Описание практики по развитию графо-моторных навыков
проект по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Белоусова Наталья Владимировна

Описание педагогической практики по развитию и коррекции графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста в рамках проекта "Послушный карандаш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_praktiki.docx27.14 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие и коррекция графо-моторных навыков дошкольников

в рамках педагогического проекта «Послушный карандаш».

Белоусова Наталья Владимировна,

учитель-логопед МБДОУ д/с №23

Актуальность:

Одна из проблем, с которыми сталкивается современная школа - рост числа детей, не готовых к школьному обучению. Все чаще учителя отмечают неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Как часто можно услышать и от учителей, и от родителей: «Пишет медленно, неуверенно; строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».

Это явление далеко неслучайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный период развития.

Согласно данным психологов и физиологов у детей дошкольного возраста:

• слабо развиты мелкие мышцы кисти руки,

• несовершенна координация движений,

• не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев,

• низкий уровень выносливости мышц к статическим нагрузкам.

• дети не могут выделить элементы из целой буквы,

• конфигурацию буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов ее структуры.

Поэтому дети испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии оказываются «дрожащими», нажим неравномерный, буквы получаются разного размера, расстояние между буквами не выдерживается, дети не ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.

Плохо развитые двигательные функции рук и отсутствие оформленной техники движений, скоординированных действий глаза и руки вызывают у ребенка огромные трудности, которые порой заставляют его отступать перед любой задачей, связанной с выполнением вышеупомянутых действий.

Цель:

Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста для подготовки к овладению письмом.

Задачи:

- формировать и совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, двигательные умения и навыки в манипуляциях с различными предметами (твердыми и мягкими, гладкими и шероховатыми);

- развивать умение правильно держать карандаш, ручку; учиться владеть ими, используя самомассаж и упражнения (обводя, закрашивая предметы, рисуя на заранее заготовленных листах);

- координировать движения своего тела;

- учить пространственной ориентации на листе бумаги и в окружающемпространстве;

- развивать умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Основная идея практики: не научить рисовать или писать, а развивать двигательные навыки.

Работу по развитию и коррекции графо-моторных навыков я провожу в рамках проекта «Послушный карандаш». Проект ориентирован на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Срок реализации проекта: 2 года. Форма работы: групповая.

В основу проекта были положены следующие принципы:

  • Принцип наглядности, обеспечивающий демонстрацию процесса письма на доске и в тетрадях, также предполагает использование таблиц, трафаретов и других пособий.
  • Принцип повторности имеет большое значение для автоматизации графо-моторных навыков, который осуществляется в основном в упражнениях. При этомупражнения должны быть разнообразными и эффективными.
  • Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  • Принцип постепенного нарастания трудностей, переход от простого к сложному.

Проект «Послушный карандаш» включает в себя 2 этапа.

На первом этапе проводится работа по формированию и развитию базиса графо-моторных навыков по следующим направлениям:

- развитие психологической базы графо-моторных навыков;

- формирование и развитие оптико-пространственной ориентировки;

- развитие мелкой моторики пальцев рук.

Содержание первого этапа работы

Направление работы

Задачи

Игры и упражнения

1.

Развитие психологических основ графо-моторных навыков.

- развивать память, внимание, восприятие, мышление, обеспечивающих умственные действия анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

- формировать мотивацию, волевое усилие и произвольную саморегуляцию.

«Расположи по порядку», «Наложенные изображения», «Найди тень предмета», «Чего не стало?», «Найди различия», «Закончи предложения», «Кем (чем) был раньше?»

2.

Формирование навыка оптико-пространственной ориентировки

- формировать умения ориентироваться в собственном теле;

- формировать умения ориентироваться в окружающем пространстве;

- формировать умения ориентироваться на листе бумаги.

Логоритмические упражнения, речевые игры, оригами, «Путаница», «Солнышко», «Что изменилось?», «Геометрический диктант», «Забавные фигуры», игры с предлогами, «Правый – левый».

3.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

- развивать силу пальцев и быстроту их движений;

- формировать функциональные возможности кистей и пальцев рук.

Массаж кистей рук, су-джок массажеры,  кинезиологические упраж-нения, нейродинамическая гимнастика,  чередование палец - кулак, пальчиковая гимнастика, теневой театр, игры с прищепками, «Волшебные узелки», пуговицами, шнуровки.

