Советы учителя-логопеда.
консультация по логопедии
Советы учителя-логопеда.
С.А. Позднякова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovety_uchitelya-logopeda.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Готовимся к школе!
ЗАДАНИЕ №1: Родителям рекомендуется:
- поговорить с ребенком о семье (получить ответы на вопросы: С кем ты живешь? Сколько человек в твоей семье? Кто самый младший, кто самый старший в семье?
- Предложить ребенку назвать фамилию, имя и отчество каждого члена семьи, домашний адрес и профессию, место работы родителей.
ЗАДАНИЕ № 2: Игра: «Подбери признак».
Мама (какая?) - … , бабушка (какая?) - … , дедушка (какой) - … , папа (какой?) - … , братик (какой?) - … , сестренка (какая?) - … .
ЗАДАНИЕ № 3: Игра: «Чей, чья, чьё, чьи?»
Шарф (чей?) – мамин, папин, … .
Шапка (чья?) – тетина, дядина … .
Пальто (чьё?) – бабушкино, дедушкино … .
Перчатки (чьи?) – мамины, бабушкины … .
ЗАДАНИЕ №4: Игра «Сравнить, кто старше\младше.»:
Папа – сын (папа старше, а сын младше), папа – дедушка, дядя – племянник, внук – дедушка, брат – сестра.
ЗАДАНИЕ № 5: Игра «Скажи наоборот»:
Старший –(младший), большой - …, молодой - … .
Старше – (моложе, младше).
ЗАДАНИЕ № 6: Ответить на вопросы:
У кого глаза добрые? У кого руки сильные? У кого ласковые руки?
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.
Тема «ОВОЩИ»
Задание 1.Родителям рекомендуется:
- рассмотреть дома с ребенком натуральные овощи: картофель, огурец, морковь, капусту, фасоль, свеклу, тыкву, редиску, горох, лук, перец;
- объяснить, что все это можно назвать одним словом «овощи»;
- обратить внимание на следующие признаки овощей: цвет, форму,. вкус;
- по возможности рассказать и показать ребенку, где и как растут овощи, что из них готовят;
- совместно с ребенком приготовить любое блюдо из овощей.
Задание 2. Игра «Большой - маленький»: огурец-огурчик, помидор-помидорчик… .
Задание 3.Игра «Один – много»: огурец - огурцы, помидор – помидоры..
Задание 4. Составить описательный состав про овощи (по выбору), по следующему плану: Что это? Где растет? Какой имеет внешний вид (цвет, форма, размер)? Какой на вкус? Что из него готовят?
Задание 5. Игра «Назови цвет», «Назови форму»
Морковь (какая?)- оранжевая, помидор (какой?) - …огурец (какой?) – овальный, репка (какая?) - …
Задание 6. Игра для пальчиков «Засолка капусты».
Мы капусту рубим, Резкие движения прямыми кистями
рук вверх и вниз.
Мы морковку трем, Пальцы рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе
и от себя.
Мы капусту солим, Движение пальцев ,имитирующих посыпание
солью из щепотки.
Мы капусту жмем. Интенсивное сжимание пальцев рук в кулаки.
Задание 7. Игра «Подскажи словечко».
- Хотя и сахарной зовусь, но от дождей я на размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус, узнали вы ? Я…(свекла).
-Летом в огороде – свежие, зеленые.
А зимой в бочке – желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы, как зовут нас?…(Огурцы)
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.
Тема: «Весна. Весенняя одежда, обувь, головные уборы».
Задание 1. Родителям рекомендуется:
- рассказать ребенку о том, какое время года наступило;
- обратить внимание на весенние изменения погоды (стало теплее, дует ветер, идет дождь);
- Объяснить ребенку, почему человек меняет одежду в зависимости от времени года. При этом следует внимательно рассмотреть, ощупать весеннюю одежду, обувь и головные уборы, определить их качества и назначение;
- Во время прогулки будет полезно обратить внимание ребенка на то, как одеты люди весной;
Задание 2. Внимательно рассмотреть верхнюю одежду и назвать её детали (воротник, карман, пуговицы, рукава… ).
Задание 3. Игра: «Чья, чей, чьи, чьё?»
-Это чья шапка? – Моя. – Это чьи перчатки? – Мои.
- Это чей шарф? – Мой. – Это чьё пальто? – Мое.
Задание 4. Игра: «Один – много».
Шарф – шарфы; шапка -…; перчатка - …; носок - … .
Задание 5. Игра: «Большой - маленький»:
Шапка – шапочка; сапоги - …; пальто - …; куртка - …; кепка - … .
Задание 6. Игра «Подбери признак».
Куртка (какая?) – красная, теплая … .
Сапоги (какие?) – коричневые … .
Шарф (какой?) - … .
Пальто (какое?) - … .
Задание 7.Выучить стихотворение.
Дождик, дождик – кап-кап-кап, мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять, мы промочим ножки.
Задание 8.Отгадать загадки:
- Меня часто зовут, дожидаются, а приду – от меня укрываются.
(Дождь).
- Из-под крыши крыша под дождик вышла.
(Зонт).
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА:
МАССАЖ ЛАДОНЕЙ.
« Гладь мои ладошки, ёж».
Берем 2 массажные щетки и проводим ими по ладоням ребенка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:
Гладь мои ладошки, ёж!
Ты колючий, ну и что ж!
Потом взрослый держит щетки «щетиной» вверх, а ребенок гладит их ладошками со словами:
Я хочу тебя погладить,
Я хочу с тобой поладить.
«Мне дала синичка хрупкое яичко».
Обыгрываем маленький мячик или грецкий орех как яйцо птички.
