Родительское собрание на тему: «Давайте учиться вместе!»
консультация (подготовительная группа) на тему

Шипкова Татьяна Адольфовна

 

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_na_temu.docx47.59 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Давайте учиться вместе!»

МДОУ №41 «Гнёздышко» - Центр развития ребёнка

Учитель-логопед Шипкова Татьяна Адольфовнаг.о. Электрогорск

Информационная справка

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что современным родителям нужна постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка. Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным; педагоги ищут новые точки взаимодействия, формы работы с родителями; повышение педагогической культуры родителей – основа совершенствования полноценного развития ребенка. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности  важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Современная концепция дошкольного воспитания положила начало реформе дошкольного образования, в которой обозначено, что семья и ДОУ, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» указано, что одна из основных задач, стоящих перед детским садом, - «взаимодействие с семьей для обеспечения семейного воспитания детей с нарушениями речи.

Осознанное включение родителей в совместный с учителем–логопедом коррекционный процесс позволит значительно повысить эффективность совместной работы. Возникнет понимание того, что создание единого речевого пространства развития ребенка возможно при  условии тесного сотрудничества учителя-логопеда и родителей.

Цели:

Формировать систему воспитательных отношений в совместной деятельности между родителями и детьми.

Создавать социально-психологические основы всестороннего целостного развития личности.

Формировать положительную мотивацию обучения и межличностные отношения между детьми, родителями и педагогами.

Задачи:

1. Изучить особенности педагогической наблюдательности родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями.

2. Привлечь родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедической группы коррекционного ДОУ.

3. Пополнить наглядно-информационный материал для родителей, направленный на развитие речи детей.

4. Систематизировать практический материал, которым могли бы воспользоваться педагоги и родители  в осуществлении работы во взаимодействии учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Оборудование

  1. Выставка логопедической литературы.
  2. Выставка игр по развитию мелкой моторики (разнообразные виды шнуровок, прищепки, спички, мозаика, кубики, конструкторы, разрезные картинки, шаблоны.
  3. Памятки и рекомендации для родителей (по проведению дома артикуляционной, дыхательной и пальчиковой гимнастик, самомассажа.
  4. Оборудование для практического показа:
  1. дыхательных упражнений (лодочки из пенопласта, трубочки для коктейля, стаканы с водой, горох, теннисный мяч, вата, дидактические пособие «Бабочка на цветке»);
  2. пальчиковых игр и упражнений (спички, прищепки, палочки, разные виды круп и макаронных изделий);
  3. самомассажа (шестигранные карандаши, грецкие орехи).

    5. Презентация: «Артикуляционная гимнастика».

План проведения родительского всеобуча

  1. Проведение пальчиковой гимнастики.
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. Массаж и самомомассаж.
  4. Артикуляционная гимнастика.
  5. Подведение итогов.

Организационный момент

Логопед. Уважаемые родители! Сегодня всеобуч посвящен различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи. Вы увидите, как надо применяет их в повседневной работе с детьми и как можно использовать данные рекомендации для занятий дома, а также принять непосредственное участие самим.

Пальчиковая гимнастика

Логопед. Послушайте «Сказку про пальцы». (Рассказывает, поочередно разгибая пальцы.)

Жили братья, не тужили,

Но однажды приуныли.

Стали думать и гадать,

Как же имена всем дать?

- Я хоть ростом невелик,

Но веселый озорник.

Все стоите вы за мной.

Буду зваться я Большой.

- Я указывать люблю

На цветы и на Луну,

Очень я внимательный,

Палец Указательный.

- Я стою посередине,

Буду зваться я отныне

Средний палец-удалец.

Вот такой я молодец!

- Меньше всех я братьев ростом.

Ох, как маленьким

непросто!

Но меня легко узнать,

Пусть Мизинцем будут звать.

Брат один, как ни гадал,

Имя так себе не дал.

Но его не обижают,

Безымянным называют!

Ученые пришли к выводу, что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук.

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук — один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

К 5 годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, интересных для ребенка. Логопед показывает схему-образец «Рожица» и предлагает родителям выложить ее из спичек (Приложение 6).

Учимся правильно дышать

Развивая правильную речь, обязательно нужно научить детей правильному дыханию - энергетической основы нашей речи.

Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Особое значение оно имеет для детей с речевыми нарушениями. Работу над
коротким вдохом и длинным речевым выдохом начинается с упражнений, направленных на координацию ротового и носового дыхания.

Логопед. Сейчас мы с ребятами покажем несколько упражнений, и родителей тоже просим попробовать.

Два ребенка показывают дыхательные упражнения:

Вдох и выдох носом.

Вдох носом, выдох ртом.

Вдох ртом, выдох носом.

Вдох и выдох ртом.

Дети  и родители выполняют упражнения (Приложение 3).

Упражняясь 5—10 мин с перерывами по 1 мин каждый день, вы заметите, что

ребенок быстрее засыпает, становится спокойнее.

