Звуки [П] [П`]. Буквы П, п
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Звуки [П] и [П`] Буквы П, п
- ФОНЕТИЧЕСКАЯ ЗАРЯДКА.
Как пыхтит каша? (П – п – п)
Как пищит птенец? (Пи – пи – пи)
- ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «П» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, глухой, обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «ПЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, глухой, обозначается зеленым квадратиком.
3. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова, на твердый звук «П», заучить их:
Паша, Полина, пакет, пальцы, пальто, палуба, память, панамка, пар, пароход, палатка, панель, панцирь, папа, провоз, пара, парашют, парикмахер, парк, паркет, партизан, пасека, паук, паштет, паяльник, плащ, платок, пластилин, плот, победа, погода, потолок, подвал, пожар, поклон, полено, полоса, половина, попугай, полотенце, подушка, поляна, помидор, поросенок, порошок, портрет, почтальон, пуговица, путь, пушок, пух, праздник, проволока, продукты, продавец, пчела, прачка, прыжок.
2) Назвать слова, на мягкий звук «ПЬ», заучить их:
Петя, петух, петушок, письмо, певица, пианино, пианист, пекарь, педаль, пеленка, пельмени, пенал, перец, песня, перчатка, песок, печаль, печенье, печь, печник, пещера, пиджак, пила, пилот, пингвин, пеликан, пирамидка, пирог, пирожок, писатель, пистолет, пятно, пять, пионы, пятнышко.
3) Слоговой аукцион. Придумай слова, начинающиеся со слогов:
ПА – (пакет, …); ПЕ – (Петя, …); ПО – (порог, …); ПИ – (пирог, …).
4) Где звук? (в начале, в середине, в конце):
Почта, лапа, прохлада, клоп, поэт, суп, лампа, паучок, повар, посуда, лупа, половник, плот, покупки.
5) Скажи, какой звук в слове: твёрдый или мягкий (п, пь)?
Петя, палатка, дупло, парк, пианист, лапки, пион, тропинка, пальто, репа, пиала, пароход, пилот, водопад, капли, пудинг, пять.
6) Профессии. Назови 10 профессий на «п», «пь»: (плотник, пекарь, почтальон, парикмахер и т.д.)
Образуй слова по образцу (женский род от названий следующих профессий):
Повар (повариха), певец (певица), портной (портниха), продавец (продавщица), пианист (пианистка), поэт (поэтесса), писатель (писательница).
7) Подбор слов – признаков (прилагательных).
Какая? Какой? Какое?
Песня – (прекрасная, чудесная, звонкая, красивая, …) полотенце –
Площадь – (праздничная, …) подруга –
Подарок – (приятный, …) парикмахер –
8) ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ.
Полка стоит на посуде.
Повар чистит нож картошкой.
Петя опустил почтовый ящик в письмо.
9) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
Он с бубенчиком в руке, Муха ахнула сперва:
В сине-красном колпаке. «Ах, какие кружева», -
Он веселая игрушка, И пропала голова!
И зовут его… (Петрушка). Бедняжка, словно в тине,
Увязла в … (паутине).
10). ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ.
Пять братьев вместе родятся, Посадили зернышко,
А росту разного. Вырастили солнышко.
(Пальцы) (Подсолнух)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела)
11). ЗАУЧИВАНИЕ.
а) Скороговорки:
«Петя пилит пилой пень» «Кота Потап по лапке хлопал,
«У пеньков опять пять опят» И от Потапа кот утопал».
б) Считалка:
Прыг да скок, прыг да скок, Под кусточек присел,
Скачет зайка – серый бок. Схорониться захотел,
По лесочку прыг-прыг-прыг. Если веришь – стой и жди,
По снежочку тык-тык-тык, А не веришь – то води.
в) Скороговорки:
«Пара птиц порхала, порхала – «Про пестрых птиц поет петух,
Да и выпорхнула». Про перья пышные, про пух».
«Повтори без запинки: «- Расскажите про покупки.
На осинке росинки - Про какие про покупки?
Засверкали утром - Про покупки, про покупки,
Перламутром». Про покупочки мои».
г) Пословицы и поговорки:
«Поздно поднялся – «Признание – половина исправления».
День потерял, «Правда в огне не горит
В молодости не учился – И в воде не тонет».
Жизнь потерял». «Правда глаза колет».
д) Считалка: е) Стихотворение:
Пчелы в поле полетели, Букву «П» в спортивном зале
Зажужжали, загудели, Перекладиной назвали.
Сели пчелы на цветы. – Ну-ка, милый не ленись -
Мы играем – водишь ты. Подойди да подтянись!»
Игры для закрепления темы Звуки [П ] [П`]. Буквы П, п
Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "П".
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ п- пь ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [П`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [П].
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...