Звуки [М ] [М`]. Буквы М, м
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
ЗВУКИ «М» И «МЬ». Буквы М, м
- ХАРАКТЕРИСТИКА ЗВУКА.
ЗВУК «М» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, твердый, обозначается синим квадратиком.
ЗВУК «МЬ» - не поется, не тянется, преграда во рту есть, согласный, мягкий, обозначается зеленым квадратиком.
2. РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.
1) Назвать слова на твердый звук «М», заучить их:
Мама, Малыш, море, матрешка, моряк, матрос, мак, мука, муха, Маша, мороз, молоко, масло, маргарин, макароны, мандарины, мартышка, морковь, мороженое, магазин, магнит, мост, малина, мальчик, маляр, мармелад, машина, мозаика, молния, молоток, монета, мотор, мотоцикл, муравей, мышка, массаж, маска, музыка, мыло.
2) Назвать слова на мягкий звук «МЬ», заучить их:
Мебель, медведь, миска, мишка, медаль, милиция, мед, место, месяц, металл, микрофон, метр, мешок, мизинец, мимоза, мяч, мир, минута.
3) Внимательно послушай слово и скажи, какой звук: твердый «М» или мягкий «МЬ» в этом слове?
Мышка, мак, миска, мяч, малина, минута, мёд, морковь, месяц.
4) Определить, где слышится звук «М» - в начале, в середине или в конце слова:
Монета, маска, дом, шлем, гном, лимон, комната, гамак, зима, сом, комок, мыло, крем, лом, лямка, сумка, мука, море.
5) Определить, в каком из двух слов слышится звук «М»:
Калина – малина, море – горе, мох – пух, мухи – сухо, раки – маки, монета – ракета, мука – рука, магазин – бензин, зайка – майка, мыло – шило.
6) Скажи, какой звук – твердый или мягкий?
Мак, мишка, муха, ком, медведь, комната, комедия, молоко, мяч, ромашка, комета, мышка.
7) Деление слов на слоги:
Мука – Сколько слогов? Назови первый слог. Назови второй слог.
Мама, мышка, мак, комок, музыка, кум, кума, куманек, малыш, май, масло, молоко, малина.
8) Где звук? (Указать место звука в слове: в начале, в середине или в конце):
Мак, кум, мол, мода, ком, мандарины, лом, макароны, Рома, Тим, море, сом, компас, Том, компот, ум.
9) Назвать продукты питания, начинающиеся на звук «м» (масло, молоко, мука, …)
10) ИГРА «НАОБОРОТ»:
Твердый – (мягкий); большой – (маленький); война – (мир); мало – (много); ссориться – (мириться).
11) ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО.
Он всю зиму в шубе спал, Мы щенка в воде и в мыле
Лапу бурую сосал, Два часа мочалкой… (мыли).
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной… (медведь). Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось… (мыло).
Наша Таня громко плачет,
Уронила в речку … (мячик).
12) ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ:
Красный нос в землю врос, Ускользает как живое,
А зеленый хвост снаружи. Но не выпущу его я.
Нам зеленый хвост не нужен, Белой пеной пенится,
Нужен только красный нос. Руки мыть не ленится.
(Морковь) (Мыло)
14) . ЗАУЧИВАНИЕ.
А) Чистоговорки:
Ма-ма-ма – дома я сама. Мы-мы-мы – прочитали мы.
Му-му-му – молоко кому? Ми-ми-ми – поем ноту ми.
Мо-мо-мо – едим эскимо.
Б) Скороговорки:
Мама Милу мылом мыла, Мёд в лесу медведь нашел,
Мила мыло не любила. Мало мёду, много пчел.
В) Скороговорки: Г) Пословицы и поговорки:
«Марина грибы мариновала, «Кто сеет мир, пожнет счастье».
Марина малину перебирала». «Много снега – много хлеба,
«Кот молоко лакал, Много воды – много травы».
А Боря булку в молоко макал». «Мало хотеть, надо уметь».
Д) Стихотворение про букву:
Буква М – две палочки,
А между ними – галочка.
Е) Стихотворение:
Люблю маму.
Ну-ка, М, дай руку А, Испишу я всю тетрадь:
Ну-ка, МА, дай руку МА. М и А, МА и МА,
МА и МА, а вместе МАМА. МАМА, МАМА, МАМА,
Это я пишу сама. МАМА – тихо перышком скриплю.
Надо знать, как писать Посмотри скорее, мама,
Букву М и букву А. Вот как я тебя люблю!
Игры для закрепления темы Звуки [М ] [М`]. Буквы М, м
Игра "Найди пару". Цель: Развитие внимания, памяти. Закрепление слов на звук "М".
Содержание игры. Ребёнок выбирает квадрат с картинкой, запоминает какая картинка где находится. После ищет пару.
Игра "Определи, где спрятался звук М?"
Цель: Упражнять в умении определять первоначальный и последний звук в словах.
Игра "Распредели предметы по коробкам" Цель: Развитие фонематического слуха, упражнять детей в умении дифференцировать согласные звуки [ м- мь ].
Задание: Распредели предметы по коробкам. В зелёную коробку положи предметы которые начинаются с мягкого звука [М`]. В синию коробку предметы, которые начинаются с твёрдого звука [М].
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»
Цель: «Закрепление звука[ц] и буквы Ц. Ознакомление с буквой Ч и звуком [ч].»Задачи: Образовательные задачи: Ознакомление с буквой Чч и звуком [ч]. Формирование навыка чтения слогов, слов,...
Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б
Презентация для занятия на тему: Звук [б,б`]. Буква Б,б. Звук [п,п`]. Буква П,п. Дифференциация звуков [п,п`]- [б,б`] и букв П-Б...
- Мне нравится (1)