Статья "Интеграция в детском саду"
статья

Власенко Наталья Владимировна

В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), педагогическая работа в программах нового поколения («Детство», «Успех», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) строится на основе принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка». Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность. Дети более глубоко осознают осваиваемое содержание, если оно представлено в разнообразных связях и отношениях, поэтому использование интеграции целесообразно и эффективно, по мнению О.В. Дыбиной, Н.Н. Поддъякова, Р.М. Чумичевой и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_statya.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время в системе дошкольного образования ведущие позиции занимает интеграция. В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (ФГТ), педагогическая работа в программах нового поколения («Детство», «Успех», «От рождения до школы», «Истоки» и др.) строится на основе принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей: «Физическая культура», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность», «Труд», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Музыка». Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением. Интегрированный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса, обеспечивает его целостность и системность. Дети более глубоко осознают осваиваемое содержание, если оно представлено в разнообразных связях и отношениях, поэтому использование интеграции целесообразно и эффективно, по мнению О.В. Дыбиной, Н.Н. Поддъякова, Р.М. Чумичевой и др.

Интеграция (от лат integratio – соединение, восстановление) представляет объединение каких-либо элементов (частей) в целое и процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей [5]; объединение и структурирование неупорядоченных явлений, повышение интенсивности взаимодействия между элементами системы, упорядоченное функционирование частей целого [2].

Анализ научной литературы и исследования различных авторов (Л.М. Баженова, А.М. Вербенец, Н.А. Ветлугина, О.В. Дыбина, Т.И. Комарова, М.В. Лазарева, В.И. Логинова и др.) позволяют нам рассматривать интеграцию на этапе дошкольного образования как процесс объединения несоизмеримых частей в целое и их координирование. Выделяют два способа интеграции: объединение («соединение») и координирование («приведение в соответствие»).

В научной литературе выделяют следующие видов интеграции: межпредметная интеграция (междисциплинарная); внутрипредметная интеграция (внутридисциплинарная); интеграция дидактических принципов; взаимодействие методов и приемов воспитания и организации непосредственной образовательной деятельности детей (методическая интеграция); интеграция разнообразных видов детской деятельности (игровой, учебной, художественной, двигательной, элементарно-трудовой); внедрение интегрированных форм организации совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, имеющих сложную структуру и др. В частности, О.В. Дыбина выделяет двухуровневую интеграция: интеграция основных направлений развития ребенка (физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое) и интеграция образовательных областей.

На уровне интеграции основных направлений развития ребенка происходит объединение в одно «целое» различных элементов (частей), объединение понятийных категорий разных направлений развития ребенка, что делает педагогический процесс более интересным и содержательным.

На уровне интеграции образовательных областей устанавливаются связи между целями и задачами одной образовательной области и целями и задачами других образовательных областей. Решая интегрированные задачи в ходе совместной с педагогом деятельности, ребенок с помощью взрослого «притягивает» цепочки ассоциативных связей и выделяет какой-то признак не сам по себе, а в системе других свойств и связей интегрированных образовательных областей, что является основой обобщения. Процесс выделения существенных признаков происходит тем успешнее, чем шире ориентировка ребенка в данной образовательной области [3].

По мнению многих ученых и практиков, интеграция как инновационное явление в педагогической практике ДОУ вызывает сложность при внедрении в практику в силу слабой теоретической и методической обоснованности.

Остановимся на математическом развитии дошкольника на основе интегрированного подхода, посредством которого осуществляется реализация принципа интеграции в любом компоненте образовательного процесса.

Под математическим развитием дошкольников, по мнению А.А. Столяра, следует понимать «сдвиги и изменения познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций [6, 7]. А.В. Белошистая под математическим развитием ребенка предлагает понимать целенаправленное и методически организованное формирование и развитие совокупности взаимосвязанных основных свойств и качеств математического мышления ребенка и его способностей к математическому познанию действительности [1]. С точки зрения Е.И. Щербаковой, – это «качественные изменения в формах познавательной активности ребенка, которые происходят в результате формирования математических представлений и связанных с ними логических операций» [7, 5]. В настоящее время наряду с понятием «математическое развитие» встречается и понятие «логико-математическое развитие» (З.А. Михайлова), которое является тождественным.

