Картотека "Фонетическая зарядка" для младшей и средней группы детского сада
картотека по логопедии (младшая, средняя группа)
Фонетическая зарядка представляет собой комплекс игр и упражнений на отработку каждого звука русского языка. При ее выполнении дети изображают звучание разных животных, птиц, транспорта, каких - то предметов. Ребёнку легче усвоить звук, если он непросто произносит его, повторяя за взрослым, а подражает звуком чему-либо или даже сопровождает его проговаривание с движением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
foneticheskaya_zaryadka.docx | 38.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека
«Фонетическая зарядка»
для детей младшего и среднего дошкольного возраста (3-5 лет)
Цель: развитие фонетической стороны речи детей дошкольного возраста.
Комплекс №1 Звук [а] ( 2 недели) 1. Повтори звук [а] за взрослым: Рот откроем широко: А-а-а услышим далеко: а-а-а-а-а. Воздух в носик набирайся, А-а-а теплее выдувайся: а-а-а-а-а. Мишеньку качай, А-а-а-а ему напевай! А – красивый звук какой Ну- ка шире рот открой: а-а-а-а. Аня куколку качала, Аня кукле напевала: «А-а-а-а». Мама доченьку качала, Мама дочке напевала: «А-а-а». Аня утром рано встала, Очень громко закричала: «А-а-а!». Тихо Аня не кричи, Других деток не буди. Тихо: «а-а-а» произнеси. Анечка гулять пошла, Видит птичка у крыльца. Птичка тоненько поет, Широко открыла рот: «А-а-а». А в лесу гуляет мишка, Косолапый шалунишка. Низким голосом поет, Широко открыл свой рот: «А-а-а!». 2. Покажи, как девочка укачивает куклу: «А-а-а-а» (ласково). 3. Покажи, как ревет мишка: «А-а-а» (низким голосом). 4. Покажи, как поет певец: «А-а-а» (звонко и громко). 5. Покажи, как стонет больной у врача: «А-а-а» (тихо и жалобно). 6. Покажи, как плачет большая кукла: «А-а-а» (звонко и громко). 7. Покажи, как плачет маленькая кукла: «А-а-а» (тихо и жалобно). 8. Добавь словечко: Кашу кушаю я сам – ам – ам – ам! Заблудились мы в лесу И кричим: АУ! АУ! Всё дорогой нюхая. Прелесть вислоухая! Мчится, птичек распугав, К нам собачка, ав-ав-ав, Просыпайся, лежебока. В небе солнышко высоко. Ах, какой же ты лентяй! Как не стыдно! Ай-ай-ай! Вот собака ав-ав-ав Возле будки ав-ав-ав Лает громко ав-ав-ав На цыпленка ав-ав-ав. 2. Какой красивый цветок! Ах! Ах! Ах! (с восхищением). | Комплекс №2 Звук [у] ( 2 недели) 1. Повтори звук [у] за взрослым: У-у-у услышать захочу- Губы трубочкой сложу: у-у-у-у. Загудел паровоз И ребяток повёз: у-у-у-у. По земле разбежался, Юла кружится, поет Самолет летит, Очень громко гудит: «У-у-у-у!». Тихо ветер задувает И снежинки поднимает: «У-у-у-у». Серый волк в лесу живет, Низким голосом поет: «У-у-у-у». Птичка на ветке его услыхала, Тоненько ему подпевала: «У-у-у-у». Уля на дудочке тихо играет, И ветерок тихо ей подпевает: «У-у-у-у». Паровоз стоит, Очень громко гудит: «У-у-у!». 2. Покажи, как воет вьюга: «У-у-у-у» (грустно). 3. Покажи, как гудит пароход: «У-у-у» (громко и звонко). 4. Покажи, как гудит самолет: «У-у-у-у» (тихо и глухо). 5. Покажи, как воет волк: «У-у-у-у» (протяжно). 6. Добавь словечко: Моя куколка больна. Плачет Уленька: Уа! Уа! Уа! Там в лесу живет сова, Громко ухает она: Ух-ух-ух! Самолет летит, Самолет гудит: У-у-у-у! Я лечу, лечу, лечу-у-у-у! Полечу, куда хочу-у-у-у! Вот корова – Му – му – му! Молока я дам кому-у-у-у? |
