять в умении определять звук Т` в словах, в начале, в середине, в конце слова".Определить место звука в слове и поместить картинку в соответствующее окошко.
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...