Логошкола для родителей (из опыта работы)
статья по логопедии

Пугачева Марина Николаевна

В данной статье представлен опыт работы учителей-логопедов ГБОУ Школы № 1797 корпуса № 4/3 "Росток" по взаимодействию с родителями в речевом развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      Логошкола  для родителей

                                           ( из опыта работы)

Авторы:                            

учитель-логопед ГБОУ «Школа №1797»  

Сидаева О.С.

учитель-логопед ГБОУ «Школа №1797»  

ПугачеваМ.Н.

учитель-логопед ГБОУ «Школа №1797»  

Уварова М.Л.

Актуальность

С каждым годом растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений развития речи в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки в развитии речи могут явиться причиной отклонений в становлении таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Также своевременное устранение недостатков в развитии речи, в частности звукопроизношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма.

Дошкольный возраст является сензитивным для речевого развития.

Овладение речью перестраивает процессы восприятия, мышления, памяти, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. В психологических, лингвистических, психолингвистических исследованиях детской речи таких ученых как, Запорожец А.В., Лисина М.И., Выготский Л.С.,  Шахнарович А.М., Филичева Т.Б, Жукова Н.С., было доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. В этом актуальность проблемы изучения речевого развития детей раннего возраста.

А. Н. Леонтьев устанавливает четыре этапа в становлении речи детей:

1-й — подготовительный — до 1 года;

2-й — преддошкольный этап первоначального овладения языком — до 3 лет;

3-й — дошкольный — до 7 лет, для которого характерно развитие языка ребенка в процессе речевой практики и обобщения языковых фактов;

4-й — школьный, который связан с овладением ребенком письменной речью и систематическим обучением языку в школе.

Учитывая положение Л.С. Выготского о тесной связи развития мышления и речи, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Так системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

дошкольный период речевого развития характеризуется следующим особенностями: речь превращается в универсальное средство общения; появляются связные формы речи, возрастает ее выразительность; ребенок постигает законы родного языка, учится излагать свои мысли связно, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания; развиваются регулирующая и планирующая функции речи, речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы; - завершается процесс фонематического развития: ребенок правильно слышит и произносит звуки; - возникают предпосылки для освоения грамоты.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач воспитания и обучения детей в максимально сенситивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем. [3] На протяжении дошкольного периода продолжает расти словарный запас ребенка. По сравнению с ранним детством словарь ребенка дошкольника увеличивается, как правило, в три раза. При этом рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы). Ребенок 3-5 лет не просто активно 5 овладевает речью – он творчески осваивает языковую действительность. Он верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда своеобразно, чувствует связь между изменением слова, отдельных его частей, и изменением его смысла. Для детей дошкольного возраста характерна наибольшая чуткость к языковым явлениям. Усвоение ими суффиксов родного языка проявляется в самостоятельном словообразовании. До 3 лет усваиваются суффиксы уменьшительности, ласкательности, уничижительности и увеличительности. А все остальные – в дошкольном возрасте. Причем особую трудность вызывают суффиксы, изменяющие значение слова, например ниц, -щик. На 5-м году жизни ребенка обычно происходит уточнение лексики и способов ее употребления. Появляются первые попытки осмыслить значения слов на основе сопоставления созвучных слов, что приводит к их ошибочным сближениям (горы-город, трава-отравитъ, деревья-деревня). То есть смысловое истолкование идет вслед за звуковым сопоставлением. Звуковой комплекс как бы освобождается от значения и выступает для ребенка с материальной точки зрения.

По  протяжении   всего дошкольного  периода развития ребенка  растет его словарный   запас . По  сравнению  с  ранним  детством   словарь   ребенка   дошкольника  увеличивается, как   правило,   в  три  раза.

При   этом   рост  словарного   запаса, как   считает   В.С. Мухина,   непосредственно   зависит  от  условий   жизни  и  среды,  в  которой    пребывает   ребенок.

Во ФГОС ДО и ФОП ДО большое внимание уделяется речевому развитию дошкольников. Речевое развитие является одной из пяти образовательных областей.

Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

В содержании результатов в дошкольном детстве по возрастам также большое внимание уделяется показателям развития речи.

Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы, согласно ФОП ДО,  к концу дошкольного возраста предусматривают, что:

ребенок владеет речью как средством коммуникации, ведет диалог со взрослыми и сверстниками, использует формулы речевого этикета в соответствии с ситуацией общения, владеет коммуникативно-речевыми умениями;

ребенок знает и осмысленно воспринимает литературные произведения различных жанров, имеет предпочтения в жанрах литературы, проявляет интерес к книгам познавательного характера, определяет характеры персонажей, мотивы их поведения, оценивает поступки литературных героев.

Развитие   речи  протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Речевая среда – это семья, детский  сад, взрослые и ровесники, с которыми постоянно общается ребенок. Благоприятная предметно-развивающая речевая   среда  имеет   важное  значение   для  развития     маленьких, еще  не  читающих   детей, особенно   в  их  самостоятельной  деятельности. Благоприятная среда складывается там, где проявляется большой интерес к речи, к литературе, чтению, где  возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, в тесном сотрудничестве ДОО и семьи.

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г.) указано, что участниками образовательных отношений являются как педагоги и обучающиеся, так и их родители (законные представители).

Согласно ФОП ДО, одной из главных целей взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возраста». А просветительское и консультативное направления взаимодействия с родителями выделяются в данном Документе как основополагающие.

Семья и дошкольная образовательная организация - важнейшие институты развития и социализации дошкольников. Общаясь в русле сотрудничества, они дают ребёнку возможность полноценного и всестороннего развития, в частности речевого.  

Однако изучение практики реализации данного вопроса говорит о том, что часто гармоничное взаимодействие этих институтов, к сожалению, отсутствует или не развивается.

Изучением проблемы сотрудничества родителей и педагогов дошкольной организации и поиском новых форм в разные годы занимались Е. П. Арнаутова, Н.В. Виноградова, Т.Н. Дронова, Додокина Н. В., Л. В. Загик, О.Л. Зверева, А. В. Минина, С. К. Калиев, В. К. Котырло, Т. В. Кротова, Н.М. Шафран, Т. А. Маркова, А. К. Менжанова, Л. Ф. Островская, О. Н. Урбанская и другие.

Во второй половине XIX века этой проблеме уделялось огромное внимание. Известные отечественные педагоги: К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт, П. Ф. Каптерев заложили основы педагогического сотрудничества с семьями и разработали различные формы взаимодействия с родителями, направленные на их просвещение (курсы для матерей, лекции, педагогические кружки).

По мнению Е. И. Тихеевой, семья не может самостоятельно обеспечить хорошее воспитание своим детям из-за отсутствия необходимых педагогических знаний и трудных условий жизни. Поэтому она выступала за создание общественных дошкольных учреждений, которые будут помогать семье в делах воспитания и обучения детей. Также педагог выдвигала идею привлечения родителей через проведение выставок детских работ.

И.В. Чувашев в своей книге говорит о точке зрения Тихеевой: «Она считала, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьёй, если между ними установится единство».

В конце XIX и начале XX века были созданы семейные группы, родительские кружки, где педагоги совместно занимались просвещением родителей по воспитанию детей в семье.

    Уже в 70-80-е годы стали появляться идеи распространения педагогических знаний. Появился Всеобуч для родителей, целью которого было не только повышение педагогической культуры родителей, но и налаживание взаимодействия по другим вопросам.

Т. А. Маркова считала, что основная роль в организации сотрудничества принадлежит педагогам. Однако, чем выше педагогическая культура родителей, тем лучше результаты взаимодействия. Только в сотворчестве, содружестве этих двух важных институтов семейного и общественного воспитания, развитие детей может быть действительно эффективным.

В настоящее время очевидно недостаточное внимание родителей к проблеме речевого развития детей, развитию логического мышления, развитию общей и мелкой моторики. Большинство родителей все проблемы, связанные с обучением, воспитанием и коррекцией нарушений речи у детей, перекладывают на детский сад, сами при этом совершенно отстраняясь от этого процесса.

Учитывая вышеизложенное, Рабочей группой нашей дошкольной организации был создан Проект «Логошкола» в ДОО» как площадка для сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в речевом развитии дошкольников.

Были поставлены задачи и цель Логошколы,  подобраны основополагающие принципы сотрудничества, разработаны форматы мероприятий с родителями, их тематика, а также блок методической подготовительной  работы с воспитателями и специалистами.

