Цифровая образовательная среда ДОУ
консультация по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Материал о том, как с помощью современных технологий увеличить дистанционный охват детей логопедом с использованием современных цифровых устройств.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razgonyuk_o.s._1.docx | 28.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный фестиваль педагогических и образовательных практик
Направление: Построение образовательной среды ДОО для достижения новых образовательных результатов
Тема: ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ
Автор: учитель-логопед, учитель-дефектолог МКДОУ детский сад № 7 «Буратино»
Разгонюк О. С.
Куратор: старший воспитатель
МКДОУ детский сад № 7 «Буратино» Самохвалова А. Н.
с. Богучаны, 2020
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ДОУ
Проблема, на решение которой направлена представленная образовательная практика, очень актуальна: малая доступность логопедической помощи для населения. Эта проблема имеет несколько аспектов:
Во-первых, последние 10 лет я наблюдаю тенденцию к утяжелению речевых нарушений у детей, что не может не беспокоить специалистов и педагогов ДОУ. Если 10-15 лет назад о детях с общим недоразвитием речи первого уровня мы могли прочесть, в основном, только в учебниках по логопедии и преобладали дети с простой дислалией, которую можно исправить в короткие сроки, то сейчас детей с ОНР I стало намного больше. Появилось очень много детей с дизартрией, нарушения звукопроизношения при которой бывает достаточно сложно устранить. Возникает необходимость раннего логопедического воздействия.
Во-вторых, мы наблюдаем новое поколение детей, которые с полутора лет легко управляются с планшетом или телефоном, но при этом их речевая функция недоразвита. Это часто вводит в заблуждение родителей, которые считают такое умение определенным достижением, забывая о том, что речевое общение необходимо ребенку гораздо в большей степени, чем электронные игры.
В-третьих, в некоторых общеобразовательных ДОУ нашего края сложилась такая ситуация, при которой логопеды до предела заняты работой с детьми с ОВЗ. При этом дети, не имеющие такого статуса, но нуждающиеся в помощи логопеда, не могут её получить.
В-четвертых, есть дети, которые часто болеют и не могут посещать детский сад в полном объеме. Они тоже остаются без логопедической помощи, так же, как и дети, живущие в отдаленных населенных пунктах, где в детских садах нет специалистов и нет возможности обратиться за помощью подобного рода.
В связи с вышесказанным возникла необходимость в создании такой педагогической практики, которая позволяла бы родителям получить необходимую информацию логопедической направленности и применить ее на практике, и тем самым я могла бы оказать нуждающимся детям логопедическую помощь дистанционно (с использованием современных цифровых устройств). И, кроме этого, появилась бы возможность применения телефонов и планшетов, которыми так увлечены дети, во благо.
Цель представленной педагогической практики: увеличение охвата детей логопедом и оказание им логопедической помощи.
Задачи:
- Составление плана работы по данному направлению: определение тем для видео, их последовательности.
- Организация съёмок видеоматериалов, обеспечение материально-технической базы.
- Осуществление монтажа и постобработки видеоматериалов, размещение их на своём канале в YouTube.
- Распространение афиш, флаеров и информации в сети Интернет для привлечения на свой канал родителей ДОУ, района и края, чьим детям необходима помощь логопеда.
- Отслеживание выполнения упражнений детьми.
- Оказание периодической консультативной помощи тем родителям, которые желают продолжить сотрудничество с логопедом.
Целевая аудитория – родители детей, нуждающихся в логопедической помощи, дети с речевыми нарушениями, логопеды и воспитатели детских садов.
В рамках представленной педагогической практики я пользовалась следующими технологиями:
- здоровьесберегающие технологии: использование технологии сохранения и стимулирования здоровья в виде артикуляционной и дыхательной гимнастики позволяет производить коррекцию нарушений звукопроизношения у детей;
- информационно-коммуникационные технологии: использование мультимедийных материалов и современных цифровых устройств позволяет сделать процесс усвоения материала более современным, вызвать живой интерес у ребенка. Также, данные видео являются хорошим наглядным пособием и демонстрационным материалом, что повышает результативность занятия;
- игровые технологии: с помощью игровых заданий у детей развиваются психические процессы, ребенок познает мир и чему-то учится. Игровые компоненты, включенные в мультимедийные материалы, повышают интересе детей, активизируют их познавательную деятельность, улучшают процесс усвоения материала и способствуют развитию образного мышления.
