Лексические темы
методическая разработка по логопедии
Описаны лексические темы, задачи по разделам работы: словарь, грамматика, связная речь
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.99 КБ |
![]() | 33.5 КБ |
![]() | 49.5 КБ |
![]() | 32 КБ |
![]() | 207.06 КБ |
![]() | 13.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование работы над обогащением словаря, развитием грамматического строя и связной речи на апрель 2020 года:
Лексическая тема | Словарь | Грамматика | Связная речь | |
1 неделя | Перелетные птицы | Ввести в активный словарь: зяблик, кукушка, журавли, аист, стриж, гнездо, яйцо, птенец; Звонкий, веселый, удобный, маленький, беспомощный; Прилетать, строить, откладывать, высиживать, выводить, выкармливать, воспитывать, летать, петь. | Закрепить правильное использование в речи: -простых и сложных предлогов по теме; - относительных и притяжательных прилагательных; - существительных с числительными; - совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные. Д/и: «4 лишний» Д/и: «Улетает – не улетает» Д/и: «Назови ласково» Д/и: «У кого – кто» Д/и: «Подбери (вставь) нужный предлог» Д/и: «Один – много» | Совершенствовать навыки пересказа описательного рассказа, рассказа по картине. Опорный план – карта. Рассказ «Прилетели грачи» с.111 Агранович З.Е. Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде» с.112 Агранович З.Е. |
2 неделя | День Космонавтики | Ввести в активный словарь: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем, ракета, космос, космонавт, Ю.А.Гагарин, | Д/и: «Подбери признак» (космонавт какой? - …) Д/и: «Слова – родственники» | Заучивание стихотворения с.112 Агранович З.Е. |
3 неделя | Весна (обобщение). Весенний гардероб. | Обобщить представления детей о типичных изменениях весной в живой и неживой природе; дать представления о том, что изменения связаны с потеплением и появлением определенных условий для жизни растений, животных, обратить внимание на изменения в одежде людей. Сущ.: весна, март, апрель, май, оттепель, ручей, первоцвет, верба, ольха, половодье, гроза. Прил.: грязный, темный, мокрый, хрупкий, красивый, душистый, яркий, ласковый, теплый, первый, весенний, зеленый. Гл.: таять, капать, прилетать, расцветать, просыхать. | Закрепить правильное использование в речи: - относительных и притяжательных прилагательных; - существительных с числительными. Д/и: «Что сначала, что потом» Д/и: «Так бывает или нет» Д/и: «Подскажи словечко» | Совершенствовать навыки пересказа описательного рассказа, рассказа по картине. Работа со стихотворением («Найди и исправь ошибки» Пересказ рассказа с123 Агранович З.Е.) |
4 неделя | Сад. Парк. Лес. Труд взрослых весной (орудия труда). | Ввести в активный словарь: ремонт, техника, трактор, комбайн, уборка, лейка, удобрение, подкормка, поливка; Сочный, зеленый, влажный, теплый; Ремонтировать, готовить, чинить, чистить, ухаживать, беречь, поливать, пересаживать, удобрять, протирать. | Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи сущ. в ед. и мн. числе; согласование сущ. с прилаг.; учить образовывать глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия. Д/и: «Что для чего?» Д/и: «Кому что нужно для работы» | Совершенствовать навыки пересказа описательного рассказа, рассказа по картине, серии картин. Учить правильно строить и использовать в речи сложноподчиненные предложения. Составление описательных загадок о цветах и деревьях. Работа со стихотворным текстом с119 Агранович З.Е. Речь с движением с.63 Агранович З.Е. |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «П Е Р Е Л Е Т Н Ы Е П Т И Ц Ы».
(1-я неделя апреля).
- Объясните ребенку, что прилет птиц из теплых краёв – одна из примет весны. Выучите названия перелетных птиц: ГРАЧ, СКВОРЕЦ, ЛАСТОЧКА. При этом следите, чтобы ребенок старался четко произносить новые слова.
- Вместе с ребенком найдите картинки с изображением птиц, названия которых вы выучили и наклейте их в тетрадь. Пусть он показывает и называет картинки. Обратите внимание ребенка на то, что у птиц есть крылья, клювы, что их тело покрыто перьями. Расскажите, что крылья нужны птицам для того, чтобы летать. Покажите, что грач, скворец и ласточка – птицы разного размера. Можете показать на картинках, какие разные гнезда у птиц, рассказать, что грач строит гнездо из веток, ласточка лепит его из глины, а скворец устраивает гнездо в скворечнике.
