Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.
проект по логопедии на тему

Баева Галина Владимировна

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошкольном возрасте является актуальной задачей учителя – логопеда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnosticheskie_proby.docx520.99 КБ

Предварительный просмотр:

Предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с нарушениями речи.

Нарушение письма – одна из самых распространённых форм речевой патологии у младших школьников. Дисграфия чаще всего проявляется в структуре сложных речевых расстройств, поэтому её профилактика в дошкольном возрасте является актуальной задачей учителя – логопеда. Дисграфия может быть обусловлена:

  • различными органическими повреждениями зон коры головного мозга,
  • запаздыванием созревания этих систем мозга,
  • нарушением их функционирования.

Среди многообразия нарушений письма часто встречающейся является оптическая дисграфия.

Этот вид специфических нарушений письма, в отличие от остальных, не связан с состоянием устной речи. В этих случаях ребенок, имеющий достаточную остроту зрения, не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Механизмом оптических нарушений письма является:

  • недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза,
  • оптико-пространственного восприятия и представлений,
  • зрительно-моторной координации,
  • недостаточная сформированность зрительной памяти.

Поэтому нужно развивать зрительно – пространственные функции, что позволяет в дальнейшем сформировать чёткие зрительные образы букв и навык быстрого различения графически сходных букв.

Для глобального решения такой проблемы, как оптическая дисграфия, гораздо важнее говорить о способах профилактики данной патологии у дошкольников с недоразвитием речи, чем о путях преодоления её у школьников.

Это объясняется тем, что дисграфию, как и любое другое речевое нарушение, легче предупредить, чем устранить.

Как выявить предпосылки возникновения оптической дисграфии?

Для того, чтобы выявить детей, которые находятся в зоне риска по возникновению оптической дисграфии, следует провести с дошкольниками ряд диагностических проб.

Диагностические пробы.

Тематический рисунок «Дом – дерево – человек».

Предложить ребёнку нарисовать картину, на которой обязательными будут дом, человек и дерево.

Возраст. Это задание является адекватным для детей 5 лет и старше.

Область исследования. Служит для определения зрелости наглядно-образного мышления.

Возможный результат. О незрелости наглядно-образного мышления и способности к символообразованию свидетельствует выраженная бедность детализации и примитивная структурная организация рисунка.

                          

Срисовывание фигур.

Предложить ребёнку нарисовать по образцу геометрические фигуры.

Возраст: в 3 года – круг; в 4 года  - треугольник; в 5 – прямоугольник, разделенный по диагоналям, высоте и ширине на 8 частей;  в 6 лет – ромб, вытянутый по горизонтали;  в 7 лет – ромб, вытянутый по вертикали.

Область исследования. Пространственный праксис, сформированность формообразующих движений, полноценность зрительно-моторной координации.

Возможный результат. Неточность в воспроизведении.  

                                                                                                                     

 

               

Кубики Коса.

Предложить ребёнку повторить рисунок из кубиков, который предварительно построен взрослым.

Возраст. 5 лет.

Область исследования. Сформированность операций зрительно-пространственного анализа и синтеза.

Возможный результат. При использовании фигуры из четырёх квадратов, контрастных цветов по диагонали, ребёнок может не соблюдать направление диагонали или не построить её вообще.

                                  

Игра « Кулак – ребро – ладонь».

Возраст. 6 лет.

Область исследования. Динамический праксис.

Предложить ребёнку выполнить указанное движение на столе сначала одной рукой, потом другой, затем двумя. Указания следует произносить, постепенно ускоряя темп.

                                    

Игра « Пересчёт пальцев».

Возраст. 6 лет.

Область исследования. Динамический праксис.

Предложить ребёнку коснуться поочерёдно большого пальца каждым пальцем, начиная с указательного, той же руки, а затем сделать то же самое,  начиная с мизинца.

Возможный результат. Затруднение в выполнении этого задания можно связать с левополушарной недостаточностью.

           

Повторение цифровых рядов.

Произнести последовательность цифр и попросить ребёнка её повторить.

