Методические рекомендации для педагогов "Синквейн для дошкольников"
консультация по логопедии
Технология синквейн является эффективным и интересным приёмом, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_pedagogov.docx | 732.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель – логопед:
МБДОУ «ДС№8 «Теремок» МО Староминский район
Булина Татьяна Ивановна
2020
Эффективность и значимость технологии Синквейна:
- Активизирует познавательную деятельность детей: учит анализировать, делать выводы, находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, способствует развитию мышления, что актуально в связи с введением и реализацией ФГОС ДО.
- Развивает творческие способности, способствует выражению чувств, проявлению индивидуальности и инициативы детей.
- Помогает развивать речевые возможности детей: способствует расширению словарного запаса, учит краткому пересказу, способствует развитию лексико-грамматической стороны речи,
- Используется как обобщающая игра по пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
- Развивает внимание и память.
- Даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
Таким образом, технология Синквейн является одним из эффективных методов развития познавательной и речевой деятельности дошкольников.
Технология синквейн является эффективным и интересным приёмом, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи детей дошкольного возраста.
Краткий экскурс:
Синквейн появился благодаря японской поэзии. В начале XX века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала эту форму. Синквейн (слово франц.) в переводе означает нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Синквейн, который используется с дидактическими целями, называется дидактическим. Дидактический синквейн – педагогический приём (разработан Н.Д.Душкой).
Правила написания дидактического синквейна:
Он состоит из 5-ти строк.
Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
Вторая строка – два слова - прилагательных. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые передают отношение к теме.
Пятая строка – одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (синоним).
С детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна необязательно.
Например, в четвёртой строке синквейна предложение может состоять не из четырёх слов, а из трёх. Также можно вспомнить с детьми пословицу, крылатое выражение или афоризм на заданную тему.
А в пятой строке тоже одно слово необязательно, может быть два или три.
Где и как может использоваться дидактический синквейн?
1. В работе учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя для формирования познавательной и речевой деятельности.
2. Во всех видах непрерывной образовательной деятельности ДОУ (индивидуально, в подгруппе и фронтально).
3. Для оценки уровня усвоения ребёнком пройденного лексического материала.
О чём можно составить дидактический синквейн?
− о природе;
− о картине и литературном герое;
− о маме и папе;
− о настроении;
− по всем лексическим темам (зимующие и перелётные птицы, весна, космос, дикие и домашние животные и т.д.).
Трудности, с которыми может столкнуться педагог:
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определённого осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы.
Этапы составления дидактического синквейна:
I этап – подготовительный.
Цели: уточнение, расширение и совершенствование детского словаря; знакомство и обогащение словаря дошкольников словами-понятиями: «слово-предмет», «слово-определение», «слово-действие», «слово-
ассоциация», «предложение», введение символов этих слов.
Знакомя детей с понятием «слово-предмет» и «слово-действие», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
Давая понятие «слово-признак», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.
Можно использовать следующие словесные игры и упражнения: «Подбери признаки» – например, к слову «груша».
Какая она? Спелая, сочная, мягкая, вкусная.
II этап – основной.
Цель: знакомство с алгоритмом составления синквейна, формирование первоначального умения составлять синквейн (с помощью педагога). Дидактический синквейн составляется в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме.
Например: 1. Наша группа.
2. Весёлая, дружная.
3. Занимается, рисует, гуляет.
4. Наши дети самые послушные.
5. Детский сад.
III этап - практический
Цель: Формирование умения и совершенствование навыка составления дидактического синквейна.
Тема синквейна может быть любой.
Например:
1. Белка.
2. Пушистая, рыжая.
3. Прыгает, скачет, заготавливает.
4. Рыжая белка живет в дупле.
5. Дикое животное.
− коррекция и совершенствование готового синквейна;
−анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы − без первой строки, необходимо на основе существующих её определить).
«Составь загадку», «Отгадай загадку».
Например: Маленький, шустрый.
Бегает, колется, фыркает.
Зимой спит в своём гнёздышке.
Дикое животное. Кто это?... (Ёжик)
− «Узнай предмет по признаку» (загадки-описание) – круглый, гладкий, резиновый … (мяч)
− «Кто что делает?» – повар … (варит, жарит, печет); лист … (падает, кружится, летит, растет).
− «Что чем делают?» – рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
− «Назови часть целого» – дерево … (ствол, ветки, корень, листья); и др.
Эти игры не требуют специальной подготовки, поэтому можно играть даже в свободное время.
Удобная форма для игр с дошкольниками!
Пирамидка – наглядная и доступная для понимания детей форма для составления дидактического синквейна (автор Шилова М.А.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...
методические рекомендации по гендерному воспитанию дошкольников
Метод рекомендации содержат подробное описание анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек, роль родителей в половой идентификации, подбор дидактических упражнений для девочек и мальчиков...
Методические рекомендации по теме: «Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству своего народа»
Основная цель методической темы – развивать у детей познавательный интерес к татарскому народному декоративно-прикладному искусству, обобщать знания у детей о народном творчестве....
Методические рекомендации для воспитателей "Знакомство дошкольников с историей и достопримечательностями родного города"
...если мы хотим , чтобы наши дети полюбили свою страну, свой родной город, нам нужно показать их с привлекательной стороны; тем более,что нам есть, чем гордиться.Но никакие знания воспитателя не даду...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ Разработаны старшим воспитателем МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 г. Мценска Платоновой В.Г. ...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА Методические рекомендации "Приёмы формирования здоровья дошкольников в процессе организации режимных моментов (гигиена, питание, дневной сон, прогулка)"
Привычка к здоровому образу жизни - очень важная привычка. Поэтому детский сад и семья призваны заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И им...