родительское собрание
материал по логопедии (подготовительная группа)
родительское собрание в подготовительной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 35.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
с элементами тренинга на тему:
«Что такое ЛОГОПУНКТ? - Давайте познакомимся!»
Участники: родители детей подготовительных к школе групп,
зачисленных
для коррекционного обучения
на логопункт.
Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах развития речи, формируя у родителей мотивацию к решению задач коррекционного обучения.
Задачи:
- Познакомить родителей с целями и задачами коррекционной работы в условиях логопункта;
- Познакомить родителей с некоторыми методами и приемами работы логопеда по коррекции и развитию речи .
- Акцентировать внимание родителей на важности и значимости их участия, помощи в коррекционной работе .
- Вызвать желание сотрудничать с логопедом .
.
Оборудование: стулья, расставленные полукругом, бумага, ручки, вата, прямоугольники желтой бумаги., памятки, карточки с разноцветными шляпами, ноутбук, экран, презентация
Предварительная подготовка к собранию:
1. Анкетирование родителей.
2. Изготовление пригласительных и раздача их за неделю.
3. Изготовление Памятки.
4. Подбор атрибутов занятия.
Ход собрания:
I. Вводная часть
1) Приветствие и представление . Упражнение «Имя» . (Упражнение направлено на создание положительной атмосферы в группе родителей, на поднятие их самооценки . Оно акцентирует внимание на ценности каждого родителя).
Логопед: Здравствуйте, уважаемые родители! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.
Предлагаю всем представиться – назвать свое имя и отчество. Затем охарактеризуйте себя, подобрав слово на первые буквы своего имени и отчества. (Логопед называет свое имя и подбирает слова: «Меня зовут Людмила Анатольевна – любознательна, активна., ». Родитель: «Меня зовут Рита Геннадьевна- радушна, гармонична » и т.д.
2) Тема собрания
Логопед : «Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи.
Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться. Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Известно, что дети даже без специального обучения уже с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка.
Из бесед с родителями, из наблюдений их общения с детьми, анализа результатов анкетирования видно, что многие из родителей не имеют представления о речевом развитии детей, о речевых нарушениях и их преодолении. Многие родители даже не слышат нарушений звукопроизношения и считают, что ребенку не нужны занятия с логопедом. Лишь немногие родители серьезно занимаются с детьми дома, а у большинства этот процесс происходит стихийно. Причин этому много: недостаток времени, несогласованность требований самих взрослых, отсутствие у них достаточных психолого-педагогических знаний.
Поэтому основная задача учителя-логопеда ДОУ помочь детям, имеющим нарушения речи в условиях детского сада общеразвивающего вида. В настоящее время во многих дошкольных учреждениях функционируют логопункты, такой логопункт есть и в нашем детском саду.
И так, ваш ребенок зачислен на логопедический пункт… Что это такое? Сегодня я попытаюсь ответить на возникающие по этому поводу вопросы.
II. Основная часть
1) Упражнение «Цветик-восьмицветик»» (Данный метод позволят сориентировать родителей в теме, представить им основные направления дальнейшего разговора. Глядя на лепесток, родители узнают, какое задание им нужно выполнить. Таким образом, наглядно и в четко структурированном порядке представляется весь материал, выделяются его ключевые моменты).
Логопед : «Я постаралась обобщить все ваши вопросы. Поместила их на эту ромашку. Ромашка идет по кругу. По моему сигналу:«Стоп! Сиреневый лепесток!», вы зачитываете вопрос на обратной стороне лепестка соответствующего цвета.! (Логопед отвечает на главные вопросы, относящиеся к теме собрания, записанные на обратной стороне лепестка).
1. Что такое ЛОГОПУНКТ? ( синий лепесток)
Логопедический пункт (сокращенно «логопункт») - это место, где оказывается помощь детям с речевыми нарушениями без перевода ребенка в другую (специализированную) группу.
Основной задачей дошкольных образовательных учреждений общеразвивающего вида (то есть обычных детских садов) является реализация общеобразовательной программы. А, как известно, в такой программе специально не предусмотрено времени на занятия с учителем-логопедом.
