ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме
1. Состояние навыков словообразования у детей с нарушением речи.
2. Методика обучения навыкам словообразования и введение из в связную речь детей.
3. Изготовление наглядного материала по словообразованию.
4. Результаты работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Тема «Осень»
Цель:
- Закрепить словарный запас детей по теме «Осень» в описании осенней природы в лесу.
- Обогащать и уточнять словарный запас детей по теме «Грибы».
- Закрепить навыки словообразования по теме «Грибы» в трех разделах: названия грибов, подбор однокоренных слов от слова «грибы», способ приготовления грибов.
- Вводить навыки словообразования в связную речь детей по карточкам, по сюжетной картинке со вставками фигурок, по игрушкам.
- Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речевую память, работоспособность, внимание. Прививать детям любовь к родной природе и доброжелательность к своим друзьям.
Оборудование:
- Карточки-символы («Бор», «Береза», «Мох», «Осина», «Пень», «Масло», «Лисенок», «Свинья», «Волны», «Черный квадрат», «Мальчик ест»).
- Картинки грибов: боровик, подберезовик, моховик, подосиновик, опята, маслята, свинушки, волнушки, чернушки, сыроежки.
- Сюжетная картина «Осень в лесу» на большом картоне. Фигурки-вставочки перечисленных грибов, мальчик с корзиной, девочка с лукошком.
- Кукольные игрушки: плита с открывающейся духовкой, кастрюля побольше и поменьше, сковородка, ведро, майонезная баночка, веревка с нанизанными картонными грибами, мелкие грибочки (счетный материал по математике).
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент:
Логопед: - Сядет тот, кто назовет, какие грибы растут осенью.
Дети поочередно составляют предложения и садятся (на наборном полотне нет картинок, дети вспоминают сами)
- осенью растут подберезовики
- осенью растут маслята
- осенью растут лисички и т.д.
- Закрепление навыков словообразования в разделе «Название грибов».
1. Логопед: - Дети, хорошо, вы знаете грибы. Теперь мы проверим, как вы запомнили, от какого слова гриб получил свое название. Поиграем в игру «Подбери пару».
Логопед берет со своего стола карточки-символы и ставит их на верхнюю полку наборного полотна, логопед предлагает детям: - Я буду ставить карточку, а вы ее называйте. Дети называют: бор, пень, ест, черный, лисенок, осина, волны, масло, береза, мох, свинья.
- Логопед: - Кого я вызову, найдет на моем столе гриб, название которого подходит к карточке. Ставить будем по порядку: под каждую карточку вниз, на вторую полочку надо поставить картинку гриба и назвать эту пару. Потом надо составить очень коротенький рассказ, но так, чтобы «пара карточек» была в этом рассказе.
Логопед: - Иди, Вова, к столу, ищи нужный гриб.
Вова: - «Бор» - «Боровик»
Боровиками называют белые грибы в сосновом бору. Эти грибы растут на виду, ни от кого не прячутся. Боровики – самые главные и большие грибы в лесу.
Логопед: - Иди, Алеша, к столу, ищи нужный гриб.
Алеша: - «Пень» - «Опята»
Опята растут всегда около старых пней. Растут грибы кучкой, на тонких ножках.
Логопед: - Иди, Павлик, к столу, ищи нужный гриб.
Павлик: - «Ест» - «Сыроежка»
Сыроежки можно есть сырыми, но не все грибы. Найти в лесу съедобные грибы-сыроежки очень трудно. Лучше не пробовать сырых сыроежек, чтобы не случилась беда.
Логопед: - Иди, Алла, к столу, ищи нужный гриб.
Алла: - «Черный» - «Чернушка»
У чернушки шляпка темная, почти черная. Растет чернушка около елей в густой траве.
Логопед: - Иди, Ира, к столу, ищи нужный гриб.
Ира: - «Лисенок» - «Лисичка»
Желтенький гриб лисичка такой веселый, такой шустрый, будто крошечный лисенок.
Логопед: - Иди, Антон, к столу, ищи нужный гриб.