Цель: «Логошколы»— установление тесного сотрудничества между воспитателями, специалистами ДОО (учителем-логопедом, учителем-дефектологом) и семьей в вопросах речевого развития для профилактики и коррекции нарушений развития устной речи у детей дошкольного возраста.

Направления работы «Логошколы»: просветительское и профилактическое

Задачи:

Определить основные направления и содержание совместной работы учителей-логопедов, воспитателей и родителей.

Организовать методическую работу с воспитателями и специалистами как блок подготовки для работы в «Логошколе».

Разработать перспективное планирование сотрудничества воспитателей, учителей-логопедов и родителей во всех возрастных группах ДОО.

Познакомить родителей с закономерностями речевого развития детей в норме и при патологии, основными показателями речевого развития детей (звуковая культура речи, фонетическая, грамматическая, лексическая сторона речи, связная речь).

Обучить родителей некоторым коррекционным приёмам работы с ребёнком в семье, простым, эффективным методам развития и коррекции речи в домашних условиях.

Привлечь родителей к активному участию в работе по развитию и коррекции речи детей.

Привлечь внимание родителей к проведению работы в семье по расширению кругозора детей посредством чтения по рекомендованным спискам произведений художественной литературы и участия в литературных, математических и др. праздниках.

Организовать просмотр и обсуждение видео- и прослушивание аудиоматериалов связанных с речевым развитием детей.

Осуществлять профилактическую и коррекционно-речевую работу с детьми в соответствии с их индивидуальными и групповыми программами в сотрудничестве с семьей.

Осуществить квалифицированную помощь родителям в создании полноценной речевой среды.

Скоординировать усилия специалистов, педагогов и родителей, осуществлять контроль за качеством их работы с детьми.

Разработать и создать электронный банк литературы, рекомендаций, полезной информации для родителей.

 Осуществлять планомерную оценку результатов совместной работы специалистов, педагогов и родителей.

Основополагающие принципы работы Логошколы:

Индивидуализация  - предметное изучение воспитателем и учителем-логопедом уровня речевого развития и структуры нарушений речи каждого ребенка, тщательный анализ причин наблюдаемых проявлений

        Комплексность -   включение в работу всех участников коррекционно-воспитательного процесса (дети, педагоги, родители), проведение опосредованной речевой работы (в игровой, учебно-познавательной, продуктивной и других видах деятельности в условиях ДОО и семьи).

Разносторонность - учет в коррекционном процессе не только специфических речевых, но и индивидуальных особенностей развития дошкольников, нацеленность работы на развитие личности в целом, использование специфических и неспецифических  коррекционно-педагогических средств и методов

Частота проведения мероприятий «Логошколы» - 2 раза в месяц

Формы проведения «Логошколы» - брифинги, консультации, мастер-классы, семинары-практикумы, дискуссии, диспуты, открытые занятия для родителей – очно и он-лайн.

В период дистанционного обучения материал мероприятий «Логошколы» выкладывается на сайте и в мессенджерах в виде вебинаров, обучающих роликов. 

Тематический план мероприятий с участием учителей-логопедов, воспитателей и родителей*

Таблица № 1.

№ п/п

Дата

Время

Мероприятие (форма, тема)

Участники

1

сентябрь

Брифинг (краткая пресс-конференция, посвященная одному вопросу) на тему:  «Определение проблемных зон в развитии детей»

учителя-логопеды, воспитатели

сентябрь

Консультация (с презентацией) «Виды речевых нарушений у детей»

учителя-логопеды, воспитатели, родители

октябрь

Диспут (спор, полемика) на тему: «Формирование стратегии коррекционной работы»

учителя-логопеды, воспитатели

октябрь

Мастер-класс (с презентацией) «Сказка о веселом язычке» (значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения; знакомство с упражнениями артикуляционной гимнастики)

учителя-логопеды, воспитатели, родители

ноябрь

Дискуссия на тему: «Умеем ли мы общаться с ребенком?

