Почему надо развивать фонематический слух у дошкольников. Подборка игр и упражнений.
статья по логопедии (старшая группа)

Кудрявцева Светлана Владимировна

В данной статье говорится о важности развития фонематического слуха. О том, что лучше всего это делать в процессе игры. Прилагается подборка игр для развития фонематического слуха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh._igry_i_uprazhneniya_.docx36 КБ

Предварительный просмотр:

Почему надо развивать фонематический слух у дошкольников. Подборка игр и упражнений.

 

Что мы называем фонематическим слухом?

Фонематический слух  — основной компонент восприятия речи, т. е. способность человека слышать и различать отдельные фонемы, или звуки в слове, определять наличие звука в слове, их количество и последовательность. фонематический слух является основной  предпосылкой овладения письмом.

Сегодня в школе, существующая методика обучения чтению, основана на звуковом анализе слова, поэтому ребенку важно иметь хорошо развитый фонематический слух. Он помогает нам понимать смысл сказанного, различать слова и формы слов, похожие по звучанию. Развитие фонематического слуха у детей очень поможет им в  обучении чтению, письму и иностранным языкам.

Чтобы дети к моменту начала подготовки к школе умели определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, необходимо развивать у них фонематический слух.

Фонематический слух необходим не только для успешного обучения, но и для выработки орфографического навыка: В русском языке большое количество орфограмм связано с необходимостью соотнесения буквы с фонемой. 

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова. По мнению известного психолога Д.Б.Эльконина, «чтение - есть воссоздание звуковой формы слова по его графической (буквенной модели)». 
К.Д.Ушинский отмечал, что «сознательно читать и писать может только тот, кто понял звуко- слоговое строение слова». То есть мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро, легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. 

Фонематическое восприятие - первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ - вторая. Ещё один фактор: фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ - в более позднем возрасте. И наконец, фонематическое восприятие - способность различить особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ - способность различить то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме. Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением звуков. «В процессе формирования звукопроизношения, важное значение имеет слух. Ребёнок начинает говорить благодаря тому, что слышит речь окружающих. При сложном косноязычии необходимо проверить слух ребёнка, не вызвано ли данное нарушение снижением слуха. Но нарушение звукопроизношения встречается и у детей с нормальным слухом, вызванное недостаточным развитием фонематического слуха. Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены» (Фёдорова Т. Н., Поляцкая Е. Г., Розмаитая В. М. Этапы развития фонематического слуха в дошкольном возрасте )Только при чётком, правильном произношении, возможно, обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно, способствует закреплению у ребёнка существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Необходимыми предпосылками для обучения грамоте ребенка являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а так же наличие элементарных навыков звукового анализа. 

         И игра – лучший способ. Игры, предложенные вам ниже,  помогут развить не только фонематический слух, но и другие параметры речи:  обогатят словарный запас, поспособствуют активизации высших психических функций: памяти, внимания, мышления. Играйте с пользой и с удовольствием.

   

Игра «Веселый звук».

      Обучение умению слышать заданный звук среди других звуков, в слогах, словах.

Инструкция: Я буду называть слова (звуки,слоги). Ты, когда услышишь звук [К]  -  хлопни в ладоши (подпрыгни, присядь и т. п.).

Например. Слова: п, м, К, и; то, ап, Ку. са; [K]онь, соро[K]а, самовар, плато[K].  

То же с любыми другими звуками.

Игра «Подбери слова на заданный звук».

Инструкция: я буду называть тебе звук, а ты подбирать на него слово (слова, в зависимости от решаемой задачи).

Например. Взрослый: подбери слово на звук [А]; ребенок:  аист.

То же и на другие звуки. К 6-7 годам ребенок должен уметь подбирать до 10 слов на заданный звук.

Вариант игры. Можно подбирать слова, чтобы заданный звук находился в середине; в конце слова.

Игра «Подскажи звук»

     Взрослый предлагает ребенку договаривать последний звук.

Инструкция: Я буду говорить слово (предложение). Ты будешь договаривать последний звук.

Например. Взрослый: На солнышке грелся черноухий котено… Ребенок: ..К.

Игра «Общий звук»

     Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук, и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.

Инструкция: Я буду произносить слова. Ты(вы) внимательно слушаешь и называешь общий звук, который есть во всех словах.

Например. Взрослый: шуба, кошка, мышь. Ребенок: Ш. (или полным ответом: «Во всех словах есть звук Ш».

Игра «Зоркий глаз»

     Ребенку предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.

