логошкола - для родителей
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Связная речь – это развернутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно, правильно и образно.
Только обладая хорошо развитой связной речью, ученик может: дать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы; последовательно и полно, аргументированно и логично излагать свои собственные суждения; воспроизводить содержание текстов из учебников, произведений художественной литературы; непременным условием для написания программных изложений и сочинений является достаточно высокий уровень развития связной речи школьника.
Связная речь имеет две формы: диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми ); монологическую (речь одного человека ).
Работа по формированию связной речи – это обучение детей рассказыванию. Она проводится по двум направлениям: обучение пересказу, т.е. воспроизведению прослушанного или прочитанного текста; обучение составлению рассказов (по картинкам, предметам, предложенному сюжету, теме, по данному началу и т.д.)
Пересказ фразовая речь; когда он умеет выслушивать и понять содержание текста; есть желание рассказать то, о чем только что ему прочитали. Этот вид работы можно проводить тогда, когда у ребенка есть:
Выбор текста для пересказа имеет важное значение: небольшой объём произведения; доступность содержания для ребенка данного возраста и уровня речевого развития; простата сюжета; доступность языка; художественность текста.
Тексты для пересказа В. Сутеев : «Три котёнка», «Кто сказал «мяу?», «Цыплёнок и утёнок», «Капризная кошка», «Кораблик», «Разные колёса», «Под грибом». В. Бианки: «Лес и мышонок», «Купание медвежат», «Черная лисица», «Непонятный зверь», «Слепой бельчонок». Е. Чарушин : « Волчишка », «Медведь», «Заяц», «Курочка». М. Пришвин: «Золотой луг», «Беличья память», «Дятел», « Лисичкин хлеб». И. Соколов-Микитов: «В берлоге», «Улетают журавли», «Белки». Н. Сладков: «Отчаянный заяц», «Как медведь сам себя напугал», «Птицы весну принесли», «Как медведи переворачивали». К. Д. Ушинский: « Бишка », «Спор животных», «Не ладно скроен, да ладно сшит», «Сила не право», «Лекарство». Л. Н. Толстой: «Белка и волк», «Ворона и рак», «Муравей и голубка», «Галка и кувшин», «Страшный зверь», «Три медведя», Лев и собака», « Булька ». Русские народные сказки: «Маша и медведь», « Заюшкина избушка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Мужик и медведь», «Мужик и медведь», «Коза и волк», «Лисица и кувшин», «Лиса и журавль» и др.
Последовательность работы по обучению пересказыванию. Предварительная беседа, подводящая ребенка к содержанию рассказа. Чтение текста в медленном темпе без установки на запоминание. Объяснение новых, трудных слов, путём показа игрушек или картин. Проговаривание этих слов совместно с ребенком. Ответы ребенка на вопросы по содержанию текста. Повторное чтение с установкой на запоминание. Пересказ текста ребенком./вначале с опорой на вопросный план или картинки/
взрослый пересказывает, а ребенок (в зависимости от своих речевых возможностей) вставляет необходимое слово или предложение; р ебенок пересказывает, как правило, с большими паузами, а взрослый своими вопросами направляет его мысль и помогает лучше изложить и грамматически правильно оформить предложение; п еред началом пересказа взрослый дает короткий план рассказа, помогая ребенку собраться с мыслями и направить пересказ в нужное русло; п ересказ организуется «по цепочке», когда ребенок начинает пересказывать, а взрослый продолжает, а потом снова пересказывает ребенок ; и нтересен пересказ в лицах, типа простой драматизации. Этот вид пересказа очень нравится детям, т.к. близок к игровому. Различные виды пересказа могут на разных ступенях обучения варьировать по-разному:
Пересказ сказки К.Д.Ушинского « Бишка » Предварительная беседа Отгадывание загадок о животных. Дидактические игры: «Найди пару», «Подбор детёнышей к животным», «Звери играют в прятки», «Отгадывание зверей по ушам и хвостам». Объяснение слова (поноска), проговаривание ребёнком трудных для него слов. Чтение (рассказывание) сказки взрослым. Беседа по содержанию сказки: О чём попросили Бишку? Что сделала Бишка ? Как ответила Бишка , когда её попросили прочитать книжку? Какие же дела есть у Бишки ? Припомни ответ Бишки . Чему нас учит эта сказка? Повторное чтение с установкой на запоминание. Пересказ ребёнком по плану. 1. задание Бишке . 2. отношение Бишки к чтению. 3. рассказ Бишки о своих делах.