Освоение предматематических представлений осуществляется в разнообразных видах деятельности. Сначала это происходит в предметной, позже – в продуктивной (игре, рисовании, лепке, конструировании) деятельности. Представления и умения применяются детьми для решения разного вида задач и проблемных ситуаций, наблюдается перенос освоенного в новые условия. Например, познакомить детей с новыми математическими представлениями и понятиями поможет использование художественного слова (пословиц, поговорок, загадок, сказки, рассказы, стихи), в которых представлено некоторое математическое содержание в образной, яркой, эмоционально насыщенной форме. Дошкольникам предлагаются сказки и рассказы, моделирующие некоторые математические отношения и зависимости (Ш. Перро «Мальчик с пальчик», Г. Остер «38 попугаев», Э.Успенский «Бизнес Крокодила Гены» и др.), а также произведения, в названии которых присутствуют числа (русская народная сказка «Волк и семеро козлят», английская народная сказка «Три поросенка» и др.).

Математическое развитие дошкольников интегрируется с такими направлениями как социальное развитие, экономическое, речевое, физическое, художественно-эстетическое (междисциплинарная интеграция), а также может осуществляться и во взаимосвязи между отдельными составляющими разделов программы по элементарной математике (внутридисциплинарная интеграция). Так, авторский коллектив программы «Детство», выделяет следующие ее направления: логико-математическое и экономическое развитие дошкольников, логико-математическое развитие и освоение краеведческих представлений дошкольниками, логико-математическое и речевое развитие дошкольников, логико-математическое и физическое развитие дошкольников, логико-математическое и художественно-эстетическое развитие дошкольников, логико-математическое и социально-личностное развитие дошкольников. Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемого ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей, обследования) в другие условия, расширяет и стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы, делает процесс обучения более естественным, жизненно направленным.

Освоение задач математического развития дошкольников осуществляется как в организованной педагогом деятельности – развивающих и образовательных ситуациях, развлечениях и досугах, в процессе выполнения детских проектов, так и свободной самостоятельной деятельности в условиях развивающей предметно-пространственной среды, в специально организованных игротеках, игровых центрах, центрах экспериментирования.

Таким образом, интегрированный подход, реализуемый в процессе математического развития дошкольников, обеспечит достижение готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основной общеобразовательной программы начального общего образования, а также формирование интегративных качеств личности.

Список литературы

  1. Белошистая А.В. Математическое развитие ребенка в системе дошкольного и начального школьного образования (математика): Автореф. дис. ... докт. пед. наук. – М., 2003.
  2. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.
  3. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ /под ред.О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.
  4. Михайлова З.А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр, М.Н. Полякова, А.М. Вербенец и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 384 с.
  5. Свободная энциклопедия «Википедия» http://ru.wikipedia.org/wiki/
  6. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников ∕Р.Л. Березина, З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая и др.; под ред. А.А. Столяра. – М.: Просвещение, 1988. – 303 с.
  7. Щербакова Е И. Методика обучения математике в детском саду. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 272с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из опыта работы. Тема: Компьютерные технологии в коррекционно-развивающей работе современного детского сада. Составитель: И.И.Пашкова- воспитатель Логопедической группы №8 МБДОУ ЦРР- детского сада комбинированного вида №12.

Статья.Тема: Компьютерные технологиив коррекционно-развивающей работесовременного детского сада.  Составитель: И.И.Пашкова- воспитательЛогопедической группы №8МБДОУ ЦРР- детского...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Конспект занятия в средней группе детского сада. Аппликация : «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».

Аппликация :  «Красивые цветы в подарок всем женщинам в детском саду».Цель:-воспитывать желание порадовать окружающих. Создать для них что-то красивое.- Расширять образные представления дет...

Консультация для воспитателей детского сада по теме "Прогулки-походы за территорию детского сада"

В консультации говорится о том, какие составляющие включают в себя прогулки-походы за территорию детского сада, структура прогулки, техника безопасности....

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео

Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур»  Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...