Антон: - «Осина» - «Подосиновик»
Подосиновик растет под осинами. Шляпка у подосиновика яркая, красная, будто гриб на праздник собрался.
Логопед: - Иди, Саша, к столу, ищи нужный гриб.
Саша: - «Волны» - «Волнушки»
Растет волнушка около берез и елей в густой траве. На розовой шляпке расходятся круги-волны.
Логопед: - Иди, Коля, к столу, ищи нужный гриб.
Коля: - «Масло» - «Маслята»
У масленка маслянистая шапочка. К ней легко прилипают разные травинки и сосновые иголки.
Логопед: - Иди, Сережа, к столу, ищи нужный гриб.
Сережа: - «Береза» - «Подберезовики»
Молодые подберезовики растут под березами. Ножки у них длинные, тонкие, стройные, как ствол у березы.
Логопед: - Иди, Оксана, к столу, ищи нужный гриб.
Оксана: - «Мох» - «Моховик»
Моховик встречается среди мха. Во мху теплей, чем на поляне. Поэтому растет моховик до самых морозов.
Логопед: - Иди, Катя, к столу, ищи нужный гриб.
Катя: - «Свинья» - «Свинушка»
Свинушки – хорошенькие, толстенькие грибки, похожие на маленьких поросят. Собрались свинушки все вместе у кустика, как поросята вокруг корыта.
Итог логопеда: - Вот как грибы получили свои названия. Люди давно примечали эти сходства, и назвали так эти грибы. Теперь и вы их знаете и легко отыщете в лесу, и назовете.
3.Логопед: - А сейчас мы поиграем по-другому. Надо отгадать по маленькой части слова все слово и назвать эти грибы. Надо очень внимательно слушать и думать.
Логопед: - «Ик»
Дети: - Моховик. Подберезовик. Подосиновик. Боровик.
Логопед: - Правильно догадались. Поставьте все эти грибы рядом. Иди, Алеша, поставь, а мы назовем.
Алеша ставит картинки грибов рядом, остальные отодвигает. Все дети хором проговаривают.
Логопед: - Какая часть слова «загадка» у всех грибов одинаковая?
Дети хором: - «Ик»
Логопед: - Теперь надо все эти грибы назвать тихо, а часть слова «ик» - погромче.
Дети называют грибы, выделяя голосом суффикс «ик».
Логопед: - «Ушк»
Дети: - Чернушки. Волнушки. Свинушки.
Логопед: - Правильно догадались. Поставьте все эти грибы рядом.
Те же виды работ, но голосом выделяют суффикс «ушк».
Логопед: - «Ята»
Дети: - Маслята. Опята.
Логопед: - Правильно догадались. Поставьте все эти грибы рядом.
Те же виды работ, но голосом выделяют суффикс «ята».
Логопед: - «Ичк»
Дети: - Лисички.
Логопед: - Правильно догадались. Поставьте этот гриб отдельно, он один. Давайте все слово скажем потише, а часть слова «загадку» погромче. Какая здесь часть слова «загадка»?
Дети: - «Ичк».
Логопед:- А у этого гриба угадайте два слова, из которых состоит его название.
Дети: - Сырыми. Едят. Это – сыроежки.
Логопед подводит итог словообразования названия грибов. Логопед называет активных детей, правильные ответы, поощряет других детей.
- Проведение физминутки.
Логопед:- Хорошо, вы сидели, отвечали, а теперь выходите на ковер – поиграем. Только двигаться надо правильно, вслушиваясь в мои слова. Помогайте проговаривать мне слова.
Дети выходят из-за столов на ковер. Логопед проговаривает стихи медленно, четко, наблюдая за действиями детей. Дети ходят по ковру по кругу, выполняют действия и проговаривают совместно с логопедом.
Утром дети в лес пошли
(шаги с высоким подниманием ноги)
И в лесу грибы нашли.
(равномерные приседания)
Наклонялись, приседали,
(наклоны вперед, рукой «срывают грибы»)
по дороге растеряли.
(ритмичные разведения рук в стороны)
Дети играют три раза и садятся за стол.
IV. Закрепление навыка словообразования однокоренных слов от слова «гриб».
- Называние признаков осени в лесу.
