«Дидактическое пособие, комплекс игр и упражнений по развитию фонематических процессов»
методическая разработка по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Кутдусова Гульнара Ураловна

Игра - основной вид деятельности дошкольника.   В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Наглядно- игровые средства с успехом можно применять в работе с детьми с фонетико–фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонетической стороны речи обусловлена неразвитостью высших психических функций ребенка, недоразвитием фонематического слуха, координации движений, тонкой моторики.

     Дидактическая игра «Яблоня» со своим содержанием, организацией и методикой проведения представляет наглядное пособие.

     Использование  дидактической игры  «Яблоня» на индивидуальных и подгрупповых занятиях создает максимально благоприятные условия для развития детей. А также позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественной для ребенка условий  игровой деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konkurs_ffn_yablonya_-_kopiya.doc178 КБ

Предварительный просмотр:

«Дидактическое пособие, комплекс игр и упражнений по развитию фонематических процессов»

учителя-логопеда

МБДОУ “Башкирский детский сад №102” городского округа город Уфа Республики Башкортостан

Кутдусовой Гульнары Ураловны

“Методические рекомендации по применению дидактического пособия “Яблоня”

     Игра - основной вид деятельности дошкольника.   В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Наглядно- игровые средства с успехом можно применять в работе с детьми с фонетико–фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонетической стороны речи обусловлена неразвитостью высших психических функций ребенка, недоразвитием фонематического слуха, координации движений, тонкой моторики.

     Дидактическая игра «Яблоня» со своим содержанием, организацией и методикой проведения представляет наглядное пособие.

     Использование  дидактической игры  «Яблоня» на индивидуальных и подгрупповых занятиях создает максимально благоприятные условия для развития детей. А также позволяет решать педагогические и коррекционные задачи в естественной для ребенка условий  игровой деятельности.

     С помощью дидактической игры «Яблоня» создается игровая ситуация, актуализируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. Применяемые наглядно- игровые средства призваны способствовать развитию перечисленных функций в интересной, доступной и понятной детям игре.

     В норме к старшему дошкольному возрасту, ребенок овладевает всем комплексом родного языка. У него большой словарный запас, развитая связная речь. Ребенок грамотно и полно излагает свои мысли и делает умозаключения. Но, к сожалению, не всегда речевое развитие происходит гладко и полноценно.

     Дети, говорящие на башкирском языке  испытывают немало трудностей в процессе овладения русской речью. Эта трудность связана с расхождением звуковых систем русского  и родного языков. Общие звуковые трудности обусловлены самой природой звуков русского языка, характером видоизменений звуков, структурными особенностями слогов и их количеством в слове.

     И поэтому на занятиях учитывается следующие общеметодические рекомендации:

 - Широко использовать различную наглядность, в том числе и наглядное моделирование (символы и схемы).

 - Включать в процесс обучения дидактические игры и игровые приемы с целью заинтересовать детей познавательной и речевой деятельностью.

 - В процессе обучения опираться на родной язык.

     Использование вариантов  игр «Яблоня» на башкирском языке помогает детям, для которых башкирский язык- родной,  плавно перейти к обучению на русском языке.

                       

Дидактическое пособие «Яблоня».

Для развития  фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников для подгрупповых и индивидуальных занятий.

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Дидактическая игра «Наливные яблочки».

Задача: - упражнять детей в составлении слогов с заданными буквами;

  • упражнять в подборе слов с заданными слогами, закреплять произношение изучаемого звука в слогах, в словах;
  • развивать у детей  зрительное врсприятие;
  • воспитывать умение слушать друг друга, оказывать помощь и  умение признавать свои ошибки.

Оборудование: яблоня, корзинки с буквенным обозначением, половинки яблочек с гласными и согласными буквами, предметные картинки с изучаемым звуком.

Ход игры.

     Логопед показывает детям корзинку с согласной буквой Л-  с графическим образом автоматизируемого звука. Затем выставляет на дерево рядом с половинками яблочек, которой прикреплены гласные буквы. Половинки яблок необходимо соединить, чтобы они стали целыми. Дети получают слоги и произносят их. Далее по заданию логопеда дети ищут яблоки со словами, содержащие эти слоги. Четко, ясно называют изображения на яблочке и прикрепляют на дерево.

                                  Дидактик уйын «Һутлы алмалар».

Маҡсат: - фонематик ишетеү һәләтен үҫтереү,

 - балаларҙы бирелгән хәрефтәр менән ижектәр төҙөүҙә күнектереү, бирелгән ижектәр менән һүҙҙәр төҙөү, өйрәнелгән өндәрҙең әйтелешен ижектәрҙә һәм һүҙҙәрҙә нығытыу;

 - балаларҙың иғтибарын, хәтерен туплау, фекерләүен үҫтереү, дәрескә ҡыҙыҡһыныу уятыу.

Йыһазландырыу: алмағас, хәрефтәр яҙылған кәрзиндәр, тартынҡы һәм һуҙынҡы  хәрефтәр менән ярты алмалар, өйрәнеләсәк өндәр менән һүрәттәр.