Такое дыхание учит человека расслабляться, быстро восстанавливать свои силы. Оно полезно не только детям с нарушениями речи, но и взрослым, которые испытывают физические нагрузки, стресс, перенапряжение, часто болеют простудными заболеваниями.

Перед проведением дыхательной гимнастики в помещении необходимо вытереть пыль, проветрить его, воспользоваться увлажнителем воздуха.

Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после еды. Между занятиями и последним приемом пищи должен пройти хотя бы час.

Следующий вид упражнений – массаж (Приложение 4).

Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.

Массаж — совокупность приемов механического, дозированного воздействия в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности тела человека, как руками, так и специальными аппаратами через воздушную, водную или другую среду.

Методика массажа и самомассажа, построенная с учетом клинико-физиологических принципов, — эффективное средство лечения, восстановления работоспособности, предупреждения и профилактики заболеваний, активное средство оздоровления организма.

Рассмотрим один из видов массажа — самомассаж, который активизирует движение лицевой мускулатуры, улучшает тонус мышц лица и всего тела, можно проводить одновременно с несколькими детьми в любое время дня.

Длительность одного сеанса 5—10 мин. Каждое упражнение выполняется 4—6 раз. Дети могут сидеть или лежать (после сна). Показ упражнений и выполнение  родителей вместе с детьми.

И последнее, о чем хотелось бы сегодня поговорить – это о необходимости выполнения артикуляционной гимнастики дома, потренируемся в выполнении артикуляционных упражнений.

У детей с речевыми нарушениями отмечается слабость и вялость артикуляционной моторики (языка, губ, щек): их движения нечетки, наблюдаются трудности удержания артикуляционной позы, переключаемости, быстрая истощаемость.

Для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти необходимо выполнять артикуляционную гимнастику.

Проводить гимнастику нужно ежедневно, не менее двух раз в день, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Заниматься с ребенком желательно утром – перед завтраком и вечером перед сном.

Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позу в течение 6-10 секунд. Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координированность и переключаемость.

Сегодня мы с вами рассмотрим базовые артикуляционные упражнения, которые являются основой при постановке некоторых групп звуков.

Появляется Тигренок, он плачет и никого не замечает.

Логопед:

- Здравствуй, Тигренок. Что с тобой, почему ты плачешь? Может, мы сможем тебе помочь.

Тигренок:

- Я не умею выговаливать звук [Л], и все звели надо мной смеются. Они говолят, что это за тигл, котолый не умеет лычать (плачет еще сильней).

Логопед:

- Тигренок, не расстраивайся. Хорошо, что ты к нам пришел. Покажи свой язычок. Ой, какой он у тебя слабый и вялый. Наши ребята умеют выполнять специальные упражнения, которые укрепляют мышцы языка. Ребята, научим Тигренка?

Дети вместе с родителями выполняют перед зеркалами артикуляционную гимнастику по заданию логопеда. Логопед говорит об особенностях выполнения каждого упражнения, обращает внимание на типичные ошибки, смотрит за правильностью выполнения упражнений: «Улыбка», «Заборчик», «Хоботок», «Трубочка», «Домик открывается», чередование «Хоботок», «Улыбка», «Домик открывается», «Лопаточка», «Горка», «Мостик», «Чашечка», «Вкусное варенье», «Маляр», «Лошадка».

Тигренок повторяет за детьми.

Логопед. Молодцы! А где Тигренок? Тигренок, поцокай язычком, как лошадка. Смотри, какой у тебя язычок стал сильный и ловкий. А теперь попробуй, произнеси звук [Р-Р-Р]!

Тигренок рычит, радуется, благодарит ребят за помощь и уходит. Ребята, и вы, если будете выполнять артикуляционную гимнастику каждый день, то тоже скоро научитесь правильно произносить все звуки. (Приложение 5).

В конце мероприятия родители делятся впечатлениями, задают вопросы. Им раздаются анкета, памятки с рекомендациями по проведению дыхательной и пальчиковой гимнастики, самомассажа в домашней обстановке (см. Приложения 1, 6, 7, 8).


 

Список использованной и рекомендуемой литературы

  1. Краузе Е.Н. Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. СПб., 2007.
  2. Белякова А.И., Гончарова, Н.Н.. Шишкова Т.Г, Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. М., 2005.
  3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж. СПб., 2000.
  4. Васичкин В.И. Справочник по массажу. Л., 1991.
  5. Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки — чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2000.
  6. Гатанова И.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. СПб., 2000.
  7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М., 2004.
  8. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родионова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. М.. 2005.
  9. Пожиленко К. А. Артикуляционная гимнастика. СПб, 2004.
  10. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжёлыми дефектами речи. Екатеринбург, 1996.
  11. Репина З.А., Буйко В.Ц. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2000.
  12. Светлова И.В. Развиваем мелкую моторику и координацию. М., 2004.

