РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Познакомить детей в доступной форме с понятиями «родственные слова», учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodstvennye_slova.doc | 32 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА».
ЦЕЛИ: Познакомить детей в доступной форме с понятиями «родственные слова», учить выбирать родственные слова из потока слов и связного текста. Закрепить умение самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол от глагола ехать.
Развивать слух, память, внимание, мышление.
Воспитывать любовь к родному языку.
ОБОРУДОВАНИЕ: дерево (модель), предметные картинки: снегурочка, снеговик, снежинка, снегокат, подснежники, валенки, рукавицы, фишки, конструктор «Лего», мяч.
Слова: вода, зима, мороз, снег.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
- Оргмомент. (Игра с мячом).
- Назвать предмет (какой предмет?), если он сделан из: дерева (деревянный),
кожи, стекла, глины, пластмассы, фарфора и т.д.
Обратить внимание на пары слов.
- Послушайте: стекло – стеклянный – слова похожи между собой по звучанию.
- Сегодня у нас выросло необычное дерево.
- Что нужно сделать, чтобы выросло дерево?
- Посадить зернышко.
- Потом нужно долго ждать, чтобы дерево стало большим. И вот оно выросло.
- А что есть у дерева? (Корни, ствол, листья, ветки, крона).
Как-то, много лет назад,
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым,
Был он только словом.
Это слово, слово-корень,
Разрастаться стало вскоре,
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
- Рассказывание сказки.
Давным-давно потеряли люди слово снег, забыли о нем. А слово попало в землю и появились ростки-слова: снегурочка, снежки, снежинки, снегоход, снегокат, снеговик, снегирь. Посмотрели люди, послушали, а слова-то похожи как родные, как родственники. И назвали люди такие слова родственными.
Повторить ряд слов.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть –
Они об одном говорят.
- Выбор родственных слов из текста.
- Какое сейчас время года? Зима.
Послушайте рассказ о зиме и постарайтесь услышать родственные слова (похожие). Кто будет называть слово, получит фишку.
Наступила холодная зима. Люди надели теплую зимнюю одежду. Звери попрятались в зимовье. Перелетные птицы улетели зимовать на юг. Остались только зимующие: снегири, вороны, голуби. Трудная зимовка ожидает их холодной зимой. Особенно трудно зайке в зимнюю стужу. Нет у него ни запасов, ни теплого дома. Разгребет снег лапами, найдет озимые, полакомится свежей озимью.
Скажи ласково: зима – зимушка, зимка.
- Составление цепочки родственных слов.
- Зимой температура опускается ниже нуля градусов и тогда люди говорят: на улице мороз.
Слово мороз.
У вас есть картинки, образуйте родственные слова.
Мороз – морозилка, морозный, морозит, мороженое.
- Составление предложений.
После зимы наступает весна.
Что происходит со снегом? Превращается в воду.
Составим родственные слова со словом вода. (Водный, водяной, водолаз, подводник, подводный, водоросли).
- Составьте предложения со словами вода, водолаз, водяной, подводный.
- ФИЗМИНУТКА.
- Упражнение «Муха» - ориентировка на плоскости.
- Образование приставочных глаголов.
- Давайте вместе с вами расскажем историю маленькой машинки. (Дети дополняют предложения, образуя приставочные глаголы).
Жила-была маленькая машинка, жила она в тесном гараже и больше всего любила путешествовать. Вот однажды рано-рано утром, когда все в доме спали, она выехала из гаража, и поехала по дороге, доехала до речки, въехала на мост, съехала с моста, и подъехала к ёлке, объехала ёлку, той же дорогой вернулась назад и тихо заехала в гараж. Никто даже не догадался о путешествии машинки.
- ИТОГ ЗАНЯТИЯ. Ребята, о каких словах мы сегодня говорили?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»
ПОДГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «В ГОРОДЕ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ»...
Занятие (с презентацией) для детей подготовительной группы на тему "Родственные слова к слову СНЕГ"
Занятие по развитию речи...
Консультация "Изучение родственных слов при работе с детьми с ОНР"
Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР (3ур.) - обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Данная консультация поможет во...
Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет).
Своевременное овладение правильной речью имеет большое значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение навыка подбора родственных слов является одной из предпосылок для формирования ...
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ К программе «Формирование родственных слов у дошкольников с общим недоразвитием речи (5-7 лет)»
Выбору методов и приемов коррекционной работы по устранению общего недоразвития речи всегда предшествует обследование ребенка с речевыми нарушениями. Логопедическое обследование ребёнка с любой ...
«Расширение словарного запаса детей – через развитие умения образовывать родственные слова, слова – «синонимы»»
Расширению словарного запаса в подготовительной к школе группе необходимо уделять первостепенне значение. Один из способов обучение детей умению образовывать родственные слова....
Презентация -игра "Родственные слова к слову "ЛЕС"
Данную презентацию можно использовать как игру - минутку для обучения детей умению придумывать родственные слова к заданному слову....