Выступление на районном семинаре "Сенсорная интеграция в детском саду"
материал по логопедии
Что такое сенсорная интеграция?
Перелом, корь или, скажем, плохое зрение выявить легко. А вот причины трудностей с учёбой или плохого поведения далеко не столь очевидны. Такие нарушения нередко являются следствием неадекватной сенсорной интеграции в мозгу ребёнка. Они встречаются у детей по всему миру и приводят к тому, что способные ребята плохо учатся в школе или неадекватно ведут себя , несмотря на достойное воспитание и прекрасную атмосферу в семье. Э.Джин Айрес «Ребёнок и сенсорная интеграция».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_integratsiya_v_detskom_sadu.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сенсорная интеграция в детском саду.
Перелом, корь или, скажем, плохое зрение выявить легко. А вот причины трудностей с учёбой или плохого поведения далеко не столь очевидны. Такие нарушения нередко являются следствием неадекватной сенсорной интеграции в мозгу ребёнка. Они встречаются у детей по всему миру и приводят к тому, что способные ребята плохо учатся в школе или неадекватно ведут себя , несмотря на достойное воспитание и прекрасную атмосферу в семье. Э.Джин Айрес «Ребёнок и сенсорная интеграция».
Что такое сенсорная интеграция? Сенсорная интеграция - это обработка ощущений поступающих от органов чувств, их структурирование, упорядочивание и формирование знания. Когда мы ощущаем прикосновение горячего песка к ногам, мы спешим перейти на более прохладную поверхность или стараемся обуться, что бы избежать неприятных ощущений. Что позволяет нам адекватно реагировать на различные раздражители извне? Это к нам от органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса, чувства движения(вестибулярная система), чувства положения тела в пространстве (проприорицепция), поступает информация виде ощущений и попадает в мозг , обрабатывается и выдаётся нам в виде знания о предмете. От работы сенсорных систем зависит объём и точность получения мозгом достаточной информации и выдача адекватных ответов. Сенсорная интеграция, необходимая для движения, говорения и игры, - это база для более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Благодаря ощущениям ребёнок познаёт качества, свойства предметов, которые воздействуют на его органы чувств. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.
Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста тесно связано с сенсорной интеграцией.
Процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. В связи с этим одна из основных задач детской деятельности – развитие интереса к обучению через сенсорные стимулы. Необходимо организовать детей так, чтобы им захотелось что-то делать, чтобы осуществлялось самопознание, и появилась мотивация к речи.
В нашем дошкольном учреждении наряду с обычными детьми воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья. У детей отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, как правило, они не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, у них это происходит фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. Всё это затрудняет процесс коррекции и социализации. Поэтому для преодоления этой проблемы считаем необходимым включение элементов сенсорной интеграции в общую систему коррекционной работы.
Метод сенсорной интеграции в работе логопеда, дефектолога и психолога предполагает стимуляцию работы всех органов чувств, направлен на активизацию познания, всех сторон речи, коррекцию поведения через сенсорику.
В нашем детском саду 2 группы компенсирующей направленности. У детей наблюдаются недостатки речевого развития (аллалия, ОНР, дизартирия), двигательные нарушения, гиперактивность, трудности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Детям трудно удерживать внимание на задачах обучения, их интерес не стоек, часто отсутствует мотивация к развитию.
По мнению многих авторов, основными, являются три базовые сенсорные системы, которые оказывают важное и фундаментальное влияние на развитие ребенка. Это проприоцептивная, тактильная и вестибулярная системы .
Однако хочется обратить внимание именно на вестибулярную сенсорную систему, а именно, вестибулярное восприятие у детей. Основной задачей вестибулярного восприятия является распознавание вестибулярных сигналов, поступающих от разнообразных движений тела в пространстве, например: вращения, движения в медленном и быстром ритме, перемещение веса, остановка, движения рук в процессе изучения окружающего мира, любое другое изменение положения тела, зрительное внимание и т.д. Инструментом, для распознавания этих сигналов, служит вестибулярный аппарат, который в свою очередь, входит в вестибулярную сенсорную систему. Комплекс таких упражнений входит в занятия по нейрогимнастике. С помощью специально подобранных физических упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. То есть, выполняя определённые физические упражнения мы заставляем работать головной мозг. Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается.
Опыт инклюзивного лагеря «Трудово» показал, что, несмотря на короткий временной период, занятия по нейрогимнастике с элементами темпо - ритмических упражнений с детьми с особыми возможностями здоровья дают очень хорошую положительную динамику.
Поэтому начиная с прошлого года в логопедической группе сопровождаемой мной на фронтальных занятиях, я использовала темпо - ритмические упражнения, как часть физ.минутки. Воспитанники не просто совместно выполняли, но и повторяли за мной упражнения на формирование межполушарных связей: «Кулак-ребро-ладонь»( со зрительной опорой и с закрытыми глазами; с изменением темпа движений- очень медленно- быстрее - быстро; перекрёстные движения рук на коленях в разном темпе; выполнение ритмических упражнений с проговариванием последовательности движений и зрительной опорой и как усложнение, только речевое сопровождение, глаза закрыты).