Приложения

Приложение 1

АНКЕТА

1. Фамилия, имя ребенка __________________________________

2. Кто из членов семьи больше других уделяет внимание ребенку и как занимается с ним?____________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Много ли вопросов задает Вам ребенок? Что его интересует? _________________ ________________________________________________________________________

4. Как часто Вы читаете ребенку? Запишите названия его любимых книг__________ ________________________________________________________________________

 ________________________________________________________________________

5. Назовите любимые фильмы, телепередачи Вашего ребенка____________________ ________________________________________________________________________

 ________________________________________________________________________

6. Что для него предпочтительнее: просмотр фильма или чтение?_________________ ________________________________________________________________________

 ________________________________________________________________________

7. Любит ли он рисовать? Чем он рисует? Испытывает ли трудности, выполняя задания по подготовке руки к письму? _______________________________________ ________________________________________________________________________

8. Что беспокоит Вас в речевом развитии ребенка? ____________________________ ________________________________________________________________________

9. Исправляете ли Вы его речевые ошибки? __________________________________ ________________________________________________________________________

10. Как ребенок относится к своему речевому дефекту (не замечает; замечает, но не реагирует; замечает и переживает)? _________________________________________ ________________________________________________________________________

11. Какие трудности он и Вы испытываете, выполняя задания логопеда дома ________________________________________________________________________

 ________________________________________________________________________

12. Какие темы со специалистами детского сада Вы хотели бы обсудить? ________________________________________________________________________

 ________________________________________________________________________

13. Отметьте, консультации каких специалистов Вы хотели бы получить.

Логопед, психолог, дефектолог, воспитатель, психиатр, медицинский персонал.

 ________________________________________________________________________

 

Спасибо!

Приложение 2

Развитие речи через развитие мелкой моторики

Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается гимнастика для пальцев. В возрасте 3-5 лет необходимо выполнять гимнастику для пальчиков ежедневно (время проведения 10 минут). Вот примерные упражнения, которые вы с ребенком можете разучить. В дальнейшем ваш ребенок и сам без труда сможет выполнять эти упражнения.

"ГНОМИКИ-ПРАЧКИ"

Жили-были в домике (дети сжимают и разжимают кулачки),

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чикки, Микки (правой рукой загибают на левой руке пальчики, начиная с большого пальчика).

Раз, два, три, четыре, пять (правой рукой разгибают на левой руке пальчики, начиная с большого),

Стали гномики стирать (трут кулачки друг о друга):

Токи - рубашки,

Пики - платочки,

Лики - штанишки,

Чикки - носочки (опять загибают пальчики на левой руке, начиная с большого).

Микки умница был,

Всем водичку носил.

"ПОМОЩНИКИ"

Раз, два, три, четыре (дети сжимают и разжимают кулачки),

Мы посуду перемыли (трут одной ладошкой о другую):

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварёшку (загибают пальчики, начиная с большого пальчика).

Мы посуду перемыли (опять трут одной ладошкой о другую),

Только чашку мы разбили (загибают пальчики, начиная с мизинца).

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Так мы маме помогали (сжимают и разжимают кулачки).

"ВАРИМ КОМПОТ"

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много.

Вот: (левую ладошку держат "ковшиком", а указательным пальцем правой руки "мешают").

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмём лимонный сок (загибают пальчики по одному, начиная с большого пальчика).

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ (опять" варят" и "мешают").

После того, как ручки ребёнка разогрелись, можно приступить к выполнению следующих заданий на развитие мелкой моторики. Это могут быть опять же упражнения для пальчиков.

"ЗДРАВСТВУЙ"

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую! (Пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками).

"МИЗИНЧИК"

Маленький мизинчик

Плачет, плачет, плачет.

Безымянный не поймет:

Что всё это значит?

Средний пальчик очень важный,

Не желает слушать.

Указательный спросил:

- Может, хочешь кушать?

А большой бежит за рисом,

Тащит рису ложку,

Говорит: - Не надо плакать,

На, поешь немножко! (Кисти руки сжаты в кулачок, поочерёдно разгибать пальцы, начиная с мизинца; с последней строчки большим пальцем и мизинцем касаться друг друга).

"ЦВЕТОК"

Набухай скорей, бутон,

Распусти цветок - пион!

(Подушечки пальцев обеих рук сомкнуть; ладошки немного округлые - получается "бутон"; нижние части ладоней прижаты друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть - получается большой раскрытый "цветок").

"БАБОЧКА" (народная потешка)

Бабочка-коробочка,

Улетай под облачко.

Там твои детки

На берёзовой ветке. (Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу, пальцы прямые - "бабочка" сидит; ладони прямые и напряжены, пальцы не сгибать; лёгким, но резким движением рук в запястьях имитировать полёт бабочки).

"ПТИЧКИ"

Птички прилетали,

Крыльями махали.

Сели. Посидели.

И дальше полетели. (Пальцами обеих рук производить движения вверх- вниз).

"ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ"

Улетела птица- мать

Малышам жучков искать.

Ждут малютки-птицы

Мамины гостинцы. (Все пальцы правой руки обхватить левой ладонью - получается "гнездо"; шевеленье пальцами правой руки создаёт впечатление живых птенцов в гнезде).