Другими словами, логопедические занятия являются дополнительной услугой. Поэтому расписание занятий логопеда в ДОУ составляется в согласовании с администрацией, не в ущерб общеобразовательным занятиям. Но, согласно «Положению о логопункте ДОУ», логопед имеет право брать ребенка на коррекционные занятия с любого занятия воспитателя.
2. Основные задачи работы ЛОГОПУНКТА. ( красный лепесток)
Основными задачами и должностными обязанностями учителя-логопеда в логопункте являются:
- формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
- коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
- своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
- привитие детям навыков коммуникативного общения;
- решение задач социального и речевого развития.
В начале учебного года работа учителя-логопеда начинается с обследования состояния речи детей старшего возраста, остальные дети, достигшие 4-х летнего возраста, обследуются в течение года.
2) Упражнение «Листик». ( Решение ситуативной задачи. Применяется для того, чтобы родители самостоятельно разобрались в сложившейся ситуации и приняли решение, аргументировав его. Учим родителей делать мотивированные заключения).
Логопед:» Сейчас мы с вами поиграем – сделаем осенний листик. Главные условия: ни на кого не смотреть, слушать мою инструкцию. Перед каждым из вас на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте: сложите лист пополам; оторвите верхний уголок. Продолжайте эти действия по краям , пока они будут возможны.
Теперь раскройте свой листик. Найдите среди других листиков такой же, как ваш. Нашли?» (Родители отвечают, что не нашли.)
Логопед: «Почему, как вы думаете?»
Предположения высказываются самые разные, и постепенно, по мере их поступления аудитория приходит к выводу: одинаковых людей нет, поэтому и листики получились разные.
Это вывод о том, что все дети - разные: различны их способности, возможности и личностные качества.
3. Каких детей берут на ЛОГОПУНКТ? ( белый лепесток)
На логопедический пункт зачисляются дети с 5-7 лет с речевыми нарушениями. Основанием для зачисления ребёнка на логопункт является заключение психолого-медико-педагогической консилиума (ПМПк) и заявление родителя (законного представителя).
На логопедические пункты берут не всех детей обычного детского сада, а только самых нуждающихся в помощи. В первую очередь зачисляются дети 6 лет, которым через год поступать в школу. То есть ребята из подготовительной группы. А так же те, кто не закончил занятия с логопедом в прошлом году. На оставшиеся места зачисляется часть детей старшей группы. Все остальные, нуждающиеся в помощи логопеда, ставятся на очередь. Дети более младшего возраста из средней группы могут получить консультацию от учителя-логопеда.
4. С каким логопедическим заключением можно попасть на ЛОГОПУНКТ ? (зеленый лепесток)
Чаще всего принимаются дети с такими логопедическими заключениями:
• нарушение произношения отдельных звуков – НПОЗ (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФНР;
• фонетико-фонематическое недоразвитие речи (у детей с дислалией, дизартрией или стертой формой дизартрии) – ФФНР;
• ОНР третьего уровня у детей с дизартрией или стертой формой дизартрии, или НВОНР - нерезко выраженное общее недоразвитие речи или ОНР четвертого уровня.
Фонетическое недоразвитие речи - нарушение произношения отдельных звуков.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) – нарушение звукопроизношения у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков у детей с нормальным слухом и интеллектом
У детей, имеющих ФФНР:
- один и тот же звук может служить заменителем двух или более звуков;
- сложные звуки заменяются простыми;
- наблюдается неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах.
Общее недоразвитие речи) или нерезко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР – это речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР – это нарушение комбинированное. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на развитие высших психических функций. У детей отмечается неустойчивость внимания, трудности его распределения, снижение памяти и продуктивности запоминания, отстаёт в развитии словесно-логическое мышление. Отмечаются и нарушения в двигательной сфере.
Дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Основным отличительным признаком дизартрии от других нарушений произношения является то, что в этом случае страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Речь такого ребенка характеризуется нечетким, смазанным звукопроизношением; голос у него тихий, слабый, а иногда, наоборот, резкий; ритм дыхания нарушен; речь теряет свою плавность, темп речи может быть ускоренным или замедленным.
( Логопед приводит примеры по различным видам нарушения звукопроизношения)
3) Упражнение « Сдуй ватку». ( Релаксация. Цель данного метода – повысить уровень позитивной энергии у родителей и сбросить излишнюю напряженность, возникающую во время собрания).
Логопед: »Сейчас мы с вами поиграем в любимую игру ваших детей, а вы тем самым прочувствуете на себе важность умения регулировать свое дыхание. Вам нужно будет сдуть ватку с носа при положении широкого языка у верхней губы.» . «Короткий вдох и длинный , плавный выдох – основа для выработки правильного ротового дыхания.»
5. Причины речевых нарушений. ( оранжевый лепесток)
Логопед: «Предлагаю вам презентацию о причинах речевых нарушений. ( Показ презентации)
Итак, причиной речевого нарушения могут быть:
- внутриутробная патология;
- наследственная предрасположенность, генетические аномалии;
- неблагоприятные роды и их последствия;
- заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни;
- ребенок общается с людьми с нарушениями речи;
- малыш растет в неблагоприятных социально-бытовых условиях;
- ребенок перенес стресс или испуг.
6. В каком режиме проходят занятия на ЛОГОПУНКТЕ ?( желтый лепесток)
Индивидуально-подгрупповые занятия - 2 или 3 раза в неделю.
Наилучший эффект, конечно же, дают индивидуальные занятия.
Как часто проводятся с вашим ребенком индивидуальные занятия, и их продолжительность определяет логопед в зависимости от степени выраженности речевого нарушения, возраста малыша и его психофизических особенностей. В основном индивидуальные занятия на логопункте длятся от 10 до 20 минут.
Цель индивидуальных логопедических занятий – коррекция звукопроизношения и развитие фонематических процессов.
В первую половину дня логопед работает 4 дня в неделю.
Во вторую половину дня – 1 раз в неделю. Чаще всего во второй половине дня проводятся индивидуальные занятия и консультации с родителями.
7. Сколько детей зачисляется на ЛОГОПУНКТ ?( коричневый лепесток)
Количество детей, одновременно занимающихся на логопедическом пункте, не должно превышать 20 человек.
Так как логопедическая помощь требуется большому количеству детей с разными видами речевых диагнозов, то сроки работы с каждым из детей могут сильно различаться.. На освободившееся место сразу же зачисляется другой ребенок, из стоящих на очереди. Таким образом, логопункт в детском саду - это открытая и крайне подвижная система.
В одиночку решить задачу полной коррекции речи детей логопеду очень тяжело. Поэтому он усиленно привлекает к работе и родителей, и специалистов детского сада.
8. Роль родителей в коррекции речевых нарушений.( сиреневый лепесток)
Общий успех коррекционного обучения в условиях логопедического пункта определяет совместная работа логопеда и родителей. Родители становятся полноправными участниками учебного процесса. Ребенок получает индивидуальную коррекционную помощь всего 2-3 раза в неделю, поэтому её результативность зависит в том числе, от степени заинтересованности и участия родителей в исправлении речи. Вновь образованные звуки нужно поддерживать всеми средствами, а не предоставлять ребенку возможность произносить их без подкрепления и контроля.
Родители должны выполнять все рекомендации логопеда, регулярно посещать консультации со специалистом, выполнять домашние задания, которые выдаются один раз в неделю. И, конечно, со стороны родителей необходим пристальный контроль за речью своего ребенка.
Практика показывает, что для полноценного речевого развития дошкольников необходимо тесное взаимодействие с родителями детей, посещающих детский сад.
Труд родителей по преодолению нарушений речи у детей незаменим.
