Этапы развития речи.
занимательные факты по логопедии

НАзарук Александра Сергеевна

В материале представлены этапы речевого развития по возрастам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_razvitiya_rechi.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы развития речи у детей

Крики для детей - возникают с рождения  

Гуление – протяжное произнесение гласных и слогов с горловыми согласными (гу, агу, гы) с 2 до 5-7 месяцев. На фоне певучего гуления появляются слоги с губными и переднеязычными звуками, которые потом трансформируются в лепет. 

Лепет – многократное повторение слогов, с губными и переднеязычными согласными (ма-ма-ма, бу-бу-бу) начало с 4-7,5 месяцев Слова - переход осуществляется на фоне продолжающегося лепета: лепетные слова (мама, папа, бобо, бах, ам, дай) с 11-12 месяцев Появление слов взрослого лексикона (молоко –моко, мами – возьми, мака – маленькая, титики –часики) начало с 1 года 7/ 9 месяцев.

Сосуществование слов, правильно и неправильно произносимых, — основная закономерность начальных этапов становления развитой речи у детей.

Рост словаря ребенка от года и старше при развитии:

1год -5-9 слов  

1,5 года от 20 до 40 ( у разных авторов) 

2 года от 50 до 200 слов 3 года от 800 до 1000 слов

3,5 года - 1100  4 года 1600 - 1900 

5 лет 1900 - 2200 

Развитие фразовой речи у детей: 

Появление словосочетаний из двух лексических единиц (Ляля бах, папа ам) - начало с 1 года 9 месяцев до двух лет.

Появление и развитие речи у детей предложений - с двух лет.

К трем годам начинает употреблять сложные придаточные предложения, появляются вопросы "почему?" "когда?", использует практически все части речи, предлоги и союзы. Использует единственное и множественное число.

К четырем годам речь оформлена грамматически правильно, используются суффиксы, более сложные фразы. 

Дальнейшее развитие детской речи оценивается, в основном, не по количеству слов, а по умению отвечать на вопросы, наличию инициативы в разговоре, построение логических цепочек, умение составить рассказ по картинке, рассказать о событии, пересказать сказку. Параллельно оценивается понимание сложных грамматических конструкций.

Стимуляция гуления при развитии речи.

Привлекайте внимание ребенка к своему лицу. 

Позовите его, подуйте, поцокайте малышу, дожидаясь его взгляда. 

Разговаривайте с малышом, ведя с ним своеобразный речевой диалог. 

Издавая звуки, напоминающие гуление, воркование, делайте паузы, давая возможность малышу ответить вам. Повторяйте звуки, которые произносит ваш малыш. Помните, что «говорящее лицо» является самым сильным стимулом для привлечения внимания ребенка. В этом возрасте детям нравится плавная певучая речь. Они внимательно вслушиваются в интонацию, еще не понимая смысла речи. Будьте внимательны к сигналам ребенка, возможно, он тоже хочет с вами пообщаться. Об этом свидетельствуют его взгляд, улыбка, воркующие звуки.  Разговаривая с малышом, пощекочите его, погладьте. Ваша развитая речь и ваша улыбка в сочетании с тактильно-двигательной стимуляции поможет малышу улыбнуться именно вам. Кроме того, подобное «тормошение» стимулирует комплекс оживления. Если ребенок отвел взгляд, отвернулся, закинул руки за голову – это сигнал о том, что он устал и вам нужно сделать перерыв в общении. 

Стимуляция речевого лепета у детей.

Играйте с малышом, сидя лицом к лицу. Для этого вы можете использовать специальное кресло с наклонной спинкой (детский шезлонг, автомобильное кресло). Сидя с комфортом, ребенок с удовольствием будет играть с вами.  Повторяйте за ребенком звуки, которые он произносит, таким образом вы будете развивать его речевые качества. Делайте паузы, давая ему возможность ответить вам.  В то время, когда малыш произносит протяжные гласные звуки, положите свой указательный палец под нижнюю губу и помогите ему сомкнуть губы. Повторите эти движения так, чтобы у ребенка, произносящего а_________, получились слоги ба-ба-ба.  

