Конспект НОД по обучению грамоте "Звук (З) . Буква З"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Игнатенко Яна Николаевна

Конспект НОД  по обучению грамоте. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_den_otk._dverey.odt19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 71 «Каруселька»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

по обучению грамоте «Звук [З] и буква «З»

Старшая логопедическая группа

(День открытых дверей)

Учитель-логопед

Игнатенко Я. Н.

г. о. Мытищи, 2019 г.

Цели занятия: познакомить детей со звуком [З] и буквой «З».

Задачи

Коррекционно - образовательная:

учить детей характеризовать звук [З] с опорой на акустические и артикуляционные признаки; соотнесение звука [З] с буквой «З».

Коррекционно - развивающие:

упражнять детей в звуковом анализе слов;

развивать фонематические представления;

развивать мелкую, общую, артикуляционную моторику у детей;

развивать внимание, мышление.

Коррекционно - воспитательная:

- формирование у детей навыков сотрудничества, доброжелательности, умения выслушивать друг друга, самостоятельности, инициативности.

Оборудование: картинка для звукоподражания «Комар», предметные картинки, в названии которых присутствует звук [З]; буква «З», дидактическое пособие «Согласный звук», цветные фишки для выкладывания звуковой схемы, звёздочки для выкладывания буквы «З», карточки с буквой «З», карандаши.

Ход занятия

Организационный момент

Логопед предлагает детям отгадать загадки.

Загадки

Себя он раскрывает, тебя он закрывает.

Только дождичек пройдет - сделает наоборот. (Зонт)

Не лает, не кусает,

А в дом не пускает.

(Замок)

Зимой серый, летом белый.

(Заяц)

Кто длиннее, чем чулок?

У кого ни рук, ни ног?

Кожа, словно чешуя

По земле ползёт она.

(Змея)

После отгадывания загадок выставляются соответствующие картинки.

Объявление темы занятия

С какого звука начинаются все слова - отгадки?

Ответы детей.

Логопед выставляет картинку для звукоподражания.

К нам в гости прилетел большой комар. Какой звук он издаёт, когда летит?

Дети«З- з з.»

Логопед: «Правильно, звук [З]. С этим звуком мы сегодня познакомимся».

Акустико - артикуляционный образ звука

Произнесение звука [З] хором и индивидуально.

Характеристика артикуляции звука [З]:

губы в «улыбке»;

зубы сближены и создают преграду для воздушной струи;

кончик языка упирается в нижние зубы;

посередине языка идёт сильная, холодная, воздушная струя.

Звук [З] - согласный, твёрдый, обозначаем его фишкой синего цвета.

Логопед: «Давайте приложим ладошку к горлышку и произнесём звук [З].

Дрожит ли горлышко при произнесении звука [З]?»

Если горлышко дрожит,

Значит звонкий звук бежит.

Звук [З] - звонкий.

Упражнение «Слушай внимательно».

Попросить детей послушать разные звуки и хлопать в ладоши, когда они услышат звук [З].

«С»«З»«Т»«Ш»«С»«Ж»«З»«С»«З».

Упражнение «Где звук?».

Попросить детей назвать картинки и определить, где в этих словах слышится звук [З] с помощью звуковой схемы.

Дети с помощью синей фишки показывают место звука «З» в словах, обозначающих картинки.

Картинки: заяц, зуб, зубр, арбуз, забор, зонт, забор.

Физкультминутка

Выполнение движений с речевым сопровождением по тексту.

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит

(Дети садятся на корточки, поднимают руки вверх и покачивают кистями рук).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

(Дети встают, подносят ладони к лицу и дуют на них).

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать

(Дети прыгают на месте).

Кто - то зайку напугал -

Зайка - прыг - и поскакал.

(Прыгают по группе).

Развитие фонематических представлений.

Игра «Назови слова»

Назвать слова, которые начинаются со звука[З].

Логопед: «Ваше внимание, ваше старание,

Хорошая работа будет награждаться «звездой».

За каждый правильный ответ ребёнок получает «звезду».

Знакомство с буквой «З».

Логопед демонстрирует детям букву «З».

- Звук [З] на письме мы обозначаем буквой «З».

Логопед предлагает рассмотреть букву «З».

Уточнить, на что похожа буква «З», прочитать про неё стихотворение.

На эту букву посмотри:

Она совсем как цифра «три».

С. Я. Маршак

Предложить детям нарисовать букву «З» карандашом в воздухе.

Игра «Повтори правильно»

За -за -за- на лугу коза.

Зу - зу - зу - мы пасём козу.

Зы - зы - зы - колокольчик у козы.

Итог занятия

-Какой звук и букву мы сегодня изучали на занятии?

Дети дают характеристику звуку [З] (звук [З] - согласный, твёрдый, звонкий).

Логопед находит положительные моменты в работе детей.

Будем звёзды зажигать.

Будем букву составлять

На магнитной доске из этих звёзд составляется буква «З».

Список использованной литературы

1. Гомзяк О. С. Говорим правильно. Конспекты фронтальных занятий 3 периода обучения в старшей логогруппе. - М.: Издательство ГНОМ, 2011. - 160 с.

2. Цуканова С. П., Бетц Л. Л. Учим ребенка говорить и читать. Конспекты занятий по развитию фонематической стороны и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста. 2 период обучения. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. - 184 с.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Конспект обобщающего ОД обучение грамоте "Гласные буквы и звуки"

Образовательная область: «Коммуникация»Цель:Обобщение пройденного материала по гласным звукам [а], [о], [и], [у], [э], [ы].Задачи:Образовательные:Закреплять знания детей о гласных звуках.Закреплять ум...

Конспект по занятию обучение грамоте "ГЛАСНЫЕ БУКВЫ У, Ю"

Программное содержание:Продолжать знакомить детей с иллюстрациями художника – иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова к детским художественным произведениям.Учить детей изображать знакомый образ птицы...

Конспект занятия по обучению грамоте "Гласная буква Я" в подготовительной группе детского сада.

Цель: Познакомить детей с гласной буквой Я,я, случаем обозначения ею двух звуков [й'а].Задачи:Показать , что в начале слова и после гласных Я обозначает два звука;Познакомить со словом «Я&ra...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: "Буквы и звуки Ж-Ш. Чтение слогов и слов"

Цель: ознакомление детей со звуками и буквами [Ж-Ш].Задачи:1.Образовательные: познакомить звуками [ж-ш]; совершенствовать навык чтения слогов; формировать навык самоконтроля.2.Развивающие: развивать ф...

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...

Конспект занятия по обучению грамоте "Звук, буква Н"

конспект занятия в средней группе...