Предупреждение дисграфии – предлоги и приставки для дошкольников с нарушениями речи
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Методическая разработка предназначена для учителей-логопедов и воспитателей группы для детей с нарушениями речи. В данном материале показывается, как с помощью игровых приёмов и упражнений можно научить детей понимать абстрактные понятия "предлог" и "приставка". Эти понятия необходимо знать ребенку, когда он начинает читать. Таким образом, мы предупреждаем множественные дисграфические ошибки у детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preduprezhdenie_disgrafii_-predlogi_i_pristavki_dlya_doshkolnikov_s_tnr.docx | 36.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Предупреждение дисграфии – предлоги и приставки для дошкольников с нарушениями речи
Тарасова Лидия Николаевна,
учитель-логопед
ГБДОУ № 23 Пушкинского района
города Санкт-Петербурга.
Количество детей с нарушениями речи значительно выросло за последние годы. Поступая в школу, такие дети испытывают значительные трудности в усвоении грамматических правил и допускают множество ошибок на письме. Темы грамматики о предлогах и приставках становится для них практически недоступной на длительное время.
Дети с ОНР не осознают смысловую значимость предлогов, они не выделяют их как отдельные слова, поэтому совсем не используют в речи даже простые предлоги, либо не дифференцируют их. Особенный барьер для понимания – сравнение предлогов и приставок.
Р. И. Лалаева указывает, что в работе по устранению оптической дислексии следует развивать пространственные представления и формировать речевые обозначения пространственных соотношений, т. е. уточнять понимание и употребление предложных конструкций и наречий, обозначающих пространственные отношения.
Предлагаю некоторые приёмы работы с дошкольниками для усвоения понятий о предлогах и приставках из своего опыта. Настоящая методика основана на использовании дидактических игр для развития пространственных представлений у ребенка с общим недоразвитием речи. Все игры и задания помогают перевести абстрактные понятия «предлоги» и «приставки» в конкретные, которые ребенок понимает и легко запоминает.
Методические рекомендации для работы с детьми с ОВЗ на занятиях по обучению грамоте.
Работа по обучению грамоте в период чтения предложений проводится в несколько этапов:
I. Подготовительный этап.
II. Знакомство с правилами предложения.
III. Упражнения для закрепления предлогов в предложении.
IV. Знакомство со словом приставка. Упражнения для закрепления приставок.
V. Сравнение приставок и предлогов.
I Подготовительный этап.
Дети уже умеют читать слова. В этот период (до изучения правил чтения предложений) даётся первое понятие о предлогах.
Предлоги
Предлог – это короткое слово, которое может что-то показать (например, ГДЕ находится предмет).
Запомни: я предлагаю тебе предлоги.
- Давайте и это новое слово загрузим в наш «компьютер». Это наша традиционная игра.
Описание игры: У каждого человека есть живой компьютер, наша голова. Здесь у нас память, то, что мы запоминаем. Чтобы «положить» в память живого компьютера новый файл, выполняем следующие действия: Положили на стол две руки с открытыми ладонями. На ладонях 10 пальцев, значит надо сказать новое слово 10 раз. Произносим правильно слово «предлог» и загибаем по одному пальцу. Если слово сказано неправильно, - это слово не считается. Когда все пальцы будут загнуты, получится два кулачка, в которых лежат сказанные слова. Теперь осторожно подносим закрытые кулачки, (чтобы слова не потерялись) и кладём их на голову. Осторожно раскрываем ладони, погладим по голове – это мы закрываем «файл». Всё! Теперь эти слова есть в нашем живом компьютере и мы всё запомнили. Проверяем - задаю вопрос по теме: каким словом мы называем то, что можем показать? Теперь дети точно называют новое слово.
А теперь поиграем, как можно показать предлоги.
1) Предлоги на, за, в, из, из-за. Показываем написанные предлоги, дети читают их.
- Положи руку на голову, за голову, в карман. Вытащи руку из кармана.
Спрячься за дверью, (за шкаф…, где можно спрятаться)… А теперь выглядывай из-за двери. Здесь сразу два предлога из и за, получилось из-за.
2) Предлоги над, под, из-под Показываем написанные предлоги, дети читают их.
Возьмите книгу и ручку. – Положи ручку на книгу. А теперь – в книгу, под книгу, над книгой. (Как самолёт летит над землей, книга – как будто земля, а ручка – как будто самолёт).
- Спрячься под стол. А теперь выглядывай из-под стола. Здесь тоже получилось 2 предлога вместе: из и под, получилось - из-под.
3)Предлоги у, с, со Показываем написанные предлоги, дети читают их.
Даете любой предмет ребенку и говорите:
- У тебя книга.