Инструкция: Посмотри вокруг и назови предметы, в названии которых есть этот звук.

Например: звук Т.

Игра «Определить место звука в слове».

Инструкция:   Определи, где находится звук [K] в слове: в начале, в середине, или в конце.

Например. Слова: кот, фикус, носок.  

То же с любыми другими звуками.

Упражнение «Повторение цепочек  слогов

с оппозиционными звуками,  смешиваемыми в речи».

Это упражнение важно для детей,  у которых трудности с различением похожих звуков. Слоги взрослый с различным интонированием (громко и тихо). Например, слоги с глухими согласными произносит тихо, а со звонким - громко (за-за-СА).  Слоги можно задавать с любыми оппозиционными звуками, например с-ш, ш-ж, л-р, п-б, т-д, к-г, в-ф (т.е. глухи - звонкие, твердые = мягкие, свистящие - шипящие). Следите, чтобы ребенок не менял последовательности в цепочках. Если ему трудно дается повторение трех слогов, давайте сначала два слога: са-ша, ша-са.

 Инструкция: я буду называть цепочки слогов. Ты слушаешь, а затем проговариваешь их также как я.

Например. Взрослый: за-за-СА; ребенок: за-за-СА

Примеры слоговых цепочек:

Са-за,  за-са, са-за-са, за-са-за

Са-ша-ша, ша-ша-са, са-ша-са, ша-са-ша

Ла-ра-ра, ра-ла-ла, ра-ла-ра, ла-ра-ла

Ша-ща-ща, ша-ща-ша, ща-ша-ша, ща-ша-ща

«Хлопай-топай».

          Инструкция: Я буду говорить слоги. Ты, когда услышишь слог со звуком «Г» -  хлопай, а со звуком «К» - топай (га, ку, го, ко).    

           Так же со звуками, которые близки по звучанию  и произношению и,которые  

           ребенок путает в речи, например т-д, р-л, ч-щ,  с-ш, ш-ж, к-г.

Игра «Назвать слово с заданным звуком»..

               Инструкция: Я назову несколько слов, ты назовешь из них, только слово со звуком «Б»:

              Например. Взрослый: озеро – бант – том;  ребенок: бант.

То же и с другими звуками.

Игра « Скажи наоборот»  


    Взрослый проговаривает два-три звука, а ребенок должны произнести их в обратном порядке.

Инструкция: я назову  звуки. Ты произнесешь их в обратном порядке.

Например. Взрослый: П, О. Ребенок:  О, П.

Вариант игры: произносить не звуки, а слоги (КУ-УК), слова КОТ-ТОК).

 

Игра  «Кто внимательнее?».

Определение общего звука в словах.

Инструкция: Я называю слова (можно с опорой на картинки). Ты внимательно слушаешь и отгадываешь, какой общий звук есть во всех названных словах.

Например. В словах: ваза, медуза, коза, мимоза, стрекоза - общий звук «З».

 Этот общий звук в словах нужно выделять  голосом.

 

Игра «Угадай слово».

Взрослый произносит слово, называя по порядку звуки с паузами между ними,  ребенок должен назвать слово целиком.

Инструкция: Я буду говорить звуки по порядку,  а ты угадай, какое слово получилось.

Например:  с,у,п   к,о,т    р,о,з,а    к,а,ша   л,а,п,ш,а    г,о,с,ть.

Надо помнить, что эту игру надо начинать с коротких слов из   3-4 звуков.

Есть разновидность этой игры: можно называть слово не по  звукам, а по  буквам.

Произнести по порядку все звуки (буквы)  в слове.

Инструкция: Назови слово по звукам(или буквам, в зависимости от

задачи).

Например. Взрослый: ДОМ; ребенок:  д, о, м.

 Начинаем с коротких слов.

Игра «Четвертый лишний»

Взрослый подбирает 4 картинки таким образом, чтобы 3 картинки

содержали в названии заданный звук, а одна- нет, и раскладывает их перед ребенком.

Инструкция:  определи, какая картинка лишняя и почему.

Например. Взрослый: дом, дудочка, санки, дуб; ребенок: лишнее слово «санки», т.к. во всех словах есть звук «Д», а в слове «санки»-нет.

Если ребенок затрудняется в выполнении задания, можно его попросить внимательно послушать звуки в словах. Определяемый звук, взрослый может голосом выделять.

Вариант игры: подбирать слова с разной слоговой структурой (3 слова  трехсложных, а одно двухсложное) и т. д.