учителя-логопеды, воспитатели, родители

ноябрь

Семинар-практикум (с презентацией) «Отличие речевого дыхания от физиологического» (значение речевого дыхания при постановке звуков, знакомство с дидактическими играми на увеличение речевого выдоха)

учителя-логопеды, воспитатели, родители

декабрь

Брифинг на тему: «Предварительный анализ результатов коррекционной работы с детьми. Создание условий для совершенствования работы на основе взаимодействия участников образовательных отношений»

учителя-логопеды, воспитатели, родители

декабрь

Семинар-практикум (с презентацией) «Пальцами играем, речь развиваем»

учителя-логопеды, воспитатели, родители

январь

Практикум «Игры со звуками и буквами: совместная работа логопеда, воспитателя и родителя»

учителя-логопеды, воспитатели, родители

январь

Консультация (с презентацией) «Дидактические игры для развития ВПФ у детей с нарушениями речи»

учителя-логопеды, воспитатели, родители

февраль

Дискуссия на тему «Развитие мелкой моторики на специальных занятиях и в играх»

учителя-логопеды, воспитатели, родители

февраль

Консультация (с презентацией) «Звучащее слово» (фонематический слух основа правильной речи)

учителя-логопеды, воспитатели, родители

март

Диспут на тему: «Взаимосвязь составляющих среды логопедического кабинета и группового помещения»

учителя-логопеды, воспитатели

март

Консультация (с презентацией) «Учимся красиво рассказывать» (формирование связной речи)

воспитатели, родители

апрель

Дискуссия на тему: «Стимулируем познавательный интерес и активность: объединений усилий логопеда, воспитателя и родителя»

учителя-логопеды, воспитатели, родители

апрель

Семинар- практикум (с презентацией) «Я учусь читать»

воспитатели, родители

май

Консультация (с презентацией) – «Профилактика речевых нарушений»

учителя-логопеды,  родители

май

Брифинг на тему: «Анализ результатов совместной коррекционно-педагогической  работы: успехи и недостатки»

учителя-логопеды, воспитатели, родители

*Тематический план мероприятий «Логошколы» может меняется по запросу родителей.

Особенности организации сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в Логошколе.

В ДОО выделено специальное помещение, отвечающее всем педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности, оборудованное необходимым оборудованием, в том числе компьютерным для выхода в интернет, показа презентаций, инвентарем, игрушками и пособиями,  приспособленное для деятельности Логошколы.

В работе «Логошколы» активно используются ИКТ. Использование ИКТ позволяет   не только разнообразить и расширить воспитательные возможности традиционных форм взаимодействия, но и привлечь большее количество родителей к участию в деятельности «Логошколы» посредством он-лайн участия, а также просмотра материалов в записи.

Компьютерные презентации также используются при проведении мероприятий. Благодаря презентациям педагоги получают возможность представить не только основные теоретические сведения, но и аналитический материал (графики, диаграммы, результаты анкетирования), а также продемонстрировать слайд-шоу о проведённых мероприятиях в группе и детском саду. Полученная таким образом информация, лучше усваивается и сохранится в памяти.

За 1 год до открытия «Логошколы» все воспитатели и специалисты, задействованные в работе, прошли определенную подготовку, организованную на базе ДОО.

Цель   методической  работы с воспитателями и специалистами ДОО по подготовке к работе в «Логошколе»:  совершенствование  профессионально-педагогической  компетенции   педагогов  по  проблеме  речевого развития дошкольников, построения взаимодействия с семьями в этом направлении.

В   этой  связи  подготовка  воспитателей и специалистов ДОО по  разработанному учебному  плану  была призвана   решить  ряд  задач:

расширить   представления  педагогов  о  месте  и  роли развития и коррекции речи у современных дошкольников, создания  речевой  среды  в  ДОО и семье

раскрыть  особенности  инновационных  подходов  к  взаимодействию с семьями по развитию  речи  детей

вызвать  у  педагогов   стремление  к  профессионально-личностному  становлению  и  формированию  педагогической  осознанности в вопросах взаимодействия с семьей по речевому развитию дошкольников

Учебный   план  методической  работы  с  педагогами  ДОУ  рассчитан  на  1  год  обучения и включает   теоретические  и  практические   занятия. Завершается   курс  обучения  проведением  интерактивным тренингом, презентацией практических разработок и методических конспектов занятий с родителями и пр.  

Содержание   учебно-тематического  плана  методической  работы  с  воспитателями и специалистами ДОО

Таблица № 2.

