Конспект: "Литературная викторина"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
НОД
по II годовой задаче:
«Формировать у дошкольников первичные ценностные
представления, познавательный интерес и потребность в чтении»
Тема: «Литературная викторина»
Учитель – логопед Печкарёва Э.В.
Калининград 2017
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- Поддерживать интерес и любовь к книгам;
- Активизировать умственную деятельность ребенка посредством русских народных сказок;
- Проявлять самостоятельность в играх - головоломках, учить складывать изображение с использованием схемы;
- Упражнять в умении создавать целое из частей.
- Совершенствовать грамматический строй речи:
Коррекционно-развивающие:
- Развивать речь, быстроту реакции, познавательный интерес;
- Развивать творческое, ассоциативное, продуктивное и логическое мышление; зрительное восприятие, зрительное и слуховое внимание и память;
- Поддерживать интерес к развивающим играм;
- Регулировать речевое дыхание;
- Развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера;
- Поощрять навыки самостоятельной и коллективной работы. - Формирование положительной установки на участие в занятии, самостоятельности. - Развивать нравственно-волевые качества.
Оборудование: иллюстрации к сказкам; пазлы «Колобок»; конверты; магнитная доска; спортивный инвентарь: туннель, кирпичики - 4 штуки, сигнальные стойки - 3 шт., обручи маленькие - 3 штуки; подснежники; геометрические фигуры, «чудесный мешочек», игрушки.
Ход викторины:
Оргмомент. Приветствие. Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы будем играть. Я приготовила для вас задания, чтобы узнать любите ли вы читать книги? За каждое правильно выполненное задание вы будите получать конверт с пазлом. В конце занятия вы соберёте из них картину из сказки. Итак, мы начинаем. Вы, готовы?
1 задание. “Вспомни, какими словами оканчиваются такие стихотворные строчки из произведений К. Чуковского.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает ….. (Воробей “Тараканище”)
Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными ….. (Грибами “Путаница”)
Я за свечку,
Свечка - в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под …. (Кровать “Мойдодыр”)
Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые –
В них застежки ….. (Золотые “Муха Цокотуха”)
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и …. (пропал “Краденое солнце”)
А за нею вилки,
Рюмки да бутылки,
Чашки да ложки
Скачут по … (дорожке “Федорино горе”)
Мама по саду пойдет,
Мама с дерева сорвет
Туфельки, сапожки,
Новые … (Калошки “Чудо-дерево”)
И такая дребедень
Целый день:
Дин – ди - лень
Дин – ди - лень
Дин – ди - лень
То олень позвонит, то … (тюлень “Телефон”)
Дети получают конверт с пазлом.
2 задание. «Найди лишнего героя»
Внимательно посмотрите на столы, рассмотрите игрушки. Постарайтесь угадать, из каких сказок стоят герои на столах и найдите лишнего героя.
На столах стоят игрушки ( героев сказок - «Курочка Ряба» : бабушка, дедушка, мышь, собака; «Колобок» : лиса, волк, медведь, заяц, колобок, лягушка ). Дети получают конверт с пазлом.
3 задание. « Исправь ошибки »
В названиях следующих сказок есть ошибки. Найдите их. Каждой команде по очереди буду называть перевертыш. Будьте внимательны. * «Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».
* «Даша и медведь» – «Маша и медведь».
* «Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».
* «Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».
* «Сестрица Алёнушка и братец Николушка» – «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
* «По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
Дети получают конверт с пазлом.
Я предлагаю вам отправиться на лесную полянку. Для этого перейдём через ручей по камешкам перепрыгнем через кочки (обручи), змейкой обойдём пенёчки (сигнальные стойки), проползем под старыми и опавшими деревьями, ветками (туннель).
Какое время наступило? Как называются первые весенние цветы? Почему он так называется?
Дыхательная гимнастика. Вдох. На выдохе: «Ах, как вкусно пахнет». Покажите, как просыпаются медвежата. Как они похудели за зиму.
4 задание. Сегодня я попробую научить вас кодировать сказку.
Кодировка сказки «Репка». Какую сказку я закодировала? («Волк и семеро козлят», « Три поросёнка») Дети получают конверт с пазлом. 5 задание. « Угадай сказку». Я буду называть сказочных героев, а вы говорить из какой они сказки.
- Отец, мачеха, 3 дочери, фея, туфелька……
- Деревянный мальчик, старый очаг, азбука, кот и лиса, 3 золотых…..
- Синее море, старик, старуха, невод, разбитое корыто….
- Бычок – необычный бочок, бабушка, дед, внученька – Танюшка….
- Царь, 3 сына, болото, стрела…
- Круглый, румяный, он от дедушки ушёл, он от бабушки ушёл….
- Молодцы! Вы можете узнать сказку по её героям, а теперь попробуйте узнать сказку по картинкам.