Это упражнение способствует  развитию  внимания, логического мышления..

Игра «Сто вопросов - сто ответов с одного звука».

Взрослый бросает мяч ребёнку, и задает ему вопрос.

Инструкция:  Я задаю тебе вопрос. Ты, возвращая мяч мне,  отвечаешь на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например со звука [И]. звук задает взрослый (может и ребенок, по ситуации)

Например:

-Как тебя зовут?

-Игорь.

-А фамилия?

-Ильин.

-Откуда ты приехал?

-Из Иванова.

-Что там растёт?

-Ирисы.

Игра «Цепочки слов»

Инструкция: первый говорит слово, следующий называет слово на последний

звук слова, сказанного предыдущим игроком, и т.д.

 Образуется цепочка слов.

Например. 1-ый игрок:  аисТ; 2-ой игрок: тапкИ; 3-ий игрок: индюК; 4-ый…

 Пока не закончится словарный запас.

Это аналог игры «Города», всем известной с детства.

Вариант этой игры с картинным материалом. Вместо припоминания слов на нужный звук  подбирается картинка, из подготовленного набора.. Только надо подобрать

Игра «Веселые слова».

 Взрослый показывает ребенку картинку (или без картинки) и громко, четко называет изображение ("банан"). Затем объясняет:

Инструкция: Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я назову его правильно, хлопни в ладоши (действия, совершаемые ребенком, могут быть самыми разнообразными)

 Например:  "Ванан - маман - фафан - банан".

 Затем взрослый показывает следующую картинку.

Игра «Самый внимательный»

В этой игре понадобятся картинки, названия которых звучат очень

похоже, Например: мак, сок, дом, рак, сук,  лак,  ком, сом, коза, коса, лужа, лыжа.

Инструкция: Я назову несколько слов, а ты отберешь эти картинки

и разложишь их в названном мной порядке.

Играть  начинают с малого количества картинок (3-4), затем их количество может увеличиваться, по возможностям ребенка.

Игра «Подбери по звучанию»

Взрослый выставляет в одну линию следующие картинки: ком, бак,

сук, ветка, каток, горка. Затем, давая ребенку по одной картинке, просит поставить ее под той, название которой звучит похоже. В результате должны получиться примерно такие ряды картинок:

  мак   жук    сетка      норка         каток        

  лак   бук     метка      корка         платок  

Инструкция: я даю тебе картинку. Ты должен положить ее под ту картинку  из лежащих, название, которой звучит похоже.

Игра «Незнайка - путешественник»

Игра на выделение звука на фоне слова. Заданным может быть любой звук.

Задание: Незнайка собрался в путешествие ему можно взять с собой только те предметы, в названии которых есть определенный звук (например, звук «Р»), Незнайка запутался.  Помогите Незнайке отобрать предметы, в названии которых есть звук «Р»,

 На наборном полотне выставляются предметные картинки (или выкладываются на столе) в  одних есть звук «Р», в названии других – нет.

Игры на развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза тем хороши, что играть в большинство  их, можно в любом месте, в любое время. Они легко преобразуются и изменяются. Главное, что играя в них, дети развиваются.

Игра «Чистоговорки»

     Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.

Инструкция: Я начну говорить чистоговорку, Ты(Вы договариваешь последний слог)
Например: Взрослый: Ба-ба-ба – стоят два стол...  Ребенок: ….БА.
За-зу-за - идет ко... (за).
Ти-ди-ти - птичка ле... (ти).
Лю-лу-лю – свеклу я по... (л


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развиваем фонематический слух у дошкольников

Развитый фонематический слух – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамотой и чтения. Письменная речь формируется на основе устной, и дети,...

Как развивать фонематический слух у дошкольников?

В этой статье раскрыты особенности формирования у ребенка фонематического слуха, т.е. умения различать, анализировать и синтезировать звуки речи....

Консультация для родителей "Развиваем фонематический слух с помощью игр и игровых упражнений"

Число дошкольников с отклонениями в речевом развитии постоянно растёт. Среди них большую часть составляют дети с нарушением  фонематического слуха....

Почему так важно развивать фонематический слух у дошкольников?

Иногда дети дошкольного возраста, имея нормальный слух и интеллект, оказываются не готовы к обучению в школе. Причина кроется  в недостаточном развитии фонематического слуха.В настоящее время уве...

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности.

Консультация для педагогов: «Как развивать фонематический слух?» - развитие фонематического слуха у детей с ТНР в процессе игровой деятельности....