Дидактическое пособие «Путешествие Звуковичков в Волшебную страну»
учебно-методическое пособие по логопедии
Описаение дидактического пособия "Путешествие Звуковичков в Волшебную страну".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
did.posobie.docx | 107.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
города Новосибирска
«Детский сад №498 комбинированного вида»
Дидактическое пособие
(игры на липучках)
Автор: Никиткина Анна Юрьевна,
учитель-логопед
Новосибирск, 2020
ПАСПОРТ
дидактического пособия
«Путешествие Звуковичков в Волшебную страну»
Фамилия, имя, отчество автора, должность | Никиткина Анна Юрьевна, учитель-логопед |
№ ДОУ, | 498, Октябрьский район |
Название работы | Дидактическое пособие «Путешествие Звуковичков в Волшебную страну» |
Цель | Формирование фонематической стороны речи ребенка дошкольного возраста на материале гласных звуков. |
Задачи |
|
Возрастная категория воспитанников | 5-7 лет |
Работая с детьми дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети с нарушениями речи характеризуются снижением мотивации к занятиям, познавательной активности, низкой работоспособностью, повышенной утомляемостью, снижением концентрации внимания. Именно эти выводы способствовали поиску новых приемов работы с детьми по формированию фонематической стороны речи.
Было разработано дидактическое пособие «Путешествие Звуковичков в Волшебную страну» (игры на липучках), которое представляет собой комплект игр, сопровождающих систему поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста. Пособие включает в себя 10 игр с гласными звуками, расположенными в порядке ознакомления с ними. Игры объединены общим сказочным сюжетом и имеют общих сказочных героев – Звуковичков. Имя каждого Звуковичка соответствует гласному звуку ([а], [у], [и], [о]).
В пособии используются ламинированные основы и съемные элементы, которые прикрепляются к основе с помощью липучки. Красочные иллюстрации благоприятно влияют на детей: привлекают внимание, способствуют повышению мотивации к занятию, развитию усидчивости. Липучки не только вызывают интерес у детей, но и развивают точные, скоординированные движения пальцев рук.
Работа по данному дидактическому пособию может быть включена как часть логопедической непосредственной образовательной деятельности.
Каждую игру можно использовать на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях.
Цель пособия – формирование фонематической стороны речи ребенка дошкольного возраста на материале гласных звуков.
Задачи:
- Сформировать навык четкого произношения звуков [а], [у], [и], [о].
- Научить узнавать звуки по их артикуляции, произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [а], [у], [и], [о].
- Развивать силу голоса, навык плавного голосоведения.
- Научить определять место гласного звука [а], [у], [и], [о] в слове.
- Сформировать понятие «звук», «слово».
- Научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков [а], [у], [и], [о].
Части сказки предъявляются детям постепенно, в соответствии с этапом работы по формированию фонематической стороны речи.
СКАЗКА
«Путешествие Звуковичков в Волшебную страну»
Малыши Звуковички
И проворны и легки.
Будут в игры здесь играть,
Наших деток обучать.
Часть 1. Знакомство со звуком [а]
Жили – были в одном царстве-государстве человечки - Звуковички. И звали их – А, У, И, О.
Сегодня мы познакомимся со Звуковичком А. Все Звуковички очень любили свои красивые имена и часто их напевали. Когда Звуковичок А катался на горке он пел то тихо, то громко «а-а-а-а-А-А-А-А-а-а-а-а» («Горка»).
Однажды Звуковичок А отправился в путешествие на корабликах по реке («Кораблики»). На одном кораблике он плыл долго и пел «а-а-а-а-а-а-а». На другом кораблике он плыл чуть меньше и пел короткую песенку« а-а-а-а». А на третьем кораблике Звуковичок плыл совсем немного и пел: «а-а-а».
И приплыл Звуковичок А в Волшебную страну звуков. Он решил прогуляться по ней и посмотреть на жителей. И у всех кого бы Звуковичок А ни встретил, имена начинались со звука [а] («Логопедический пазл»).
Когда Звуковичок А вдоволь нагулялся по Волшебной стране и познакомился со многими ее героями, ему захотелось кушать. Нужно накормить нашего Звуковичка («Накорми Звуковичка» вариант 1).
Часть 2. Знакомство со звуком [у]
У Звуковичка А был друг Звуковичок У. Он любил петь песню «у-у-у-у-у» и также любил кататься на горке («Горка»).
