Моя логопедическая пятиминутка
проект по логопедии (средняя группа)
Одной из форм по предупреждению и профилактике речевых нарушений у детей являются логопедические пятиминутки. Значение этих непродолжительных по времени игровых упражнений велико, они не только помогут в профилактике речевых нарушений у детей с нарушениями в развитии, но и создадут хорошие предпосылки к усовершенствованию речи в целом. Логопедические пятиминутоки в этом пригодятся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_rabota_npk_gorohovoy_i.z.docx | 59.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать ее поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Актуальность. Хорошая речь - важное условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения.
В последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из основных условий нормального развития малыша и в дальнейшем его успешного обучения в школе.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте заложено пять основных образовательных областей. Одно из них – речевое развитие детей. В последнее время значительно увеличивается количество детей, имеющих нарушения речи, при этом наблюдаются количественные и качественные изменения в их развитии. Нарушения речи все чаще сопряжены с проблемами неврологического, психологического и социального порядка, что значительно утяжеляет речевую симптоматику нарушений.
Большое значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в младшем дошкольном возрасте. Именно этот возрастной период наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи: дети способны легко усваивать многие звуки и закреплять их в собственном произношении, учиться пользоваться своим голосовым аппаратом. Совершенствуется работа мышц языка, губ, нижней челюсти. В общих чертах речевое развитие ребенка должно быть следующим: к 1 году в словарном запасе ему следует около 30 слов, к 2.5 годам ребенок должен уметь строить фразу из 3-5 слов; к 3 годам обычно завершается формирование правильной структуры фраз и усвоения звуковой стороны языка.[5] И если в этом возрасте у него нарушены целые группы звуков, это должно послужить тревожным сигналом для родителей: пора обратиться к логопеду.
Первичное обследование каждого ребенка логопедом начинается с момента поступления в детский сад. И в дальнейшем на протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду до выпуска его в школу. В течение года как минимум 2 раза проводим диагностику речи ребенка. И следим за речевым развитием детей. Как правило, до пяти лет речь ребенка продолжает формироваться, и на этом этапе логопед в основном выступает как наблюдатель.
В условиях логопедического пункта массового дошкольного учреждения охватить всех детей, имеющих речевые нарушения или предпосылки к развитию последних, на практике почти невозможно. Поэтому появляется острая необходимость осуществления профилактической работы со всеми детьми, с целью предупреждения и профилактики нарушений речи, как на более ранних возрастных этапах, так и используя эту работу с детьми уже имеющими речевые проблемы. Без помощи родителей, воспитателей эта работа сводится к нулю.. Таким образом, возникла потребность в организации взаимодействия и взаимопомощи между логопедом, воспитателями и родителями.
После проведения обследования речи детей младших групп нашего сада выявилось, что у детей младшего дошкольного возраста наиболее типичными ошибками оказались: пропуск и замена звуков, перестановка слогов, нарушение слоговой структуры, неправильное ударение, выявились неговорящие дети, которые были даны направления для консультации на ПМПК г.Нефтекамска.
При опросе воспитателей выяснилось, что основные трудности у педагогов возникают при выработке правильного произношения у детей: зачастую развитие звуковой культуры речи происходит самотеком.
Анализируя ответы родителей на вопросы в анкетах, я пришла к выводу, что проблема речевого развития детей очень актуальна и волнует родителей.
Передо мной встала проблема организации системы работы по профилактике речевых нарушений с детьми младшего дошкольного возраста. Обоснование необходимости проекта. Проект направлен на обеспечение доступности логопедической помощи детям младшего дошкольного возраста в сензитивный период развития и формирования речи.
Объект проекта: речевое развитие детей младшего дошкольного возраста.
Предмет проекта: профилактика речевых нарушений и повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития младших дошкольников посредством использования системы методических мероприятий для педагогов и родителей.
Цель проекта: обеспечение благоприятных условий для полноценного речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством реализации специально- разработанной системы мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития.
Гипотеза: специальная разработанная система методических мероприятий для педагогов и родителей будет способствовать профилактике и повышению потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников 3-4 лет.
Задачи проекта:
- Изучить научно-методическую литературу по речевому развитию детей младшего дошкольного возраста.
- Объединить усилия логопеда, воспитателей и родителей в совместной деятельности по предупреждению речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
- Повысить компетентность педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей 3-4 лет посредством специально разработанной системы мероприятий.