"КРЮЧОЧКИ"

Крепко держатся дружочки,

Не разжать нам их крючочки. (Сцепить мизинцы обеих рук друг с другом, как два крючочка, чтобы их трудно было расцепить; по аналогии делать фигуры другими пальцами).

"ЛАДОНЬ-КУЛАК"

Хочешь? Тоже делай так:

То ладонь, а то - кулак. (Руки положить на стол, ладони прижаты к столу; одновременно сжать два кулачка {позиция "кулак"- "кулак"}; разжать пальцы одной руки и прижать её к столу {позиция "рука" - "кулак"}; для усложнения увеличить темп движения).

"КРЕСТИКИ И НОЛИКИ"

У меня на столике

Крестики и нолики,

Захотел Илья Пятков

Сделать их из пальчиков

И фигурки у него

Получаются легко.

Захотите - научу

Девочек и мальчиков

Делать их из пальчиков?

Кисти рук с прямыми пальцами положить на стол: "крестики" - зацепить безымянный палец за мизинец (или средний - за указательный); удерживать это положение как можно дольше. "Нолики" - соединить подушечками большой палец с указательным, затем - со средним, безымянным пальцами и мизинцем; одновременно удерживать созданные из пальцев рук крестики и нолики.

Также можно использовать разнообразную предметную деятельность, которая также способствует развитию мелкой моторики. Чтобы получить наибольший  эффект можно во время занятий сочетать пальчиковую гимнастику со следующими видами деятельности:

 – застёгивание и расстегивание пуговиц (специальный набор для занятий можно купить в магазине);

 – всевозможные шнуровки;

 – нанизывание колец на тесьму;

 – игры с мозаикой;

 – сортировка мозаики по ячейкам;

 – игры с конструктором;

 – перебирание круп, зёрен (к примеру, фасоль отделить от гороха).


Приложение 3

Учимся дышать правильно

С помощью следующих упражнений развивается длительный выдох.

Упражнение «Согреть руки» - выдох со звуков х-х-хо. Упражнение «Остудить воду» - выдох со звуков ф-ф-ф. Упражнение «Бабочка» - сдувать бабочку на ниточке с цветка:

Бабочка на цветке сидела,

Ветер дунул — улетела.

Можно подуть на ватку, полоски бумаги.

Упражнение «Лодочки» - дуть на лодочку из пенопласта. Упражнение «Футбол» - дуть через соломинку,        стараясь попасть в ворота. Упражнение «Подводная лодка» - пускать через соломку воздух в стакане воды.

Нужно следить, чтобы выдох был полным, т.е. не прерывался для небольшого вдоха.

Следующие упражнения развивают не только направленную воздушную струю, но и укрепляют язычные мышцы, что очень важно для постановки звуков.

Упражнение «Фокус» — язык чашечкой, сдувать ватку с носа.

Упражнение «Забей гол»: плавный выдох, губы трубочкой; плавный выдох, губы в улыбке; плавный выдох, язык лопаткой; язык лопаткой, выдох толчками.

Для углубленного вдоха детям предлагается «понюхать цветок», узнать по запаху фрукт или овощ с закрытыми глазами. Во время вдоха нужно следить, чтобы голова была приподнята, шея выпрямлена, плечи не поднимались.


Приложение 4

Технология массажа в работе с детьми, имеющими речевые нарушения

Для самомассажа мышц головы и шеи можно рекомендовать следующие упражнения.

«Я хороший» — поставить ладони обеих рук на голове ближе ко лбу, соединить пальцы в центре, провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковую поверхность или к плечам (движения медленные, поглаживание). «Наденем шапочку» — исходное положение {и.п.) рук то же, двигать ладони вниз к ушам, затем по передней боковой части к подбородку.

Для лицевой мускулатуры

«Рисуем дорожки» — движениями пальцев от середины лба к вискам.

 «Рисуем елочки» — двигать пальцами ото лба к вискам.

«Пальцевой душ» — легко постукивать пальцами по лбу.

 «Глазки спят» — закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки, удерживать 3—5 секунд.

«Нарисуем усы» — двигать указательным и средним пальцами от середины верхней губы к углам рта.

«Веселый клоун» — двигать указательным и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, затем вверх к скуловой кости.

«Испечем блинчики» — похлопать ладошками по щекам.

«Умыли личико» — легкие поглаживающие движения ладонями обеих рук от середины лба вниз по щекам к подбородку.

Для мышц языка

«Непослушный язычок» — пошлепать губами язык, произнося «пя-пя-пя».

«Покусывание» — легко покусывать язык, высовывая и убирая его назад.

«Поглаживание языка губами» — просунуть язык как можно дальше сквозь узкую щель между губами, затем расслабить его так, чтобы боковые края языка касались углов рта.

