Использования комплекса Пертра в работе логопеда
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бумакова Екатерина Сергеевна

Современная педагогика требует от педагогов использование новых технологий и разработок. В практике обучения дошкольников в настоящее время широко используются различные игровые средства и пособияразработанныеотечественными и зарубежными специалистами. Одним из таких игровых средств, появившихся на российском образовательном рынке около 10 лет назад, и вошедший в арсенал специалистов в области дошкольного образования (педагогов, логопедов, психологов, дефектологов, стал игровой комплект «Пертра»разработанныйизвестным педагогом-психологом Марианной Фростиг. Но, к сожалению, данный комплект долгое время поставлялся в образовательные учреждения без инструкции к применению, что снизило значимость пособия в педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

Комплект Пертра - интересное пособие для проведения развивающей работы с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_po_sredstvam.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

     Развитие связной речи по средствам    

       использования комплекса  Пертра.  

    Воспитание и коррекция речи детей с речевой патологией - сложная система работы, которая включает в себя несколько этапов. Одним из ведущих принципов всей коррекционной работы и каждого этапа в отдельности является принцип «от простого к сложному». Этому же принципу подчинена и моя работа по развитию мелкой моторики. Каждый вид деятельности по формированию тонких движений пальцев рук является пропедевтическим по отношению к следующему.

         Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются           «Пальчиковые игры».

       «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры».

Для детей интереснее проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стихов и песенок.

Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, на мой взгляд, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.

          Упражнения, в которых используется поверхность стола, нужно проводить, не поднимая детей со стульчиков. Такие упражнения полезно, конечно же, сочетать с традиционными (динамическими) физкультминутками, чтобы обеспечить дошкольникам двигательную активность.

При рассмотрении привычного набора занятий для развития мелкой моторики через «пальчиковую гимнастику» можно отметить два факта:

-при проведении упражнений, действия главным образом приходятся на «социальную» зону руки - большой, указательный и средний пальцы, а безымянный и мизинец практически не используются в упражнениях;

-в основном используются движения захвата предметов, сжатия, редко - растяжения пальцев и почти никогда - расслабления, что может приводить к повышению тонуса.

Поэтому при выполнении заданий по развитию ручной моторики я предлагаю детям:

задания на: сочетание сжатия, растяжения и расслабления, гибкости пальцев и кистей рук; изолированные движения каждого из пальцев. Для этого я использую  один из чемоданчиков комплекса «Пертра»

           Игры с палочками:

-Поставить локти на стол, взять палочку за концы тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперед назад.

-Массаж палочками каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает палочкой по ней и наоборот.

 -Поставить локти на стол, взять палочку и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с палочку то в одну сторону, при этом палочка вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки,  встряхнуть кисти. Далее можно продолжить,захватив палочку другими пальцами. Возможно вращение палочки  и в вертикальной плоскости.

-«Ножницы» Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой - средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.

           Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами. Например прищепки из набора «Пертра»

Игр с прищепками существует множество. С их помощью можно развивать не только мелкую моторику, но и научиться считать, развивать фантазию. Как играть:

Дети сначала учатся только снимать прищепки, и лишь потом одевать.Для поддержания интереса можно использовать стишки, потешки.

Солнышко - Пожалуй, самой популярной игрой с прищепками можно по праву назвать «Солнышко». В этой игре малыш должен прикрепить солнышку лучики, чтобы солнышко ярко светило. Вариантов у этой игры множество. Мы можем автоматизировать звук в словах и открывать прищепку.Эта игра учит малыша открывать прищепку, отлично тренируя ловкость пальчиков и, разумеется, развивая мелкую моторику в целом.

Щип-щип - Эта игра подойдёт на самых первых первых этапах работы. Большой прищепкой пощипаем ребенка за пальчики, за ладошку, за ножки, за животик… Такая игра не только прекрасно развивает тактильную чувствительность, но также, поможет изучить с детьми части тела.

Рыбки  - Предлагаем детям накормить рыбок, показав, как рыбки-прищепки открывают ротик. Попробуем захватывать таким образом мелкие предметы — макароны, пуговицы и т. п. Эта игра отлично развивает мелкую моторику и координацию движения ручек.

Вешаем слова – Натягиваем  верёвку на уровне глаз ребенка. Предлагаем  ему повесить картинки с предметами на заданный звук.Это действие окажется для него значительно сложнее, чем простая игра в «Солнышко», ведь верёвка узкая и подвижная, а маленькая картинка так и норовит упасть с верёвки. Такая игра отлично развивает чёткую координацию движений рук и мелкую моторику.

            Игры с песком:

-В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т.п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.

Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток.

Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма.

          Кроме пальчиковой гимнастики, существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Так же используя в работе комплект «Пертра»

Я предлагаю графомоторные упражнения: Эти упражнения проводятся на протяжении года   с постепенным усложнением заданий.

         Упражнения на доске с магнитными шариками включают в себя различные задания:

- «дорожки», когда задача ребенка - провести прямые, волнистые, зигзагообразные  линии  в середине  «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;

Комплект «Пертра»

Набор игровых средств 1. 

Занятия с набором способствуют развитию:

• содружественных движений глаз и руки, правой и левой рук;

• силы и координации движений пальцев;

• пространственной ориентации.

В набор входят:

 комплект пластин с фигурными или прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне;

• машинки с одним и двумя фиксирующими штырьками;

• фигурки людей со штырьками и без штырьков.

Набор игровых средств 2

Занятия с набором способствуют формированию:

 представлений о геометрических формах, цвете и размере, симметрии;

 представлений о симметрии и отработке навыка создания симметричных узоров;

• способности к классификации;

• понимания пространственных отношений («лево - право», «вверх - вниз»).

Занятия с набором способствуют развитию:

 • математических навыков и умений (усвоение понятий «больше-меньше», «столько же», отработка состава числа и т.д.);

• умения различать геометрические формы, предметы по цвету

и размеру;

• пространственной ориентации.

В набор входят:

 маленькие квадраты, в центре одних изображен квадрат, других - треугольник или круг различных цветов, оборотная сторона одноцветная;

• равнобедренные треугольники;

• равнобедренные прямоугольные треугольники;

• большие квадраты;

• прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне большого квадрата;

• прямоугольные пластины, длинная сторона которых равна стороне маленького квадрата;

• деревянные рамки для составления квадратов из разных фигур.

Все геометрические фигуры сделаны из дерева, цвета - синий, красный, зеленый, желтый.

Набор игровых средств 3

Занятия с набором способствуют развитию:

• представлений о форме, размере, цвете;

• умения соотносить размеры предметов зрительно и с помощью практических действий (можно только посмотрев, «на глазок» сказать, что одна фигура больше другой, а можно использовать прием наложения одной фигуры на другую, чтобы понять какая больше);

• способности к классификации;

• пространственной ориентации, пониманию пространственных отношений.

Занятия с набором способствуют формированию:

• представления о симметрии, навыка создания симметричных узоров;

• содружественных движений глаз и руки;

• содружественных движений пальцев правой и левой рук.

В набор входят:

• бусины разных цветов, размеров и форм;

• деревянные стержни разной длины, кубики со сквозными отверстиями, диаметр которых совпадает с диаметром деревянных стержней;

• шнуры.

Набор игровых средств 11

Занятия с набором способствуют развитию:

• дифференцированных хватательных движений;

• представлений о числе

и формированию:

•навыков дозирования усилия и модуляции движений, необходимых для освоения письма;

• развитию навыков счета и классификации.

В комплект входят:

• доска-основа с 280 отверстиями (служит также крышкой для набора);

•деревянные цилиндры со штырьками для закрепления на доске-основе, короткие и длинные штыри;

• цилиндры, шайбы и бусины с отверстиями;

• блоки, шнуры, резинки;

 • стальные шарики.

А также используются:Массажные валики.Массажные мячи.

Мячи с присосками.Пособия для зашнуровывания.

Резиновые кольца.Резиновые мячи диаметром 40мм, 55мм, 120мм.

Счётные палочки.Су-джок мячики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование крупотерапии в работе логопеда

Работая логопедом в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями я применяю различные упражнения для развития мелкой моторики, в частности,...

Использование ИКТ в работе логопеда ДОУ

Использование ИКТ как средство повышения эффективности логопедической работы в ДОУ....

Использование крупотерапии в работе логопеда

Развитие мелкой моторики пальчиков полезно не только само по себе, в настоящее время много говорят о зависимости между точным движением пальцев рук и формированием речи ребенка.   Именно поэ...

Использование ребусов в работе логопеда

Материал представлен в виде презентации, содержащей небольшой теоретический аспект, а также  практический материал по темам "Город", "Школьные принадлежности", "Буква Й", Буква Р"....

Использование ИКТ в работе логопеда

Письменный отчёт учителя логопеди об использовании ИКТ...

статья: "Использование ИКТ в работе логопеда"

помощь ИКТ в работе логопеда....

"Использование сказкотерапии в работе логопеда"

Занятия с использованием элементов сказкотерапии – это игровая методика, которая направлена не только на коррекционную работу, но и на гармоническое развитие личности ребенка с общим недоразвитием реч...