РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Познакомить детей в доступной форме с понятиями «родственные слова», учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rodstvennye_slova.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «РОДСТВЕННЫЕ  СЛОВА».

 

ЦЕЛИ: Познакомить детей в доступной форме с понятиями «родственные слова», учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. Закрепить умение самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол от глагола ехать.

                      Развивать слух,  память, внимание,  мышление.                      

                      Воспитывать любовь к родному языку.

      ОБОРУДОВАНИЕ:  дерево (модель), предметные картинки: снегурочка, снеговик, снежинка, снегокат, подснежники, валенки, рукавицы, фишки, конструктор «Лего», мяч.

                        Слова: вода, зима, мороз, снег.

ХОД  ЗАНЯТИЯ.

     

  1. Оргмомент.  (Игра с мячом).

                     - Назвать предмет (какой предмет?), если он сделан из: дерева (деревянный),

                      кожи, стекла, глины, пластмассы, фарфора и т.д.

                      Обратить внимание на пары слов.

                      - Послушайте: стекло – стеклянный – слова похожи между собой по звучанию.          

  1. Сегодня у нас выросло необычное дерево.

                         - Что нужно сделать, чтобы выросло дерево?

                         - Посадить зернышко.

                         - Потом нужно долго ждать, чтобы дерево стало большим. И вот оно выросло.

                          - А что есть у дерева? (Корни, ствол, листья, ветки, крона).

                            Как-то, много лет назад,

                            Посадили странный сад

                            Не был сад фруктовым,

                            Был он только словом.

                            Это слово, слово-корень,

                            Разрастаться стало вскоре,

                            И плоды нам принесло –

                            Стало много новых слов.

  1. Рассказывание сказки.

       Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю и появились ростки-слова: снегурочка, снежки,  снежинки, снегоход, снегокат, снеговик, снегирь. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.

         Повторить ряд слов.

                   Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

                   И если поставить их в ряд,

                   Немного послушать и вдуматься в суть –

                   Они об одном говорят.

  1. Выбор родственных слов из текста.

                    - Какое сейчас время года? Зима.

               Послушайте рассказ о зиме и постарайтесь услышать родственные слова (похожие). Кто будет называть слово, получит фишку.

                Наступила холодная зима. Люди надели теплую зимнюю одежду. Звери попрятались в зимовье. Перелетные птицы улетели зимовать на юг. Остались только зимующие: снегири,  вороны,  голуби. Трудная зимовка ожидает их холодной зимой. Особенно трудно зайке в зимнюю стужу. Нет у него ни запасов, ни теплого дома. Разгребет снег лапами, найдет озимые, полакомится свежей озимью.

                       Скажи ласково:  зима – зимушка, зимка.  

  1. Составление цепочки родственных слов.

                 - Зимой температура опускается ниже нуля градусов и тогда люди говорят: на улице мороз.

                  Слово мороз.

                  У вас есть картинки, образуйте родственные слова.

                  Мороз – морозилка, морозный, морозит, мороженое.

  1. Составление предложений.

                   После зимы наступает весна.

                   Что происходит со снегом? Превращается в воду.

                    Составим родственные слова со словом вода. (Водный, водяной, водолаз, подводник, подводный, водоросли).

         - Составьте предложения со словами вода, водолаз, водяной, подводный.

  1.  ФИЗМИНУТКА.

 

  1.  Упражнение «Муха» - ориентировка на плоскости.    

                     

  1.  Образование приставочных глаголов.

                 - Давайте вместе с вами расскажем историю маленькой машинки. (Дети дополняют предложения, образуя приставочные глаголы).

             

        Жила-была маленькая машинка, жила она в тесном гараже и больше всего любила путешествовать. Вот однажды рано-рано утром, когда все в доме  спали, она выехала из гаража, и поехала по дороге, доехала до речки, въехала на мост, съехала с моста, и подъехала к ёлке, объехала ёлку, той же дорогой вернулась назад и тихо заехала в гараж. Никто даже не догадался о путешествии машинки.

  1.  ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Ребята, о каких словах мы сегодня говорили?

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»

ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»...

Консультация "Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР"

Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3ур.) - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Данная консультация поможет во...

Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).

Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования ...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»

Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой  ...

«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»

Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....

Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"

Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....