Конспект логопедического занятия "Путешествие по нашей улице"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Расширение представления о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Правила дорожного движения». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование родительного падежа существительных во множественном числе). Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению сложных предложений). Совершенствовать двигательные умения и навыки в основных движениях, развивать точность при переброске мяча.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
"МУ" Комитет по образованию Администрации г. "Улан-Удэ"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение г. Улан-Удэ
"Детский сад №112 "Сибирячок" комбинированного вида".
Конспект логопедического подгруппового занятия в старшей логопедической группе №7 «Карандаш»
(по безопасности движения)
«Путешествие по нашей улице»
Составитель:
Берлинг Марина Владимировна
г. Улан – Удэ
2016г.
Цели:
1. Коррекционно-образовательные. Расширение представления о правилах дорожного движения. Уточнение, расширение, активизация словаря по теме: «Правила дорожного движения». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование родительного падежа существительных во множественном числе). Совершенствование синтаксической стороны речи (обучение составлению сложных предложений). Совершенствовать двигательные умения и навыки в основных движениях, развивать точность при переброске мяча.
2. Коррекционно-развивающие. Развитие речевого слуха, развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, развитие физиологического и речевого дыхания. Развитие навыков фонематического анализа, развитие координации речи с движением. Формирование навыков ориентировки в пространстве по плану, в группе. Формировать правильную осанку. Развивать общую и мелкую и артикуляционную моторику. Развивать ловкость и быстроту реакции. Развитие фантазии и воображения.
3. Коррекционно-воспитательные. Формирование навыков сотрудничества, ответственности, самостоятельности. Воспитание любви к родному городу.
Оборудование: карта-план маршрута, картины с видами Улан - Удэ, картинки с видами транспорта, полоски-схемы слов, полоски для составления «зебры», мяч среднего размера, мяч массажный, дорожные знаки, накидки и рули из набора «Азбука дорожного движения», цветные кубы (желтый, красный, зеленый), гимнастическая скамейка, пешеходный переход, модуль «Перекати-поле».
Предварительная работа: Экскурсия на ближайшую к детскому саду улицу, наблюдение за дорожным движением, поведением пешеходов, прогулка по городу с родителями, беседа о правилах дорожного движения, о правилах поведения на улице, проведение сюжетно-ролевой игры с использованием набора «Азбука дорожного движения». Разучивание стихов о городе, творческие работы детей.
Используемые инновационные технологии: здоровьесберегающие – дыхательная гимнастика, речь с движением, массаж ладоней, ритмопластика, технологии эстетической направленности, обучение здоровому образу жизни.
Ход занятия:
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ.
-Учитель – логопед: Здравствуйте. Задание на внимание. Кто назовет пример наземного транспорта? Водного? Воздушного? Садитесь.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
-Учитель – логопед: Ребята, сегодня мы отправимся на прогулку по нашему городу. Как он называется? Улан - Удэ.
Сюрпризный момент.
-Учитель – логопед: Ой, ребята, кто-то к нам стучится в дверь, давайте посмотрим. Это пришло письмо от инспектор дорожного движения. Прочитаем его.
«Я хочу предложить Вам стать на время участниками дорожного движения и отправляю Вам карту с маршрутом. Отправляю Вам эмблемы-сигналы, кто-нибудь знает, для чего они нужны? Они помогут Вам в путешествии. Удачного пути».
Дети отвечают.
-Учитель – логопед: Давайте рассмотрим карту (карта появляется на экране). Первая стрелочка нам указывает маршрут, куда мы будем двигаться. Прямо. А потом налево, затем прямо и направо. Догадались, какое путешествие нам предложили. Да, мы будем путешествовать по нашей улице, а называется она.
Ответы детей: ул. Павлова.
- Учитель-логопед: Ребята, сейчас мы пойдем пешком по улице, как мы называемся? ПЕШЕХОДЫ. Давайте определим, сколько слогов в этом слове. Ответ детей: четыре –Правильно.
- Как называется часть улицы, по которой должен двигаться транспорт? (проезжая часть).
- По какой части улицы должны ходить пешеходы? (тротуар, пешеходная дорожка, обочина). Определим сколько слогов в слове тротуар. Ответы детей: три - Правильно.