Расслабляющий самомассаж кистей и пальцев рук:

надавливать сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки. Затем положение рук изменить;

  1. растирать ладонями шестигранный карандаш с постепенным увеличением усилий;
  2. растирать ладони движениями вверх-вниз;
  3. боковые поверхности сцепленных пальцев;
  4. разминать, затем растирать каждый палец вдоль, затем поперек;
  5. делать круговые движения положенным между ладонями грецким орехом, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой;
  6. надавливать не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращать карандаш вправо, влево;
  7. разминать кисти правой руки пальцами левой, и наоборот, затем поочередно их растирать.

«Вырос у нас кабачок» (и.п. — пальцы в кулачках).

Вырос у нас чесночок,

(разогнуть указательный палец правой руки и растирать круговыми движениями).

Перец, томат, кабачок,

(разогнуть средний палец правой руки и растирать круговыми движениями).

Тыква, капуста, картошка,

(разогнуть палец безымянный правой руки и растирать круговыми движениями).

Лук и немножко горошка,

(разогнуть мизинец правой руки и растирать круговыми движениями).

Овощи мы собирали,

(разогнуть мизинец левой руки и растирать круговыми движениями).

Ими друзей угощали,

(разогнуть безымянный палец левой руки и растирать круговыми движениями).

Квасили, ели, солили,

(разогнуть средний палец левой руки).

С дачи домой увозили.

(Разогнуть указательный палец левой руки и растирать круговыми движениями).

Прощай же на год,

(разогнуть большой палец правой руки).

Наш друг — огород!

(Разогнуть большой палец левой руки).

Массаж биологически активных зон

Ра-ра-ра.

Погляди-ка, детвора.

Ладони приставить ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны к центру.

Ря-ря-ря.

Взошла красная заря.

Раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами.

Ре-ре-ре.

Растет рябина на горе.

Кулачками энергично провести по крыльям носа 7 раз.

Ри-ри-ри.

Клюют рябину снегири.

Пальцами легко «пробежаться» по щекам.

Массаж лица

Носик, носик!

Провести кулачками по крыльям носа 4 раза.

Где ты, носик?

Лобик, лобик.

Где ты, лобик?

Всеми пальцами провести по лбу от середины лба к вискам 4 раза.

Щечка, щечка!

Где ты, щечка?

Пальцами погладить щеки сверху вниз 4 раза.

Где ты, щечка?

Будет чистенькая дочка,

Погладить ладонями шею.

Будет чистенький сынок.

Растереть ладошками уши.

И котенок-малышок.

Потереть ладони друг о друга.

Массаж биологически активных зон «Наступили холода»

Да-да-да,

Наступили холода.

Потереть ладонями друг о друга.

Да-да-да,

Превратилась в лед вода.

Провести большими пальцами рук по шее сверху вниз.

Ду-ду-ду,

Поскользнулась я на льду.

Указательными пальцами помассировать крылья носа.

Ду-ду-ду,

Я на лыжах иду.

Растереть ладонями уши.

Ды-ды-ды,

На снегу есть следы.

«Растереть» лоб движениями в стороны от середины лба.

 

Приложение 5

Статические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса

1. «Улыбка»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

Тянем губы прямо к ушкам,

И сердиться нам не нужно.

Губы в улыбке, зубы видны, все пальцы, кроме больших, рук сцеплены, локти отведены с усилием в стороны.

2. «Заборчик»

Из зубов заборчик строй -

Ровный, белый, не косой.

Губки широко открой,

Чтоб заборчик видеть свой.

Губы в улыбке, верхние зубы прикасаются к нижним; правая рука лежит на левой, так, чтобы кончики пальцев касались локтя противоположной руки.

3. «Лопатка»

Язычок наш как лопатка -

Очень ровный, очень гладкий.

А такой лопаткой

И копать приятно.

Широкий язык лежит на нижней губе, рот приоткрыт; левая рука согнута, ладонь сжата в кулак, правая - сверху ладонью вверх.

4.  «Желобок»

Я послушный язычок

Превращаю в желобок.

Узкий, узкий желобок.

По нему ручей течет.

Язык лежит на нижней губе, кончик - узкий, а боковые края загнуты в желобок; ладони соединены - от кистей до кончиков мизинцев.

5.«Чашечка»

Мы чаек горячий

Будем пить на даче.

Чашечку мы держим

Крепче, крепче, крепче.

Язык удерживает «чашечку»; локоть левой руки на столе, ладонь сжата в кулик, правая - «лежит» на кулаке («чашечка»).

6.  «Грибок»

Вырос гриб большой в лесу,

В садик гриб я принесу.

Раз, два, три, четыре, пять -

Гриб мне надо удержать.

Язык «присасывается» к небу, рот широко открыт, чтобы растянулась уздечка языка; одна рука стоит на столе, ладонь сжата в кулак, вторая - «лежит» на кулаке («шляпка»).

7.«Горка»

Горка длинная у нас!

Мы прокатимся сейчас.

Ты на горке удержись,

Плавно, медленно катись.