- Разработать практический комплекс специально подобранных логопедических упражнений "Логопедические пятиминутки", направленного на развитие артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха, речевого дыхания и систематически его использовать во время досуговой деятельности в детском саду и дома.
- Проанализировать эффективность:
- реализации системы мероприятий по повышению компетентности педагогов и родителей в речевом развитии младших дошкольников,
- практического использования комплекса логопедических упражнений "Логопедические пятиминутки" в профилактике речевых нарушений и повышения потенциальных возможностей детей младшего дошкольного возраста .
Тип проекта: практико-ориентированный.
Участники проекта: дети II младших групп, учителя-логопеды, воспитатели, родители.
Срок исполнения проекта: сентябрь 2015г. - май 2016г.
Методы и способы проекта: анализ научно-методической литературы, наблюдение, анкетирование, экспериментальное исследование.
Продукт проекта:
- методическая разработка "Логопедические пятиминутки";
- картотеки: "Сказка о веселом язычке", "Послушный ветерок", "Умелые пальчики", "Чуткие ушки",
- разработка семинара-практикума для родителей "Поговори со мною, мама",
- домашняя игротека,
- оформление стенда "По дороге домой",
- консультации и памятки для родителей и воспитателей,
- пособия для развития мелкой моторики, речевого дыхания, фонематического слуха,
- пальчиковый театр "Кто как голос подаёт",
- логопедическая игрушка Лягушка,
- разработка "Рекомендуемый перечень материалов и пособий для логоуголка",
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость выявления детей с нарушением речи, с одной стороны, и разработку логопедического воздействия, с другой стороны ;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей.. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Методы проекта:
- словесный (индивидуальные беседы, консультации,);
- практический (проведение семинаров-практикумов, мастер-классов);
- наглядный (подборка речевого материала для логопедических минуток, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей);
- игровой (игры, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики)
1. Содержание проекта
Проект реализовался в три этапа:
I этап – подготовительный: сентябрь 2015 года.
II этап – основной (практический): октябрь 2015 - апрель 2016 года.
III этап – заключительный(аналитический) : май 2016 года
I этап – подготовительный (диагностический; информационно- аналитический)
Задачи:
- Изучить психолого - педагогическую, методическую литературу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста;
- Провести мониторинг развития речи детей 3-4лет.
- Выяснить образовательные потребности педагогов, провести анкетирование родителей, с целью изучения уровня их компетентности в вопросах речевого развития, установить с ними контакт, согласовать воспитательное воздействие на детей.
- Изучить развивающую предметно-пространственную среду в группах;
- Провести анализ полученных результатов.
Работы, посвященные по профилактике нарушений речи у детей дошкольного возраста, достаточно изучены в литературе.
Вопросы, связанные с изучением педагогической компетентности родителей, отражены в работах П.П. Блонского, И.В. Гребенникова, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, В.М. Миниярова, В.А. Сухомлинского, С.Т. Шацкого и др. Формирование педагогической компетентности родителей различными социальными институтами представлено в публикациях С.А. Беличевой, В.Г. Бочаровой, И.В. Гребенникова, A.C. Спиваковской, Л.Г. Петряевской, С.С. Пиюковой и др. [11].
Кроме того, теоретической базой проекта явились работы, рассматривающие вопросы коррекции нарушений звукопроизношения М.Е. Хватцева, Р.Е. [9] Левиной, М.Ф. Фомичевой, [8] К.Н. Ефименковой, С.Н. Шаховской, Е.Ф. Рау, Л.Ф. Спировой и других.
Изучив литературу по вопросам речевого развития и вопросам взаимодействия логопеда с семьями воспитанников, пришли к выводу о необходимости реализации разработки практико-ориентированного проекта, в котором приняли бы участие и дети, и родители, и специалисты ДОУ.
В ходе проведения обследования речи детей с 1.09.15г. 2 младших групп мы изучали состояния звукопроизношения, . фонематического восприятия, артикуляционной и мелкой моторики. Обследование проводится по общепринятой методике [3] (см. Приложение №1).На основании данных индивидуального обследования в сентябре 2015 года была составлена таблица состояния речи детей группы.(см. таблицу №1).
Таблица №1.