- По какой стороне тротуара должны ходить пешеходы? (по правой).
- В каком месте нужно переходить дорогу? (на перекрестке, пешеходном переходе). Определим сколько слогов в слове переход. Ответы детей: три - Правильно. А какое слово было самое длинное (пешеходы), а короткие (переход, тротуар). Почему?
- Учитель – логопед: Отгадайте загадку, подскажите словечко.
Что за белые полоски
На углу у перекрестка?
Знает каждый пешеход
Это зебра –…….( переход).
А сейчас мы поиграем в игру. Сколько раз я свистну в свисток, столько полосок вы выкладываете перед собой. В конце игры дети переходят свой переход.
- Учитель - логопед: Прежде, чем продолжить наш путь, давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать на улице по правилам дорожного движения. Я начинаю предложение, а вы заканчиваете.
(Улицу можно переходить только по зеленому, а по красному сигналу светофора нельзя.)
(Сойдя с тротуара, нужно посмотреть налево, а дойдя до середины дороги, нужно посмотреть направо.)
(Нельзя играть на проезжей части, а можно только во дворе.)
(На велосипеде можно кататься только во дворе, а на дороге нельзя.)
- Учитель – логопед: Отправляемся в путь. «Вместе весело шагать» (под музыку разминка).
-Учитель – логопед: Ребята, представим, что на нашей улице есть переходы. Какие три вида перехода вы знаете? Наземный, надземный и подземный. Давайте потренируемся их проходить. Полоса препятствий (зебра, скамейка, тоннель). Молодцы.
- Учитель – логопед: Ребята, когда мы переходили улицу, мы с Вами слева и справа что видели.
Ответы детей.
- Учитель – логопед: А где же едут машины?
Дети: машины едут по дороге, по проезжей части.
- Учитель – логопед: Встаньте лицом ко мне, руки на пояс. Сделаем упражнение «открой капот». Молодцы. Ой, кажется, сдулись шины. Покажите, как выходит воздух. Глубоко вдохните носом и сделайте длинный выдох ртом – звук шшш. Нужно использовать насос. Покажите, как мы накачаем шины. Вдох носом – на выдохе – звук сссс.
- Учитель – логопед: Давайте вспомним, какой транспорт можно встретить на нашей улице? Назовите картинки. Разложим картинки с транспортом на три модуля. На красный – положите картинку со специальным транспортом, на желтый – с грузовым, на зеленый – с пассажирским.
– Давайте посмотрим, как эти машины будут участвовать в гонках.
Пальчиковая гимнастика “Гонки” с помощью массажных шариков Су Джок.
Раз, два, три, четыре, пять. (Катать колючие шарики по каждому пальчику вперед-назад, начиная с большого пальца.)
Можно гонки начинать. (То же самое, начиная с мизинчика.)
По кругу, по кругу. Вперед и назад, (По кругу в одну и другую сторону.)
Но пальцы машинку мою тормозят. (Катать по слегка согнутым пальцам вперед и назад.)
Закрылись. Машинка стоит в гараже. И фары погасли, не светят уже. (Заглядывать в маленькую щелочку в кулаке). Положите колючие шарики в коробочки.
- Учитель – логопед: Посмотрите еще раз на модули, на что похожи? А отгадать, вам поможет загадка?
У него глаза цветные, не глаза, а три огня.
Он по очереди ими, сверху смотрит на меня. Дети: светофор.
- Учитель – логопед: Какой свет горит на светофоре?
Дети: Красный.
- Учитель - логопед: Что это значит?
Дети: Переходить улицу нельзя.
- Учитель -логопед: Какой зажегся теперь?
Дети: Жёлтый.
- Учитель - логопед: Что это значит?
Дети: Нужно приготовиться.
- Учитель - логопед: Какой свет зажегся теперь?
Дети: Зелёный.
- Учитель - логопед: Что это значит?
Дети: Можно переходить улицу.
- Учитель - логопед: А теперь встаньте в полукруг и поиграем в игру с мячом. Сначала вспомните, какие части есть у машины. Назовите, какой? какая? какие?
Шины из резины – какие? Резиновые.
Руль из пластмассы – пластмассовый.
Кузов из железа – железный.
Сиденье из кожи – кожаное.
Фара из стекла – стеклянная.