Забираете книгу. - Теперь книга у меня.
У девочки бантик. У бабушки очки. У кошки когти. У дедушки газета.
А теперь поставьте книгу вертикально и наклоните ее.
- Мы сделали горку. Теперь ручка будет санками. Покатились санки с горки.
Теперь нужно показать предлог со. Надо, чтобы ручка скатилась со стола. Подвигаете наклонённую книжку (горку) к самому краю стола, чтобы, скатываясь, ручка упала на пол.
- Ручка упала со стола. (Почему это слово так пишется, дети будут учить в школе,- перед словами со стечением согласных).
Итоги игровых упражнений:
- Итак, какие предлоги мы запомнили? Прочитаем все предлоги.
Предлоги бывают из одной буквы – в, у, с.
Из двух букв: на, из, за, со.
Из трёх букв: над, под.
И даже сложные: из-под, из-за.
Сложные предлоги будут встречаться в детских текстах позже. Мы их берём, чтобы дети понимали, как образуются сложные предлоги с помощью игры.
Закрепляем изученные предлоги (2-3 занятия) с помощью наглядных пособий.
II. Знакомство с правилами предложения.
Правила предложения
-Предложение всегда начинается с большой буквы.
- Все слова стоят раздельно. Предлог тоже слово, значит,- это слово тоже стоит отдельно от других слов.
-В конце предложения стоит точка. Она обозначает, что надо остановиться. Знаком запятая (,) обозначается маленькая остановка.
- С большой буквы пишутся имена, фамилии, названия городов, улиц и т.д.
III. Упражнения для закрепления предлогов в предложении (2-3 занятия).
Чтение коротких предложений. Особое внимание акцентируем на предлогах, определяем количество букв в предлогах. Упражнения – Читаем несколько предложений, выделяем предлоги из 1, 2,3 букв.
IV. Знакомство со словом приставка. Упражнения для закрепления приставок. (2-3 занятия)
Знакомим детей с новым словом по аналогии предлогов. Но сначала обыгрываем ситуации, затем учим слово приставка.
1) -Мы сейчас узнаем новые слова и поиграем, чтобы узнать, как они получаются. Вот слово шёл. Читаем его.
-Теперь Ваня выйдет из кабинета, постучит к нам и зайдёт. (Ребенок выходит, затем заходит).
-Ваня зашёл. Читаем это слово на карточке. И далее- обыгрываем действия, ребёнок выполняет: подошёл, прошёл, отошёл, перешёл, вышел.
После выполнения каждого действия дети читают это слово на карточках.
2) Обыгрываем новое слово приставка.
-Как вы думаете, почему новое слово так называется? Дети придумывают свои варианты, останавливаемся на варианте – приставлять к чему-нибудь. Экспериментируем со стулом (приставляем стул к столу), и с другими предметами. Педагог проговаривает слово – приставляем… на каждое действие.
3) Заучиваем новое слово приставка с помощью «компьютера».
4) Упражнения с другими словами с помощью картинок и дидактического материала. Обращаем внимание на слитное написание слова.
5) Упражнения в чтении коротких предложений. Выделяем приставки.
V. Сравнение приставок и предлогов.
1) Заучиваем стихотворение:
Приставки к словам «приставляются»!
И пишутся слитно всегда!
Предлоги от других слов «удаляются»-
Новым словом будут сами всегда!
2) Серия специальных карточек с заданиями найти разницу между предлогами и приставками (слова);
3) Сравнение предлогов и приставок в предложениях;
3) Сравнение предлогов и приставок в текстах;
Предложенная методическая разработка помогает ребенку усвоить сложные понятия терминов «предлоги» и «приставки». С помощью занимательных игр и упражнений по формированию пространственного значения этих абстрактных понятий, ребенок легко усваивает трудные правила грамматики еще в дошкольном возрасте.
Отличительная особенность данной методики в том, что все задания, направленные на закрепление предлогов и приставок, носят развивающий характер, способствуют коррекции познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация и видеопрезентация для учителей логопедов "Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи"
Из опыта работы с дошкольниками по подготовке к обучению грамоте.Консультация содержит игры, упражнения, фотографии....
"Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи "
Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи...
«Формирование оптико-пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза у дошкольников с нарушением речи с целью профилактики оптической дисграфии»
Уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. О профилактике оптической дисграфии можно говорить т...
Предупреждение дисграфии у дошкольников с нарушениями речи
Дисграфия — это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письм...
Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.
Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошко...
картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи
Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....
Консультация «Игры и упражнения по предупреждению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»
В последние годы значительно возросло количество детей, встречающихся с различными трудностями обучения в начальной школе. По оценкам психологов, на успеваемость влияют более 200 факторов. Самый главн...