Язык выгибается к нижним зубам, нижняя челюсть опущена; ладонь одной руки сжата в кулак (на столе), кисть второй «лежит» на первой, а пальцами касается стола («горка»).

8. «Иголочка»

Я иголку острую

Для шитья готовлю.

Крепко я ее держу,

Никого не уколю.

Рот приоткрыт, кончик языка узкий, губы не касаются языка; Ладонь одной руки сжата в кулак. Пальцы  другой собраны в пучок и «воткнуты» в другую руку.

Динамические упражнения для развития отдельных компонентов артикуляционного и моторного праксиса

1. «Вкусное варенье»

Мы сегодня ели

Вкусное варенье,

А теперь по кругу

Мы оближем губы.

Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу. Ладони движутся по столу сначала в правую сторону (вместе с языком), затем левую.

2. «Качели»

Эх, раз! Еще раз!

Мы качаемся сейчас.

Вверх, вниз мы летим,

Тормозить мы не хотим.

Язык, не касаясь губ кончикам, производит движения вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, производят те же движения.

3. «Гармошка»

На гармошке мы играем.

Рот пошире открываем,

Челюсть вверх, челюсть вниз,

Ты, смотри, не ошибись.

Язык «присасывается» к небу, нижняя челюсть то опускается, то поднимается, растягивая уздечку языка; руки сжаты в «замок», кисти то отводятся в стороны, разжимая «замок», то возвращаются в исходное положение.

4. «Лошадка»

Скачем, скачем на лошадке.

Очень цокать нам приятно.

Ритм копыта отбивают,

Язычок им помогает.

Языком «присосаться» к небу и щелкать им под хлопки ладоней.

  1. «Непослушный язычок»

Провинился язычок,

Ничего сказать не смог.

Мы его похлопаем,

     Губками пошлепаем.

Широкий язык «лежит» на нижней губе, а верхняя губа ударяет по нему (пя-пя-пя); ладони рук ударяют по столу.

6.  «Барабан»

В барабан мы бьем

Нашим язычком.

Громкий, громкий звук

Слышен звонкий стук.

Язык ударяет по верхней стороне (д-д-д); пальцы одной руки соединяются с пальцами другой на каждый удар языка.

7. «Чищу зубы»

Чищу зубы чисто, чисто

И снаружи, и внутри;

Я хочу, чтобы всегда

Были белые они.

Языкам проводим сначала по внешней поверхности зубов, а затем по внутренней; ладонью правой руки проводим сначала по внешней, затем по внутренней поверхности левой руки.

8. «Часики»

Мой веселый язычок

Словно маятник часов:

Вправо - влево, вправо - влево

Он всегда ходить готов.

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, касаясь уголков рта; руки ладонями вниз, не касаясь стола, качаются вправо - влево.

Статико-динамические упражнения для развития артикуляционного праксиса

Основаны на синхронных и асинхронных движениях рук и органов артикуляции.

1. «Улыбка-трубочка»

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А теперь сужаем губы,

Словно дуем, дуем в трубы.

Губы то в улыбке, то трубочкой; улыбка - все пальцы рук, кроме больших, сцеплены, локти с усилием отведены в стороны; "трубочка» - кисти рук соединяются, образуя из ладоней «круг».

2.«Заборчик – улыбка - трубочка»

Из зубов заборчик строй,

Губы широко открой.

А теперь смыкаем зубы

И в улыбке тянем губы.

Будем в трубы дуть стараться.

Губы в улыбке, верхний ряд зубов прикасается к нижним; затем зубы смыкаются. "Улыбка-трубочка-заборчик" -  правая рука лежит на левой.

3.«Часики - качели»

Вправо, влево язычок,

Словно маятник часов.

Вверх - вниз, вверх - вниз,

На качелях удержись!

Узкий язычок отклоняется то вправо, то влево, затем вверх, вниз; руки ладонями вниз, не касаясь стола, также раскачиваются вправо, влево, затем вверх, вниз.

4. «Чашечка»

Крепче «чашечку» держи!

Язычок не убери!

А руками помоги.

Чай всё время подноси.

Языком выполнять движение «чашечка»,  ладони в форме «чашечки» попеременно подносятся ко рту.

5. «Иголочка»

Я иголкой острой шью,

Никого не уколю.

Я иголочку втыкаю,

Ей руками помогаю.

Языком выполнять движение «иголочка»; левая рука лежит на столе, а пальцы правой сжаты в «пучок» и имитируют движение иголкой.

6.«Горка»

Язычок мы горочкой

Строим потихонечку.

Ну, а руку не держи,

Весело ее кати.

Языком выполнять движение «горка»; правая рука в форме «горки» упирается в стол, а левая, сжатая в кулак, имитирует катание с горки.  «Грибок»

Язычком грибок держу,

Ни за что не положу!

А руками соберу

Грибочков много я в лесу.

Языком выполнять движения «грибок»; руки попеременно строят «грибок» на столе.