Диски из металла – металлические.
Приборная панель из дерева – деревянная.
- Учитель – логопед: Молодцы! А хотите еще поиграть. Сядем по кругу. Я буду называть один предмет и прокатывать большой мяч. Вы должны назвать много предметов, выделить в нем последний звук, назвать и вернуть мне мяч.
Самолет – самолеты, машина – машины, вагон – вагоны, велосипед – велосипеды водитель – водители, летчик – летчики, шофер – шоферы, капитан – капитаны, машинист – машинисты.
- Учитель - логопед: Посмотрите взади у каждого лежит, схема слова и синий кубик. Послушайте, где звучит моторчик, т.е. звук «рррррррр», в словах. В начале, середине или конце слова? Положите кубик. Слова: руль, светофор, дорога.
- Учитель – логопед: Молодцы! Опуститесь на ковер, закроем глаза, слушаем и проговариваем:
Вот проехал самосвал!
Дети – Ал-ал
А за ним промчался джип!
Дети – джип, джип (хлопки по коленям перекрестно)
А за ними вслед такси!
Дети – у-и, у-и (сжимают и разжимают кисти рук асинхронно)
И последняя ока:
Кое-как – кое-как (перекатываются с боку на бок)
Ой, смотрите, а что это там горит? Что это? (это светофор)
Уважайте светофор! (делают руками круговые движения).
-Учитель – логопед: Молодцы! Поднимаемся и будем возвращаться из путешествия, а по дороге ответьте на вопросы: «На чем путешествовали сказочные герои?»
На чем ехал Емеля к царю во дворец? (Печке ).
Любимый вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).
На чем путешествовали крокодил Гена, Чебурашка и старуха Шапокляк? (Поезд)
На чем летят комарики из сказки «Тараканище» (Шарик)
На чем катался Кай из сказки «Снежная королева»? (Санки).
Личный транспорт Бабы Яги? (Ступа). Как одним словом, как называется то, на чем наши сказочные герои передвигались? (ТРАНСПОРТ)
- Учитель – логопед: Какие помощники есть у водителей и пешеходов? (дорожные знаки). Чтобы руки были
Чтобы ноги были целы,
Знаки надо знать
Знаки надо уважать.
-Какую геометрическую форму имеют дорожные знаки? (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник)
-Учитель –логопед: На какие группы делятся дорожные знаки? (запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса).
- Как узнать, что именно здесь пешеходный переход, по которому мы возвращаемся с прогулки?
- Какие пешеходные переходы вы знаете? (подземный, наземный «зебра», надземный).
- Учитель – логопед: Молодцы!
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Учитель - логопед: Мы сегодня погуляли, очень многое узнали.
Держись дорожных правил строго, не торопись как на пожар,
И помни – транспорту дорога, а пешеходу –……..( тротуар).
- Учитель – логопед: Ребята, вы хорошо поработали, получайте поощрительные призы от инспектора дорожного движения. (Наклейки с транспортом, светоотражающие сигналы). А Вы творчески покажите, что нового и интересного узнали, путешествуя по нашей улице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Путешествие на планету Маленьких слов"
Конспект итогового логопедического занятия с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, старшая группа....
Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один".
Конспект логопедического занятия "Путешествие в сказку "Как лебедь остался один" по Нищевой по развитию речи с использованием музыкального сопровождения. Занятие интегрированное....
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Улица полна неожиданностей»
Цель: закрепить знания детей о правилах дорожного движения, формировать навыки безопасного поведения на дорогах....
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ "ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ НАШИХ ЛЕСОВ"
Конспект разработан на старший дошкольный возраст. Материал подобран в соответствии с требованиями ФГОС....
Конспект логопедического занятия "Дикие животные наших лесов или Приключения Вредины"
Конспект итогового логопедического занятия "Дикие животные наших лесов или Приключения Вредины"...
Конспект логопедического занятия "Дикие животные наших лесов"
Документа содержит конспект индивидуального логопедического занятия по теме "Дикие животные наших лесов. Автоматизация звука [л] во фразах", приложение к конспекту, включающее арьтикуляционн...
Конспект логопедического занятия "Дикие животные наших лесов" в подготовительной группе.
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Формировать словообразовательную функцию речи на основе упражнения де...