Речевые игры
картотека по логопедии
Предварительный просмотр:
Игры для детей с ОНР
«Поймай рыбку»
2 младшая группа
Цель: активизация свистящих и шипящих звуков
Оборудование: небольшие картинки, к ним прикреплены скрепки, удочка с магнитом.
Ход игры:
Дети по очереди вылавливают удочкой картинку с изображением рыбки (щуки, карпа, пескаря, и т. д., называют их, определяют наличие свистящего или шипящего звука.)
«Кто внимательный?»
2 младшая группа
Цель: развитие фразовой речи, слуха.
Оборудование: куклы, кубики, машины, др.
Ход игры:
Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками).
Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой.
Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров.
«Кто ты?»
От 5 – 7 лет
Цель: учить слышать, понимать и соблюдать правила игры, упражнять детей в употреблении им. сущ. в различных падежах.
Ход игры: каждый ребёнок придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.). Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.
Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «ложка» и строго предупреждает:
- Кто ошибается,
- Тот попадается!
- Кто засмеётся, тому плохо придется!
Далее следует диалог, например,
- Кто ты?
- Ложка.
- А что ты ел сегодня утром?
- Ложку.
- А на чем ты приехал в детский сад?
- На ложке. И так далее.
Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся), водящий меняется.
Игры для детей с ФФНР
«Сложи пирамидку»
От 3-5 лет
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Оборудование: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.
Ход игры:
педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.
“Веселые матрешки”
От 3 – 4 лет
Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.
Оборудование: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.
Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.
“Собери яблочки”
От 4 – 5 лет
Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.
Оборудование: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.
Ход игры:
педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.
Игры для детей с заиканием
«Космонавты»
От 4 – 7 лет
Цель. Воспитание тормозных реакций.
Ход игры:
Логопед рассказывает детям, какими выдержанными, собранными, спокойными должны быть космонавты, и предлагает детям ничего не выполнять без согнала. Например, за сигнал взято слово «выполняйте». Логопед предлагает детям встать, они сидят. Затем он произносит: «Выполняйте» - дети встают. Или: «Поднимите руки вверх» - дети спокойно сидят. «Поднимите руки вверх, выполняйте» - дети следуют команде.
«Тихо – громко»
«Бегемотик»
Цель: Формирования диафрагмального дыхания.
Ход игры: Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:
Бегемотики лежали, бегемотики дышали.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
«Кулачки»
Цель: Обучать детей расслаблению рук, фиксируя их внимание на приятном состоянии расслабленности.
Ход игры: Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях, ноги слегка расставлены.
Логопед показывает и помогает принять детям позу покоя. Затем логопед произносит:
Руки на коленях,
Кулачки сжаты,
Крепко, крепко, с напряженьем
Пальчики прижаты.
Большой палец прижат к остальным.
Пальчики сильней сжимаем –
Отпускаем, разжимаем.
Логопед подходит к каждому ребёнку, приподнимает и роняет расслабленную кисть.
Знайте, девочки и мальчики:
Отдыхают ваши пальчики!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"
Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....
Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...
Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......
Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»
« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....
Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.
Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...
Картотека речевых игр для детей старшего дошкольного возраста по речевому развитию (книга Селиверстова В.И. "Речевые игры с детьми")
речевые игры с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию...
семинар практикум для родителей"Психологическая и речевая готовность ребенка к школе"сообщение и показ для родителей в какие речевые игры можно играть с массажными мячами ,учителя-логопеда Прокофьевой Е.Н. по теме: " Пальчиковая гимнастика как способ раз
познакомить участников семинара с играми с массажными мячами практически, какие речевые игры с мячом можно использвать ....
Консультация для педагогов ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ С РЕЧЕВЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ Подвижные речевые игры для детей с ОНР
Консультация для педагогов...