Приложение 6

Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – все это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребенок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Возрастные особенности развития тонкой моторики рук у ребенка 4—5 лет:

  1. рисует карандашами, мелками;
  2. собирает постройки из девяти кубиков;
  3. складывает бумагу более чем один раз;
  4. шнурует ботинки, лепит из пластилина.

Для развития ручной умелости дети дома должны:

  1. разминать пальцами глину, пластилин;
  2. катать по очереди каждым пальцем камешки, шарики, мелкие бусинки; выполнять пальчиковые игры и упражнения;
  3. рисовать ручкой, карандашами, мелом, гуашью, углем;
  4. вырезать ножницами и составлять из различных вырезанных фигур композиции;
  5. вышивать, вязать;
  6. играть с конструктором, мозаикой, кубиками, вкладышами, спичками, палочками;
  7. штриховать, раскрашивать и обводить трафареты, шаблоны.

К 5 годам ребенок в состоянии выкладывать из спичек или палочек геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат, треугольник). На этой основе можно создавать изображения различных предметов, интересных для ребенка.


Приложение 7

Содержание работы родителей с детьми дома

1.Закрепление полученных на логопедических занятиях навыков:

а) правильного звукопроизношения;

б) фонематического восприятия;

в) грамматического строя речи;

г) речевого общения и связной речи.

2.Совместная деятельность родителей с детьми:

а) чтение художественных произведений;

б) познавательный рассказ взрослого;

в) наблюдения в природе;

г) выполнение совместных поделок, беседа о проделанной работе;

д) поход в кинотеатр, цирк, зоопарк, разговор об увиденном.

3.Самостоятельная деятельность:

а) игра;

б) рассказ из личного опыта;

в) придумывание игрового или нового сказочного сюжета;

г) создание творческой игровой ситуации (конструирование, изодеятельность и т. д.


Приложение 8

Памятка родителям

Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях.

Время занятий (15—20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала.

Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.

При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с воспитателем или логопедом.

Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.

Занятия должны быть непродолжительными, не вызывать утомления, пресыщения. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.

Необходимо разнообразить формы и методы проведения занятий, чередовать задания по обогащению словаря с заданиями по развитию памяти, внимания, звукопроизношения, развитию речи.

Необходимо поддерживать у ребенка желание заниматься, стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности. Подберите наглядный или игровой материал, который вам потребуется для занятий. Продумайте, какой материал вы можете изготовить совместно с ребенком.

НЕ БЕРИТЕ на себя то, что ребенок может и должен сделать самостоятельно.

ДАЙТЕ ему возможность самому выбирать домашние обязанности, за которые он будет отвечать лично.

СТАРАЙТЕСЬ как можно чаще намеренно ставить малыша в ситуацию выбора, когда ему необходимо самому принять решение.

ОБСУЖДАТЬ с ребенком различные варианты поведения в той или иной ситуации, учите его анализировать обстоятельства, в которые он попадает.

ПООЩРЯЙТЕ инициативу и самостоятельность ребенка, с юмором относитесь к его неудачам, спокойно реагируйте на ошибки и учитесь извлекать из них полезные уроки.

ПОВЫШАЙТЕ интеллектуальный потенциал ребенка, учите его самостоятельно думать, спрашивать, понимать различия между мыслями и действиями. Он должен усвоить, что на сложные вопросы нет простых ответов.

СОВЕТУЙТЕ всегда доводить начатое дело до конца, чтобы почувствовать уверенность в своих силах.

Готовность ребёнка к обучению грамоте

Овладение грамотой доступно 6-7летнему ребенку благодаря достаточному уровню его общего и речевого развития.

Дети, поступающие в школу с нормально развитой речью, обладают определенной готовностью к анализу и синтезу звукового состава речи.

Дети с фонематическим недоразвитием испытывают затруднения не только в различении звуков, но и в анализе звукового состава речи, с трудом овладевают грамотой. Учащиеся с несформировавшимся произношением на первых порах обучению чтению с трудом овладевают слиянием, а в дальнейшем читают медленно и с большим количеством ошибок. Письмо учащихся, имеющих недостатки произношения, резко отличаются от письма детей с правильной речью.

Самой распространенной ошибкой для детей с недостатком произношения является замена одних букв другими (звонких и глухих – п-б, т-д, к-г, ф-в, с-з, ш-ж, замена шипящих и свистящих – с-ш, з-ж, ц-ч, щ-сь и др.)

Второй группой ошибок является пропуск букв. Особенно часто пропускаются гласные буквы.

Детям с недостатками произношения сложно анализировать звуковой состав слова. Этим детям очень трудно выделять гласный звук из положения после согласного звука. Ученик упорно не слышит гласный звук, входящий в состав прямого слога (па), даже при его протяжном произношении; на вопрос, какой второй звук в этом слоге, ответить не может. Примерные ошибки:

МШ (МАША), ПСЫ (БУСЫ), КША (КАША), КУСК (КУСОК)

Еще нередко встречаются перестановки букв, пропуск слогов, вставки лишних букв, полное искажение слов. Причиной всех этих ошибок является затруднение в анализе звукового состава речи.