С оставить описательный рассказ по схеме. Тема: «Домашние животные». 1. Кто это? 2. Какого цвета? 3. Какие части тела у него есть? 4. Как животное подает голос? 5. Чем животное питается? 6. Как называется его дом? 7. Как называются его детёныши? 8.Какую пользу приносит?
Помочь ребенку в придумывании рассказов и историй можно разными способами. В название хорошо знакомой сказки добавить слово, обозначающее какой-либо предмет. Например: «Волк, семеро козлят и компьютер». Сюжет знакомой сказки переместить в другое время и пространство: «Красная шапочка на необитаемом острове». Предложить заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев. Написать письмо своему герою или автору сказки. Придумать сказку по опорным словам, например: ласточка, девочка, кот, людоед. Рассказать историю от лица любимого героя или предмета. Очень хорошо сделать альбом детских рассказов, дать ему интересное название, предложить ребенку нарисовать к каждому рассказу иллюстрации.
Рассказы по серии сюжетных картинок. Приёмы работы с сериями сюжетных картинок. Картинки даются по принципу нарастающей трудности. Разложить сюжетные картинки и рассмотреть их. Прочитать ребёнку рассказ по содержанию картинок. Взрослый читает рассказ ещё раз, а ребёнок должен найти и показать соответствующую картинку. Взрослый читает рассказ и сам расставляет картинки. Затем собирает их и предлагает ребёнку самостоятельно разложить картинки и повторить рассказ. В случае затруднений задаёт наводящие вопросы. Взрослый раскладывает сюжетные картинки и задаёт вопросы по их содержанию, помогая установить причинно-следственные связи. Ребёнку даются сюжетные картинки в любой последовательности. Взрослый даёт план рассказа, по которому ребёнок должен разложить их в нужном порядке и составить рассказ.
Ребёнок рассматривает серию картинок, устанавливает их последовательность, потом переворачивает картинки и рассказывает их содержание по памяти . Ребёнок рассматривает серию картинок, раскладывает их в правильной последовательности, составляет рассказ, придумывая реплики и диалоги к данному сюжету. Составив рассказ по серии картинок, ребёнок придумывает предыдущие или последующие события . После составления рассказа по серии картинок, ребёнок с помощью взрослого, в лицах, передаёт его содержание.
Обучение рассказыванию по картинкам. Этапы: предварительная беседа ; рассматривание картины ; разбор содержания картины ; составление рассказа по картине ребёнком ; анализ детского рассказа.
Назвать всех, кто на ней нарисован. Здесь важно выяснить. Что ты увидел на картине? Что тебе запомнилось? Важно направить внимание ребенка наводящими вопросами на те детали , которые он упустил. Посмотри, кто изображен в центре картины? Какого цвета у него глаза? Какое у него настроение? Как ты думаешь, кто изображен на заднем плане? Учить отвечать на вопросы полными ответами, а не односложно. Разбор содержания картины.
о бразец рассказа взрослого по всей картине или по её части; направляющие вопросы; предварительный план рассказа; составление рассказа по фрагментам картины; к оллективное (вместе с взрослым) составление рассказа. В начале обучения рассказыванию по картинке даётся:
Составить рассказ по сюжетной картине «Купание медвежат». А теперь, послушайте план, по которому будем составлять рассказ. Какое время года изобразил художник? Где происходят события? Что происходит на картине? Что изображено на первом плане? Что изображено на втором плане? Зачем медведица купает медвежат? Чем всё закончилось?
Как мы лепили снеговика. Мамин день рождения. Вечер в нашей семье. Прогулка с папой в зимний парк. Темы таких рассказов.
Схема последовательного описания картины. Называют время года. Перечисляют предметы ландшафта в последовательности, определяемой их пространственном расположении. Дают описание по вопросам (как выглядит лес, река, берег, луг и т.д.) Рассказ - описание изображенного пейзажа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"
Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....
Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей
Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...
Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».
В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...
Логошкола
План работы логопедической школы группы "Почемучки"...
Логошкола: "Пальчиковая гимнастика, как один из способов формирования речи"
сентябрь 2017 год...
Логошкола
Создание условий для взаимодействия с родителями по профилактике и коррекции речевых нарушений у детей через организацию единого образовательного процесса. Оказание теоретической и практической ...
Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"
Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей наблюдается отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...