Комплекс №3 Звук [и] (2 недели) 1. Повтори звук [и] за взрослым: Посмотрите, как Петрушка Тянет ротик прямо к ушкам И скажите: И – И – И – И, Ротик к ушкам растяни. Улыбнёмся, Скажем: и-и-и, Мои зубки посмотри-и-и. Эй, лошадка, Нас вези. И быстрее ты скачи: и-и-и. Мышка корочку грызет, Мышка песенки поет: «И-и-и». Жеребенок маленький на лугу играл, Жеребенок маленький громко распевал: «И-и-и!». 2. Покажи, как ржет большая лошадь: «И-и-и» (громко). 3. Покажи, как ржет жеребенок: «И-и-и» (тихо). 4. Добавь словечко: Ослик все забыл слова И кричит: «Иа – иа!». Ослик так поет всегда. «Иа – ИА - ИА!». | Комплекс №4 Звук [о] (2 недели) 1. Повтори звук [о] за взрослым: Рот овальный: О-о-о звучит, Удивлённо голосит: о-о-о-о. Шарик губками возьми, «О» тихонько протяни: о-о-о-о. Заболела куколка, Надо ей поспать. Заболела куколка, Начала стонать: о-о-о-о-о. 2. Покажи, как удивилась мама: «О!» (удивленно). 3. Покажи, как восхищенно сказал папа: «О!». 4. Покажи, как испуганно воскликнул мальчик: «О!» (звонко и громко). 5. Покажи, как стонет дедушка: «О-о-о-о» (тихо и жалобно). 6. Покажи, как поет певица: «О-о-о-о» (звонко и громко). 7. Покажи, как зевает мальчик: «О-о-о» (протяжно). 8. Добавь словечко: Котик маленький гулял И собачку увидал. Испугался котик мой. Ой! Ой! Ой! Ой! Покачайте головой: Ой – Ой – Ой! Покрутите головой – Влево, вправо, вниз: Ой, Ой! Древний, дряхлый царь Горох Раскряхтелся: «Ох-ох-ох». И глядит на это действо Всё бобовое семейство. Ты зачем сказал, что тут одуванчики растут? Тут крапива, боже мой! Ой, как жжётся! Ой-ой-ой! |
Комплекс №5 Звук [м] (2 недели) 1. Покажи, как мычит корова: «М-м-м-м» (громко). 2. Покажи, как мычит теленок: «М-м-м-м» (тихо). 3. Добавь словечко: Вот корова му-му-му У беседки му-му-му Щиплет травку му-му-му На лужайке му-му-му. Нацедили мы пока Мало-мало молока. Подою Бурёнку снова. Му-му-му, моя корова. Вот вам, дети, по котлете И по порции спагетти. Не хотите? Съем их сам. Ах, как вкусно, ам-ням-ням! Вот коза ме-ме-ме В огороде ме-ме-ме Ест огурчик ме-ме-ме Очень вкусно ме-ме-ме. Это киса мяу-мяу-мяу Возле шкафа мяу-мяу-мяу Видит норку мяу-мяу-мяу Ловит мышку мяу-мяу-мяу. Шел козленок по дорожке, У него устали ножки. Закричал козленок: «Меееееее» Постелите коврик …… мне. | Комплекс №6 Звук [н] (2 недели) 1. Покажи, как летает большая муха: «Н-н-н-н» (громко). 2. Покажи, как летает маленькая муха: «Нь-нь-нь» (тихо). Ручки вверх поднимай, Тихо носиком вдыхай, Ручки вниз опускай, Н – как муха напевай: н-н-н. 3. Добавь словечко: На скаку играя гривой, Скачет быстро конь, красиво, Не догонишь, не дано. Ишь как скачет: но – но – но! Друга можно обижать? Нет – нет – нет. Друга можно забывать? Нет – нет – нет. Друга нужно разозлить? Нет – нет – нет. Будем крепко мы дружить? Да – да – да. |
Комплекс №7 Звук [п] (2 недели) 1. Покажи, как пыхтит самовар: «П-п-п-п» (громко). 2. Покажи, как пыхтит чайник: «П-п-п-п» (тихо). Открывает рыбка рот, Да не слышно, что поёт. П – П – П – П. 3. Добавь словечко: Я мышонок, пи-пи-пи. Кошка Мурка, крепче спи. В норку для ночного пира Я несу кусочек сыра. Грузный чайник, пых-пых-пых, Кипятится за двоих. К нам на плюшки и ватрушки Собрались друзья-подружки! Серый зайка, прыг-прыг-прыг, Отвечай-ка напрямик, Где ты лето целое Прячешь шубку белую? В телефон залезла мышь: ПИ, ПИ, ПИ... Говорю: - Кому звонишь? ПИ, ПИ, ПИ... Может, ты звонишь котам? ПИ, ПИ, ПИ... А тебе не страшно там? ПИ, ПИ, ПИ... | Комплекс №8 Звук [б] (2 недели) 1. Покажи, как стучит большой барабан: «Б-б-б» (громко). 2. Покажи, как стучит маленький барабан: «Б-б-б» (тихо). 3. Добавь словечко: Я трублю в свою трубу Бу – бу – бу. Песню о гиппопотаме Исполняют на тамтаме. Подняли ужасный шум Папуасы – бум-бум-бум! Мне соседи отвечали, По трубе ключом стучали! Я работал молотком Целый вечер – бом-бом-бом! Сидит филин на суку И желтые, и красные – Би-би, би-би! Машины за машинами – Би-би, би-би! Шуршат машины шинами – Би-би, би-би!