Как учить буквы

Учить названия букв по названию звуков (например: буква «ЭМ», а звук «М».

Складывать буквы из пальцев.

Строить буквы из палочек, спичек, веточек, конструктора.

Высыпать буквы из песка, муки, крупы.

Лепить буквы из теста, пластилина.

Рисовать буквы в воздухе, на воде, по стеклу.

На что похожа буква У? – (У – на улитку, вешалку, рогатку).

Изображать буквы собственным телом (например: стоять прямо, руки в стороны – буква Т и т.п.).

Дописывать «сломанные» буквы.

Из одного элемента составлять разные буквы, например: Х, А, У, М).

Подбирать картинки на заданную букву.

Раскрашивать большие буквы.

Обводить буквы по пунктиру.

Узнавать объемные буквы на ощупь (игра «Волшебный мешочек»).

Делать буквы из нитки, шнурка, проволоки, веревки.

Звукослоговой анализ слова

Что ты назвал? /слово/ - обозначаем полоской.

Сколько частей /слогов/ в слове? (делить хлопками) – раздели полоску палочками на столько же частей.

Назови 1-й слог (часть). Сколько звуков? Какие? Чем обозначим? Прочитай по квадратам. Назови 2-й слог (и т.д.)

Прочитай свое слово. Сколько слогов? Сколько звуков? Сколько гласных, согласных?

Подготовка руки к письму

Тетрадь должна быть с полями.

Рисовать только цветными карандашами (фломастеры и ручки слабо тренируют тонкую мускулатуру руки).

Во время работы следить за осанкой, правильным удержанием карандаша.

Освещение должно быть достаточным. Свет должен падать слева, а если ребенок рисует левой рукой, то справа

Развитие слухового внимания и контроля

Можно рекомендовать следующие игры.

«Узнай предмет по звуку».

Возьмите 3-5 звучащих игрушек (погремушку, флейту, барабан, гармошку), познакомьте ребёнка со звучанием каждой из них. Предложите отвернуться ребёнку и отгадать, на каком из них вы только что играли.

По каждому предмету постучали палочкой.

Стакан, блюдце, картонная коробка, пластмассовая игрушка - действия те же самые.

«Кто это?».

Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребёнок угадывает, кому он подражает.

«Внимателен ли ты?»

Ребёнок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, хорошо слышимый в речи или тот, который он правильно произносит. Затем произносится ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его. Например: Рыба, Рак, коРа, голова, стол. Ребёнок должен поднять руку, когда услышит слово со звуком "Р".

Определение места данного звука в слове.

В начале, середине, конце. Действия те же самые.

«Игра с картинками».

Более сложная форма. Среди них ребёнку предлагается отобрать лишь те, где изображен предмет, в названии которого есть данный звук. Когда ребёнок научится достаточно свободно выделять в словах звуки, произносимые им правильно, поручите ему узнать 1 из искажаемых им звуков.

Сопоставление 2 звуков

Ещё более сложной для ребёнка формой звукового анализа является сопоставление 2 звуков, близких по звучанию или артикуляции (положение органов речи) С-З, П-Б, Ш-Ж и др. Здесь также приемлемы упражнения, описанные выше. Только в этом случае ребёнок одновременно выделяет два звука из общей массы и различает их между собой.

Разновидность предыдущего упражнения является вычленение и различение данного звука от того, которым он заменяется (например: Р/Л, С/Ш, Ц/С) – «Назови слова сам».

Это одна из завершающих форм работы, связанной со звуковым анализом речи. По заданию взрослого ребёнок самостоятельно называет слова с определённым звуком. Здесь можно варьировать: звук может быть в начале, в середине, в конце.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Давайте познакомимся! Адаптация ребёнка в детском саду"

Адаптация-это приспособление организма к новой обстановке, а для ребёнка детский садик несомненно является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями....

Родительское собрание на тему: "Давай познакомимся"

Я в этом году приняла новых детишек. Первая младшая группа. Представляю конспект первого родительского собрания....

Родительское собрание на тему:«Давайте познакомимся. Первый раз в детский сад» ( ранний возраст)

Итак, Ваш малыш первый раз пришел в детский сад. Для маленького ребенка это действительно серьезное испытание. Он впервые один, без мамы,которая всегда о нем заботится и защищает его. Важно дать малыш...

Родительское собрание на тему «Давайте познакомимся! Адаптация ребенка к детскому саду».

Цель: познакомить родителей друг с другом, с тем как протекает процесс адаптации у малышей в детском саду.Ход собрания.Уважаемые родители! Детский сад – новый период в жизни не только ребёнка, но...

Конспект родительского собрания на тему: "Давайте знакомиться!"

Данное родительское собрание предназначено для знакомства родителей вновь поступивших детей и их дальнейшего сотрудничества друг с другом....

Конспект родительского собрания на тему: «Давайте знакомиться».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД № 29»           Конспект родительского собрания на тему:  «Да...