Уйын барышы.

      Логопед балаларға тартынҡы хәреф яҙылған кәрзинде күрһәтә. Һуҙынҡы хәрефтәр йәбештерелгән ярты алма ҡырына тартынҡы хәрефтәр яҙылған алманың икенсе яртыһын элеп ҡуя. Балалар килеп сыҡҡан ижектәрҙе уҡыйҙар. Артабан логопед ҡушыуы буйынса, балалар ошо ижектәрҙән торған һүҙҙәрҙе таба. Дөрөҫ һәм асыҡ итеп алмала төшөрөлгән һүҙҙәрҙе әйтәләр һәм ағасҡа эләләр.

Дидактическая игра «Угощение»

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Задача: - упражнять детей в подборе слов с заданным звуком, в определении место звука в словах;

     -    упражнять детей в определении количество слогов в словах;

  • совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза;
  • развивать у детей  зрительное врсприятие;

     -  воспитывать умение слушать друг друга, оказывать помощь и  умение признавать свои ошибки.

Оборудование: яблоня, корзины, предметные картинки, цветные фишки для обозначения звуков в слове, схемы- домики  для слогов,  схемы -домики для определения позицию данного звука(начало, середина, конец).

Ход игры.

     На яблоне яблоки с изображением предметов, в названиях некоторых из них есть автоматизируемый звук. Яблоня хочет угостить вкусными и спелыми яблочками. По заданию логопеда ребенок собирает яблоки, в названии которых есть заданный звук. Правильно, ясно и четко называет слова, определяет место звука в слове, количество слогов в слове – названии предмета, изображенного на яблоко и с помощью цветных фишек выполняет звуковой анализ слова.

                                 Дидактик уйын «Һыйлау».

Маҡсат: - фонематик ишетеү һәләтен үҫтереү, өндәрҙе ишетә һәм айыра белеү;

 - балаларҙы бирелгән өн менән һүҙҙәр уйлап табырға өйрәтеү, һүҙҙәрҙә өндөң урынын табыу( һүҙ башында, уртаһында, аҙағында), һүҙҙәрҙе ижектәргә бүлеү, һүҙҙәргә өн- ижек анализы яһау һәләтен үҫтереү кунекмәләре үткәреү,телмәр үҫтереү;

- балаларҙың хәтерен, иғтибарын, фекерләүен үҫтереү, дәрескә ҡыҙыҡһыныу уятыу.

Йыһазландырыу: алмағас, кәрзиндәр,өндөң урынын табыу өсөн схема(һүҙҙең башында,уртаһында, аҙағында) ижек анализы яһау өсөн схемалар,  һүҙҙә өндәрҙе билдәләү өсөн төҫлө фишкалар, өйрәнеләсәк өндәр менән һүрәттәр.

                                           

    Уйын барышы.

      Алма ағасындағы алмаларҙа һүрәттәр төшөрөлгән. Был предметтарҙың ҡайһы берҙәренең араһында өйрәнеләсәк өндәр бар. Алмағас тәмле һәм һутлы алмалар менән һыйларға теләй. Күнегеү буйынса балалар шул өндәр булған һүрәтле алмаларҙы йыялар. Һүҙҙәрҙе тулы, дөрөҫ итеп әйтәләр, һүҙҙә өндөң  урынын билдәләйҙәр, ижектәргә бүләләр һәм төҫлө фишкалар менән фонетик анализ яһайҙар.

Дидактическая игра «Собери  яблочки».

Цель: развивать фонематическое восприятие.

Задача: - упражнять в  дифференциации звуков ( по твердости- мягкости и звуков: с-з, с- ш, з-ж, ш-ж, щ-ч, л-р),

- развивать зрительное восприятие,

- воспитывать умение слушать друг друга.

Оборудование: яблоня, корзины, предметные картинки.

                         

                                           Ход игры.

          Вот так яблоко!

          Оно соку сладкого полно.

          Руку протяните, яблоко сорвите.

          И корзинку положите.

   На яблоне необычные яблоки-  с картинками. Нам нужно собрать эти яблочки в две корзины. В одной корзинке картинки со звуком Ш в названии, а во втором - со звуком Ж. Дети выходят по одному, берут любое яблочко с картинами, называют слово и кладут в корзину, с соответствующей буквой. После того, как все яблочки собраны, детям необходимо еще раз назвать слова, четко проговаривая дифференцируемые звуки.

   На других занятиях по дифференциации звуков в игре будут участвовать другие звуки.

Дидактик уйын  «Алма  йыйыу».

Маҡсат:  -  с-ш, с-з, ш-ж, щ-ч, л-р өндәрен ишетеү һәм айыра белеү  һәләтен  үҫтереү;

бирелгән өндәрҙе телмәрҙә дөрөҫ  ҡулланыу, фекерләү һәләтен  һәм иғтибарҙы үҫтереү;

  -   дәрескә ҡыҙыҡһыныу уятыу.

