Консультация для педагогов «Эстетическое оформление участков в летний период как средство коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по логопедии
Цель консультации: познакомить педагогов с видами и способами использования наглядного оформления участков в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lok-konsultatsiya.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
Тема: «Эстетическое оформление участков в летний период как средство коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»
Цель консультации: познакомить педагогов с видами и способами использования наглядного оформления участков в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста.
В летний период дети дошкольного возраста много времени находятся на прогулке. Занятия, дидактические игры и развлечения также успешно проводятся на свежем воздухе.
Разнообразное, красочное оформление участка является не только средством для эстетического воспитания детей, но и может служить в качестве дидактического пособия для коррекции и развития речи дошкольников. Оно может являться наглядным материалом для проведения различных дидактических игр и упражнений.
Оформление можно выполнить из различного, влагоустойчивого бросового материала. Этим могут служить разноцветные пластмассовые крышки от бутылок, дезодорантов и майонеза, пластмассовые упаковочные контейнеры для продуктов, баночки от йогурта и майонеза, разноцветные пластиковые бутылки и т. д.
Игры и упражнения можно проводить как индивидуально, так и фронтально на протяжении всей прогулки, включая их в различные виды деятельности: наблюдение, подвижные игры, индивидуальную работу, занятие.
Целью этих игр и упражнений является формирование у детей фонематической стороны речи, правильного звукопроизношения, коррекция слоговой структуры слова, уточнение, расширение и обогащение словаря, практическое усвоение лексико-грамматического строя речи и формирование связной речи.
Название | Задания |
Дидактическая гусеница | Цель: Знать правила поведения на прогулке летом (мыть грязные руки, не брать различные предметы в рот, в жару обязательно пить воду, надевать головной убор). Развивать связную речь и контролировать правильное звукопроизношение при четком проговаривании каждого предложения. |
Солнышко. Цветы (ландыш, подсолнух, ромашка…) |
Сосчитать количество слов в предложении, слогов в слове.
|
Насекомые (бабочки, жуки, пчелы, стрекоза) Улитки. Птицы (ласточки…) |
Сосчитать количество слов в предложении, слогов в слове.
Цель: Формирование слогового анализа слова. Сосчитать количество слогов (частей) в слове.
[Ж] Жук. Жук жужжит в железной банке- Он не может жить в жестянке. Жизнь жука в плену горька, Жалко бедного жука. Цель: Развитие фонематического слуха. (Какой чаще всего слышится звук?) (Назвать в стихотворении слова со звуком [Ж]) [С-Ш] Улитка. А улитка всех смешит, Потому, что не спешит. А куда спешить тому, Кто всегда в своем дому. Цель: Дифференциация звукопроизношения [С-Ш].
(Что может делать данное насекомое?) Бабочка: порхать, перелетать с цветка на цветок, собирать нектар, ползать, раскрывать и складывать крылья и т.д.
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительным. Например: 1 жук, 2 жука, 5 жуков Усложнение (добавляются прилагательные): 1 желтый, навозный, круглый жук, 2…, 5…
|
Стихи для заучивания и анализа.
Я соткано из зноя, [С, З, Л]
Загадки о лете:
- Солнце печет, [С]
Липа цветет,
Рожь поспевает.
Когда это бывает?
(Летом)
- [С,Л-ЛЬ]
В щедром поле колосится Золотистая пшеница.
Ягоды в лесу поспели,
Пчелы прячут мед по кельям.
Много и тепла, и света…
Так бывает только… (Летом)
- Это кто [С, З, Ц]
Кусты, газоны
Разукрасил
В цвет зеленый?
(Лето)
Я соткано из зноя, [С, З, Л]
Несу тепло с собою,
Я реку согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я …
(Лето)
Стихи о лете:
[Л, ЛЬ, Р] Доброе лето.
Доброе лето!
Доброе лето!
Сколько тепла в нем
И сколько в нем света!
Лето стучится
К нам в окна с утра:
—Вставай, детвора!
Вставайте, утята,
Гусята, телята!
Я всех вас умою
Водою речною
И солнцем согрею!
Растите скорее! Н. Полякова
Июнь. [С- СЬ, Л]
Пришел июнь. «Июнь! Июнь!»—
В саду щебечут птицы.
На одуванчик только дунь—
И весь он разлетится.
С.Маршак
Солнышко. [С, Л-ЛЬ]
Выйду утром на прогулку
И по небу все хожу.
Я теплом всех согреваю,
Только с тучкой не дружу.
Тучка-злючка, уходи,
Уноси с собой дожди!
[Ж, Р] Дождик
Дождик, дождик, пуще,
Будет травка гуще.
Дождик, дождик, посильней, Огород ты наш полей!
(Народная песенка)
Радуга. [Л-Р]
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел, трава блестит,
В небе радуга стоит.
С.Маршак
Мяч [Ж, Ч]
Загадка
Не имея ножек,
Не боясь подножек,
По дороге вскачь
Резво мчится…(Мяч)
Стихи о насекомых.
Божья коровка. [Р]
По ветке ползает так ловко
Краснокрылая коровка.
Тлей питается,
Росою умывается.