На подгрупповых логопедических занятиях в качестве физ.минутки использовала другие упражнения, направленные на проприоицепцию и вестибулярный аппарат.
По окончании учебного года были подведены итоги работы. Они показали динамику значительно выше планируемой. В практике основном использовались упражнения с минимальным количеством оборудования, так как у нас его пока, к сожалению, нет. Ниже приведены упражнения, которые применялись на практике.
При гиперчувствительности вестибулярных ощущений использовала вот такие упражнения:
Проявление: Ребёнок избегает активности, не любит передвижений, его укачивает в транспорте.
Методы и приёмы: Мягкое включение маятниковых движений, с обеспечением безопасности.
«Яйцо» - сидя на полу, ребёнок находится между согнутых колен родителя или специалиста, которые совершают небольшие покачивающиеся движения вперёд-назад. Движения сопровождаются песенкой или повторением звуков, которые издаёт ребёнок.
Упражнения с балансирами, «кочками», «брёвнышками». Важно, чтобы упражнения выполнялись последовательно, в ритмичном темпе.
Коррекция нарушений обработки проприоцептивных, кинестетических ощущений
Позволяет выполнять дифференцированные движения. Мышечное чувство формируется при изменении напряжения мышц, их оболочек, суставов, связок, сухожилий.
Типы проприоцепции:
Чувство позы или ощущение положения конечностей и ориентация их частей относительно друг друга: «Почувствуй своё тело», «Здороваемся».
Чувство движения, когда проприоцепторы воспринимают как направление, так и скорость движения при изменении угла в суставах: «Толкашки», «Колбаски», «Червячок», «Сугроб», «Тесто», «Спасатели»,
Чувство силы, необходимое для поднятия чего-либо, оценивается самим человеком.
- "Лепёшечка" - ребёнок лежит на животе, взрослый мячом-фитболом прокатывает его с пяточек до шеи, несильно надавливая на мяч.
- "Утяжелённое одеяло" - пассивная проработка глубинной чувствительности.
- "Тачка" - ребёнок лёжит животом на фитболе или на гимнастическом ролле, взрослый удерживает его за ноги, а ребёнок должен пройти вперёд за какой-либо целью.
Игры с мячом применяются на более поздних этапах работы.
Совершенно очевидно, что использование сенсорного материала в коррекционной работе с детьми с ОВЗ имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным:
- педагог имеет возможность заинтересовать дошкольников, пробудить в них любознательность, завоевать их доверие, и найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным;
- каждое занятие с использованием элементов сенсорной интеграции вызывает у детей эмоциональный подъём, даже малоактивные дети принимают активное участие в занятии.
- использование сенсорного оборудования позволяет раскрыть резервные возможности каждого ребенка, является действенным средством профилактики вторичных дефектов.
Таким образом, используемые нами в коррекционной работе приемы сенсорной интеграции способствуют удовлетворению потребности ребенка в осознании себя, а так же окружающего предметного мира, обеспечивают развитие моторных, речевых, коммуникативных, познавательных, сенсорных умений и благотворно влияют на развитие ребенка в целом.
Список литературы:
Айрес Э.Джин «Ребенок и сенсорная интеграция». Изд. «Теревинф» Москва 2012г.
Войлокова Е.Ф. «Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». Изд. «Каро» М., 2005г.
Сумнительная С.И., Сумнительный К.Е. «Домашняя школа Монтесори сенсорное развитие 2-4г». Изд. «Карапуз дидактика» 2006г.
Мери Линч Барбера «Детский аутизм и вербально-поведенческий подход» Изд. «Рама Паблишинг» Екатеринбург 2014
Нуриева Л.Г. «Развитие речи у аутичных детей» Изд. «Теревинф» Москва 2013г.
Роберт Шрам «Детский аутизм и АВА» Изд.«Рама Паблишинг» Екатеринбург 2013
Кириллова Е.В. Логопедическая работа с безречевыми детьми: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме: "Слушание музыки в детском саду"
Слушание музыкиДошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во мно...
Консультация для района "Театральная деятельность в детском саду"
Консультация для воспитателей«Театральная деятельность в ДОУ» Ориентированность современных концепций дошкольного образования на гуманизацию предполагает изменение самого подхо...
План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов средних, младших групп р.п.Озинки Озинского района Саратовской области на 2017-2018 учебный год.
Тема РМО на 2017-2018 учебный год: «Новые подходы в организации совместной деятельности воспитателя и детей». Цель работы РМО: создавать условий способствующих повышению профессиональ...
План работы Районного методического объединения воспитателей детских садов средних, младших групп р.п.Озинки Озинского района Саратовской области на 2018-2019 учебный год.
План работыРайонного методического объединениявоспитателей детских садов средних, младших группр.п.Озинки Озинского района...
Статья «Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психолога, логопеда»).
laquo;Использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» (выступление на районном семинаре «Здоровьесбережение в детском саду: взгляд воспитателя, психол...
Статья "Интеграция в детском саду"
В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы ...
Приказ №139 от 12.04.2021 г. Районный семинар-практикум в детском саду "Нарн"
Районный семинар-практикум...