Конспект НОД "Алфавит давай учить, будем вместе говорить"
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Образовательная деятельность организована в в форме квест - игры. Цель деятельности - ознакомление с образом буквы для профилактики оптической дисграфии. Интеграция образовательных областей позволяет решить комплекс задач. На занятии создана для детей проблемно – игровая деятельность, которая способствует развитию положительного эмоционального настроя детей, повышает речевую активность и сохраняет интерес на протяжении всего занятия. Приёмы подачи материала основаны на игровых обучающих ситуациях, которые побуждают детей к самостоятельной деятельности, применению новых знаний и накоплению опыта по ознакомлению с буквами. На занятии используется много красочных дидактических пособий: «Фонарик», «Найди букву», «Сенсорные коробочки» , «Тактильные карточки» , которые позволяют задействовать все анализаторы в комплексе (тактильный, зрительный, слуховой) и механизмы мозга для усвоения графического образа буквы. На занятии используются малые стихотворные формы для повышения интереса к игровым заданиям, обогащения словарного запаса. Для формирования зрительного и слухового анализа и синтеза, моторных координаций и пространственного анализа в совместную деятельность с детьми, как организующий момент введена «Гимнастика для мозга» и упражнения на межполушарное взаимодействие «Живые буквы». Физминутка «Живые буквы» соответствует содержанию занятия и отражает инновационные нейропсихологические и нейрологопедические подходы к обучению детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx | 297.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 11»
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по образовательной области «Речевое развитие» в форме квест - игры
на тему: «Алфавит давай учить, будем вместе говорить»
для детей подготовительной группы.
г. Троицк Челябинская область
2019 г.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.
Форма проведения: квест - игра
Тема: «Алфавит давай учить, будем вместе говорить»
Цель: закрепление образа буквы для профилактики оптической дисграфии.
Задачи:
Обучающие задачи:
Закреплять понятия «звук», «буква».
Закреплять зрительный образ буквы.
Упражнять в умении выделять первый звук в слове.
Совершенствовать умение соотносить звук и букву.
Закреплять правильное употребление грамматических конструкций с предлогом.
Закреплять правила безопасного обращения с острыми предметами.
Развивающие задачи:
Развивать фонематические процессы.
Развивать зрительно-пространственное восприятие, представления и ориентировки.
Развивать зрительно – моторную координацию, моторную координацию.
Развивать внимание, зрительную и слуховую память, мыслительные процессы.
Воспитывающие задачи:
Воспитывать интерес к буквам, чтению.
Воспитывать желание и умение работать в коллективе, в парах.
Воспитывать желание создавать и поддерживать хорошее настроение себе и другим.
Поощрять активность и самостоятельность.
Здоровьесберегающие задачи:
Предупреждать утомляемость детей (динамическая пауза).
Улучшать координацию работы мозга, межполушарное взаимодействие: повышать способность к произвольному контролю, работоспособность, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.
Продолжить работу по сохранению и укреплению психологического здоровья детей, создав благоприятную атмосферу в детском коллективе.
Словарная работа: расшифровать, бисер, стеклярус.
Предварительная работа: звуко – буквенный анализ слов, понятия «звук», «буква», знакомство с буквами.
Оборудование:
Демонстрационный материал: зашумлённые буквы, электронная презентация, аудиофайлы (звуки шагов, реплики Буквоежки), мольберт магнитный, магниты.
Раздаточный материал: мягкие коврики, плетёные (декоративные) шары с буквами внутри, карточки – чемоданчики с контурным изображением букв на них, сенсорные коробки с разными наполнителями и буквами, игровое пособие «Фонарик», мешочки с пластиковыми крышками, поролоновые губки, листы бумаги 7/12 см., палочки для канапе.
Материал: ноутбук, мультимедийная установка, ёлочки.
