Звуки [К] [К`]. Буквы К, к
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЗВУКИ «К» И «КЬ». Буквы К,к
- ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «К» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «КЬ» - не поётся, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова, на твердый звук «К», заучить их:
Конь, корова, козел, коза, крольчиха, кот, кошка, котята, кабан, копыта, курица, коготь, крокодил, кукушка, крот, карась, картофель, капуста, куст, корень, кактус, куртка, кофта, костюм, колготки, капюшон, карман, костюм, каблук, кубики, карандаш, картон, краски, картина, каша, котлета, калач, коржик, кокос, конфеты, корка, карамель, калина, кокос, кофе, кофейник, кастрюля, конфетница, ковшик, колбаса, кабинет, камень, колобок, касса, король, каток, кассета, кабина, калитка, колесо, комбайн, корзина, компот, коляска, коньки, кровать, клубок, козырек.
2) Назвать слова, на мягкий звук «КЬ», заучить их:
Кисель, кирпич, киоск, кинжал, кефир, керосин, киска, кенгуру, кино, кит, Кеша, килограмм, кегли, километр, китель, кедры, кислота, кизил, кепка, Кира.
3) Слоговой аукцион. Придумай слова, начинающиеся со слогов:
КА – (-лина, -мень, …); КО – (-рова, -за, …).
4) Договаривание слов. Игра «Закончи слово». Произнеси слово:
Ма-, зву-, лу-, кусо-, песо-, вени-, като-, бы-, индю-, тан-, банти-, колобо-, барсу-, башма-, сверчо-, учени-, хлопо-, ящи-, снегови-, хомя-, стари-, уро-, каблу-, осли-, замо-, пиджа-, ра-, язы-, желудо-, чесно-, ягнено-, художни-, ветеро-, мальчи-, плато-, пятачо-, вну-.
Ответь: Какой звук в конце этих слов?
5) Назвать слова на звук «К»:
Коля, колос, компас, комета, качели и т.д.
6) Назови гласные звуки в слове:
Кот, кит, котик, кабан, кадка, камин, камыш, канат, капот, куб, кубик, класс, кино.
7) Назови, сколько слогов в слове?
Помни! Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов.
Кино, клуб, клумба, кок, клоун, кости, кайма, кирпич, компас, ком, мука, кони, кровать, край, корзина.
8) Отгадать слово, состоящее из первых звуков слов:
Кофта, обувь, танк (кот).
3.Употребление Р. п. мн.ч. существительных. Игра «Один – много».
Карандаш – много карандашей, один карман – много карманов и т.д.
4.ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО – ЛАСКАТЕЛЬНЫМ СУФФИКСОМ.
Взрослый объясняет: «Я назову большой предмет, а ты – маленький, чтобы в слове обязательно появился звук «К».
Рама – рамка, яма - …, вата - …, репа - …, лапа - …, пена - …, панама - …, лопата - …, картина - …, корзина - …, монета - …, солома - …, чаша - …, липа - …, нора - ….
5. ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
Что за скрип, что за хруст? Кругла, рассыпчата, бела,
Это что еще за куст? На стол она с полей пришла,
Как же быть без хруста, Ты посоли ее немножко.
Если я … Ведь правда вкусная …
(капуста). (картошка)?
6. ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.
В желтом море корабль плывет. На соломинке дом,
Он идет, волну сечет, Сто ребяток в нем.
Из трубы зерно течет. (Колосок)
(Комбайн)
7. ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Скороговорки:
Котик ниток клубок Кукушка кукушонку
Укатил в уголок. Купила капюшон.
Укатил в уголок Надел кукушонок капюшон.
Котик ниток клубок. Как в капюшоне он смешон.
«Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку».
«Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке».
«Покатил Костя
В Кострому в гости».
Б) Пословицы и поговорки:
«Как аукнется, так и откликнется».
«Каков мастер, такова и работа».
«Куда иголка, туда и нитка».
«Конец – делу венец».
В) Считалка:
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут.
Не найдет тебя медведь…
Выходи – тебе гореть!
Г) Стихотворение про букву:
Два столбца стояли рядом
Вдруг один переломился
И к другому прислонился.
Игры для закрепления темы Звуки [К] [К`]. Буквы К, к
Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "К".
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ к- кь ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [К`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [К].
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...