№ п/п

Тема

Теоретические   занятия

Практические  занятия

Анкетирование

Выявление   компетентности  педагогов  по  проблеме  создания  речевой  среды  в  ДОО, формах взаимодействия с семьями

Трудности взаимодействия с семьей

Обогащение представлений о трудностях организации взаимодействия с родителями

Обмен профессиональным опытом

Консультация  «Предметно-развивающая  среда  в  речевом  уголке»

Понятие, цели  и  задачи  создания  оптимальной  предметно-развивающей  среды  в  ДОО. Принципы  построения  речевой  среды.

Учет потребностей семьи – важный фактор сотрудничества

Осознание педагогами важности учета мнения, интересов, потребностей и возможностей семьи при организации партнерского взаимодействия

Решение проблемных педагогических ситуаций

Семинар   «Пути и  средства   развития  речи   в   ДОО и семье»

Проблема   развития  речи  дошкольников

Особенности  развития  речи  детей  в  группах   раннего  возраста, младшего, среднего  и  старшего  дошкольного  возраста.

Мастер-класс  «Подбор форм взаимодействия с семьями обучающихся»

Представление   опыта   работы  старшего  воспитателя   ДОО

Показ разных форм взаимодействия с семьями

Делимся опытом

Анализ опыта воспитателей и специалистов для выявления проблем, связанных с учетом потребностей семьи, мнений и интересов родителей в речевом развитии дошкольников

Составление статистической таблицы в интерактивном формате (проблемы семьи, проблемы ребенка, трудности взаимодействия, возможные направления работы), дискуссия.

Приемы работы с родителями в ДОО по речевому развитию дошкольников

Анализ методических разработок в ДОО, опыта деятельности

Обобщение имеющегося в ДОО опыта организации работы с родителями по речевому развитию дошкольников, создание интерактивных интеллект-карт «Методы работы с родителями: плюсы и минусы»

Активные методы и формы общения с родителями в речевом развитии дошкольников

Обсуждение важности использования активных методов и форм общения с родителями; выяснить, какие активные методы и формы используют воспитатели во взаимодействии с родителями.

Методическое собрание в формате, медиапрезентация «Инновационные методы работы (дистанционная среда)», дискуссия

Эффективное партнерство в речевом развитии дошкольников

Формирование и закрепление практических навыков использование активных и интерактивных форм и методов работы с родителями, обобщение изученного, развитие педагогической компетенции

Интерактивный тренинг, презентация практических разработок и методических конспектов занятий с родителями и пр.

Взаимодействие с родителями стало эффективнее, что позволяет воспитателям и специалистам ДОО  иметь больше информации в рамках речевого развития детей, а родители могут учиться приемам и методам развития речи со своими детьми.

Результатами  создания   «Логошколы»  в  ДОО  можно  считать:

Со стороны воспитателей и специалистов ДОО:

педагоги и специалисты ДОО стали демонстрировать значительно возросшие навыки взаимодействия с родителями в рамках речевого развития дошкольников,

создана и успешно функционирует площадка для сотрудничества воспитателей, специалистов и родителей в речевом развитии дошкольников,

педагоги   ДОО  представляют  свой  опыт   работы  на  Методических объединениях, на Конференциях, конкурсах  и  фестивалях.    

Со стороны родителей:

родители отмечают о расширении своего кругозора относительно способов, приемов и методов речевого развития детей, которые они узнали от воспитателей и специалистов,

увеличилась удовлетворенность семей  уровнем образовательной деятельности с детьми в ДОО  

в беседах с воспитателями и специалистами ДОО родители стали демонстрировать  полученные знания о речевом развитии дошкольников

родители   ДОО  более  активно  стали  вливаться  в  совместную  деятельность   педагогов  и  детей,

имеются  положительные  отзывы  отдельных   родителей  выпускников   нашего  детского  сада.    

Со стороны дошкольников:

улучшение показателей речевого развития детей, сравнительный анализ данных, полученных в конце учебного года с работой «Логошколы» и предыдущего года без деятельности «Логошколы» показал действенность и эффективность работы последней в развитии речи детей,

позитивные отзывы детей об участии родителей в деятельности детского сада.

