Занятия
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пяткина Анна Сергеевна

Конспект "Путешествие на воздушном шаре"

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №27 «Росинка»

Городского округа Ступино

Московской области

Конспект

  логопедического занятия

 «Путешествие на воздушном шаре»

Учитель-логопед: Пяткина А.С.

г. Ступино

Тема: «Путешествие на воздушном шаре».

Цели: - образовательные: автоматизировать звук [ш] в изолированном виде,  

                                             слогах, словах, предложениях, тексте;

           - коррекционные: активизация мышц речевого аппарата, развитие голоса и

                                          дыхания, фонетико-фонематического восприятия,  

                                          закрепление правильной артикуляции звука,

                                          зрительного восприятия и прослеживающей функции                

                                          глаза, общей и мелкой моторики, психических процессов:  

                                          внимания, памяти, мышления;

           - воспитательные: воспитывать интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: большое зеркало, артикуляционный профиль звука, подборка речевого и наглядного материала на звук «ш», пособия к упражнениям.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Посмотрите внимательно на листочки, там зашифрована картинка, соедините все точки линиями и увидите, что там. Что у нас получилось? У нас получился воздушный шар. Но он очень маленький и нам всем на нем не улететь, а для того, чтобы мы смогли это сделать, нужно надуть его больше, но сначала сделаем гимнастику для язычка.

2. Артикуляционная гимнастика.

- специальные артикуляционные упражнения:

  • «Наказать непослушный язычок» - улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя-пя-пя». Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет.
  • «Вкусное варенье» - рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз.
  • «Лошадка» - губы в улыбке, широкий лопатообразный язык прижать к небу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.
  • «Чашечка» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удерживать от 1-5.

- упражнения по развитию силы голоса и выдоха:

  • «Фокус» - рот открыт, губы в улыбке, язык высунут, боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена и прогибается книзу. Удерживая в таком положении сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.

3. Объявление темы занятия.

        Сейчас можно попробовать надуть наш шар больше. А делать мы это будем так: давайте соединим пальчики вместе и будем тихонечко дуть Ш-Ш-Ш-Ш-Ш (пальчики потихоньку принимают форму шара). Молодцы, надули наши шары, давайте посмотрим, чей шар больше? Вот на нем мы сегодня и отправимся в путешествие.

4. Произношение изолированного звука.

        Слышите, что-то шипит, это сдувается наш шар. Чтобы нам не упасть, давайте подуем все вместе, произнося звук «Ш». Подуем посильнее Ш-Ш-Ш. Молодцы, мы справились, теперь можно лететь дальше.

5. Анализ артикуляции по плану.

        Кто знает, когда мы произносим звук «Ш» в форме чего у нас язычок? (чашечки). Сделайте чашечку, спрячьте ее за зубки. А зубки у нас как? (сближены), а губки на что похожи? (на бублик). Покажите мне свои бублики. Давайте пошипим: Ш-Ш-Ш.

6. Характеристика звука.

Давайте дадим характеристику звука «Ш»:

Этот звук гласный или согласный? (согласный)

Почему? (есть преграда – язык и зубы)

Он твердый или мягкий? (твердый)

Звонкий или глухой? (глухой)

Голосовые связки работают или отдыхают? (отдыхают)

Воздух выходит теплый или холодный? (теплый).

7. Физкультминутка.

Гуси шеи выгибали
Клювом перья расправляли.
Зашумел в пруду камыш
Ш - ш - ш
И опять настала ти...

8. Развитие фонематического слуха.

        Посмотрите, что это, мы залетели в самые тучи. Но я знаю, как отсюда выбраться, нужно слушать, как шипит теплый ветерок. Будьте внимательны, хлопните в ладоши, когда услышите звук «Ш» (ша, ба, та, шо, да, ор, ос, ош). А вот и солнышко!

9. Закрепление звука в словах.

        Кажется, мы начинаем снижаться. Наверное, мы взяли с собой слишком много вещей. Давайте выберем картинки, где звук «Ш» в начале слова и мы их сбросим, мы все еще снижаемся; выберем картинки, где звук «Ш» в середине (в конце). Молодцы, наш шар опять поднялся высоко в воздух.

10. Зрительная гимнастика.

«Следи, куда летит шарик» - вверх, вниз, вправо, влево, по кругу.

11. Закрепление звука в предложениях.

        Ну вот уже темнеет, нужно спускаться на землю. Для этого нам нужно сказать волшебные слова. Повторяйте за мной:

Наш большой воздушный шар,

Выпускай горячий пар.

Вот мы и вернулись.

12. Развитие мелкой моторики.

        Возьмите, пожалуйста в руки ножницы и вырежьте воздушный шар. Это вам подарок за работу на занятии.

13. Итог занятия.

