Комплекс упражнений для развития мышц мягкого нёба
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Мартынова Анастасия Александровна

Чистота речи во многом зависит от работы мышц мягкого нёба. Если имеются дефекты мягкого нёба (малая подвижность, рубцы, парезы, параличи и др.), изменяется нормальное соотношение носовой и ротовой полостей, нарушается тембр голоса (часто приобретая носовой оттенок). Кроме того, мышцы мягкого нёба имеют функциональную связь с мышцами гортани, дыхательными мышцами. Изменение положения мягкого нёба влияет на работу голосовых складок, вызывает вялость в работе дыхательных мышц, что отражается на процессе голосообразования.

Цель: выработка полноценных движений мягкого неба и небной завесы для формирования правильного речевого дыхания и звуков речи.

Задачи:

•      Активизировать работу мышцы мягкого неба;

•      Укрепить нервно-мышечную основу мышц мягкого неба;

•      Вызвать положительное отношение к упражнениям.

Методические рекомендации по проведению гимнастики.

Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше её делать 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. Гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleks_uprazhneniy_dlya_razvitiya_myshts_myagkogo_nyoba.docx619.98 КБ

Предварительный просмотр:

        

                                 Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 83

Красносельского района Санкт-Петербурга

               

      КОМПЛЕКС

    УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ            

    МЫШЦ МЯГКОГО НЁБА

                                Составители: учитель-логопед Мартынова А.А.,

                       учитель – логопед Баскова Е.Н.

C:\Users\Лариса\Pictures\КОРПОРОТИВЫ ГБДОУ\2016-10-03 16 001\01ю09.JPG

,

2020 год

Чистота речи во многом зависит от работы мышц мягкого нёба. Если имеются дефекты мягкого нёба (малая подвижность, рубцы, парезы, параличи и др.), изменяется нормальное соотношение носовой и ротовой полостей, нарушается тембр голоса (часто приобретая носовой оттенок). Кроме того, мышцы мягкого нёба имеют функциональную связь с мышцами гортани, дыхательными мышцами. Изменение положения мягкого нёба влияет на работу голосовых складок, вызывает вялость в работе дыхательных мышц, что отражается на процессе голосообразования.

Цель: выработка полноценных движений мягкого неба и небной завесы для формирования правильного речевого дыхания и звуков речи.

Задачи:

  • Активизировать работу мышцы мягкого неба;
  • Укрепить нервно-мышечную основу мышц мягкого неба;
  • Вызвать положительное отношение к упражнениям.

Методические рекомендации по проведению гимнастики.

Проводить гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше её делать 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за раз. Гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребёнок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также своё лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребёнок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребёнок может воспользоваться небольшим зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребёнка лицом к нему.    

Работа организуется следующим образом: взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приёмы; показывает его выполнение; упражнение делает ребёнок, а взрослый контролирует выполнение.

Упражнения выполняются от простого к сложному, перед зеркалом сначала в медленном темпе, постепенно темп увеличивается. На первых занятиях каждое упражнение выполняют по два раза, затем каждое упражнение выполняют по 10-15 раз.

Во время упражнений контролируем качество выполняемых ребёнком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому, симметричность по отношению к правой и левой стороне лица. Наиболее эффективно выполнение упражнений под счёт, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-головными.

Занятия должны проходить в игровой форме. Можно привлечь любимую игрушку, использовать картинки.

Задания предлагается выполнять по дням, рассказывая детям Историю одного доктора, где ребёнок главный герой. Упражнения проходят в интересной форме. Предыдущее упражнение создаёт интригу, и ребёнок с нетерпением ждёт продолжения.

Что случилось? (История одного доктора)

1—4-й день тренировок

Жил был доктор Помогу и работал в детсаду. Привели мальчонка:

– Что случилось? Кто тут плачет, как девчонка? Ну-ка, горло покажи! (Широко открываем рот, напрягая нёбо.)

– Ох, и красно тут у вас. Полоскать его тотчас! (Имитируем полоскание горла с запрокинутой головой.)

– А теперь не больно? Как там? Погляжу. (Произносим «аааа», «ээээ», «ииии», «оооо», «уууу».)

– Ладно, не волнуйся. Смотри, как я дышу. (Вдыхаем носом и ртом, а выдыхаем только ртом – часто и толчкообразно.)

– Да, тут все отлично! Можешь стать певцом. (Берем высокие ноты тонким голосом «Ля-ля-ля».) Пока горло цело, будешь молодцом.

5—8-й день тренировок

Тут к малышке пригласили, срочно нужен доктор ей: – Как? Животик заболел? Что же ты, дружочек, съела? (Имитируем рвотные движения путем надавливания на область диафрагмы.)