Гуляли ягненок, баран и овечка. Блеял баран очень громко: «Бе-бе!!!» Спокойно овца отвечала: «Бе-бе!» Ну а ягненок, совсем как ребенок, Песенку звонкую пел: «Бе-бе-бе!». |
Комплекс №9 Звук [ф] (2 недели) 1. Покажи, как воздух выходит из большого шарика: «Ф-ф-ф» (громко). 2. Покажи, как выходит воздух из маленького шарика: «Ф-ф-ф» (тихо). Ротик к ушкам растяни, Губку мягко прикуси, Длинный ветерок пусти! Ф на выдох говори: ф-ф-ф. Ручки вверх поднимай, Тихо носиком вдыхай, Ручки вниз опускай, Ф – как ветер напевай: ф-ф-ф. Ежик по лесу бежал, И грибочек увидал. И от радости фырчал: Ф – Ф – Ф – Ф. По тропинке мы идем – Фок, Фок, Фок. Громко песенку поем – Фок, Фок, Фок. Лучше нас лесных ежей – Фок, Фок, Фок. Нет на свете сторожей – Фок, Фок, Фок. Ежик по лесу идет, Ежик песенку поет. Футы, футы, футы, фу На спине листок несу. Самый сильный я в лесу, Не боюсь теперь лису. Футы, футы, футы, фу | Комплекс №10 Звук [в] (2 недели) 1. Покажи, как дует сильный ветер: «В-в-в» (громко). 2. Покажи, как работает вентилятор: «Вь-вь-вь» (тихо). Сильный ветер налетел, Голосок у нас запел. Ручку к шейке прижимай, Голосочек подключай: в-в-в-в-в. Начинает вьюга выть, В – ребятам говорить в-в-в-в-в. Дует ветер - ву, ву, ву Все тропинки замету –ву, ву, ву. Обниму и закружу – ву, ву, ву. Никого не пропущу – ву, ву, ву. |
Комплекс №11 Звук [т] (2 недели) 1. Покажи, как стучит большой молоток: «Т-т-т» (громко). 2. Покажи, как стучит маленький молоток: «Т-т-т» (тихо). Строим домик для бельчат, Молоточки стучат: Т – Т – Т; Т – Т – Т. 3. Добавь словечко: Большие ноги шагали по дороге: ТОП – ТОП – ТОП, Маленькие ножки бежали по дорожке: топ – топ – топ. Кто шумит невдалеке? Это зайка на пеньке Ах, какая красота! Барабанит – та-та-та! Губы улыбаются, И не напрягаются. В дверку постучим с тобой: ТОЙ – ТОЙ – ТОЙ. Мне зимой гулять не зябко, Греют шубка, шарф и шапка. Хоть тропинка, хоть сугроб, Я шагаю – топ-топ-топ. Надо времени идти, Чтоб я мог во сне расти. Не хотят уснуть никак. Часики, тик-так, тик-так. Все истратил силы дятел, Весь каштан исколошматил. До сих пор я слышу звук Тех ударов – тук-тук-тук! Зайка взял свой барабан | Комплекс №12 Звук [д] (2 недели) 1. Покажи, как стучит большой дятел: «Д-д-д» (громко). 2. Покажи, как стучит маленький дятел: «Д-д-д» (тихо). Мы построить дом хотим, Работу язычкам дадим. Молоточки мы возьмём, Дружно гвоздики забьём, Д – легко произнесём. Д-Д-Д-Д-Д Строим домик для зайчат, Молоточки стучат: Д-Д-Д-Д-Д 3. Добавь словечко: Гуси – гуси га –га – га, Есть хотите? Да, да, да. Я на дудочке играю,
Рогатая головушка! Малых деток не бодай, Молока им лучше «Дай –дай – дай!». |
Комплекс №13 Звук [к] (2 недели) 1. Покажи, как стучит сильный дождик: «К-к-к» (громко). 2. Покажи, как стучит слабый дождик: «К-к-к» (тихо). 3. Добавь словечко: Курочка поёт: КО – КО – КО, Не ходите далеко. Эй, лягушки на болоте! Что за песню вы поёте? Непонятные слова. «Ква-ква-ква» . Из кладовки, из потёмок Вышел заспанный котёнок: Ну, теперь давайте приз! Кто тут крикнул «кис-кис-кис»? На звезде Альдебаран Закрутить забыли кран: На детишек, мам и пап Льётся дождик – кап-кап-кап. Весь день кудахчет Курица – За птенцов волнуется: С крыши прыгать - высоКО, КО-КО-КО. В речке плавать - глубоКО, КО-КО-КО. А за домом - КО-КО-КОшка... Не ходите далеКО! Это цыпа ко-ко-ко У скамейки ко-ко-ко Ищет зерна ко-ко-ко Для цыпленка ко-ко-ко. | Комплекс №14 Звук [г] (2 недели) 1. Покажи, как гусь гогочет: «Г-г-г» (громко). 