Методическая разработка "Возрастные особенности графомоторных навыков дошкольников"
методическая разработка по логопедии
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и лёгкость формирования навыка письма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация логопеда
«Возрастные особенности развития графомоторного навыка»
К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющей скорость и легкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребенку возможность быстрее освоиться с письмом. В исследованиях психопатологов большое внимание уделяется вопросу о том, является ли развитие моторики ребенка следствием естественного созревания соответствующих структур или же это результат научения? Было выяснено, что и созревание, и научение - факторы, в равной мере необходимые для формирования моторики пальцев рук. Кроме того, известна тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью.
Исследования профессора М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 мес., она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев, поэтому тренировать их надо уже с 6-месячного возраста ребенка. Возрастные особенности развития графомоторного навыка у детей
1,5-2 года Малыш крепко зажимает карандаш в ладони, что очень ограничивает его движения. Он еще не пытается изобразить что-то определенное, просто получает радость от самого процесса.
2-3 года Как правило, держит карандаш сверху, зажимая его в ладони, движения еще спонтанные, почти не ограничиваются.
3-3,5 года Линии становятся более определенными, менее разбросанными и не повторяются бессмысленно. Увеличивается координация при выполнении вертикальных движений, но еще плохо выполняются имитационные движения. Овалы неровные, но на рисунках их уже много.
3,5-4 года Умеет держать карандаш и довольно свободно манипулировать им. К этому возрасту совершенствуется координация движений и зрительно-пространственное восприятие, что позволяет хорошо копировать. Умеет передавать пропорции фигур, ограничивать протяженность линий и рисовать их относительно параллельными.
5 лет Хорошо выполняет горизонтальные и вертикальные штрихи. Способен ограничивать длину штриха, делать линии более ровными, четкими, правильно удерживая карандаш или ручку. Выполняет вертикальные, горизонтальные и циклические движения, пытается писать буквы.
6-7 лет Хорошо копирует простейшие геометрические фигуры, соблюдая их размер, пропорции. Штрихи становятся более четкими и ровными, овалы завершенными. Фактически в этом возрасте доступны любые графические движения, штрихи и линии.
Сформированность мелкой моторики дошкольника можно понаблюдать при рисовании или закрашивании. Если он постоянно переворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный и необходима соответствующая тренировка, иначе отставание в овладении графическим навыком письма в школе будет значительным.
Следует обращать внимание на такие ошибки:
- невозможность пересчитать пальцы: пропуск то одного, то другого пальца;
- лишние движения на другой руке, ноге (синкинезии);
- при пересчете пальцев на обеих руках асинхронность движений, пропуски пальцев, возвраты;
- медленное выполнение отстукивания ритмов;
- при выполнении проб - повышенный мышечный тонус, резкость движений;
- в пробах на имитацию - отсутствие плавности движений, точности выполнений.
Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т. е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности. Тренировать пальцы рук можно, применяя лепку, закручивание гаек в конструкторе, собирание узоров из мелкой мозаики, вышивание, застегивание пуговиц. К сожалению, моторная неловкость при выполнении манипуляторных действий, трудности и неудачи в овладении ими вынуждают ребенка избегать сложных действий. Поэтому платье с мелкими пуговицами «не нравится», новый конструктор «совсем неинтересный, лучше поиграю с машинками», вязать, лепить, конструировать «неинтересно, не хочется».
Существуют специальные игры для развития пальцев («Гребешок», «Царапка», «Лесенка»), пальчиковые (имитация животных, людей, предметов), театр теней. Особого внимания заслуживают графические движения. Нелюбовь к рисованию – один из показателей нарушения развития тонко координированных движений. Рисование, как и письмо, - сложное инструментальное действие: ведь движения кончика рисующего карандаша возможны только в том случае, если скоординированы действия пальцев, кисти, руки, туловища, если ребенок может управлять ими.
В возрасте 6-7 лет, организуя различные виды деятельности, систематически применяя тренировочные упражнения, ребенок может достичь хороших результатов в развитии моторики кисти. Для развития графического навыка следует использовать: -графический диктант; -рисование линий: прямые и фигурные дорожки; -рисование по точкам, контурам, клеточкам; -штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.
Развитию мелкой моторики рук помогает:
-пальчиковая гимнастика;
-упражнения на освоение предметных действий.
Выполняя различные виды заданий, ребенок приобретает опыт графических движений. Очень важно сразу обучать ребенка правильным приемам действия: вести линию сверху вниз и слева направо, выполнять линии различной толщины и формы, штриховать ровно и без пробелов, не выезжая за контур.
В 6-7 лет ребенок должен выполнять следующие виды штриховок:
-прямые вертикальные (сверху вниз),
-горизонтальные (слева направо),
-наклонные,
-клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити),
-полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши),
-крупными петельками.
Особое внимание нужно уделять выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Линии должны наноситься без отрыва руки от бумаги; при выполнении задания нельзя менять положение листа или тетради.
Следует обращать внимание на правильность посадки за столом и выполнять сначала простые задания, постепенно усложняя их и увеличивая время занятия с 10 до 15-20 мин. После этого обязательно следует сделать перерыв, во время которого можно выполнить пальчиковую гимнастику или упражнения на развитие предметных действий. Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/31/picture-429257-1396275447.jpg)
Методическая разработка.Особенности графомоторных функций у детей с двигательными нарушениями.
Характер затруднений при формировании графомоторных навыков у детей с тяжелыми двигательными нарушениями вследствие детского церебрального паралича находится в прямой зависимости от двигательного дефе...
развитие графомоторного навыка дошкольника
развитие графомоторного навыка дошкольника...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/12/picture-176096-1358019429.jpg)
Перспективное планирование работы с педагогами "Развитие графомоторных навыков дошкольников с использованием технологии лепки из соленого теста"
Перспективное планирование работы с педагогами с целью повышения педагогической компетености в вопросах развития графомоторных навыков дошкольников с использованием технологии лепки из солёного теста....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/20/picture-536918-1603186783.jpg)
Мастер-класс «Развитие графомоторных навыков дошкольников»
Мастер-класс«Развитие графомоторных навыков дошкольников»Графомоторный навык-это определённое положение и движение пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать прост...
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/10/picture-963964-1720593031.jpg)
Консультация для родителей "Развитие графомоторных навыков дошкольника через элементы рисования"
В последнее время важность развития графомоторных навыков подчеркивают все специалисты, работающие с дошкольниками и младшими школьниками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/20/picture-1270603-1600608582.jpg)
ОСОБЕННОСТИ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
В настоящее время особое внимание уделяется образованию и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья, развитию и коррекции их психофизических особенностей.В последние годы растет число де...