Л.А.Полянская
Народная песенка. [ Ш, Р-РЬ]
Божья коровушка,
Полети на облышко,
Принеси нам с неба,
Чтобы были летом
В огороде бобы
В лесу ягоды, грибы,
В роднике водица,
Во поле пшеница.
Считалка
Божья коровка, улети на небо,
Там твои детки
Кушают конфетки
Всем по одной, а тебе не одной.
Загадка. [С, Л]
«Спинка в веснушках.
Ах, как неловко!»
И покраснела…
(божья коровка).
Пчела. [Л]
На цветке сидит пчела,
До чего она мала.
Набирает сладкий сок
Наша пчелка в хоботок.
К.Быкова
Народная песенка. [Л-ЛЬ]
Пчелы гудят—
В поле летят.
С поля идут—
Медок несут.
Загадки. [Л-ЛЬ]
Полосатая хозяйка
Полетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком.
(Пчела)
[Ж]Весь день жужжу,
Ни минуты не сижу.
И с гвоздики, и с ромашки
Мед ребятам соберу.
(Пчела)
[Л-Р] Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит-будет плохо!
(Оса)
Бабочка.
Загадка. [Л-Р]
Сорвать цветок я захотел,
А он…вспорхнул и улетел.
(Бабочка)
[С, Ц] Бабочка-капустница
На цветок опустится.
Поглядишь – а у цветка
Больше на два лепестка.
Е.Фейерабенд
Жук. [Ж]
Жу-жу-жу!
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «Ж» все твержу.
Знаю твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
(А.Прокофьева)
Шмель. [Ш, Л]
Шмель тяжелый, полосатый,
Целый день летал в саду.
Он не просто так летал,
Он цветы в саду считал.
Он ворчал:
—Трудна работа!
Ведь цветам в саду нет счета!
Е.Фейерабенд
Кузнечик.
Загадка. [С, З, Ч]
Светлым, теплым летним днем
Мы в траве его найдем.
Он зеленый и стрекочет,
Замолкать никак не хочет.
(Кузнечик)
Комар
«Паника». [Ш, Р]
Что за грохот, что за гром,
Что за паника кругом?
Это палкой со двора
Прогоняют комара!
Владимир Орлов
Стихи о цветах.
Колокольчик.
Загадка. [Л]
Дили-дили-дили-дон,
Это что за странный звон?
Наклонился он немножко,
Голубой цветок на ножке.
(Колокольчик)
[Л]
Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Темно-голубые?
И о чем звените вы
В день веселый мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?
А.Толстой
Ромашки.
Загадка. [С]
Стоят в поле сестрички –
Желтые глазки, белые реснички.
Одуванчик. [Ч, Ц]
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет — нарядится
В беленькое платьице.
Загадка. [Л]
Рос шар бел,
ветер дунул –
Шар улетел.
Мак. [С]
Только солнышко взойдет –
Мак на грядке расцветет.
Мышиный горошек. [Ш]
В траве у дорожки мышиный горошек.
Мышиный горошек такой нехороший –
Опутал лягушке и лапки, и брюшко.
Сидит и задумчиво смотрит лягушка.
Стихи о лесе.
В лесу. [Л-ЛЬ-Р-РЬ]
Здесь, в лесу, царит прохлада,
Здесь кричать, шуметь не надо.
По лесной тенистой стежке
Мы до просеки дойдем,
На полянках вдоль дорожки
Земляники наберем
И под пеньем разных птичек
Россыпи найдем лисичек.
Гриб [Ш-Ж]
Загадка
Стоял в лесу на толстой ножке,
Природой любовался.
И вот лежу уже в лукошке—
Съедобным оказался.
(Гриб)
Уточнение, расширение и обобщение словарного запаса детей (учитывать возраст).
Деревья, лес.
Существительные:
- дерево, береза, дуб, осина, клен, орешник, липа, рябина, ольха, тополь, ива
- ель, елка, сосна, пихта…
- Части: дерево, корни, ствол, кора, ветки, листья, почки
- земля, лес, хвоя, иголки, ягоды, грибы
- кусты, кустарник.
Прилагательные:
- лиственные, хвойные деревья;
- лиственный, хвойный, смешанный лес;
— дремучий, светлый, летний, осенний, зимний, весенний;
- Отыменные прилагательные — березовый, осиновый и т.д.;
- цвета — зеленый, желтый, красный, бурый, черный.
Глаголы:
- расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать, ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.
Грибы.
Существительные:
- гриб, белый (боровик), подберезовик, подосиновик, сыроежка, лисичка, груздь, опенок, чернушка, свинушка…;
- поганка, мухомор ;
- лес, земля, шапка, ножка, грибница ;
- лето, осень.
Прилагательные:
- лесной, съедобный, несъедобный, ядовитый;
- Цвета – белый, коричневый, красный, черный, рыжий и т. д.
Глаголы:
- ходить, собирать, выбирать, искать, мыть, чистить, варить, жарить, солить, сушить, отравиться.
Цветы, растения.
Садовые цветы.