Методы: словесные (рассказ, беседа); игровые (дидактическая игра); практические.
Приёмы: объяснение, пояснение, вопросы; выполнение педагогом игровых действий, сюрпризное появление объектов, упражнение.
Форма обучения: дистанционная.
Способы обучения: по подражанию.
В представленной педагогической практике я использую следующие организационные механизмы: индивидуальная работа педагога.
Представленная практика направлена на следующие планируемые результаты:
- улучшение подвижности артикуляционного аппарата детей, что будет способствовать как спонтанному появлению звуков, так и подготовит их к постановке необходимых звуков речи;
- увеличение охвата детей с речевыми нарушениями логопедом, оказание профессиональной помощи населению для улучшения состояния речи детей;
- популяризация логопедических знаний среди родителей, что позволит им своевременно обратиться за консультацией и получить необходимую помощь;
- распространение собственного педагогического опыта.
Основная идея этой педагогической практики в том, что как логопед, я считаю своим профессиональным долгом оказывать посильную помощь как можно большему количеству детей с речевыми нарушениями для того, чтобы дети впоследствии не испытывали трудностей в обучении, связанных с речевыми нарушениями. Также с помощью этой практики я популяризую логопедические знания среди родителей, оказываю логопедическую помощь детям с речевыми нарушениями, распространяю свой личный педагогический опыт среди коллег в масштабах не только нашей страны, но и стран ближнего зарубежья.
Для воплощения этой идеи в 2013 году мною был создан канал в YouTube, на котором я размещаю видеоматериалы логопедической направленности. Этот канал является частью цифровой среды нашего ДОУ. Здесь вы найдете видео, в которых даны понятные рекомендации, как выполнить с ребенком специальные упражнения, направленные на:
- формирование силы, длительности воздушной струи;
- формирование артикуляционных укладов для постановки звуков речи;
- видео о постановке нарушенных звуков;
- видео о развивающих играх для детей;
- блок видео для детей от 2 до 4 лет.
В 2019 году мною был запущен социальный проект «Малышок» для детей в возрасте от 2 до 4 лет. С помощью этого проекта я помогаю родителям начать заниматься речевым развитием своего ребенка. Проект включает в себя восемь последовательных видео.
Механизм действия этого проекта таков: сначала я информирую родителей об этом проекте с помощью афиш, флаеров и сети Интернет. Затем родитель вместе со своим ребенком ежедневно в течение недели смотрят одно видео из проекта и выполняют упражнения. На следующей неделе они смотрят следующее видео и так далее, до последнего видео из этого проекта. При этом, если у родителя возникают вопросы, он всегда может получить ответы, обратившись ко мне через комментарии, по телефону или через соцсети. После того, как все упражнения этого проекта будут проработаны, ребенок будет готов к усвоению специальных артикуляционных упражнений для постановки определенных звуков. Далее я периодически консультирую родителя и даю ему дальнейшие рекомендации.
Особенность этого проекта в том, что участвовать в нем может абсолютно любой ребенок указанного возраста, так как артикуляционные упражнения, используемые в проекте, являются самыми простыми, базовыми. С этих упражнений обычно начинают работу логопеды с детьми среднего дошкольного возраста с разным уровнем речевого развития. Кроме того, эти артикуляционные упражнения будут полезны также и детям без нарушений звукопроизношения, так как будут являться их профилактикой. Кроме того, принять участие можно, находясь даже в отдаленном населенном пункте, так как обратная связь и дальнейшее взаимодействие осуществляется не только при личной встрече, но и дистанционно, с помощью видеосвязи в мессенждерах либо в соцсетях.