Звуковичок У был очень любопытный и отправился в путешествие за своим другом. Он так же плыл на корабликах по реке и пел то длинную песню «у-у-у-у-у-у-у», то короткую «у-у-у» («Кораблики»).
Когда Звуковичок У добрался до Волшебной страны, он встретил много предметов и героев на звук [у] («Логопедический пазл»).
Вскоре Звуковички А и У встретились, подружились и начали петь веселые песни вдвоем «ау», «уа» («Песенка»).
Когда Звуковички устали петь веселые песенки, они решили подкрепиться вкусным обедом («Накорми Звуковичка» вариант 2).
Часть 3. Знакомство со звуком [и]
Проводится аналогичная работа со звуком [и].
Часть 4. Знакомство со звуком [о]
Проводится аналогичная работа со звуком [о].
Звуковичок О добрался до Волшебной страны и увидел как она красива золотой осенью. Он гулял по стране и знакомился с ее героями на звук [о] («Логопедический пазл»).
Наконец все Звуковички встретились в Волшебной стране и устроили целый концерт: «ау», «уиа», «оаи» («Песенка»).
Часть 5. Дифференциация гласных звуков [а], [у], [и], [о]
В Волшебной стране наступила снежная зима. Все улицы и дома стали белыми. Приближался главный зимний праздник – Новый год! Звуковички, также как и люди, любят праздновать этот праздник, дарить подарки, ходить в гости.
Чтобы украсить Волшебную страну в новогодний праздник Звуковички И и О решили нарядить сразу две елки, каждый свою, особенную, со своим любимым звуком («Елочки»).
Наступил праздник Новый год! Звуковички радовались, веселились, но немного замерзли, нужно помочь им согреться («Варежки»).
Совсем скоро в Волшебной стране наступила весна. Звуковички гуляли по полянкам и знакомились со всеми жителями страны. Но больше всего они подружились с бабочками и играли с ними каждый день («Бабочки»).
После весны в Волшебную страну пришло жаркое, солнечное лето. Вот уже и на яблонях появились сладкие, наливные яблочки, которые Звуковички очень любили («Яблочки»).
Звуковичкам так понравилась Волшебная страна и ее жители, что они решили остаться в ней жить навсегда. Они выбрали себе самые красивые домики и пригласили гостей на новоселье («Домики»).
«Логопедический пазл» Цель: научить выделять гласные звуки [а], [у], [и], [о] в начале слова, сформировать понятие «звук», «слово». Инструкция. Собери разрезную картинку. Нади на ней рисунки, названия которых начинаются на звук [а] ([у], [и], [о]). Лексический материал: [а] Айболит, антилопа, апельсин, ананас, автомобиль, аист, астры, акула, абрикос, арбуз; [у] уж, удод, улей, улитка, утка, украинец, улыбка, усы, уши; [и] избушка, игрушки, ирисы, индеец, игуана, ива, иволга; [о] осень, овощи, облако, ослик, овцы, озеро, окунь. | «Накорми Звуковичка» Цель: научить выделять гласные звуки [а], [у] в начале слова, сформировать понятие «звук», «слово», произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [а] - [у]. Инструкция. Вариант 1. Накорми Звуковичка только теми конфетами, в названии которых в начале слова стоит звук [а]. Вариант 2. Накорми Звуковичков А и У. Для Звуковичка А выбирай конфеты, в названии которых первый звук [а]. Для Звуковичка У выбирай конфеты, в названии которых первый звук [у]. Лексический материал: [а] апельсин, арфа, аквариум, альбом, ананас, автомобиль, аист, антенна, астры, акула, абрикос, арбуз; [у] ухо, уголь, уж, удод, улей, узел, улитка, утка, украинец, улыбка, усы. |
«Песенка» Цель: научить анализу и синтезу звуковых комплексов из 2 и 3 гласных звуков [а], [у], [и], [о]. Инструкция. Пропой песенку Звуковичков АУ (УА, АУИ, ИАУ, УАО и т.д.). Определи сколько Звуковичков поют. Какой Звуковичок пел первый? Какой Звуковичок пел второй? Повтори их песенку. | «Елочка» Цель: научить выделять гласные звуки [и], [о] в начале слова, закрепить понятие «звук», «слово», произвести слухо-произносительную дифференциацию звуков [и] - [о]. Инструкция. Помоги Звуковичкам И и О нарядить елочки. На елочку Звуковичка И повесь шарики, в названии которых первый звук [и]. На елочку Звуковичка О повесь шарики, в названии которых первый звук [о]. Лексический материал: [и] ириска, избушка, игрушки, ирга, ирисы, индеец, игуана, ива, изумруд, иволга, инжир; [о] осы, осень, окна, овощи, остров, облако, отдых, осень, овцы, озеро, окунь. |