Дети получают конверт с пазлом.
6 задание. « Угадай сказочного героя».
Каждой команде поочередно я буду показывать иллюстрации к сказкам - вы должны будете угадать сказочного героя.
Логопед показывает демонстрационный материал (картинки к русским народным сказкам). Дети получают конверт с пазлом.
7 задание. У меня в мешочке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
• Телефон (У меня зазвонил телефон)
• Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
• Мыло (Вот и мыло подскочило)
• Блюдце (А за ними блюдца)
• Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
• Термометр (И ставит им градусник)
• Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
• Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
• Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
• Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
Дети получают конверт с пазлом.
8 задание. Сейчас я буду читать отрывки из русских народных сказок. Тот, кто догадается, из какой сказки отрывок, поднимет руку. Спрашивать буду по очереди каждую команду. Помните, главное правило игры- не выкрикивать!. За каждый правильный ответ вы получите балл.
- - Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла. /«Волк и семеро козлят»/
- Вижу, вижу!
Не садись на пенёк,
Не ешь пирожок!
Неси бабушке,
Неси дедушке! /«Маша и медведь»/
- - Молочная речка, кисельные берега, куда гуси полетели? /«Гуси – лебеди»/
Дочка забыла, что ей приказывали; посадила братца на травке под окошком, а сама побежала на улицу, заигралась, загулялась. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крылышках. 4. А у младшего сына, Ивана-царевича, стрела поднялась и улетела, сам не знает куда. /«Царевна-лягушка»/ Вот он шел, шел, дошел до болота, видит - сидит лягушка, подхватила его стрелу.
- Лежал-лежал, да вдруг и покатился – с окна на лавку, с лавки на пол, по полу да к дверям, перепрыгнул через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше. /«Колобок»/
- Тут в избе углы затрещали, крыша зашаталась, стена вылетела, и печь сама пошла по улице, по дороге, прямо к царю./ «По щучьему велению»/
Физминутка.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, Теремок,
Колобок - румяный бок.
Есть Снегурочка - краса,
Три медведя, Волк - Лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Про жар-птицу сказку знаем,
Репку мы не забываем
Знаем Волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
Возвращаемся за столы.
- задание.
Я называю слово, а вы записываете только первый слог слова.
Слова: тарелка, работа, карась, Нина, щека. Тараканище.
Слова: телега, лебедь, фонтан. Телефон.
Я называю слово, а вы записываете только второй слог слова.
Слова: кофе, ладони, гора. Федора.
Я называю слово, а вы записываете только первый звук слова.
Слова: астра, йогурт, бант, ослик, лось, игра, трамвай. Айболит.
Я называю слово, а вы записываете только последний звук слова.
Слова: клоп, кенгуру, салат, лапша, лимон, коньки, индеец, арфа. Путаница.
Прочитать получившиеся слова. Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга.
Кто написал «Тараканище», «Телефон», « Айболит», « Путаницу»?
Дети получают конверт с пазлом.
Складываем картинку к сказке «Колобок».
Вам понравилось наша викторина?
Какие задания для Вас были интересными?
А трудными? Лёгкими?
Самооценка.
Логопед предлагает фишки трёх цветов и просит дать оценку всему путешествию. Для этого дети выбирают из коробочки фишку одного из трёх цветов: красного (если детям было интересно путешествовать), жёлтого (если было не очень интересно и что-то не понравилось), синего (если путешествие совсем не понравилось).
Спасибо. Подарите друг другу, мне, гостям улыбки. Всем спасибо. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект литературной викторины "Жили-были сказки"
Итоговое занятие по художественной литературе для детей среднего возраста, в ходе которого дети осуществляют путешентвие по русским народным сказкам. Рекомендовано в качестве показательного заня...
"По тропинкам русских сказок» Конспект литературной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал позволяет активизирвать познавательный интерес детей старшего дошкльного возраста к книге через русскую народную сказку; формировать личные литературные предпочтения ребенка,способству...
Конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста
Конспект литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект литературного досуга - викторины по сказкам Г.Х.Андерсена (старшая группа)
Викторина по сказкам Г.Х.Андерсена...
Конспект литературно-экологической викторины на тему: «Вопросы тётушки Совы» по творчеству В.В.Бианки (для детей подготовительного к школе возраста)
Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном ...
Конспект литературно-экологической викторины на тему: «Творчество В.В.Бианки» (для детей старшего возраста)
Итоговое мероприятие по проекту "Знакомство с творчеством В.В. Бианки"...
Конспект литературно-экологической викторины на тему: «Творчество В.В.Бианки» (для детей старшего возраста)
Итоговое мероприятие по проекту "Знакомимся с творчеством В.В.Бианки. Цель: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В.Бианки....