Уникальность и ценность этой практики в том, что воспользоваться данными материалами можно, находясь даже в отдаленном населенном пункте, так как обратная связь и дальнейшее взаимодействие осуществляется не только при личной встрече, но и дистанционно, с помощью видеосвязи в мессенждерах либо в соцсетях. Кроме того, видеоматериалы представлены в понятной и доступной форме.
Качественное оценивание результатов деятельности осуществляется очно либо посредством обратной связи в виде присланных видеофрагментов о том, как ребенок выполняет рекомендованные упражнения. Также, я визуально оцениваю объём, амплитуду артикуляционных движений ребенка, качество удержания определенных артикуляционных позиций и даю индивидуальные рекомендации.
Количественное оценивание результатов деятельности осуществляется с помощью YouTube-аналитики. Здесь я вижу количество просмотров по каждому видео, время просмотра, а также имена, геолокацию посетителей и прочие данные.
В результате применения данной практики возросло количество очных и дистанционных обращений, увеличен охват детей логопедом, логопедические знания популяризованы среди населения, собственный педагогический опыт распространен. Таким образом, цель достигнута.
Проблемы и трудности были обнаружены в том, что, несмотря на легкость и доступность представленного материала, не все родители готовы выполнять эти задания систематически и регулярно, что необходимо для достижения положительного результата. У некоторых родителей нет полного понимания масштаба проблемы речевого нарушения и того, что разовым воздействием здесь не обойтись. Работа по устранению речевого нарушения трудна и кропотлива, она требует от родителя предельной организованности.
Мои рекомендации тем, кого заинтересовала данная педагогическая практика:
- Прежде всего, вам нужно понять, для чего вы это будете делать, кто будет вашей целевой аудиторией и каких результатов вы планируете достичь.
- Вам понадобится наличие качественной цифровой аппаратуры и умение работать в специальных программах для монтажа и постобработки видеоматериалов.
Кураторство и сопровождение моей педагогической практики осуществляет старший воспитатель МКДОУ детский сад № 7 «Буратино» – Самохвалова Анна Николаевна.
Ссылка на видеоматериалы:
Ссылка на YouTube-канал: https://www.youtube.com/channel/UCzjCLRrBe9yNVK6e2VTVyTg/videos
Ссылки на проект «Малышок»
Видео вводное: https://www.youtube.com/watch?v=WdM3uz18u4M
Видео 1: https://www.youtube.com/watch?v=sX6VGEBrl-I
Видео 2: https://www.youtube.com/watch?v=Mvhp6RCttA4
Видео 3: https://www.youtube.com/watch?v=ytCX7Nik5XY
Видео 4: https://www.youtube.com/watch?v=EQkcxd3aUko
Видео 5: https://www.youtube.com/watch?v=MhWcXzOhEJc
Видео 6: https://www.youtube.com/watch?v=TMxO8vgtP0o
Видео 7: https://www.youtube.com/watch?v=kewoSJkP29s
Видео 8: https://www.youtube.com/watch?v=Pii7EzE-Zk8
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная цифровая образовательная среда в музыкальном воспитании.
Образовательная среда в музыкальном воспитании....
«Цифровая педагогика: моя готовность к преподаванию в цифровой образовательной среде».
цифровизация...
Организация цифровой образовательной среды в дошкольной образовательной организации
Принципы организации цифровой образовательной среды в ДОУ...
Буклет для педагогов «Цифровая образовательная среда в дошкольных образовательных организациях. Создание интерактивных упражнений Learning Apps»
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"24284714","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1241","width":"1755"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"242...
«Цифровая образовательная среда в призме реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Развитие речи детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Для своевременного выявления и коррекции нарушений речи, необходимо постоянно осваивать и включать в работу инно...
«Цифровая образовательная среда в призме реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
Развитие речи детей является актуальной проблемой современного дошкольного образования. Для успешной работы специалисту нужно освоить все традиционные логопедические технологии, а также мультимедийные...
Эссе «Цифровая педагогика: моя готовность к преподаванию в цифровой образовательной среде».
laquo;Цифровизация – наше всё!» Эту фразу, наверное, можно сделать лозунгом нынешнего образования. Цифровая грамотность, на мой взгляд, – одна из основных компетенций современн...