Сводная таблица состояния речи детей II мл. групп
Уровни | Звукопроизношение | Артикуляционная моторика | Мелкая моторика | Фонематическое восприятие |
Достаточный | 17%(8) | 15%(7) | 15%(7) | 37%(17) |
Средний | 22% (10) | 28%(13) | 30%(14) | 46%(21) |
Ниже среднего | 30%(14) | 13%(6) | 11%(5) | 7%(3) |
Низкий | 30%(14) | 43%(20) | 43%(20) | 11%(5) |
Анкетирование родителей показало, что 100 % беседуют детьми дома и считают важной проблему развития речевых функций ребёнка. Из них отметили что, 72% - должны заниматься развитием речи ребенка родители и детский сад; 68% - видят в своем ребенке нарушения в речевом развитии; 13% опрошенных знают что такое артикуляционный аппарат и как его развивать; 35% - знают способы развития мелкой моторики и используют их дома; 18% родителей имеют представление о средствах развития и активизации речи детей. (см. Приложение №2).
В ходе опроса воспитателей я выяснила, что основные трудности они испытывают при подборе артикуляционных комплексов упражнений на заданную группу звуков, подборе упражнений на развитие фонематического слуха и речевого дыхания. (см. Приложение №3).
Также нами было изучено состояние предметно-развивающей среды в группах . В результате которого было выявлено недостаточное оснащение логоуголков пособиями и дидактическими играми по развитию фонематического слуха, артикуляционной моторики, речевого дыхания.
II этап – основной (практический)
Задачи:
- разработать и апробировать систему методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам речевого развития дошкольников 3-4лет через организацию и проведение мероприятий.
План мероприятий для воспитателей:
Мероприятия | Содержание | Сроки | |
I. Просветительский блок | Выставка | "Пособия для логоуголка на развитие артикуляционной и мелкой моторики, фонематического слуха, речевого дыхания" | Октябрь |
Медико-педагогическое совещание | "Взаимосвязь детского сада и семьи в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста" | Октябрь | |
Письменные консультации и памятки | Памятка "Рекомендации по проведению логопедических пятиминуток" «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи ребёнка» "Использование игровых приемов для развития артикуляционной моторики" "О дыхании" "Играем с прищепками развиваем речь" "Логопедические игры для дошкольников" "Социальные причины нарушения звукопроизношения" "Роль книги в речевом развитии детей" "" | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель | |
II. Практический блок | Мастер-класс | "Логопедическая пятиминутка" | Сентябрь |
Оформление картотек | "Сказка о веселом язычке", "Послушный ветерок", "Умелые пальчики", "Чуткие ушки" | Ноябрь |
Одним из важнейших направлений является профилактика и предупреждение речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Для этого нами были подобраны и разработаны «Логопедические пятиминутки».
Такие игры полезны не только детям с речевыми нарушениями, по и детям с нормой речевого развития. . Этот процесс выполняется посредством небольших по времени, но насыщенных по содержанию логопедических пятиминуток, группы речевых игр и упражнений с детьми дошкольного возраста, как на занятиях, так и во время досуговой деятельности в детском саду и дома.
Логопедические пятиминутки –комплекс специально подобранных логопедических упражнений, направленных на формирование правильной красивой речи. Важным моментом при проведении “логопедических пятиминуток” является краткосрочность по времени и “плотность” материала.
Структура логопедической пятиминутки
- Артикуляционная гимнастика.
- Упражнения на развитие речевого дыхания.
- Пальчиковая гимнастика.
- Развитие фонематического слуха.
«Логопедические пятиминутки» составляются на неделю и посвящены одной лексической теме. Длительность от 5 до 10 минут. Проводятся ежедневно, время проведения определяется самим воспитателем. (см. приложение № 4).
Комплексы "Речевых пятиминуток "направлены на:
- развитие артикуляционного аппарата, и над правильным звукопроизношением;
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Такая гимнастика помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения.
— работа над общей и мелкой моторикой (пальчиковая гимнастика);
Развитие движения пальцев как бы подготовит платформу для дальнейшего развития речи. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
— развитие правильного речевого дыхания;
Залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание.
Как выполнять упражнения:
- воздух набирать через нос плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
- нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению;
- развитие фонематического слуха;
Умение сосредотачиваться на звуке — слуховое внимание — очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Также важно различать и анализировать звуки. Это умение называется фонематическим слухом.