Птичка веток набрала,
Крепко гнездышко свила,-
С этими словами ребенок сводит ладони в форме гнезда.
И снесла яичко
Умница-синичка,-
Взрослый кладет мячик или орех («яйцо») в «гнездо».
Ты яичко покатай,
Но из рук не выпускай:
Очень хрупкое оно –
Так у птиц заведено.
С этими словами ребенок катает мячик между ладоней – одна сверху, другая снизу.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА:
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ.
«Каждый пальчик – ловкий мальчик».
Все игры с пальчиками развивают речевые центры коры головного мозга.
Пальцы выпрямлены, ладони вместе. Одноименные пальцы постукивают друг о друга на ударные слоги.
1. Мы катались(указательные)
На качелях (средние)
Нас кружили (безымянные)
Карусели (мизинцы)
Мы устали, мы устали (большие пальцы «обнимаются»).
Ох (руки ложатся на колени)!
- Дятел! Дятел! (указательные)
Тук!Тук!Тук! (средние
Эй, приятель(безымянные)
Я не жук (указать двумя указательными пальцами вперед)?
Тогда – пока (помахать рукой на прощание)!
Но похож ты на жука (погрозить указательным пальцем)!
«Все узлы переберу».
Ритмичный перехват развивает чувство ритма и координацию движений. Завязываем на веревке 8-16 ощутимых узлов и натягиваем её горизонтально. Ребенок проговаривает строки:
Я хватаюсь за веревку
Правой ловко, левой ловко.
За узлы её беру
И играю поутру, -
Хватаясь за узел на каждый ударный слог.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПАЛЬЧИКОВ
«МОЗАИКА»
Покажите ребенку открытку. Поговорите с ним о том, что нарисовано. Затем разрежьте открытку на несколько частей. Попросите ребенка собрать из разрезанных частей открытку.
«УЗЕЛКИ»
Приготовьте две веревочки длиной 20-30 см. Одна веревочка для вас, другая - для вашего ребенка. Устройте соревнование: кто за определенное время завяжет больше узелков.
«ВОДОЛЕЙ»
Для выполнения этого упражнения вам понадобиться две глубокие миски. Наденьте на ребенка фартук и поставьте миски на некотором расстоянии друг от друга: одну пустую, другую – с водой. Попросите ребенка ложкой перелить воду из одной миски в другую.
«РИСУЕМ БЕЗ КАРАНДАШЕЙ И КРАСОК»
Рисуем солнышко – рукой по воздуху описываем окружность, затем указательным пальчиком рисуем лучики.
Рисуем елочку – указательный, средний и безымянный пальчики одной руки прижимаем к соответствующим пальчикам другой руки. Затем руки разводим в стороны и снова соединяем, изображая в воздухе треугольник. Повторяем это движение несколько раз.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.
РАЗВИТИЕ НАВЫКА РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ.
Поиграйте с ребенком.
«Будь внимательным»
- Игра предназначена для развития у ребенка умения слышать и различать звуки в словах. С небольшим интервалом произносите слова: мама, сок, собака, вата, снег, коробка, телефон, сапоги, туча, соловей - и предложите ребенку, когда он услышит в слове звук
(С), хлопнуть в ладоши. Если ребенок затрудняется выделить звук (С), то его нужно произносить протяжно: с-сок, с-собака.
- Предложите ребенку хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук (З) в словах: замок, конфета, пальто, зонт, лейка, змея, кот, машина, зубы
.
- Такую же игру можно провести и на различение
звуков (Р) – (Л).
- Игры постепенно можно усложнять– вводить слова,
в которых звуки находятся в разных позициях: в начале,
в середине и в конце слов.
- Следует учитывать, что звонкие согласные в конце и
в середине слов перед глухими оглушаются, поэтому такие, к примеру, слова, как газ, ёж, кружка, давать не следует (произносится как: гас, ёш, крушка)
Обязательно исправляйте ошибки в речи ребенка, но делайте
это тактично. Если вы посмеетесь над ребенком, то обидите его, и ребенок может потерять к вам доверие.
СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА.
Тема «Весна, перелетные птицы»
Поиграйте с ребенком:
«Подскажи словечко».
На шесте – дворец, во дворце – певец, а зовут его …(скворец).
« Четвертый лишний»
Жаворонок, воробей, грач, скворец.
«Улетает – не улетает».
(Взрослый называет птицу, а ребенок отвечает: улетает она на зиму или нет.)
«Узнай по описанию».
(Взрослый описывает внешний вид какой-нибудь перелетной птицы, а ребенок ее узнает и называет.)
Упражнение для пальчиков:
« ПТИЧКИ»
Птички прилетали,
крыльями махали. Пальцами обеих рук
Сели. Посидели производить движения
и дальше полетели. Вверх – вниз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы учителя - логопеда родителям
Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые...
Советы учителя - логопеда родителям.
Как родителям правильно заниматься со своим ребёнком с нарушением речи....
Советы учителя-логопеда по развитию речи
Вербальные и невербальные средства коммуникации...
Советы учителя - логопеда родителям детей с нарушениями письма.
Практические советы по исправлению графических нарушений у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....
Советы учителя-логопеда родителям
В данной статье логопед дает рекомендации родителям, как нужно в игровой форме заниматься с ребенком дома. Тогда занятия будут интересны ребенку и не вызовут переутоутомления....
Советы учителя-логопеда
Данные консультации предназначены для родителей, дети которых посещают логопедические занятия в ДОУ....
Советы учителя - логопеда для родителей.
Особое внимание родителей следует обратить на причины патологии детской речи, о которых вы сможете прочитать в данном материале. Вы узнаете как организовать логопедические занятия дом...