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Структура НОД | Ход НОД |
Организационный момент «Приветствие» | Предлагаю детям приветствовать друг друга: помахать рукой, улыбнуться друг другу, стукнуться кулачками. |
Вводная часть: (3 мин.) Гимнастика для мозга (межполушарное взаимодействие) Упражнение «Передай шар: себе – другому» | Предлагаю разделиться на пары, пройти к мягким подушкам, лежащим напротив друг друга, взять шары и сесть на подушки, на колени. Слайд 1 Педагог: - Сейчас мы будем делать «Гимнастику для мозга», которая напоминает обычную гимнастику. Такая гимнастика помогает улучшить память, внимание, настроиться на рабочий лад. Педагог: - Исходное положение: в одной руке шар, обе руки лежат на коленях ладонями вверх. Показываю образец выполнения. Педагог: - Обратите внимание, что после передачи шара руки возвращаются в исходное положение: на колени. Движения выполняются под счёт: раз – два. - переложить шар из одной руки в другую и обратно (себе); - переложить шар друг другу, в руку, напротив; - оба шара находятся у одного в руках, переложить одновременно оба шара в руки другому. Дети обращают внимание, что внутри шаров что – то есть. Они смотрят сквозь прутики, находят там буквы, называют их. Педагог: - Как же они туда попали, чьи это буквы? Нужно разобраться! Разберёмся вместе? Вы совсем большие, ребята, многому научились. Пришла пора поделиться своими знаниями. Поможете мне? Без вашей помощи не справиться?! Слайд 2 Педагог: - Алфавит давай учить, Будем вместе говорить! (Заставка на экране – алфавит.) Педагог: - Что такое алфавит? Ответы детей. Правильно – это буквы. Давным-давно, люди, чтобы запомнить то, что происходило в их жизни, рисовали рисунки, а затем придумали обозначать каждый звук родного языка буквой, чтобы записывать слова. Откуда же интересно появилось слово «алфавит»? Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называется «альфа», а вторая «вита» - из них и получилось слово «алфавит». - А, зачем вам нужно знать буквы? Ответы детей. |
Основная часть: (15 мин.) Игровой момент «Буквоежка» Игра Шифровальщик» (зашумленные изображения). Игра «Сокровища Буквоежки» (сенсорные коробочки, карточки - чемоданчики с контурным изображением букв разного размера) Игра «Фонарик» (наглядно – дидактическое пособие) Игра «Найди пару» (игровые фишки –крышечки). Минутка отдыха. «Живые буквы» (кинезиологические упражнения) Продуктивная деятельность «Моя любимая буква» | Слайд 3 Слышен громкий звук шагов, чавканье. Педагог: - Что это за звуки? Кто вы, наш таинственный гость, покажитесь? Голос за кадром: - Кто, кто? Никто! Не скажу! Не покажусь! Отгадайте сами: расставьте карточки по порядку, расшифруйте буквы, которые спрятались на них и узнаете моё имя. Вот! Слайд 4 Дети выполняют задание. Наш гость – БУКВОЕЖКА (на мониторе появляется картинка). Педагог: - А, почему ты так сердит, Буквоежка? Буквоежка: - Шёл я, шёл, нёс полный мешок моих любимых звуков и букв. Мешок порвался, и все звуки и буквы потерялись! Педагог шепчется с детьми. Дети предлагают помочь Буквоежке. Педагог: - Не расстраивайся, Буквоежка! Мы тебе поможем! Но, найти мы сможем только буквы. Ребята, объясните Буквоежке, чем отличаются понятия «звук» и «буква». Прошу детей вспомнить понятия «звук» и «буква» и объяснить: звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим, читаем и пишем. Педагог: - Где ты мог потерять буквы, Буквоежка? Слайд 5 На экране монитора появляется карта – схема со следами. Следы ведут к ёлочкам (на экране появляется слайд с картой – схемой). Педагог: - Куда пойдём? Правильно, к ёлочкам. Дети находят задание. Сенсорные коробочки наполнены разными материалами: фасоль, бисер, камешки, косточки, пушистые шарики, стеклярус, пшено, гречка. Внутри спрятаны буквы. Педагог: - Найдите буквы, спрятанные в коробочках, и разложите их в чемоданчики в соответствии с изображением букв на чемоданчиках. Дети выполняют задание. Слайд 6 Далее следы ведут к окну (на экране появляется следующий слайд с картой – схемой). Педагог: - Куда пойдём? Правильно, к окошку. Около окна дети находят задание. Игра «Фонарик» Педагог: - Я буду называть слова. Внимательно слушайте, назовите первый звук в слове и «фонариком» найдите букву, которая обозначает этот звук. Словарный материал: индюк, лапа, шапка, тапки, барабан, волк. Ты свети, свети, фонарик, Покажи ты мне не шарик, Не игрушку, не цветы, Ты мне букву покажи! Дети выполняют задания.