План мероприятий для родителей
Мероприятия | Содержание | Сроки | |
I. Просветительский блок | Родительские собрания | «Развитие речи ребёнка 3–4 лет» | Сентябрь |
Индивидуальные встречи (по запросу) | по вопросам речевого развития | В течении года | |
Письменные консультации и памятки | "Во сколько лет обращаться к логопеду" "Последовательность появления звуков в онтогенезе" «Ребенок не говорит. Почему? Что делать?» "Профилактика речевых нарушений, стимуляция речевого развития в условиях семьи " «Делаем язычок послушным» "Шаг за шагом" «Создание речевой среды в семье" "Правила для родителей" | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март | |
Оформление стенда | "По дороге домой" | Ноябрь | |
Домашняя игротека | Картотека игр и упражнений | ежемесячно | |
II. Практический блок | Семинар-практикум | Мамина школа "Поговори со мною, мама" | Ноябрь |
Практикум | "Игровая артикуляционная гимнастика" | Октябрь | |
Открытые индивидуальные занятия | демонстрация приёмов работы по коррекции и развитию речи | По запросу |
III этап – заключительный
Задачи:
- проанализировать эффективность профилактической работы учителя-логопеда с педагогами и родителями по вопросам речевого развития детей 3-4 лет.
На этом этапе планируется провести логопедическое обследование речи детей, анкетирование родителей, опрос воспитателей.
2.Ожидаемые результаты
Результат проекта – успешно функционирующая система мероприятий для педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста по вопросам речевого развития, и, как следствие снижение количества детей нуждающихся в логопедическом сопровождении к среднему дошкольному возрасту (механизм оценки – количественный анализ).
Для детей | Для родителей | Для педагогов | Для ДОУ |
- положительная динамика речевого развития; - успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
- увеличение доли детей с нормальным речевым развитием. | - положительная оценка деятельности ДОУ; - готовность и желание помогать своим детям; - активизация педагогического потенциала родителей, - приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей; | - положительный психологический климат между логопедом и воспитателями; - заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; - удовлетворенность собственной деятельностью; - повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста через разнообразные формы и методы работы; - Создание банка методических материалов. | - благоприятные условия для профессионального роста педагогов. -Обогащенная предметно-развивающая среда групп ДОУ; - Расширение информационного поля о деятельности логопункта ДОУ. - |
3.Возможные риски
- Низкая компетентность родителей в вопросах развития и воспитания ребенка раннего и дошкольного возраста ведет к смещению приоритетов в воспитании ребенка в сторону раннего обучения, а не развития ребенка (выход: организовать консультации для родителей с целью их педагогического просвещения)
- Трудности взаимодействия с родителями, злоупотребляющими ПАВ (выход: подключение социального педагога и психолога).
4. Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые: в настоящий момент младшие группы укомплектованы воспитателями и помощниками воспитателей, в штате ДОУ -2 учителя-логопеда , 1 педагог – психолог, 1 социальный педагог, 3 музыкальных руководителя, 2 инструктора по физическому воспитанию.
Информационные: кабинеты логопедов, старших воспитателей оснащены большим количеством современной методической литературы (нормативно-правовая документация, методическая литература, программы), компьютером с доступом к сети Интернет, принтером, функционирует сайт ДОУ.
Временные: проект рассчитан на 1 год, считаем, что данного времени достаточно для его реализации и получения первичных результатов.
Материально – технические: в ДОУ кабинет коррекции: логопеда и психолога; ИЗО студия, имеются наглядные, дидактические пособия по различным линиям развития детей (пособия для обследования речи, материал для развития общей и мелкой моторики, артикуляционной моторики;
речевого дыхания, фонематического слуха) , компьютерное и мультимедийное оборудование.
5.Ценность проекта
- Создание благоприятных условий для полноценного речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством организации взаимодействия и взаимопомощи между логопедом, воспитателями и родителями, а также создания предметно-развивающей среды дома и группе.
- Получение родителями своевременной консультации и практической помощи в вопросах речевого развития детей на ранних этапах.
6.Перспективы развития проекта
- Результаты внедрения проекта будут использоваться для долгосрочного проектирования работы педагогическим коллективом (на ближайшие 5 лет).
- Опыт реализации проекта может быть использован другими учреждениями ДОУ .
- Публикации опыта работы, распространение его в городе и регионе.
Выступления на семинарах, конференциях различного уровня (Презентация опыта на ГМО учителей-логопедов).
