Советы учителя - логопеда для родителей.
материал по логопедии (подготовительная группа) на тему

Потапова Маргарита Александровна

Особое внимание родителей следует обратить на причины патологии детской речи, о которых вы сможете прочитать в данном материале. Вы узнаете как организовать логопедические  занятия  дома, познакомитесь с пальчиковыми играми и узнеете, что речь малышей легче развивать, опираясь на устное народное творчество (потешки).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внимание! Речевые нарушения!

В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями.

К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после пяти лет. Самый значимый для развития ребенка возраст (сензитивный период) упущен. Отсюда масса проблем не только с устной речью, но и с письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму.

А ведь внимательное отношение к ребенку с первых дней его жизни дает возможность родителям, врачам своевременно выявить предрасполагающие факторы и принять меры к их устранению. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Под воздействием речевого дефекта часто возникает ряд вторичных отклонений, которые образуют картину аномального развития ребенка в целом. Вторичные проявления речевой недостаточности преодолеваются педагогическими средствами, и эффективность их устранения прямым образом связана с ранним выявлением структуры дефекта.

У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям. Наиболее часто страдает речевая функция в критические периоды ее развития, которые создают предрасполагающие условия для «срыва» речи в 1-2 года, в 3 года и в 6-7 лет.

Особое внимание родителей следует обратить на причины патологии детской речи:

Различная внутриутробная патология, которая приводит к нарушению развития плода. Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода от 4 нед. до 4 мес. Возникновению речевой патологии способствуют токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость по резус-фактору и др.

Родовая травма и асфиксия во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.

• Различные заболевания в первые годы жизни ребенка (особенно пагубными для развития речи являются частые инфекционно-вирусные заболевания, менинго-энцефалиты и ранние желудочно-кишечные расстройства).

Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.

Наследственные факторы.

Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к микросоциальной педагогической запущенности, нарушениям эмоциональной сферы и дефициту в развитии речи.

Уважаемые родители, внимательно прислушайтесь к речи ваших детей, учитесь слушать и слышать их. На помощь к вам всегда придет учитель-логопед, владеющий целым арсеналом специальных методов и приемов, использование которых базируется на знании неврологических основ речи и учении о компенсаторных возможностях ребенка.

Подготовила  учитель-логопед

Маргарита Александровна Потапова



Предварительный просмотр:

ИГРАЕМ ПАЛЬЧИКАМИ.

    В устной речи любого народа можно встретить короткие стихи, которые сопровождаются движением пальцев.

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ, КОГДА РЕБЕНОК ЗАНИМАЕТСЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКОЙ?

  1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами, индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
  2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
  3. Ребенок учится концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
  4. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихами, то его речь станет более четкой, ритмичной, яркой и усилится контроль над выполнением движений.
  5. Развивается память ребенка, т.к. он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
  6. У ребенка развивается воображение и фантазия, овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать» руками целые истории.
  7. В результате освоения всех упражнений кисть рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчает овладение навыком письма.

ВСЕ УПРАЖНЕНИЯ РАЗДЕЛЕНЫ НА ТРИ ГРУППЫ:

1 группа. Упражнения для кистей рук.

 - развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;

 - учат напрягать и расслаблять мышцы;

 - развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;

 - учат переключаться с одного движения на другое.

2 группа. Упражнения для пальцев условно статические.

 - совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне;

 - требуют более точных движений.

3 группа. Упражнения для пальцев динамические.

 - развивают точную координацию движений;

 - учат сгибать и разгибать пальцы;

 - учат противопоставлять большой палец всем остальным.

ПОМНИТЕ !!! ЛЮБЫЕ УПРАЖНЕНИЯ БУДУТ ЭФФЕКТИВНЫ ТОЛЬКО ПРИ РЕГУЛЯРНЫХ ЗАНЯТИЯХ.  

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

  1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти и пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.
  2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой, затем – другой, после этого – двумя руками одновременно.
  3. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа.

     Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнить следующие игровые задания:

  1. Запомни и повтори серию движений по словесной инструкции, начиная с двух упражнений и заканчивая пятью и более.
  2. «Рассказывайте» руками сказки и маленькие истории. Сначала придумайте рассказ сами, затем предложите составить рассказ ребенку.

Можно также заниматься пальчиковыми  играми с предметами и без них:

 - поглаживать и растирать ладони вверх – вниз;

 - разминать и растирать каждый палец вдоль – поперек;

 - растирать пальцы спиралевидными движениями;

 - катать между ладонями и пальцами шариков и палочек разного размера;

 - рвать бумагу и отщипывать кусочки пластилина;

 - перекладывать из одной коробки в другую разные мелкие предметы (под наблюдением взрослого);

 - завязывать узелки;

 - выкладывать узоры из мозаики и разного бросового материала и т.д.

ДАЛЕЕ  ВАМ  ПРЕДСТАВЛЕНЫ  ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ  ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.

ЗАНИМАЙТЕСЬ ЕЖЕДНЕВНО ОКОЛО 5 МИНУТ.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Несколько советов учителя – логопеда любящим родителям.

Несколько   советов  учителя – логопеда...

Памятка - буклет для родителей «Советы учителя - логопеда родителям по развитию речи детей 4-го года жизни»

В  буклете содержится необходимая для родителей информация о норме речевого развития детей 3-4 лет, даны полезные рекомендации по развитию детской речи, а также приведены примеры игр по развитию ...

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЗАБОТЛИВЫМ РОДИТЕЛЯМ

Материал для заботливых родителей и пелагогов ДОУ...

Рекомендации учителя-логопеда родителям будущих первоклассников. Советы учителя-логопеда для родителей.

На что нужно обратить внимание до  поступления ребенка  в школу.  От  чего зависит развитие  речи ребенка?...

СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ни...

Советы учителя-логопеда для родителей "Упражнения и игры на развитие речевого дыхания"

Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию добрые советы от учителя-логопеда. Просим Вас прислушаться к нашим советам!!!...


 

Комментарии

Потапова Маргарита Александровна

Надеемся, что эти советы помогут родителям в подготовке ребенка к школе.