Поощряйте малыша брать в рот удобные для этого игрушки. Они создают во рту дополнительные смычки, что тоже стимулирует появление слогов с согласными звуками. 

Используйте сочетание цепочек движений с цепочками слогов в речи: произнося слоги, например, ба-ба-ба, ма-ма-ма, совершайте с ребенком подпрыгивания. Для этого можно посадить ребенка на большой мяч, другую пружинящую поверхность, или просто к себе на колени.  Тормошите, подкидывайте малыша, обычно это вызывает у него смех, громкие возгласы. Имитируйте лепет младенца. Старайтесь полностью сохранять темп, тембр и высоту детской речи. Произнося губные звуки и слоги, привлекайте внимание ребенка к своему рту. Делайте паузы, давая ребенку время повторить звуки.  

Если есть такая возможность, запишите лепетную речь другого ребенка и давайте ее прослушать вашему малышу. Если у вашего ребенка есть периоды активной вокализации, обычно это бывает по утрам, запишите «речь» своего ребенка и давайте ему для прослушивания. 

Путь развития речи: от лепета к лепетным словам.

Ниже приводится пример работы по стимуляции экспрессивной речи у детей от года до 2-х, 2,5 лет

Шаг1  

Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал) .

Шаг 2. 

Стимуляция использования первых 5-7 слов. 

Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму".

Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" 

Ориентировочный возраст - с года до полутора лет 

Шаг 3. 

Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию" 

1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)

2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла) Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га 

Шаг 4

Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов 

Слово звукоподражание  

Барабан бам-бам-бам Упал бах, бабах Качаться, качели кач-кач 

Дождик кап-кап Гусь га-га-га лягушка ква-ква  

Дай, дать? дай  Собака ав-авВорона кар-кар Спать а-а-а, бай-бай 

Возможно ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному.

Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года. 

Шаг 5.

Появление слов взрослого лексикона:

Бабака (собака) 

Титики (часики) 

Моти (смотри) 

Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком».

Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала).

Приблизительный возраст начала этого этапа -год 8 месяцев. 

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки».

"Повторялки". 

Все дети разные. И развитие речи протекает по разному. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста. Есть дети, которых я бы назвала максималистами "или все или ничего". Похоже, что они думают так: " Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию". 

Что делать с речью ребенка, как ее развивать?

Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами. Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова. Предполагает осознанное повторение ребенком звуков, слогов и их сочетаний, предлагаемых взрослым. 

• Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!» 

 • Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка • Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа. 

• Если ребенок в своей речи, например использует, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га» 

• Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного) 

• Если и здесь вы достигли успехов, можно продолжать развитие речи у детей, из простых слов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком. 

• Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке: 

1. Знакомый слог

2. новый слог 

3. новый слог (тот же) 

4. знакомый слог 

5. Знакомый слог. 

Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.  

Часто бывает так, что ребенок развивая свою речь повторяет какие- либо слова/звуки/слоги спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. 

Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно. Помните, что все это должно быть интересно и привлекательно для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему:"Этапы развития речи ребёнка"

 Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые ...

Этапы развития речи.

Речь ребенка - важная черта его личности.  В статье показаны этапы речевого развития ребенка, что может служить памяткой для родителей....

Консультация для родителей "Этапы развития речи дошкольника"

Помощь родителям в развитии речи у детей...

Этапы развития речи

Многие родители считают, что не следует вмешиваться в процесс формирования речи. «Ребенок подрастет и сам научится говорить лучше родителей. Логопедов в наши времена не было, и ничего, мы сами научили...

Аттестационная работа на тему: «Возрастные этапы развития речи детей раннего возраста»

В Аттестационной работе были рассмотрены теоретические основы изучения этапов развития речи детей раннего возраста, а также практические аспекты. Обобщение опыта в ДОУ....

Этапы развития речи детей дошкольного возраста

В  консультации раскрыты этапы формирования речи в соответствии с возрастной нормой. Материал полезен логопедам, воспитателям, родителям....

Ранний этап развития речи детей

Тема: «Воспитание правильного произношения у дошкольников как средство формирования коммуникативной компетенции».            Учитель-логопед МБДО...