На втором этапе проводится работа по развитию навыков, непосредственно связанных с графической деятельностью дошкольника. Выделяются следующие направления работы:

- развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук;

- развитие произвольного рисования;

- развитие графической символики.

Содержание второго этапа работы

Направление работы

Задачи

Игры и упражнения

1.

Развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук

- вырабатывать автоматизированные движения слева направо путем рисования дорожек, узоров и т.д.;

- формировать навык «письма» рукой в воздухе с контролем и без контроля зрения;

- развивать тонкокоор-динированные движения кисти пишущей руки.

«Обведи рисунок», «Прямые дорожки», «Фигурные дорожки», «Штриховки» с различным направлением движения руки, «Силуэтные штриховки», «Штриховки» элементов картинки.

2.

Произвольное рисование

- автоматизировать правильный захват карандаша и отрабатывать самоконтроль за степенью нажима,

- закреплять навык обводки трафаретов, рисования по ограниченной поверхности;

- закреплять навык произвольного рисования горизонтальных, вертикальных, ломанных, волнистых и дугообразных линий.

Задания на срисовывание геометрических фигур; на зарисовку деталей предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; «Соедини по точкам», «Продолжи узор» (по клеточкам), «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру»

3.

Графическая символика

- знакомить с графическим образом печатных букв;

- развивать навык написания печатных букв, слов и фраз;

- формировать навык написания элементов прописных букв.

Задания на списывание букв, слов, предложений;

- написание букв, слов под диктовку;

- прописывание элементов прописных букв (крючочки, палочки, овалы).

Через какие средства реализуется практика.

В своей работе опираюсь на методики Иншаковой О.Б. «Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет», Максимовой Е.А. и др. «Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе», Беззубцевой Г.В., Андриевской Т.В. «Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму».

Результаты (в соответствии с задачами). В результате проведенной работы у детей подготовительной к школе группы:

-  формируются и совершенствуются двигательные умения и навыки в манипуляциях с различными предметами;

- развивается умение правильно держать карандаш, ручку; владеть ими, используя самомассаж и упражнения;

- координируются движения своего тела;

- совершенствуется пространственная ориентация на листе бумаги и в окружающем пространстве;

- развивается умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Способы измерения результатов.

Для исследования состояния графо-моторных навыков у старших дошкольников я использовала следующие методики:

- методика «Дорожки» (по Л.А. Венгеру);

- методика «Домик» (по Н.И. Гуткиной);

- графическая проба «Заборчик»;

- проба Н.И. Озерецкого «Кулак – ребро – ладонь»;

- тест Керна-Йирасека.

Что изменится в результате реализации практики.

При своевременном логопедическом коррекционном воздействии, направленном на повышение уровня всех компонентов графо-моторного навыка, к моменту поступления в школу воспитанники смогут полноценно обучаться в общеобразовательном учреждении и успешно овладевать навыком письма.

Успешность формирования графического навыка приведет также к повышению уровня развития других учебно-важных качеств: способности принимать задачу и произвольно управлять своими действиями; обучаемости; зрительного анализа и зрительно-двигательной координации движений руки; навыков пространственной ориентации.

Проблемы и трудности.

При реализации данного проекта мной были отмечены следующие трудности и проблемы: занятия должны проходить с более частой переодичностью (еженедельно).

Успешность работы по подготовке руки ребенка к письму зависит от систематичности, а это условие может быть выполнено только при взаимодействии всех участников образовательных отношений: педагогов, родителей и детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графо-моторных навыков детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Задачи предшкольного образования разнообразны. Среди них необходимо выделить центральные: оказание помощи в социализации детям и их семьям, поддержка развития личности ребенка, психопрофилактика...

Развитие графо-моторных навыков у детей с ДЦП

В статье "Развитие графо-моторных навыков у детей с ДЦП" можно четко увидеть проблему в работе с детьми такой категории. Здесь предложены специальные упражнения для развития графо-моторных возможносте...

Календарно-тематическое планирование занятий по развитию речи, формированию фонематических процессов, развитию графо-моторных навыков в подготовительной группе

календарно-тематическое планирование образовательной области речевое развитие в подготовительной группе...

Карточки-тренажеры на развитие графо-моторных навыков и зрительно-моторной координации по мотивам мультфильма "Маша и Медведь"

Материал содержит полезные и эффективные графические упражнения на развитие координации в системе "глаз-рука"....