Возраст. Прямые ряды из 4 цифр воспроизводят дети 4,5 лет; ряд из 5 цифр – дети 6,5 – 7 лет; ряд из 3 обратных цифр – воспроизводят дети 7 лет.

Область исследования. Слуховая память.

Возможный результат. При левополушарных поражениях головного мозга страдает воспроизведение цифр в прямом порядке, а при правополушарных  - воспроизведение цифр в обратном порядке.

Игра « Перекрёст».

Возраст. 6 лет.

Область исследования. Владение понятиями «право – лево» и речевая регуляция двигательных актов.

Предложить ребёнку по речевой инструкции коснуться левой рукой правого уха, правой рукой левого глаза и т.д.

 

Воспроизведение звуковых ритмов.

Предложить ребёнку повторить за вами серию хлопков. Взрослый делает между хлопками длинные и короткие паузы, постепенно удлиняя и усложняя ряд.

Возраст. 6 лет.

Область исследования. Слуховая память.

Возможный результат. Дети с дисграфией выполняют это задание с большим количеством ошибок, что указывает на право- и левополушарные поражения.

Как развить зрительно - пространственные функции?

Для того, чтобы у детей не возникла дисграфия ( а этот диагноз можно поставить только школьнику), следует включать в обычные занятия с дошкольниками упражнения, развивающие зрительный анализ и синтез.

Развитие зрительного восприятия.

У некоторых детей настолько нарушено зрительное восприятие, что они не узнают буквы, потому что для них это просто пересечение линий. Начинать развитие зрительного гнозиса нужно с изображений предметов.

Задание 1. Назови, что видишь на картинке.

Задание 2. Назови предметы по их контурам.

Задание 3. Назови недорисованные предметы.

Задание 4. Назови зачёркнутые предметы.

Задание 5. Обведи разноцветными карандашами предметы, наложенные

друг на друга.

Задание 6. Скажи, что перепутал художник.

Задание 7. Распредели предметы по величине, учитывая реальные размеры.

Задание 8. Распредели  изображения предметов  по их реальной величине.

Необходимо предложить одинаковые по величине изображения предметов, различающихся по величине в реальности.

Развитие цветового восприятия.

Ребёнок может понимать, что есть разные цвета, он может их различать, когда это цветная бумага или баночки с гуашью. Его нужно научить использовать эти знания в обычной жизни, помочь увидеть мир цветным.

Задание 1. Раскрась предметы.

Задание 2. Игра « Бывает – не бывает».

Воспитатель бросает мяч и называет какой – нибудь цвет. Ребёнок возвращает мяч, называя предмет, который бывает такого цвета.

Задание 3. Игра « Четвёртый лишний».

Воспитатель называет четыре предмета. Один из них по цвету не подходит. Ребёнок называет лишний предмет. Н-р:

  • Солнышко, подсолнух, небо, цыплёнок.
  • Огурец, редис, лягушка, ёлочка.
  • Редис, помидор, мак, снеговик.

Развитие восприятия геометрических форм.

Как человек запоминает что-то новое? Он опирается на знания и умения, которые уже использует автоматически. Например, запоминая иностранные слова, он находит аналогии в родном языке. Как запомнить графическое изображение букв? Сопоставлять элементы, из которых они состоят, находить сходства букв между собой, представлять их в виде сочетания нескольких геометрических фигур.

Задание 1. Соедини предметную картинку  с геометрической фигурой, на которую она похожа по форме.            

Задание 2. Найди закономерность и продолжи ряд.

Задание 3. Рассмотри изображение и назови, из каких фигур оно состоит.

Задание 4. Дорисуй незаконченные контуры так, чтобы получились геометрические фигуры.

Задание 5. Найди и исправь ошибки.

Задание 6. Соедини точки по порядку и назови фигуру.

Развитие зрительной памяти.

Для запоминания графического изображения всех букв немаловажную роль играет зрительная память. Ребёнку будет легче справиться с поставленной задачей, если в добуквенный период максимально развить этот вид памяти.

Задание 1. Игра « Чего не стало».

Предложите ребёнку запомнить несколько картинок (в зависимости от возраста 3-5 штук). Потом попросите  его закрыть глаза. Уберите одну картинку и попросите назвать, чего не стало.