«Варежки» Цель: научить выделять гласные звуки [а], [у], [и], [о] в конце слова, закрепить понятие «звук», «слово». Инструкция. Подбери пары варежек, названия которых заканчиваются на одинаковый гласный звук. Лексический материал: [а] лиса - коза; [у] кенгуру - какаду; [и] носки - яблоки; [о] перо ведро. | «Бабочки» Цель: научить выделять гласные звуки [а], [у], [и], [о] в начале слова, закрепить понятие «звук», «слово». Инструкция. Подбери половинки бабочек, названия которых начинаются на одинаковый гласный звук. Лексический материал: [а] астры, арфа, альбом, аквариум; [у] узелок, уголь, ухо, улыбка; [и] икра, инструменты, игла, иней; [о] облако, ослик, овцы, обруч.\ |
«Яблочки» Цель: научить выделять гласные звуки [а], [у], [и], [о] в середине слова, закрепить понятие «звук», «слово». Инструкция. Определи какой звук стоит в середине слова на каждом яблочке. Повесь на соответствующую яблоню. Лексический материал: [а] зал, лак, мак, пар, рак, шар; [у] лук, суп, сук, дуб, жук, зуб; [и] кит, лист, гриб, рис, мир; [о] дом, кот, мох, нос, сок. | «Домики» Цель: научить определять место гласного звука [а], [у], [и], [о] в слове. Инструкция. Определи место гласного звука (начало, середина, конец) в именах гостей Звуковичка А (У, И, О). Рассели гостей Звуковичка по домикам. Лексический материал: [а]аист, антилопа, рак, заяц, иса, сова; [у] утка, улитка, муха, петух, кенгуру, какаду; [и] индюк, иволга, кит, мишка, снегири, бурундуки; [о] ослик, окунь, кот, сом, пальто, окно. |
«Горка» Цель: сформировать навык четкого произношения звуков [а], [у], [и], [о], развивать силу голоса, навык плавного голосоведения. Инструкция. «Прокати» Звуковичка по горке. Когда Звуковичок внизу – поем песенку тихо, когда вверху – громко. | «Кораблики» Цель: сформировать навык четкого произношения звуков [а], [у], [и], [о], развивать силу голоса, навык плавного голосоведения. Инструкция. «Прокати» Звуковичка на корабликах. На длинной дорожке поем песенку Звуковичка длительно, на короткой – коротко. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическое пособие по звуковой культуре речи
воспитание звуковой культуры речи...
Дидактическое пособие для звукового анализа "Цветные коврики"
Данное пособие создано для работы на фронтальных и подгрупповых логопедических занятиях в период освоения навыков звукового анализа и подготовки к обучению грамоте (в добукварный период). Используется...
Мастер- класс по использованию многофункционального дидактического пособия «Городок «Звуково», направленного на формирование и совершенствование навыков фонематического анализа и синтеза.
Цель использования игрового пособия заключается в совершенствовании навыков проведения фонематического анализа при помощи развивающих игр.Задачи дидактической игры: учить самостоятельно подбирать и на...
Электронное мультимедийное интерактивное дидактическое пособие «Путешествие в страну Математики»
Название пособия: электронное мультимедийное интерактивное дидактическое пособие «Путешествие в страну математики» Возрастная группа: 3-4 года Цель: Формировани...
Дидактическое пособие по развитию речи "Волшебная коробочка"
Данное дидактическое пособие «Волшебная коробочка» предназначено для детей дошкольного возраста (4-6 лет). В пособии представлены игры и упражнения, направленные на развитие граммати...
Наглядно дидактическое пособие по патриотическому воспитанию «Волшебный куб»
Цель: Закрепление представлений у детей о своей Родине, стране, Отчизне.Задачи:- Развивать углубленное представление о малой Родине, Родине, Отчизне. (Родное село, город, область, символик...
Дидактическое пособие по речевому развитию «Волшебный домик»
Цель дидактического пособия: всестороннее развитие речи детей, которая достигается через ряд задач:1.Образовательные: учить правильно произносить звуки, умения изменять слова, соединять их в пре...