2. Покажи, как гусята гогочут: «Г-г-г» (тихо). 3. Добавь словечко: Гусь крикливый с красным носом, Шея словно знак вопроса. Гусь выходит на луга И гогочет: га – га – га! С горной кручи без оглядки На лошадке, на лошадке – Скачет к нам джигит Серго! Иго-го-го-го-го-го! – Вот лошкодка го-го-го Скачет быстро го-го-го По дорожке го-го-го Прямо к дому го-го-го. Гусь крикливый на лугу гу – гу – гу. Покусает за ногу гу – гу - гу. Ты ребяток не щипай гу – гу – гу. Малышей не обижай – гу – гу – гу. |
Комплекс №15 Звук [х] (2 недели) 1. Покажи, как дедушка храпит: «Х-х-х» (громко). 2. Покажи, как дети смеются: «Х-х-х» (тихо). 3. Добавь словечко: Хлопать Ванечка умеет, Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп! Своих ручек не жалеет, Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп! Хвост смешной у петуха – ха – ха – ха. На обед у нас уха – ха – ха – ха. По траве ползет блоха – ха – ха – ха. Маме купим мы духи – хи – хи – хи. Ваня выучил стихи – хи – хи – хи. Разодрались петухи – хи – хи – хи. 4. «Какая красивая бабочка» Произнесение на длительном выдохе «Ах-ах, ох-ох» | Комплекс №16 Звук [э] (2 недели) 1. Покажи, как сорвалась рыба с крючка у рыбака: «Э-э-э» (с сожалением). 2. Добавь словечко: -Э-э-э поём с открытым ртом, Язычок увидим в нём. Мишка песню напевает, Мишка ротик открывает. Шире ротик открывай И Мишутке подпевай: Э – Э – Э – Э. Мишка улыбается И не напрягается Улыбнись, протяни, Подбородок опусти: Э-Э-Э-Э-Э. 3. Покажи, как ревет медведь: «Э-э-э» (громко). 4. Покажи, как качаемся на качелях: «Эх-эх-эх» (протяжно). 3. Покажи, как кричим в лесу: «Эй-эй-эй» (громко). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий праздника для младшей и средней групп детского сада. "Наши мамы"
Сценарий праздника составлен по материалам О.А.Сивухиной. Праздник проходит в форме концерта, ведущими являются воспитатели обеих групп. Дополнительных героев нет....
Организация развивающей среды в младших и средних группах детского сада №11 «Звёздочка» города Старый Оскол
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствоват...
Сценарий осеннего праздника для младшей и средней группы детского сада
Осенний праздник 2013 г. Сценарий для младшей и средней групп. (Дети под музыку входят в зал с листьями.)Исполняется танец с листьями.(После танца Осень собирает листья в букет.)Ведущая ( Осень):...
Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»
Учебный материал по экологическому воспитанию детей второй младшей и средней групп. Работа с родителями....
"В гостях у бабушки" (для детей второй младшей и средней группы детского сада).
Театрализованное представление для родителей в рамках Дня пожилого человека....
«Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»
Консультация для педагогов по теме: «Экологическое воспитание детей второй младшей и средней групп детского сада»...
досуг во второй младшей или средней группе детского сада "Зимняя прогулка"(времена года)
Досуг на закрепление знаний детей о зимнем времени года, дает возможность расширить представления о зимней прогулке (наблюдениях, играх, забавах…)....