Задание 2. Посмотри на рисунки и найди отличия.

Дети 3-4 лет должны найти 5 отличий. Детям более старшего возраста нужно показать на 15 секунд один рисунок, потом предложить рассмотреть другой. Заметят ли они изменения?

Задание 3. Найди на большой картинке фрагменты, изображенные внизу.

Формирование буквенного гнозиса.

Знакомя детей с буквами, нужно прописывать их в воздухе, выкладывать из счётных палочек, проволоки, лепить из пластилина, обводить, раскрашивать и штриховать их. Всё это будет подключать кинестетические чувства ребёнка для лучшего запоминания зрительного образа буквы.

Для закрепления материала можно использовать следующие задания.

Задание 1. Найди неверно написанные буквы.

Задание 2. Найди букву среди других букв.

Задание 3. Назови замаскированные буквы.

Задание 4. Допиши буквы.

Формирование пространственного восприятия.

Четырёхлетний ребёнок должен понимать, где правая рука, а где левая. Для того, чтобы он это запомнил, следует напоминать, что мы держим ложку в правой руке, что карандаш нужно взять в правую руку. Это не касается левшей. Им следует говорить наоборот.

Пятилетнему ребёнку нужно объяснить, что справа находится правый глаз, правый карман, правая нога и т.д. следует научить находить правые части тела у человека, сидящего напротив.

Задание 1. Где находится яблоко? ( Яблоко находится справа от конфеты). Что нарисовано слева от винограда? ( Слева от винограда нарисованы телефон и груша). 

       

Задание 2. Дорисуй половинку предметов.

Задание 3. Обведи машинки, которые едут вправо.

           

Задание 4. Раскрась правую руку.

Задание 5. Раскрась правую часть комбинезона жёлтым цветом, а левую – красным.

Задание  6. Найди дорогу в гараж и расскажи шофёру, как туда добраться.

                         

Задание 7. Двигайся по указанному пути.

Помоги Незнайке добраться домой, сделав 18 шагов по карте.

Карта: вниз, вправо, вниз, вниз, вправо, вверх, вверх, вправо, вверх, вправо, вниз, вниз, влево, вниз, вправо, вправо, вверх, вверх.

Игра « Очередь у кассы».

Взрослый выстраивает перед ребёнком несколько игрушек в ряд и спрашивает: « Где стоит зайчик?». Нужно обучить детей нескольким правильным ответам: «Зайчик стоит за…, зайчик стоит перед…, зайчик стоит между…».

Задание 8. Наведи порядок в комнате, назови, что находится не на своём месте.

Задание 9. Расскажи, кто куда спрятался.

Задание 10. Какое дерево выше? Ниже? Ствол у какого дерева толще? Тоньше?

В итоге такой работы у детей сформируется сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок письма, представляющая собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций.

Достигая минимально необходимого уровня зрелости, эти функции создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко – буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слова и реализации графомоторной программы.

Таким образом, ранняя первичная профилактика оптических нарушений у детей дошкольного возраста значительно повышает их шансы на успешное обучение в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предупреждение дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Дисграфия — это частичное на­рушение процесса письма, проявляющееся в стой­ких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функ­ций, участвующих в процессе письм...

картотека игр по профилактике дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Игры и упражнения для профилактики дисграфии у детей дошкольного возраста....

Презентация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи».

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Профилактику дисграфии у детей с проблемами в...

Профилактика дисграфии у дошкольников с нарушениями речи

Речевые нарушения включают в себя почти все формы дисграфии. Такой ребенок не может сосредоточется на занятии, небрежно выполняет задания, путает цвета, у него нарушены процессы формирования пространн...

Коррекционная работа учителя-логопеда по предупреждению оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Актуальность обусловлена тем, что очень важно как можно раньше приступить к коррекционной работе по профилактике оптической дисграфии, так как ошибки на письме могут привести к трудностям изучения ро...

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи

Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с нарушением речи...

Профилактика и предупреждение оптической дисграфии у дошкольников с ОНР.

В сообщении раскрываются основные направления работы по профилактики и предупреждению оптической дисграфии у дошкольников с ОНР....