Речевые игры
картотека по логопедии

Керимова Эстэлла Аликовна

игры для детей с ОНР, ФФНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_igry.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей с ОНР

«Поймай рыбку»

2 младшая группа

Цель: активизация свистящих и шипящих звуков

Оборудование: небольшие картинки, к ним прикреплены скрепки, удочка с магнитом.

Ход игры:

Дети по очереди вылавливают удочкой картинку с изображением рыбки (щуки, карпа, пескаря, и т. д., называют их, определяют наличие свистящего или шипящего звука.)

«Кто внимательный?»

2 младшая группа

Цель: развитие фразовой речи, слуха.

Оборудование: куклы, кубики, машины, др.

Ход игры:

Дети сидят на стульях. Вызванный ребёнок выполняет задание, произнесённое ведущим шепотом (действия с игрушками).

Водящим и ведущим могут быть дети, выбранные по желанию или считалкой.

Расстояние от водящего от 3 до 5-6 метров.

«Кто ты?»

От 5 – 7 лет

Цель: учить слышать, понимать и соблюдать правила игры, упражнять детей в употреблении им. сущ. в различных падежах.

Ход игры: каждый ребёнок придумывает себе какое-нибудь смешное прозвище (например, метла, пузырек, расческа, ручка, игрушка и др.). Затем с помощью считалки выбирается водящий. Он начинает задавать вопросы игрокам. Отвечая на них, игрок должен употреблять только придуманное им слово, при этом сохраняя серьезное выражение лица.

Например, водящий подходит к тому, кто назвал себя «ложка» и строго предупреждает:

            - Кто ошибается,

            - Тот попадается!

            - Кто засмеётся, тому плохо придется!

   Далее следует диалог, например,

             - Кто ты?

             - Ложка.

             - А что ты ел сегодня утром?

             - Ложку.

             - А на чем ты приехал в детский сад?

             - На ложке. И так далее.

Когда вопросы закончатся или же игрок ошибается (рассмеётся), водящий меняется.

Игры для детей с ФФНР

«Сложи пирамидку»

От 3-5 лет

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Оборудование: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

Ход игры: 

педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

“Веселые матрешки”

От 3 – 4 лет

Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

Оборудование: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

Ход игры: педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

“Собери яблочки”

От 4 – 5 лет

Цель игры: закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

Ход игры: 

педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

Игры для детей с заиканием

«Космонавты»

От 4 – 7 лет

Цель. Воспитание тормозных реакций.

Ход игры: 

Логопед рассказывает детям, какими выдержанными, собранными, спокойными  должны быть космонавты, и предлагает детям ничего не выполнять без согнала. Например, за сигнал взято слово «выполняйте». Логопед предлагает детям встать, они сидят. Затем он произносит: «Выполняйте»  - дети встают. Или: «Поднимите руки вверх» - дети спокойно сидят.  «Поднимите руки вверх, выполняйте» - дети следуют команде.

                                                                  «Тихо – громко»

«Бегемотик»

Цель: Формирования диафрагмального дыхания.

Ход игры:  Ребенок, находящийся в положении лежа, кладет ладонь на область диафрагмы. Взрослый произносит рифмовку:

Бегемотики лежали, бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

«Кулачки»

Цель: Обучать детей расслаблению рук, фиксируя их внимание на приятном состоянии расслабленности.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках, руки лежат на коленях, ноги слегка расставлены.

Логопед показывает и помогает принять детям позу покоя. Затем логопед произносит:

Руки на коленях,

Кулачки сжаты,

Крепко, крепко, с напряженьем

Пальчики прижаты.

Большой палец прижат к остальным.

Пальчики сильней сжимаем –

Отпускаем, разжимаем.

Логопед подходит к каждому ребёнку, приподнимает и роняет расслабленную кисть.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевые игры по лексическим темам "Речевая полянка"

Здесь подобраны разнообразные игры в соответствии с программными требованиями в помощь родителям....

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры...

Транспорт. Дидактические, речевые игры с движениями, пальчиковая гимнастика, подвижные игры, с-р игры......

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Речевое развитие ребёнка. Речевые игры.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое н...