- Дидактическая игра «Кто у кого?» (образовать названия птенцов).
- Кто у грача? (Грачата.)
- Кто у скворца? (Скворчата.)
- Кто у ласточки? (Ласточата.)
- Выучить стихотворение:
Мы не ели и не пили, –
Мы скворечник мастерили.
Очень в гости ждем скворцов,
Пусть выводят там птенцов.
- Выучить пальчиковую гимнастику «ЛАСТОЧКА»:
Ласточка, ласточка, Милая касаточка, Ты где была, Ты с чем пришла? – За морем бывала, Весну добывала. Несу, несу Весну-красну. | На каждую строку большой палец «здоровается» дважды с одним пальчиком, начиная с указательного, – сначала на правой, потом на левой руке. |
- Дидактическая игра «Один - много» (образование множественного числа существительных).
Грач – Ласточка – Скворец – |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «К О С М О С».
(2 неделя апреля)
Объясните ребёнку, что и почему отмечают во всём мире 12 апреля. Скажите, что это - День космонавтики. Рассмотрите картинки и иллюстрации в книгах, газетах, журналах с изображением космоса, космонавтов и космической техники. Расскажите ребёнку о первом космонавте – Юрии Алекссевиче Гагарине. Объясните ребёнку, что такое ракета, спутник, космодром, скафандр, телескоп.
Проверьте, как ребёнок запомнил то, о чём Вы с ним беседовали. Попросите его ответить на вопросы самостоятельно, и, если он затрудняется, помогите ему с ответами.
- Какой праздник отмечают 12 апреля?
- Что такое космос?
- Что люди запускают в космос?
- Как называют человека, который летит на ракете в космос?
- Кто был первым космонавтом?
- Как называется место, откуда запускают в космос космические корабли?
- Что надевает космонавт для полёта в космос?
- Как называется планета, на которой мы живём? Какие еще планеты ты знаешь?
- Какой прибор нужен человеку, чтобы рассмотреть луну, далёкие звёзды и планеты?
- Игра «Один – много» (множественное число): спутник – спутники корабль — … космонавт — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — …
- Игра «Есть – нет» (родительный падеж): космонавт – нет космонавта спутник – … корабль — … звезда – … планета — … скафандр — … ракета — … связь – …
- Игра «Посчитай»: одна ракета, две …, три …, четыре …, пять …. один космонавт, два …, три…, четыре…, пять
- Раскрасить ракету пластилином (по трафарету размазываем тонким слоем пластилин, как будто «раскрашиваем»). Выполнить работу на альбомном листе, фамилию подписать (трафарет см.ниже)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «В Е С Н А».
(3 неделя апреля)
- Побеседуйте с ребенком о времени года, которое наступило. Повторите несколько раз вместе с ним слово ВЕСНА и попросите его произнести это слово самостоятельно. Закрепите в речи ответ на вопрос: «Какое сейчас время года?» - «Сейчас весна». Побеседуйте с ребенком о весне во время прогулки, вместе с ребенком назовите ее приметы:
- Растаял снег, появляется трава.
- Прилетают птицы.
- Пригревает солнышко.
- На деревьях и кустарниках появляются почки, листочки.
- Появляются первые весенние цветы.
- Помогите ребенку составить рассказ о весне. Например: наступила весна. Ярко светит солнышко. Тает снег. Бегут ручейки. Дети пускают кораблики и пр. Запишите его в тетрадь.
- Научите ребенка отвечать на вопросы:
- Какое время года наступило?
- Почему ты так решил?
- Какая погода стоит весной?
- Как одеты люди?
- Вместе с ребенком найдите яркую картинку или открытку по теме «ВЕСНА» и наклейте ее в тетрадь. Объясните ему, почему на картинке весна, затем пусть он вам это расскажет. Над картинкой крупно, печатными буквами напишите ВЕСНА. Покажите ребенку, какое слово написали. Задайте ребенку вопросы:
- Какое время года на картинке?
- Почему ты так думаешь?
- Как ты догадался?
- Дидактическая игра «Подбери признак» (согласование существительного и прилагательного).
Весна (какая?) – теплая … .
Солнце (какое?) – яркое … .
Цветы (какие?) – первые, весенние … .
Переписать это задание в тетрадь (выполненное).
- Выучить пальчиковую гимнастику.
Кап, кап, кап – звенит капель. Наступил уже апрель. | Ритмично ударять подушечками пальцев обеих рук по столу, как бы играя на пианино. |
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «9 мая – День Победы»
Есть события и даты, которые глубоко отпечатались в истории всего человечества. О них пишут книги, сочиняют стихи и музыку. Главное же - о них помнят. И эта память передается из поколения в поколение и не дает померкнуть далеким дням и событиям.
Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего народа против фашисткой Германии. Память о ней должен сохранить каждый россиянин.
В День Победы - 9 мая чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался в живых
- РАССКАЖИТЕ детям какой праздник отмечается в нашей стране 9 мая и почему он называется "День Победы"; о героях Великой Отечественной войны, рассмотрите иллюстрации в книгах.
- ВСПОМНИТЕ, кто из ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотрите иллюстрации в книжках, фотографии родственников (дома).
ПОИГРАЙТЕ С ДЕТЬМИ:
1) Упражнение "Скажи по-другому" (учимся подбирать синонимы).
Смелый - храбрый,
Отважный - …
Геройский -…
2) Упражнение "Скажи наоборот" (учимся подбирать антонимы).
Смелый - трусливый.
Враг -.
Мир -…
3) Познакомить ребенка с пословицей и объясните её значение
"Мир строит, а война разрушает".
4) Выучите пальчиковую гимнастику:
Майский праздник - (кулачок-ладошка попеременно)
День Победы, - (кулачок-ладошка попеременно)
Отмечает вся страна - (кулачок-ладошка попеременно)
Надевают наши деды - (сгибают-разгибают пальчики)
Боевые ордена. - (сгибают-разгибают пальчики)
Предварительный просмотр:
Лексическая тема: «ШКОЛА. ШКОЛЬНЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ»
1.Родителям рекомендуется:
рассказать ребёнку о школе, о том, для чего дети ходят в школу, кто учит детей в школе, какие школьные предметы преподают в школе; рассмотреть школьные принадлежности, поговорить о том, для чего нужна каждая из этих вещей; сходить с ребёнком в магазин, где продают канцелярские товары.
2.Дидактическая игра «Назови ласково».
Рюкзак – рюкзачок, тетрадь – тетрадочка, альбом – альбомчик, карандаш – карандашик, пенал – пенальчик, дневник – дневничок, линейка – линеечка, перемена – переменка.
3.Дидактическая игра «Один – много».
Ручка – ручки, учебник – учебники, портфель – портфели, карандаш – карандаши, фломастер – фломастеры, тетрадь – тетради ….
4.Дидактическая игра «Посчитай».
Одна школа – две школы – пять школ.
Один пенал – два пенала – пять пеналов.
Карандаш, линейка, тетрадь, учебник, циркуль, кисточка ….
5.Дидактическая игра «Ответь, чем?»
Рисуют (чем?) … карандашами.
Пишут (чем?) … ручкой.
Клеят (чем?) … кисточкой.
Показывают (чем?) … указкой.
Режут (чем?) … ножницами.
6.Дидактическая игра «Наоборот».
Тупой – острый, длинный – короткий, толстый – тонкий.
Умный, высокий, весёлый, лёгкий, близко, быстро.
7.Дидактическая игра «Подбери признак».
Карандаш – … длинный, толстый, деревянный, острый….
Портфель – … кожаный, вместительный, яркий, большой ….
8.Дидактическая игра «Закончи предложение».
Ручка из пластмассы, значит, она … пластмассовая.
Тетрадь из бумаги, значит, она … бумажная.
Ранец из кожи, значит, он … кожаный.
Папка из картона, значит, она … картонная.
Карандаш из дерева, значит, он … деревянный.
Ластик из резины, значит, он … резиновый.
9.Дидактическая игра «Зачем нужен предмет?»
Портфель нужен для того, чтобы ….
Ручка нужна для того, чтобы ….
Тетрадь, карандаши, учебник, пенал, альбом ….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Домашние задания для родителей по лексическим темам. Тема «Транспорт". Тема "Посуда".
Предлагаемые задания помогут расширить словарный запас ребенка, сформировать грамматический строй речи, развить внимание, вербальную память, логическое мышление....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/06/picture-112416-1349535988.jpg)
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме "Времена года". Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/22/picture-246757-1366638672.jpg)
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/06/picture-675584-1444142315.jpg)
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/03/picture-1285644-1604412034.jpg)
ККонспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» _____________________________________в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы» ________________________________________
Конспект НОД «Художественное творчество» (аппликация) в старшей группе в рамках лексической темы «Зимующие птицы»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/05/picture-854556-1480957262.jpg)
Лексический материал для родителей детей старшего дошкольного возраста по лексической теме «Наши защитники"
Рекомендации для родителей, словарь, игры и упражнения по теме "Наши защитники"...