Существительные:
- цветок, нарцисс, роза, гвоздика, тюльпан, ирис, георгин, пион, гладиолус, лилии…
- сад, земля, клумба;
- корни, стебель, листья, бутон, лепестки;
- вода, полив, ваза, букет, подарок, праздник.
Прилагательные:
- красивые, пахнущие, нежные, цветущие;
- цвета – красный, желтый, белый, зеленый…
Глаголы:
- сажать, выращивать, ухаживать, расти, цвести, распускаться, срезать, дарить, радоваться…
Полевые цветы.
Существительные:
- цветок, незабудка, вьюнок, лютик, клевер, василек, колокольчик, одуванчик, ромашка, мак;
- корм, венки, поле, луг, земля, букет.
Прилагательные:
- полевые, луговые, дикие.
Глаголы:
- расти, цвести, собирать, дарить, есть.
Полевые культурные растения.
Существительные:
- растение, кукуруза, овес, гречиха, хлопок, рожь, пшеница, подсолнух, лен;
- колос, зерно;
- человек, поле, урожай, польза;
- нитки, ткани, одежда;
- хлеб, мука, масло, мед, корм;
- пекарь, животновод, ткач, комбайнер, агроном, продавец.
Прилагательные:
- полевые, культурные, полезные;
- Отыменные прилагательные — гречишный, подсолнечное…
Глаголы:
- сажать, выращивать, собирать, ткать, молоть, печь, кормить, есть …
Лекарственные растения.
Существительные:
- крапива, зверобой, подорожник, ноготки, мята, чистотел, мать-и-мачеха, чертополох, ромашка;
- цветы, растения, лекарство, польза, лес, поле, чай, мед.
Прилагательные:
- полевые, лесные, садовые;
- лекарственные, лечебные, полезные, пахучие, сушеные.
Глаголы:
собирать, сушить, заваривать, лечиться.
Растения, занесенные в красную книгу.
Существительные:
- красная книга;
- кувшинка, подснежник, медуница, ландыш, лилия;
Прилагательные:
- редкие, исчезающие, красивые;
- Цвета;
- Запахи.
Глаголы:
- заносить, охранять, рвать, цвести, исчезать.
Насекомые
Существительные:
- насекомое, бабочка, комар, жук, муха, кузнечик, таракан, стрекоза, муравей, пчела, оса, паук;
- Место обитания: улей, дупло, нора, муравейник.
- Этапы формирования: кокон, куколка…
- Части тела: крылья, голова, усы, лапки (три пары или 6 лапок у насекомых, 4 пары или 8 лапок у паука).
- Чем питаются: цветы, листья, пыльца.
- Собирают: нектар, мед.
- Приносят: пользу, вред.
Прилагательные:
вредные, полезные, маленькие, красивые, надоедливые.
Причастия:
летающие, ползающие, кусающиеся.
Глаголы:
летать, порхать, жужжать, звенеть, кусаться, переносить, собирать, перелетать, засыпать, вредить.
Дикие птицы средней полосы
Существительные: птица, ворона, воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока, грач, галка, кукушка, соловей, сойка, жаворонок, сова, ласточка …
- кормушка;
- стая, лес, город, дерево, гнездо, юг, корм, насекомые, червячки, гусеницы, ягоды;
- скворечник, птенцы;
- зимовка.
Прилагательные:
- дикие, хищные, насекомоядные, зимующие, перелетные, водоплавающие.
Глаголы:
- высиживать, вылупляться.
Рыбы.
Существительные:
- рыба, окунь, лещ, щука, сельдь, акула, рак, осетр, ерш, плотва…
мальки, икринки;
- продукты, уха;
- река, море, океан, аквариум, дом;
- туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя;
- водоросли, хищники, рыбалка, крючок, червяк, приманка.
Прилагательные:
- хищные, декоративные;
- Отыменные прилагательные — речные, морские, океанические, аквариумные;
Глаголы:
- вылупляться, спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать, жарить, варить, солить, сушить, есть.
Земноводные.
Существительные:
- лягушка, тритон, крокодил, черепаха;
- земля, вода.
Прилагательные:
- земноводные, плавающие,
Глаголы:
- жить, ползать, плавать, квакать…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПЛАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ПЕДАГОГОВ ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста
Интегративный план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста позволяет не только правильно спланировать работу, но системно и планом...
Календарно-тематический план взаимодействия учителя-логопеда и педагогов ДОУ по коррекции и развитию речи детей дошкольного возраста
Успешное преодоление речевого недоразвития в дошкольном учреждении возможно при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, пред...
Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Ознакомительная статья...
Средства и методы развития речи детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
статья...
Консультация для педагогов по теме: «Как использование театрализованных игр и упражнений влияет на развитие речи детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов...
Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум имеет практическую направленность. Целью данного семинара является активизация родителей в процессе коррекции и развития речи детей с ТНР. Одним из средств коррекции и развития реч...
Семинар – практикум для родителей «Нейропсихологические игры и упражнения – их значение для коррекции и развития речи детей дошкольного возраста»
Цель: Активизировать позицию родителей в коррекции и развитии речи дошкольников с ТНР.Задачи:1. Познакомить родителей с понятиями: «нейропсихологические игры и упражнения», «реч...