        Давайте вспомним, когда мы произносим звук «Ш» в форме чего у нас язычок, губки. Заключительное произнесение звука.

14. Оценка работы детей на занятии с положительной направленностью.

        Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались и справились со всеми заданиями.



Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по обучению грамоте                              «Маленькие грамотеи»

(старшая группа)

Образовательные задачи:

- закрепление знаний о ранее изученных буквах, навыка различения гласных и согласных звуков; совершенствование навыка чтения; продолжение подготовки руки к письму;

Развивающие задачи:

- развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания, общей и тонкой моторики

Воспитательные задачи:

- воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности

Оборудование:

Ход занятия:

Дети входят в кабинет, приветствуют гостей.

1. Организационный момент.

Логопед: Давайте вспомним нашу разминку «Весна»

Вот и кончилась зима (топают)

Постучалась к нам весна (хлопают)

Солнца яркие лучи (руки вверх)

Превратят снега в ручьи.

Птицы станут щебетать (машут руками как крыльями)

Реки толстый лед ломать. (поворот влево, вправо)

К нам пришли. Сегодня, гости. Покажем, что мы умеем и знаем.

Сегодня на столе я обнаружила вот такой конверт. А на нем надпись - «Задания маленьким грамотеям» старшей группы «Пчелки». Внутри письмо, давайте прочитаем. (читаем письмо)

 «До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я прислала для вас подарок, но чтобы его получить, надо выполнить мои задания» Фея Весна.

Готовы выполнять задания? () Тогда начнем.

  1. (волшебный мешочек от феи Весны) Достань картинку из мешочка, назови первый звук в названии твоей картинки и сядь за стол.

Какие это звуки? (гласные)

Почему? (произносим без преграды, можно петь)

Как обозначаем? (красным кружочком)

  1. Упражнение «Лесенка». Давайте споем песенку гласных звуков и букв.
  2. Чтение слияний гласных.
  3. Аукцион «Кто больше назовет слов на звук О».
  4. «Бассейн с буквами» - достань и назови букву. Какие звуки обозначают эти буквы? (согласные)

Почему? (произносим с преградой)

Как обозначаем? (синим кружочком)

  1. «Узнай буквы», «Зачеркни буквы, написанные неправильно»
  2. «Выложи букву», «Преврати букву в другую» П в Н. (работа с счетными палочками) Молодцы! И с этим заданием вы справились.
  3. Пальчиковая гимнастика «Буква А»

Построй по инструкции

Указательные пальцы направлены вверх и соединены под углом.

Правая рука: пальцы располагаются так: средний соединяет середину указательных; безымянный и мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на безымянном.

Левая рука: средний, безымянный, мизинец сомкнуты, их кончики упираются в ладонь; большой лежит на среднем.

Построй по стихотворению

Пальцы указательные

Ставим под углом.

Средний – перекладиной

Ровно ляжет в нем.

  1. Физкультминутка «Веселая зарядка»
  2.  Упражнение «Поймай звук»

Слушайте внимательно следующее задание.

  1.  «Пазл» (логопед достает разрезные картинки)

Как на речке треснул лед

И начался ледоход.

Льдинки вы скорей берите

И компанию найдите. (дети работают в трех командах по цвету)

  1.  Чтение слогов (по слоговым таблицам)
  2.  Определи место звука в слове (работа со схемами)

Тара-ра, тара-ра

У животных чехарда,

Не нашли свой дом зверята

Помогите им ребята.

  1.  Задания

Логопед: А теперь, внимание. Для вас загадка-задание.

Пишет он, когда диктуют

Он и чертит и рисует.

Лучший он помощник наш

Ну, конечно, (карандаш)

За столы всех приглашаю и задание предлагаю.

(дети садятся за столы)

1. Обведите те картинки, в названии которых есть звук

2. Обведите по точкам букву, которая изображает звук М

3. Впиши недостающие буквы

  1.  «Живой конструктор» (составь слово) – назовите первый и последний звуки в ваших словах.

Молодцы! Похлопайте себе!

  1.  Организация окончания занятия.

Ребята, вы справились со всеми заданиями.

Фея - добрая Весна

Рада солнцу тоже.

От неё - подарок нам,

Интересно, что же?

                                               Открываем…

Спасибо фее Весны! Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания феи Весны? Что больше понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? Вы все молодцы! А теперь предлагаю попрощаться с гостями и вернуться в группу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»

Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи        «В гости к бабушке»...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.

Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и  Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...

Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель» Интегративное занятие для детей младшего дошкольного возраста «Весенняя капель»

Интеграция: чтение художественной литературы; коммуникация; социализация.Цель: развитие умение детей рисовать пальчиками вертикальную линию,состоящую из точек.Образовательные:- развивать умение ...