Логопед выставляет красочную картину на картоне «Осень в лесу».
Логопед: - Что тут на картине?
Дети: - Осенний лес.
Логопед:- А почему вы так подумали?
Дети отвечают по желанию цепочкой предложений:
- Деревья стоят с темно-оранжевыми, желто-красными, желто-коричневыми осенними листьями.
- Листья падают на землю. В лесу листопад.
- Трава засохла, цветы завяли.
- На небе темные тучи, а в лесу лужи. Шел дождь.
- Птицы улетают в теплые страны.
Логопед: - Хорошо, вы запомнили признаки осени, когда мы раньше учились составлять рассказ про осень. Молодцы, про листья не забыли.
- Вставление грибов в прорези на картине.
Логопед: - А что растет осенью в лесу?
Дети: - Осенью в лесу растут разные грибы.
Логопед: - Посмотрите, дети, какие разные и красивые у меня грибы. Эти грибы надо на картинке расставить по своим местам – где они растут.
Логопед по очереди вызывает детей к картине. Дети выбирают любые грибы и вставляют их в прорези на картине, составляют предложения.
- Моховики растут во мху.
- Боровики растут в сосновом бору.
- Подберезовики растут под березой.
- Подосиновики растут под осиной.
- Опята растут на пеньке.
- Лисички растут под елочками.
- Свинушки и чернушки растут под кустиками.
- Волнушки растут около берез в густой траве.
- Маслята растут под молодыми сосенками.
- Маслята растут в траве на полянке.
3. Словообразование от слова «гриб».
Логопед обобщает ответы детей:
- Правильно расставили все грибы.
- Сколько же грибов выросло в нашем лесу?
- Называется это – «грибная пора».
- Давайте все вместе скажем так: «В осеннем лесу наступила грибная пора». (Дети хором повторяют).
Логопед: - А ведь грибы в лесу растут хорошо только после сильного и теплого дождя. И тогда люди называют такой дождь «грибной дождь». Давайте все вместе скажем так: «После грибного дождя в лесу выросли грибы». (Дети хором повторяют).
Логопед: - А кто ходит в лес собирать грибы?
Дети: - Грибы собирают взрослые и дети.
Логопед: - Вставьте на картину детей с корзинами. Такие люди называются «грибники». Давайте все вместе скажем так: «Грибники в лесу собирают грибы». (Дети хором повторяют).
Логопед: - А мы в лесу собираем только большие грибы?
Дети: - Собираем большие и маленькие грибы, они тоже вкусные и полезные.
Логопед: - А как маленькие грибы называть ласково?
Дети: - Грибок, грибочек, грибочки.
Логопед: - Вот сколько хороших слов получили свое название от слова «гриб». Кто запомнил эти слова?
Сначала дети с места называют любые запомнившиеся слова. Потом логопед предлагает одному из детей назвать все слова сразу.
Ребенок: - Гриб, грибок, грибы, грибочек, грибочки, грибная пора, грибоной дождь, грибники. (Если ребенок что-то забыл, то другие дети дополняют пропущенные слова).
Логопед: - Эти все слова – родственники, из одной большой, дружной, «грибной» семьи. В названии каждого слова мы слышим слово «гриб» - это самый главный член семьи. Такие слова-родственники люди так и называют - «родственные слова». Мы с вами на других занятиях узнаем еще много родственных слов, а потом будем изучать их в школе.
v. Введение родственных слов в рассказ по сюжетной картине «Осень в лесу».
Логопед привлекает детей и их внимание к картине.
Логопед: - Сначала мы по этой картине рассказывали про осень. Потом вставили грибы, грибников, учили родственные слова от слова «гриб». Теперь надо составить другой рассказ. Кто придумал название рассказу?
Дети: - «Грибная пора» («Грибы в лесу», «В лес за грибами», «Дети собирают грибы» и т.д.)
Логопед вызывает наиболее активных детей и предлагает составить рассказ так, чтобы в него вошли все слова-родственники «грибной семьи».
Примерный рассказ:
Прошел осенью в лесу теплый грибной дождь. Трава мокрая, на земле – лужи. Стали в лесу быстро расти грибы. Наступила грибная пора. Под березами выросли подберезовики. Под осинами выросли подосиновики, в сосновом бору выросли боровики. Под елочками выросли лисички. Во мху выросли моховики. На полянке появились тонконогие опята. На поляночках много красивых свинушек, чернушек, волнушек, сыроежек. Пришли в лес грибники и стали искать грибы, складывать в корзину. Девочка нашла большой подберезовик, а мальчик еще ищет. Он обязательно найдет, ведь в лесу столько грибов! Дети отнесут домой полные корзинки грибов и маленьких грибочков.
Логопед: - А как надо собирать в лесу грибы?
Дети: - Срывать.
Логопед: - Запомните: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их надо очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать или надломить, а не выдергивать гриб из земли с маленькими корешками.
VI. Введение во фразовую речь словообразования по способу приготовления грибов.
Логопед рассказывает, что дома грибы надо сразу мыть, чистить, и что-то из них готовить, а то они начнут портиться, зачервивеют. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Как я буду готовить грибы».
Логопед: - Назовите эти игрушки.
Дети: - Плита, кастрюля, сковорода, ведро, банка, веревочка с грибами.
Логопед: - Надо догадаться, как готовить грибы, какие грибы получатся. А брать грибы надо из этой корзиночки, что принесли дети из леса. Прежде чем готовить грибы, не забудьте сказать слова: «Возьму грибы из корзинки, помою, почищу их и положу …»
1-ый ребенок: - Возьму грибы из корзинки, помою, почищу и положу в кастрюлю. Буду грибы варить.
Логопед: - Какие ты поешь грибы?
Ребенок: - Поем вареные грибы.
Логопед: - А кого ты угостишь грибами?
Ребенок: - Угощу друзей грибами.
Логопед: - Все дети, кто будет выходить к столу и готовить грибы, должны закончить словами «Поем сам и угощу друзей».
2-ой ребенок: - Возьму грибы из корзинки, помою, почищу и положу на сковородку. Буду грибы жарить. Поем жареных грибов сам и угощу друзей.
3-ий ребенок: - Возьму грибы из корзинки, помою, почищу и положу в ведро. Буду грибы солить. Поем сам соленых грибов и угощу друзей.
4-ый ребенок: - Возьму грибы из корзинки, помою, почищу и положу в банку. Буду грибы мариновать. Поем маринованных грибов сам и угощу друзей.
5-ый ребенок: - Возьму грибы из корзинки, помою, почищу их и продену в них веревочку. Буду сушить грибы над плитой.
Логопед: - А какой суп сваришь из сушеных грибов?
Ребенок: - Сварю грибной суп из сухих грибов. Поем суп сам и угощу друзей.
Логопед: - А теперь давайте вместе назовем, какие грибы мы ели. (Логопед поднимает посуду с грибами, а дети хором составляют предложения):
- Мы ели вареные грибы.
- Мы ели жареные грибы.
- Мы ели соленые грибы.
- Мы ели маринованные грибы.
- Мы ели грибной суп из сухих грибов.
Логопед: - Это щедрый лес дает нам вкусные и полезные грибы. Давайте скажем все вместе: «Спасибо тебе, лес, за хорошие грибы!»
Дети хором повторяют, и логопед объявляет об окончании занятия. Логопед хвалит наиболее активных детей и лучшие ответы. (Проводится как итог занятия).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников
Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....
Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей.
для детского сада...
Формирование навыков словообразования у дошкольников
Формирование процессов словообразования у дошкольников с использованиес произведений устного народного творчества...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Продукты питания» (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)
Конспект занятия по развитию речи на тему:«Продукты питания»(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ) Цель: Расширить словарь детей по теме: «Продукты питания» и научить исп...
Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"
Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...
Использование наглядного материала на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников
В данной методической разработке показано, как можно использовать наглядный материал на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников, приведены приме...
Родительское собрание. Тема: «Умственное воспитание детейво второй младшей группе.Сенсорное воспитание».
Умственное развитие и воспитание представляет собой количественные и качественные изменения, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и...