ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ГРУППАХ
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Шпаковская Раиса Николаевна

 

1.      Состояние навыков словообразования у детей с нарушением речи.

2.      Методика обучения навыкам словообразования и введение из в связную речь детей.

3.      Изготовление наглядного материала по словообразованию.

4.      Результаты работы.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Тема «Осень»

Цель:

  1. Закрепить словарный запас детей по теме «Осень» в описании осенней природы в лесу.
  2. Обогащать и уточнять словарный запас детей по теме «Грибы».
  3. Закрепить навыки словообразования по теме «Грибы» в трех разделах: названия грибов, подбор однокоренных слов от слова «грибы», способ приготовления грибов.
  4. Вводить навыки словообразования в связную речь детей по карточкам,  по сюжетной картинке со вставками фигурок, по игрушкам.
  5. Развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление, речевую память, работоспособность, внимание. Прививать детям любовь к родной природе и доброжелательность к своим друзьям.

Оборудование:

  1. Карточки-символы («Бор», «Береза», «Мох», «Осина», «Пень», «Масло», «Лисенок», «Свинья», «Волны», «Черный квадрат», «Мальчик ест»).
  2. Картинки грибов: боровик, подберезовик, моховик, подосиновик, опята, маслята, свинушки, волнушки, чернушки, сыроежки.
  3. Сюжетная картина «Осень в лесу» на большом картоне. Фигурки-вставочки перечисленных грибов, мальчик с корзиной, девочка с лукошком.
  4. Кукольные игрушки: плита с открывающейся духовкой, кастрюля побольше и поменьше, сковородка, ведро, майонезная баночка, веревка с нанизанными картонными грибами, мелкие грибочки (счетный материал по математике).

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1.  Организационный момент:

Логопед: - Сядет тот, кто назовет, какие грибы растут осенью.

Дети поочередно составляют предложения и садятся (на наборном полотне нет картинок, дети вспоминают сами)

- осенью растут подберезовики

- осенью растут маслята

- осенью растут лисички и т.д.

  1. Закрепление навыков словообразования в разделе «Название грибов».

1. Логопед: - Дети, хорошо, вы знаете грибы. Теперь мы проверим, как вы запомнили, от какого слова гриб получил свое название. Поиграем в игру «Подбери пару».

Логопед берет со своего стола карточки-символы и ставит их на верхнюю полку наборного полотна, логопед предлагает детям: - Я буду ставить карточку, а вы ее называйте. Дети называют: бор, пень, ест, черный, лисенок, осина, волны, масло, береза, мох, свинья.

  1. Логопед: - Кого я вызову, найдет на моем столе гриб, название которого подходит к карточке. Ставить будем по порядку: под каждую карточку вниз, на вторую полочку надо поставить картинку гриба и назвать эту пару. Потом надо составить очень коротенький рассказ, но так, чтобы «пара карточек» была в этом рассказе.

Логопед:  - Иди, Вова,  к столу, ищи нужный гриб.

Вова:       - «Бор» - «Боровик»

Боровиками называют белые грибы в сосновом бору. Эти грибы растут на виду, ни от кого не прячутся. Боровики – самые главные и большие грибы в лесу.

Логопед: - Иди, Алеша,  к столу, ищи нужный гриб.

Алеша:   - «Пень» - «Опята»

                Опята растут всегда около старых пней. Растут грибы кучкой, на тонких ножках.

Логопед:  - Иди, Павлик,  к столу, ищи нужный гриб.

Павлик:   - «Ест» - «Сыроежка»

Сыроежки можно есть сырыми, но не все грибы. Найти в лесу съедобные грибы-сыроежки очень трудно. Лучше не пробовать сырых сыроежек, чтобы не случилась беда.

Логопед: - Иди, Алла,  к столу, ищи нужный гриб.

Алла:      - «Черный» - «Чернушка»

                У чернушки шляпка темная, почти черная. Растет чернушка около елей в густой траве.

Логопед:  - Иди, Ира,  к столу, ищи нужный гриб.

Ира:        - «Лисенок» - «Лисичка»

Желтенький гриб лисичка такой веселый, такой шустрый, будто крошечный лисенок.

Логопед: - Иди, Антон,  к столу, ищи нужный гриб.

Антон:    - «Осина» - «Подосиновик»

                Подосиновик растет под осинами. Шляпка у подосиновика яркая, красная, будто гриб на праздник собрался.

Логопед:  - Иди, Саша,  к столу, ищи нужный гриб.

Саша:       - «Волны» - «Волнушки»

Растет волнушка около берез и  елей в густой траве. На розовой шляпке расходятся круги-волны.

Логопед: - Иди, Коля,  к столу, ищи нужный гриб.

Коля:       - «Масло» - «Маслята»

                У масленка маслянистая шапочка. К ней легко прилипают разные травинки и сосновые иголки.

Логопед: - Иди, Сережа,  к столу, ищи нужный гриб.

Сережа:  - «Береза» - «Подберезовики»

Молодые подберезовики растут под березами. Ножки у них длинные, тонкие, стройные, как ствол у березы.

Логопед:  - Иди, Оксана,  к столу, ищи нужный гриб.

Оксана:    - «Мох» - «Моховик»

Моховик встречается среди мха. Во мху теплей, чем на поляне. Поэтому растет моховик до самых морозов.

Логопед: - Иди, Катя,  к столу, ищи нужный гриб.

Катя:       - «Свинья» - «Свинушка»

                Свинушки – хорошенькие, толстенькие грибки, похожие на маленьких поросят. Собрались свинушки все вместе у кустика, как поросята вокруг корыта.

Итог логопеда: - Вот как грибы получили свои названия. Люди давно примечали эти сходства, и назвали так эти грибы. Теперь и вы их знаете и легко отыщете в лесу, и назовете.

3.Логопед: - А сейчас мы поиграем по-другому. Надо отгадать по маленькой части слова все слово и назвать эти грибы. Надо очень внимательно слушать и думать.

Логопед:  - «Ик»

Дети:        - Моховик. Подберезовик. Подосиновик. Боровик.

Логопед: - Правильно догадались. Поставьте все эти грибы рядом. Иди, Алеша,  поставь, а мы назовем.

Алеша ставит картинки грибов рядом, остальные отодвигает. Все дети хором проговаривают.

Логопед: - Какая часть слова «загадка» у всех грибов одинаковая?

Дети хором: - «Ик»

Логопед:  - Теперь надо все эти грибы назвать тихо, а часть слова «ик» - погромче.

Дети называют грибы, выделяя голосом суффикс «ик».

Логопед: - «Ушк»

Дети:        - Чернушки. Волнушки. Свинушки.

Логопед: - Правильно догадались. Поставьте все эти грибы рядом.

Те  же виды работ, но голосом выделяют суффикс «ушк».

Логопед: - «Ята»

Дети:        - Маслята. Опята.

Логопед: - Правильно догадались. Поставьте все эти грибы рядом.

Те  же виды работ, но голосом выделяют суффикс «ята».

Логопед: - «Ичк»

Дети:        - Лисички.

Логопед: - Правильно догадались. Поставьте этот гриб отдельно, он один. Давайте все слово скажем потише, а часть слова «загадку» погромче. Какая здесь часть слова «загадка»?

Дети: - «Ичк».

Логопед:- А у этого гриба угадайте два слова, из которых состоит его название.

Дети: - Сырыми. Едят. Это – сыроежки.

Логопед подводит итог словообразования названия грибов. Логопед называет активных детей, правильные ответы, поощряет других детей.

  1. Проведение физминутки.

Логопед:- Хорошо, вы сидели, отвечали, а теперь выходите на ковер – поиграем. Только двигаться надо правильно, вслушиваясь в мои слова. Помогайте проговаривать мне слова.

Дети выходят из-за столов на ковер. Логопед проговаривает стихи медленно, четко, наблюдая за действиями детей. Дети ходят по ковру по кругу, выполняют действия и проговаривают совместно с логопедом.

Утром дети в лес пошли

(шаги с высоким подниманием ноги)

И в лесу грибы нашли.

(равномерные приседания)

Наклонялись, приседали,

(наклоны вперед, рукой «срывают грибы»)

по дороге растеряли.

(ритмичные разведения рук в стороны)

Дети играют три раза и садятся за стол.

IV. Закрепление навыка словообразования однокоренных слов от слова «гриб».

  1. Называние признаков осени в лесу.

Логопед выставляет красочную картину на картоне «Осень в лесу».

Логопед: - Что тут на картине?

Дети: - Осенний лес.

Логопед:- А почему вы так подумали?

Дети отвечают по желанию цепочкой предложений:

- Деревья стоят с темно-оранжевыми, желто-красными, желто-коричневыми осенними листьями.

- Листья падают на землю. В лесу листопад.

- Трава засохла, цветы завяли.

- На небе темные тучи, а в лесу лужи. Шел дождь.

- Птицы улетают в теплые страны.

Логопед: - Хорошо, вы запомнили признаки осени, когда мы раньше учились составлять рассказ про осень. Молодцы, про листья не забыли.

  1. Вставление грибов в прорези на картине.

Логопед: - А что растет осенью в лесу?

Дети: - Осенью в лесу растут разные грибы.

Логопед: - Посмотрите, дети, какие разные и красивые у меня грибы. Эти грибы надо на картинке расставить по своим местам – где они растут.

Логопед по очереди вызывает детей к картине. Дети выбирают любые грибы и вставляют их в прорези на картине, составляют предложения.

- Моховики растут во мху.

- Боровики растут в сосновом бору.

- Подберезовики растут под березой.

- Подосиновики растут под осиной.

- Опята растут на пеньке.

- Лисички растут под елочками.

- Свинушки и чернушки растут под кустиками.

- Волнушки растут около берез в густой траве.

- Маслята растут под молодыми сосенками.

- Маслята растут в траве на полянке.

3. Словообразование от слова «гриб».

Логопед обобщает ответы детей:

- Правильно расставили все грибы.

- Сколько же грибов выросло в нашем лесу?

- Называется это – «грибная пора».

- Давайте все вместе  скажем так: «В осеннем лесу наступила грибная пора». (Дети хором повторяют).

Логопед: - А ведь грибы в лесу растут хорошо только после сильного и теплого дождя. И тогда люди называют такой дождь «грибной дождь». Давайте все вместе скажем так: «После грибного дождя в лесу выросли грибы». (Дети хором повторяют).

Логопед: - А кто ходит в лес собирать грибы?

Дети: - Грибы собирают взрослые и дети.

Логопед: - Вставьте на картину детей с корзинами. Такие люди называются «грибники». Давайте все вместе скажем так: «Грибники в лесу собирают грибы». (Дети хором повторяют).

Логопед: - А мы в лесу собираем только большие грибы?

Дети: - Собираем большие и маленькие грибы, они тоже вкусные и полезные.

Логопед: - А как маленькие грибы называть ласково?

Дети: - Грибок, грибочек, грибочки.

Логопед: - Вот сколько хороших слов получили свое название от слова «гриб». Кто запомнил эти слова?

Сначала дети с места называют любые запомнившиеся слова. Потом логопед предлагает одному из детей назвать все слова сразу.

Ребенок: - Гриб, грибок, грибы, грибочек, грибочки, грибная пора, грибоной дождь, грибники. (Если ребенок что-то забыл, то другие дети дополняют пропущенные слова).

Логопед: - Эти все слова – родственники, из одной большой, дружной, «грибной» семьи. В названии каждого слова мы слышим слово «гриб» - это самый главный член семьи. Такие слова-родственники люди так и называют  - «родственные слова». Мы с вами на других занятиях узнаем еще много родственных слов, а потом будем изучать их в школе.

v. Введение родственных слов в рассказ по сюжетной картине «Осень в лесу».

  Логопед привлекает детей и их внимание к картине.

Логопед: - Сначала мы по этой картине рассказывали про осень. Потом вставили грибы, грибников, учили родственные слова от слова «гриб». Теперь надо составить другой рассказ. Кто придумал название рассказу?

Дети: - «Грибная пора» («Грибы в лесу», «В лес за грибами», «Дети собирают грибы» и т.д.)

Логопед вызывает наиболее активных детей и предлагает составить рассказ так, чтобы в него вошли все слова-родственники «грибной семьи».

Примерный рассказ:

Прошел осенью в лесу теплый грибной дождь. Трава мокрая, на земле – лужи. Стали в лесу быстро расти грибы. Наступила грибная пора. Под березами выросли подберезовики. Под осинами выросли подосиновики, в сосновом бору выросли боровики. Под елочками выросли лисички. Во мху выросли моховики. На полянке появились тонконогие опята. На поляночках много красивых свинушек, чернушек, волнушек, сыроежек. Пришли в лес грибники и стали искать грибы, складывать в корзину. Девочка нашла большой подберезовик, а мальчик еще ищет. Он обязательно найдет, ведь в лесу столько грибов! Дети отнесут домой полные корзинки грибов и маленьких грибочков.

Логопед: - А как надо собирать в лесу грибы?

Дети: - Срывать.

Логопед: - Запомните: чтобы грибы всегда росли в лесу, собирать их надо очень осторожно. Лучше всего ножку гриба аккуратно подрезать или надломить, а не выдергивать гриб из земли с маленькими корешками.

VI. Введение во фразовую речь словообразования по способу приготовления грибов.      

Логопед рассказывает, что дома грибы надо сразу мыть, чистить, и что-то из них готовить, а то они начнут портиться, зачервивеют. Логопед предлагает детям поиграть в игру «Как я буду готовить грибы».

Логопед: - Назовите эти игрушки.

Дети: - Плита, кастрюля, сковорода, ведро, банка, веревочка с грибами.

Логопед: - Надо догадаться, как готовить грибы, какие грибы получатся. А брать грибы надо из этой корзиночки, что принесли дети из леса. Прежде чем готовить грибы, не забудьте сказать слова: «Возьму грибы из корзинки, помою, почищу их и положу …»

1-ый ребенок: - Возьму грибы из корзинки, помою, почищу и положу в кастрюлю. Буду грибы варить.

Логопед: - Какие ты поешь грибы?

Ребенок: - Поем вареные грибы.

Логопед: - А кого ты угостишь грибами?

Ребенок: - Угощу друзей грибами.

Логопед: - Все дети, кто будет выходить к столу и готовить грибы, должны закончить словами «Поем сам и угощу друзей».

2-ой ребенок: - Возьму грибы из корзинки, помою, почищу и положу на сковородку. Буду грибы жарить. Поем жареных грибов сам и угощу друзей.

3-ий ребенок: - Возьму грибы из корзинки, помою, почищу и положу в ведро. Буду грибы солить. Поем сам соленых грибов и угощу друзей.

4-ый ребенок: - Возьму грибы из корзинки, помою, почищу и положу в банку. Буду грибы мариновать. Поем маринованных грибов сам и угощу друзей.

5-ый ребенок: - Возьму грибы из корзинки, помою, почищу их и продену в них веревочку. Буду сушить грибы над плитой.

Логопед: - А какой суп сваришь из сушеных грибов?

Ребенок: - Сварю грибной суп из сухих грибов. Поем суп сам и угощу друзей.

Логопед: - А теперь давайте вместе назовем, какие грибы мы ели. (Логопед поднимает посуду с грибами, а дети хором составляют предложения):

- Мы ели вареные грибы.

- Мы ели жареные грибы.

- Мы ели соленые грибы.

- Мы ели маринованные грибы.

- Мы ели грибной суп из сухих грибов.

Логопед: - Это щедрый лес дает нам вкусные и полезные грибы. Давайте скажем все вместе: «Спасибо тебе, лес, за хорошие грибы!»

Дети хором повторяют, и логопед объявляет об окончании занятия. Логопед хвалит наиболее активных детей и лучшие ответы. (Проводится как итог занятия).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности методик обследования функции словообразования у детей с сохранным интеллектуальным развитием и умственно отсталых школьников

Основные этапы становления словообразования у детей логопедических групп в сравнении с развитием особенностей словообразования у детей с умственной отсталостью....

Формирование навыков словообразования у дошкольников

Формирование процессов словообразования у дошкольников с использованиес произведений устного народного творчества...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Продукты питания» (СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ)

Конспект занятия по развитию речи на тему:«Продукты питания»(СЛОВООБРАЗОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕОТНОСИТЕЛЬНЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ) Цель: Расширить словарь детей по теме: «Продукты питания» и научить исп...

Презентация опыта работы на тему "Формирование навыка словообразования у дошкольников с задержкой психического развития с использованием демонстрационного материала регионального содержания"

 Данный опыт работы и представленные в нем игры и упражнения могут использоваться в практической деятельности учителями-логопедами и воспитателями логопедических групп при формировании у д...

Использование наглядного материала на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников

В данной методической разработке показано, как можно использовать наглядный материал на зрительный гнозис при формировании словообразования у старших дошкольников,  приведены приме...

Родительское собрание. Тема: «Умственное воспитание детейво второй младшей группе.Сенсорное воспитание».

Умственное развитие  и воспитание представляет собой количественные  и качественные  изменения, происходящих в мыслительной деятельности ребенка в связи с возрастом, обогащением опыта и...