Речевые игры
картотека по логопедии

Дидактические игры для детей с ОНР, ФФНР 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx17.71 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для детей с общим недоразвитием речи (ОНР)

«ЧТО ДЛЯ ЧЕГО»

Возрастная группа: 4-5 лет

Цель: использовать в речи глаголы в неопределённой форме, конструкции сложноподчинённого предложения.

Материал: картинки с изображениями предметов (реальные предметы), которыми пользуются при умывании, одевании и т. д. (мыло, зубная щётка, щётка для ногтей, полотенце, зубная паста, заколка, лента для волос, ножницы, ваза, поднос, кружки, ложки, тарелки, носки, ботинки и т. д.), кукла.

Ход игры: Детей знакомят с куклой. Рассматривают с ними картинки (предметы), называют. Далее кукла показывает картинки по одной, а дети, не называя их, говорят, для чего нужен тот или иной предмет (чтобы чистить зубы, чтобы мыть руки, чтобы причёсываться и т. д.). В дальнейшем кто-то из детей (с завязанными или закрытыми глазами) отгадывает предмет по его функции и называет его.

2.

Игра «Водный мир»:

Возрастная группа: 6-7 лет

Цель: Способствует развитию у ребёнка фонетико-фонематического восприятия, готовит детей к последующему синтезу и анализу звукового состава слова.

Расширяет словарный запас – знакомит с названиями рыб, морских животных и водоплавающих птиц.

Развивает лексико-грамматический строй речи у детей.

Оборудование:

36 карточек из картона на магнитах: водоплавающие птицы (12 шт.), рыбы (12 шт.), морские и речные животные (12 шт.)

36 цветных магнитов (красные, синие, зелёные)

1 удочка (на конце верёвочки металлический стержень)

коробочка с высоким бордюром синего цвета, выполняющая роль бассейна

Варианты игры:

Дети поочерёдно удочкой вылавливают из бассейна карточку, называют первый звук (последний звук). Обозначают его соответствующим магнитом: (гласный – красным магнитом, согласный твёрдый – синим магнитом, согласный мягкий – зелёным магнитом), объясняя, почему выбран именно этот цвет магнита.

Дети поочерёдно вылавливают карточку и говорят, к какому виду относится «улов»: водоплавающая птица, водное животное или рыба. Ребёнок объясняет свой выбор.

Назови некоторые слова-предметы ласково, например: черепашка, лягушечка, окунёк, плотвичка, карасик, лебёдушка, уточка и т. д.

Назвать предметы по типу игры «Один – много», например: дельфин – дельфины, кит – киты, окунь – окуни и т. д.

Посчитай рыб (птиц, животных). Например: одна выдра, две выдры, три выдры, четыре выдры, пять выдр.

Посчитай их по–порядку, например: первая выдра, вторая выдра, третья выдра и т.д.

        .

Игры с детьми имеющими речевые нарушения ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

1.

Игра «Перейди через болото»

Возрастная группа: 5-7 лет

 Цель: упражнять детей в определении заданного звука в составе слова названия предмета; развитие двигательной активности у детей.

 Оборудование: большие зеленые круги («кочки»); предметы, игрушки (руль, ракета, рыбка, шар и проч.).

 Ход игры. На полу раскладываются изображения «кочек» (зеленые круги). Возле каждой из «кочек» кладут предметы (они могут заменяться по ходу игры на другие). Педагог предлагает детям перейти через «болото», наступая только на те «кочки», возле которых стоят предметы, в названиях которых есть звук Р.

2.

Игра «Собери букет»

 Цель: тренировать детей в составлении слов из заданных букв.

Возрастная группа: 6-7 лет

Оборудование: стилизованные картинки с изображением цветов разной формы и окраски, в центре каждого цветка буква.

Ход игры. Педагог раскладывает цветы разной формы и окраски на ковре. Затем каждому из детей дается образец (включает три четыре стилизованных изображения цветов), в соответствии с которым он выбирает «букет». Дети свободно передвигаются по ковру, выбирая цветы. После того как дети соберут букет (из 3 4 цветов), они должны составить слово из букв, изображенных в центре каждого цветка.

Дидактические игры для детей с заиканием

Возрастная группа: 4-5 лет

«Качели»

Цель: улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики.

Оборудование: мягкие игрушки небольшого размера по количеству детей.

Ход игры: детям, находящимся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),

Крепче ты, дружок, держись.

  «Телеграф»

Цель: формирование ритмичности движений.

Ход игры: дети стоят в кругу. Логопед предлагает детям стать на недолгое время телеграфистами: «Я буду передавать вам сообщение по телеграфу, а вы принимайте». Логопед отхлопывает различные ритмичные рисунки, дети по очереди должны за ним повторить.

                             

  «Мячик»

Цель. Развитие ритмичной речи, координации речи с движениями.

Оборудование. Мячи на каждого ребёнка.

Ход игры. Дети сопряжённо с логопедом произносят считалку и ударяют мячом об пол (на каждую строчку – четыре удара мяча).

Раз, два, три, четыре,

Мы считалочку учили,

Говорили, говорили

И мячом по били.              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...

Педагогический проект «Активизация речевой деятельности дошкольников через речевые игры»

В основу проекта положена идея развития личностного потенциала ребенка 4-7 лет, своевременное развитие речевой деятельности, которое является важнейшим условием для полноценного речевого и общего псих...