Заключение
Предупредить речевое нарушение не только возможно, но и необходимо, и осуществить это родителям и педагогам значительно проще, заручившись поддержкой и советами учителя-логопеда. Чтобы добиться этого педагоги и родители должны четко представлять цель своей деятельности, которая заключается в полноценном развитии ребенка и в слаженном взаимодействии между собой. Педагоги и родители должны быть вооружены необходимым инструментарием для работы (специальные знания, необходимые для понимания важности и механизма влияния на развитие речи ребенка, практические умения по оказанию ребенку помощи в коррекции и профилактики развития речи).
Разработанная нами система методических мероприятий для педагогов и родителей по вопросам развития речи дошкольников 3-4 лет, позволит повысить их компетентность и вооружить практическим материалом.
Одной из технологий развития речевых психических функций являются речевые пятиминутки. Речевые пятиминутки способствуют развитию всех компонентов речевой системы, а также неречевых психических функций. В играх и упражнениях развивается фонематическая и фонетическая системы речи, развивается понимание речи, артикуляционная , мелкая моторика, речевое дыхание, голос.
Используя систему таких простых “логопедических пятиминуток”, усвоив принцип построения и методику использования этих простых игр-упражнений и родители, и педагоги могут “играть” со своим детьми в той речевой плоскости, над которой нужно немножечко поработать.
Мы ожидаем, что реализуемая система профилактических мероприятий будет способствовать положительной динамике в работе с детьми.
И с уверенностью предлагаем использовать «Логопедические пятиминутки», как один из видов работы по профилактике речевых нарушений, как логопедами, так и воспитателями детских садов. Всем известно, что недостатки легче предупредить, чем искоренить.
Список использованной литературы:
1. Краузе Е.Н. “Традиционные и инновационные подходы к коррекции звукопроизношения” М., 2013.
2.Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Красанд, 2010.- 2016с
3. Речевые пятиминутки для дошкольников. Опыт работы педагогов образовательных организаций. Часть 1. / Составители: Назарова О.С., Матыкина И.А., – Владимир: МАОУ ДПО «ГИМЦ», 2015. – 51 с.
3.
Дополнительная литература:
1. Бабина Е.С. Партнерство дошкольного образовательного учреждения и семьи в логопедической работе. Логопед 2005 N 5.
2. Гризик Т. И. Развитие речи у детей 3-4 лет, - М., Просвещение, 2004 г.
3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Г.Б. Логопедия. Екатеринбург, 1998.
4. Комарова Н. Г., Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет, - М.; ТЦ Сфера, 2004год.
5. Максаков А. И. Развитие правильной речи ребенка в семье пособие для родителей и воспитателей., - 2-е издание, - М.; «Мозаика – Синтез»,2005 год.
6. Смирнова Л. Н. Логопедия. – Играем со звуками. – М.; «Мозаика-Синтез», 2006 год.
7. Филичева Т.Б. «Основы логопедии» М.Просвещение 1989.
8. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М. Воронеж, 1997.
9. Хватцев М.С. Логопедия. Работа с дошкольниками. М. 1996.
Интернет ресурсы:
10. Логопедический сайт «Болтунишка»,
11. Источник: http://logoportal.ru/proekt-strana-krasivoy-rechi/.html,
12. Информационные ресурсы http://www.boltun-spb.ru,
13. Логопедический сайт для заботливых родителей http://www.allwomens.ru .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс с использованием ИКТ «Профилактика речевых нарушений. Логопедические пятиминутки»
Автор:Кузнецова Светлана Александровна, учитель – логопед высшей категории.Место работы:МДОУ детский сад № 1 «Родничок» п. Горный Краснопартизанского района, Саратовской области.Мастер-класс с использ...
"Логопедические пятиминутки"
Картотека игр и упражнений по развитию речи детей дошкольного возраста по лексическим темам....
Логопедическая пятиминутка
Примерное содержание работы по коррекции артикуляционной мотории, мелкой и дыхательная гимнастика...
Логопедические пятиминутки
Представленный материал может использоваться учителем - логопедом на подгрупповых занятиях по лексическим темам, а также применяться в работе воспитателей в качестве логопедических пятиминуток....
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ
Прекрасна речь, когда она, как ручеек,Бежит среди камней чиста, нетороплива.И ты готов внимать ее потокИ восклицать: О! Как же ты красива! Хорошая речь — важное условие всестороннего ...
Логопедические пятиминутки "Автоматизация звука Ш в слогах и словах"
Автоматизация звука Ш в слогах...
Логопедические пятиминутки для детей с нарушением зрения.
Логопедические пятиминутки по речевому развитию детей в помощь воспитателям для работы с детьми с нарушеним зрения....