Дидактическое пособие «Звуковая божья коровка» в коррекции речевых нарушений дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Представлена авторская разработка дидактического пособия «Звуковая божья коровка», которое предназначено для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста. Данный материал может быть полезен учителям-логопедам, воспитателям, родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zv.bozh_.korovka.docx | 503.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическое пособие «Звуковая божья коровка»
в коррекции речевых нарушений дошкольников
Дидактическое пособие «Звуковая божья коровка» предназначено для индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Оборудование: фигура божьей коровки без черных точек, на месте которых горлышки от пластиковых бутылок; фишки (крышки от пластиковых бутылок), на обороте которых изображены картинки с автоматизируемым звуком или дифференцируемыми звуками.
Цель: автоматизация «трудных» звуков, введение их в активную речь и совершенствование фонематического слуха.
Задачи:
- автоматизировать правильное произношение заданного звука в словах в разной позиции;
- совершенствовать мелкую моторики рук; координировать произношение слов с движением руки;
- формировать звуковую аналитическую активность как предпосылку обучения грамоте;
- дифференцировать смешиваемые звуки в словах;
- совершенствовать лексико-грамматические категории.
Во всех вариантах игр ребенок сначала прикручивает крышку пальцами ведущей руки, затем педагог предлагает попробовать другой рукой.
Возможные варианты игр:
I вариант «Называй-ка».
Педагог выкладывает только фишки с автоматизируемым звуком. Ребенок берет поочередно по одной фишке, называет картинку на обороте. Если слово произнесено правильно, то ребенок прикручивает крышку и еще раз проговаривает слово.
II вариант «Изменяй-ка».
Работа проводится аналогично I варианту. Когда ребенок прикручивает крышку, он изменяет слово по образцу, данному педагогом («Один - много», «Назови ласково», «Чего нет» и т.д.).
III вариант «Определяй-ка».
Ребенок называет картинку на обороте фишки, произнося протяжно автоматизируемый звук и определяя место звука в слове по схеме (начало, середина, конец слова). Потом он прикручивает крышку и еще раз проговаривает слово.
IV вариант «Выбирай-ка».
Фишки не только с автоматизируемым звуком. Ребенок берет поочередно по одной фишке, называет картинку на обороте и определяет, есть ли изучаемый звук в слове. Если есть, то прикручивает крышку и произносит протяжно автоматизируемый звук.
V вариант «Различай-ка».
Фишки с дифференцируемыми звуками. Предлагается разделить их: на левое крылышко фишки с картинками, в которых слышится один звук, а на правое - другой звук. Ребенок берет поочередно по одной фишке, называет картинку на обороте и определяет, какой звук слышится в слове, и прикручивает крышку соответственно на левом или правом крылышке.
Аналогично по дифференциации обобщающих понятий (овощи/фрукты, дикие/домашние животные и т.д.).
Использование предлагаемого дидактического пособия способствует более легкому и быстрому закреплению «трудных» звуков в речи с включением в работу всех анализаторов, в том числе и мелкой моторики рук. Игровая атмосфера деятельности позволяет ребенку многократно и ненавязчиво осуществлять повторение слов с отрабатываемыми звуками. В процессе игры ребенок раскрепощается, педагог получает возможность оценить качество коррекционной работы, уровень слухового контроля самого ребенка за поставленными или дифференцируемыми звуками и спланировать дальнейшую коррекционную работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логоритмика и ритмопластика как средства коррекции речевых нарушений дошкольников
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи.Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические...
Развивающие технологии в коррекции речевых нарушений дошкольников старшего возраста
в статье рассматривается система работы с дошкольниками старшего возраста с ОНР 3 уровня с использованием развивающих технологий...
Использование диалога в коррекции речевых нарушений дошкольников
Коррекция речевых нарушений детей средствами диалога легко и весело. Из опыта работы....
Презентация "Оптимизация процесса коррекции речевых нарушений дошкольников с ЗПР в условиях ДОУ"
Коррекция речевых нарушений у детей с ЗПР....
Консультация "Значение художественной литературы в коррекции речевых нарушений дошкольников"
Проблема помощи детям, имеющих отклонения в речевом развитии остаётся чрезвычайно актуальной. Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, р...
Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника.
Роль фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза в коррекции речевых нарушений дошкольника....
Разработка картотеки игр с использованием пособий В. В. Воскобовича для коррекции речевых нарушений у детей старшего возраста с ОНР
Разработка картотеки игр с использованием пособий В. В. Воскобовича для коррекции речевых нарушений у детей старшего возраста с ОНР...