Слайд 7 Далее следы ведут в уголок природы (на экране появляется следующий слайд с картой – схемой). Дети находят задание. Для каждого ребёнка по шесть игровых фишек в индивидуальном мешочке. Педагог: - На обратной стороне крышек написаны пары букв. Рассмотрите игровые фишки: поочерёдно переворачивайте крышечки, запоминая буквы. Затем переверните крышки буквой вниз и по памяти найдите пары одинаковых букв. Если вы не сразу нашли пару, верните крышки в исходное положение. Играйте до тех пор, пока не найдёте все пары букв. Крышки ты переверни. Сначала запомни! Потом пару найди! Дети выполняют задание. Слайд 8 Буквоежка хвалит детей: - Молодцы, ребята! Перед тем, как продолжить поиск моих «потеряшек», предлагаю вам отдохнуть. В этом вам помогут «живые буквы». Повторяйте за ними. Педагог: - В каждой позе нужно устоять неподвижно под счёт до 5. На экране монитора появляются одушевлённые буквы (1). Слайд 9 Кто делает зарядку по утрам Тот букву Р легко покажет нам. Одно лишь надо не забыть: Какой руке согнутой быть. Слайд 10 Дядя Яша, тра – ля – ля, Стал похож на букву Я. Он ужасно растолстел, Потому что много ел. Слайд 11 Буква Г совсем другая Она стройная, прямая Нос свой держит впереди, Чтобы знать, куда идти. Слайд 12 Пугало на огороде Птиц пугает день и ночь, Широко расставив руки – Ну как буква Т точь - в - точь. Дети повторяю движения. Слайд 13 Далее следы ведут к столам (на экране появляется следующий слайд с картой – схемой). Дети находят задание. Перед каждым ребёнком раздаточный материал: губки для мытья посуды, лист бумаги 7/12 см., палочка для канапе. Предлагаю детям рассмотреть предметы. Педагог: - Я научу вас с помощью этих предметов писать свою любимую букву необычным способом. А буква получится не простая, а волшебная! Карандашом напишите свою любимую букву на весь лист бумаги, положите лист бумаги на губку и палочкой проколите отверстия по контуру буквы. Получится буква из маленьких дырочек. Показываю образец выполнения. Напоминаю правила обращения с острыми предметами. Дети выполняют задание. Педагог: - А теперь, посмотрите сквозь дырочки на небо – буква стала небесно – голубая! Если посмотреть сквозь дырочки на друга – она станет цвета рубашки товарища или цвета платья подружки! А если посмотреть сквозь дырочки на маму, то буква станет цвета любимой мамочки! Дети рассматриваю работы друг друга. Комментируют работы.
|
Заключительная часть: (2мин.) | Слайд 14 Далее следы ведут к педагогу (на экране появляется следующий слайд с картой – схемой). В руках у педагога коробка с сюрпризом. Слайд 15 На слайде появляется весёлый Буквоежка. Предлагаю детям подарить Буквоежке его любимую букву – Б. Буквоежка благодарит детей за помощь и за подарок: - Спасибо вам за помощь и за подарок! Мы встретимся с вами ещё не раз: в первой вашей азбуке, в любимой книге. До новых встреч! Педагог: - Мы с вами преодолели все трудности, и нашли сокровища Буквоежки. Вспомните, какие задания вы выполняли? Какое из них вам больше понравилось? Какое задание было самым сложным? Рассуждения детей. Педагог: - Ребята, вы молодцы! Давайте откроем коробку и узнаем, какой сюрприз приготовил для вас Буквоежка (печенье в виде букв). |
Литература:
- Колесникова Е.В. Запоминаю буквы.- М.: Издательство «Ювента», 2001.
- Картинки к слайдам скачаны с интернета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Буду я стихи учить – стану чётко говорить».
В нашей работе очень важна заинтересовать детей. Привлечь их внимание может необычная подача материала. Опыт работы показал: забавное стихотворение запоминается детьми легче, чем длинное объясне...
Конспект занятия по проекту "Учимся жить вместе"ятия по проекту "Учимся жить вместе" 3
Конспект предназначен для педагогов, работающих по теме "Толерантность"...
Родительское собрание на тему: «Давайте учиться вместе!»
Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – ос...
Мы сегодня нарядились, будем петь и танцевать, Будем вместе веселиться, будем маму поздравлять.
Мы сегодня нарядились, будем петь и танцевать, Будем вместе веселиться, будем маму поздравлять....
Проект по социально-нравственному воспитанию "Давайте не будем давать напрасных обещаний" с детьми 2-ой младшей и средней группы
Социально-нравственное воспитание - это активный целенаправленный процесс вхождения ребенка в социальную среду, когда происходит усвоение моральных норм, ценностей, формируется нравственное сознание р...
Мастер-класс для педагогов коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование ли...
МАСТЕР-КЛАСС «ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ C ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ.
коммуникативные игры помогут родителям лучше понять своих детей. детям войти в социальный мир, помогут сформировать у них социальную уверенность....