Перечень используемых программ, пособий, технологий

  1. Агранович, З.Е. «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям».
  2. Алиева, Т.И. Детский сад и семья: возможности социального партнерства / Т.И. Алиева, А. Стасюк, Е. Фадеева, Ю. Асланова, Г. Уварова // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - С. 39 - 42.
  3. Арбекова, Н.Е. «Развиваем связную речь для детей   5-6 лет (3 альбома).
  4. Арбекова, Н.Е. «Развиваем связную речь для детей  6-7 лет (3 альбома).
  5. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова //Детский сад от А до Я. - 2014. - №4. - с.23-35.
  6. Байрамгулова, Т.Н. Формы взаимодействия воспитателя с семьей в ДОУ //Психология и педагогика: Методика и проблемы практического применения.- 2012. - №25. - С.8.
  7. Безрукова, О.А. «Грамматика русской речи», Е.Косинова «Логопедический букварь».
  8. Белоногова, Г. Педагогические знания - родителям / Г. Белоногова, Л. Хитрова // Дошкольное воспитание, 2013. - №1. - С.82-92.
  9. Бушлякова, Р.Г.  «Артикуляционная        гимнастика        с биоэнергопластикой».
  10.  Гладкова, Ю.А. Взаимодействие с семьей: вопросы планирования/ Ю.А. Гладкова // Ребенок в детском саду. - 2006. - № 4. - с.41.
  11. Зверева, О.Л. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОО как составляющая взаимодействия с семьёй/ О.Л. Зверева. – Текст: электронный// Дошкольное воспитание. – 2016. - № 5. – С.70-75.
  12. Колесникова, Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. – М.: Гном-Пресс,2000
  13. Куликовская, Т.А.«Дидактический        материал        по        лексическим  темам».
  14. Нищева, Н.В. «Картотека заданий для автоматизации правильного  произношения и дифференциации звуков разных групп».
  15. Нищева, Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи».
  16. Нищева, Н.В. «Коспекты подгрупповыхлогопедических занятий в старшей/подготовительной группе детского сада для детей с ОНР».
  17. Спивак, Е.Н.  «Речевой        материал        для автоматизации  и дифференциации звуков у детей 5- 7 лет».
  18. Теремкова, Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (4 альбома).
  19. Граб, Л.М. «Тематическое планирование коррекционной работы влогопедической группе для детей 5-6 лет».
  20. Ткаченко, Т.А. «Формирование        лексико-грамматических представлений».
  21. Ткаченко, Т.А. «Слоговая структура слова».
  22.  О.И. Крупенчук «Ступеньки знаний» (5 плюс), О.И. Крупенчук «Ступеньки знаний» (6 плюс).
  23. Филимонова, О.Ю. «Развитие словаря дошкольника в играх».
  24. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года, с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г.) [Электронный ресурс] режим доступа: http://pravobraz.ru/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya/ (Дата обращения: 11.07.2024).
  25. Федеральная образовательная программа (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования") [Электронный ресурс] режим доступа https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (Дата обращения 14.07.24г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по речевому развитию дошкольников.

В данной консультации для родителей говорится о том, что развитие речи детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Овладение языком является важным условием ум...

«Взаимодействие педагогов, специалистов и родителей в речевом развитии воспитанников ДОО» автор: учитель-логопед Гришатова М.В., МБДОУ д/с № 17 «Ягодка» города Кстово 2018 г

Для чего нужен логопед?Цель работы учителя-логопеда: оказание необходимой коррекционной помощи детям с легкими речевыми нарушениями.Мы будем разговариватьИ будем выговариватьТак правильно и внятно,Что...

Консультация для воспитателей «Роль родителей в речевом развитии дошкольников»

Речевое воспитание ребенка начинается в раннем возрасте и ведущая роль принадлежит родителям. От культуры речи взрослых, от того, как общается родитель с ребенком, сколько времени и сил уделяет речево...

Консультация для родителей «Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет»

Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...

Консультация для родителей. Уровни речевого развития дошкольников.

В статье дается краткая характеристика речевого развития детей 3-6 лет. Дается краткое описание логопедических нарушений, рекомендации по их преодоления....

Статья "Опыт работы по взаимодействию педагогов ДОО и семьи. Тема: «Логошкола» в ДОО - площадка для сотрудничества специалистов и родителей в речевом развитии дошкольников»

В данной статье представлен опыт работы учителей-работы ГБОУ Школы № 1797 корпуса № 4/3 "Росток" по взаимодейстаию с родителями в речевом развитии детей дошкольного возраста....