– Вот сюда, пожалуйста, дыхни. (Выдыхаем воздух горячей струей.)

– Да-а, придется пить микстурку. («Глотаем» воду мелкими порциями, делая 20–30 глотков.)

– Ух, невкусная она! Что поделать? Ведь нужна. (Подражаем стону, потом мычанию.)

– Нет, не плюй ее обратно! Ты же, деточка, больна… (Высовываем язык до подбородка, втягиваем обратно в рот с преодолением сопротивления взрослого, пытающегося удержать язык вне рта.) Вот и кончено леченье. Полежи тут до утра.

9—12-й день тренировок

Срочный вызов. ОРВИ, грипп или простуда. – Кто-то кашляет внутри? Там кому-то худо? (Кашляем с силой, то опуская язык к нижним зубам, то высовывая наружу с активным выдохом и произнесением «и, э, а, о, у, ы».)

– Это мальчик рыженький, вон какая кроха. Давай же выпрямись, малыш, чтоб не было плохо. (Опускаем голову с преодолением сопротивления взрослого, держащего руки на лбу ребенка.)

– Постарайся потерпеть, не все время кашлять. (Надуваем щеки с зажатым носом.)

– Или хочешь посвистеть? (Подражаем свисту.) – Все, ты справился. Теперь… полежи, малыш. Скоро станешь ты крепыш. (Зеваем, широко открывая рот и выдыхая тоже ртом.)

13—16-й день тренировок

После полдника к врачу снова посетитель. – Это девочка с повязкой. Что же с ней случилось? (Запрокидываем голову с преодолением сопротивления взрослого, держащего руку на затылке ребенка.)

– Тише, доченька, не плачь. Мы проверим только. Ты смогла бы почитать? (Медленно произносим звуки «к, г, т, д».)

– Хочешь, можем поиграть? Вот, как клоун, посмотри. (Произносим, удерживая кончик высунутого языка пальцами, «и» – пауза – «а».)

– Правда, ведь забавно. А могу и помычать. (Произносим единым импульсом «ммь-ммь-ммь».)

– Ты устала, отдохни. Завтра будет день опять. (Позевываем с произнесением «и, е, я, э, а, о, у, ы».)

Именно дряблое мягкое нёбо является одной из причин храпа. Избавиться от него можно в течение полутора месяцев, натренировав нёбо до упругого состояния. Для этого следует утром и вечером по 20 раз выполнять упражнения:

1) произносить звук «ииииии», напрягая мышцы глотки, мягкого нёба и шеи;

2) рот закрыт, дыхание через нос. Напрягать язык и с силой прижимать к гортани;

3) максимально выдвинуть язык вперед и вниз, удерживая в течение 1–2 секунд.

Список используемых источников:

1. Е. Краузе "Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика. Практическое пособие" Издательство: Корона-Принт

2. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников" Издательство: АСТ

3. Пожиленко Е. А. "Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей..." Издательство: Каро Год издания: 2006

6. Алмазова Е. С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. - М, 2005.

7. Микляева Н. В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. - М., 2006.

8. Нетрадиционные упражнения по совершенствованию артикуляционной моторики опубликованны в книгaх "Хлоп-топ" и "Хлоп-топ-2". Авторы Коноваленко С. В. и Коноваленко В. В., издательство "Гном".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплекс упражнений на укрепление мышц и формирование сводов стопы

Цель данного комплекса упражнений - укрепление и формирование сводов стопы....

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЦ МЯГКОГО НЕБА, ЗЕВА И ГЛОТКИ.

Упражнения для работы учителя - логопеда...

логопедическая сказка "Зоопарк". Комплекс упражнений для развития мимико-артикуляционных мышц.

Работу по коррекции полиморфных нарушений артикуляционной моторики у детей с дизартрией целесообразно начинать с развития мимических мышц. Своё лицо дети знают, им приятно видеть своё отражение в зерк...

Комплексы упражнений для мимических мышц, формирования диафрагмального выдоха, работы над голосом

Упражнения помогут в работе над формированием правильного длительного диафрагмального выдоха, в работе над силой голоса и в укреплении мимических и артикуляционных мышц....

Комплекс упражнение на тренировку мышц лица

Комплекс упражнений для развития мышц лица и их раслабление...

Комплексы упражнений для укрепления мышц стопы после сна.

Комплексы упражнений для укрепления мышц стопы после сна....

Комплекс упражнений для развития мышц.

Чем активнее работа мышц, тем быстрее кровообращение и тем больше крови (с находящимися в ней питательными веществами и кислородом) получают мышцы. Рост мышц, вызыва...