 Йыһазландырыу: алмағас, кәрзиндәр, өйрәнеләсәк өндәр менән һүрәттәр.

Уйын барышы.

               Бына  алма!

               Ул һутҡа тулы.

               Ҡулды һуҙабыҙ,  алма  өҙәбеҙ

               Һәм  кәрзингә  һалабыҙ.

Алмағаста  алмалар  ябай түгел  -  һүрәтле, ә кәрзиндәр  хәрефле.  Беҙгә, әйтелешендә  бирелгән өндәр  булған  алмаларҙы  йыйырға  кәрәк. Балалар  бер-бер артлы сығып, һүрәттәрҙең атамаһында булған кәрәкле өндәрҙе әйтеп,  алмаларҙы  хәрефле  кәрзиндәргә һалалар.

  Икенсе дәрестәрҙә уйында  башҡа төрлө өндәр дифференциациялана.

Конспект логопедического занятия

для старшего дошкольного возраста на тему: “Чудо- яблоня”

Задачи: развивать фонематический  слух, зрительное восприятие,продолжать развивать продолжительный речевой выдох, закреплять навыки определения позиции гласных  звуков, закреплять навыки деления слов на слоги, упражнять в звуковом анализе двухсложных слов, упражнять   в согласовании числительных с существительными”, в подборе родственных слов, упражнять в  составлении описательного рассказа,используя схему, воспитывать умение работать согласованно, воспитывать внимание к обращенной речи.

Оборудование: яблоня, корзины, яблочки с картинками, цветовые кружочки для звукового анализа, схемы предложеня.

                                   Ход занятия.

Оргмомент.

 - Послушайте загадку. Попробуйте догадаться о чем она.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко).

 Правильно, это яблоко!

2. Подбор родственных слов.

А как называется дерево, на котором растут яблоки?

Конечно, это яблоня.

Как называется место, где растут яблоки? Дается подсказка: это слово начинается со звука С  (сад).

Как называется сад, где растут яблоки(яблоневый сад)

Как называется сок из яблок? (яблочный).

Мы с вами к слову “ яблоко “ подбирали родственные слова.

3. Закрепление навыка определения позиции гласных звуков и делении слов на слоги.

 А вот и “ чудо – яблоня”.На ней яблоки непростые, а с картинками. Яблоня угостит нас своими плодами, но и мы должны порадовать ее своими знаниями.  Чтобы снять яблоко с дерева, надо выполнить задания.

1). Соберите только те яблочки с картинками, названия которых  начинаются с гласных звуков.( арбуз, апельсин, ананас, осы,);

2). Соберите только те яблочки с картинками, которые имеют два слога.(гранат, груша, киви, персик, слива, вишня, ).

4. Звуковой анализ слов.

Внимательно послушайте следующее задание:  тот, кого я назову, должен сорвать яблоко с дерева, на которой нарисован один предмет (мак), и много предметов (маки) четко проговаривает звуки в словах и вместе с остальными детьми выполняет звуко- слоговой анализ слова, обозначая звуки в словах  цветными кружочками.

5. Физминутка.  “Вот так яблоко”.

Дети имитируют движения.

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно.

Руку протяните, яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну,

быстро яблоко сорву!

И в корзину положу.

Вот так яблоко!

6. Д/ упражнение “Подсчитай яблочки”.

- У нас  полная корзина яблок. Давайте подсчитаем, сколько яблок мы собрали.

Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок, шесть яблок, семь яблок, восемь яблок, девять яблок, десять яблок.

7. Д/упражнение “Почувствуй аромат ”.

Закройте глаза и почувствуйте аромат спелых яблок. Глубокий вдох через нос и медленный выдох через рот с проговариванием: Ах, какое вкусное яблоко! Ах, какое вкусное, душистое яблоко! Ах, какое вкусное, душистое, сладкое яблоко!

8. Составление описательного  рассказа  с помощью схемы.Дети превращаются в фрукты и рассказывают.

Я яблоко, зеленое, круглое, большое, твердое, расту в саду на яблоне.

Я очень полезное, из меня можно приготовить варенье, сок.

Я груша, зеленая, овальная, большая, твердая, вкусная, сочная, сладкая. Я полезная, из меня можно приготовить сок,варенье.

Я апельсин, оранжевый, круглый, большой, твердый, кисло- сладкий,покрыт корочкой, внутри мякоть с маленькими косточками. Я полезный, из меня можно приготовить сок.

9.Итог занятия.

 Яблоня благодарит за правильные ответы и угощает нас вкусными яблочками. .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Игры и упражнения для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Упражнения для развития фонематических процессов".

Какие стадии проходят фонематические процессы в своем развитии? Какие упражнения могут способствовать планомерному развитию? Интересуетесь? Загляните....

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет).

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста(5-6 лет)....

КОМПЛЕКС ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ВОСПРИЯТИЯ

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия...

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия

Комплеки игр и упражнений для развития фонематического слуха и восприятия....

Комплекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.

Комплаекс игр и упражнений для развития фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста....