Конспект НОД по обучению грамоте "Звук (З) . Буква З"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 71 «Каруселька»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З»
Старшая логопедическая группа
(День открытых дверей)
Учитель-логопед
Игнатенко Я. Н.
г. о. Мытищи, 2019 г.
Цели занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».
Задачи
Коррекционно - образовательная:
учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки; соотнесение звука [З] с буквой «З».
Коррекционно - развивающие:
упражнять детей в звуковом анализе слов;
развивать фонематические представления;
развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;
развивать внимание, мышление.
Коррекционно - воспитательная:
- формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга, самостоятельности, инициативности.
Оборудование: картинка для звукоподражания «Комар», предметные картинки, в названии которых присутствует звук [З]; буква «З», дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, звёздочки для выкладывания буквы «З», карточки с буквой «З», карандаши.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед предлагает детям отгадать загадки.
Загадки
Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдет - сделает наоборот. (Зонт)
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
(Замок)
Зимой серый, летом белый.
(Заяц)
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
(Змея)
После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки.
Объявление темы занятия
С какого звука начинаются все слова - отгадки?
Ответы детей.
Логопед выставляет картинку для звукоподражания.
К нам в гости прилетел большой комар. Какой звук он издаёт, когда летит?
Дети: «З- з з.»
Логопед: «Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся».
Акустико - артикуляционный образ звука
Произнесение звука [З] хором и индивидуально.
Характеристика артикуляции звука [З]:
губы в «улыбке»;
зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;
кончик языка упирается в нижние зубы;
посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя.
Звук [З] - согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета.
Логопед: «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].
Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?»
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.
Звук [З] - звонкий.
Упражнение «Слушай внимательно».
Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши, когда они услышат звук [З].
- «С», «З», «Т», «Ш», «С», «Ж», «З», «С», «З».
Упражнение «Где звук?».
Попросить детей назвать картинки и определить, где в этих словах слышится звук [З] с помощью звуковой схемы.
Дети с помощью синей фишки показывают место звука «З» в словах, обозначающих картинки.
Картинки: заяц, зуб, зубр, арбуз, забор, зонт, забор.
Физкультминутка
Выполнение движений с речевым сопровождением по тексту.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит
(Дети садятся на корточки, поднимают руки вверх и покачивают кистями рук).
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть
(Дети встают, подносят ладони к лицу и дуют на них).
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать
(Дети прыгают на месте).
Кто - то зайку напугал -
Зайка - прыг - и поскакал.
(Прыгают по группе).
Развитие фонематических представлений.
Игра «Назови слова»
Назвать слова, которые начинаются со звука[З].
Логопед: «Ваше внимание, ваше старание,
Хорошая работа будет награждаться «звездой».
За каждый правильный ответ ребёнок получает «звезду».
Знакомство с буквой «З».
Логопед демонстрирует детям букву «З».
- Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З».
Логопед предлагает рассмотреть букву «З».
Уточнить, на что похожа буква «З», прочитать про неё стихотворение.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра «три».
С. Я. Маршак
Предложить детям нарисовать букву «З» карандашом в воздухе.
Игра «Повтори правильно»
За -за -за- на лугу коза.
Зу - зу - зу - мы пасём козу.
Зы - зы - зы - колокольчик у козы.
Итог занятия
-Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии?
Дети дают характеристику звуку [З] (звук [З] - согласный, твёрдый, звонкий).
Логопед находит положительные моменты в работе детей.
Будем звёзды зажигать.
Будем букву составлять
На магнитной доске из этих звёзд составляется буква «З».
Список использованной литературы
1. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. - 160 с.
2. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 2 период обучения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 184 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"
Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...
Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"
Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...
Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.
Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"
Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...
Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"
конспект занятия в средней группе...