Для успешного исправления речи детей родителям необходимо:
- выполнять все рекомендации логопеда;
- выполнять лечение, назначенное неврологом;
- обеспечивать регулярное посещение ребенком логопедических занятий;
- выполнять с ребенком домашние задания (выдаются 1 раз в неделю);
- осуществлять контроль за речью ребенка.
А если «пустить на самотек», то у ребенка в школе возникнут проблемы:
- ошибки на письме и при чтении; ошибки на письме и при чтении;
- снижение самооценки;
- конфликты с учителями, родителями, одноклассниками.
Анализируя ваши ответы на вопросы анкеты, сделала вывод , что самыми востребованными со стороны родителей формами взаимодействия логопеда и родителей являются следующие: родительские собрания, тетрадь для домашних заданий, беседы, семинары-практикумы, выставки литературы логопедической направленности, устные индивидуальные консультации, открытые занятия, совместные занятия родителей и детей.
Все ваши предложения будут учтены при планировании взаимодействия логопеда и родителей в коррекционной работе с родителями.
Как заниматься с ребенком дома?
В индивидуальных тетрадях каждого ребенка будет помещена Памятка по выполнению домашних заданий. А с основными положениями Памятки познакомлю вас сейчас.
Памятка родителям для организации занятий по заданию логопеда
- Для закрепления результатов логопедической работы ваши дети нуждаются в постоянных домашних занятиях. Время занятий (15-20 мин) должно быть закреплено в режиме дня. Постоянное время занятий дисциплинирует ребенка, помогает усвоению учебного материала. Желательно сообщать ребенку о том, какие задания он будет выполнять завтра.
- Занятия могут проводиться во время прогулок, поездок. Но некоторые виды занятий требуют обязательной спокойной деловой обстановки, а также отсутствия отвлекающих факторов.
- Необходимо приучать ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Не следует спешить, показывая, как нужно выполнять задание, даже если ребенок огорчен неудачей. Помощь ребенку должна носить своевременный и разумный характер.
- Необходимо определить, кто именно из взрослого окружения ребенка будет с ним заниматься по заданиям логопеда; необходимо выработать единые требования, которые будут предъявляться к ребенку.
- При получении задания внимательно ознакомьтесь с его содержанием, убедитесь в том, что оно вами понято. В случаях затруднений проконсультируйтесь с логопедом.
- Будьте терпеливы с ребенком, внимательны к нему во время занятий. Вы должны быть доброжелательны, участливы, но достаточно требовательны. Стимулировать его к дальнейшей работе, поощрять успехи, учить преодолевать трудности.
Как работать со звуком?
- Проговорите звук совместно с ребенком.
- Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.
- Используете ли вы голос при произнесении этого звука.
- Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.
- Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек ( опора на зрительный анализатор играет важную роль на этапе автоматизации звука, параллельно дифференцируем понятия БУКВА-ЗВУК).
- Нарисуйте предметы, которые начинаются на данный звук.
- Придумайте игры со звуком, над которым работали.
- Проговорите речевой материал на этот звук.
Артикуляционная гимнастика
Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тренировке.
Основная цель артикуляционной гимнастики: укреплять мышцы губ, языка и развивать их подвижность. Весь комплекс артикуляционной гимнастики будет помещен в индивидуальную тетрадь ребенка. Артикуляционную гимнастику необходимо делать ежедневно.
Дыхательная гимнастика
Необходимое условие правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Основные параметры правильного ротового выдоха:
– выдоху предшествует сильный вдох через нос – "набираем полную грудь воздуха";
– выдох происходит плавно, а не толчками;
– во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
– во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
– выдыхать следует, пока не закончится воздух;
– во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
Упражнения для развития правильного речевого дыхания: «Снежинка», «Свистульки» «Мыльные пузыри», «Осенние листья», «Вертушка», «Одуванчик».
III.Заключительная часть.
Рефлексия занятия. ( Смайлики Цель – сделать анализ занятия более эффективным и разноплановым. В итоге достигается обратная связь с педагогом, выделяются самые эффективные моменты занятия, закрепляется положительный эмоциональный настрой).
Логопед: Уважаемые родители, наша встреча подходит к завершению. У вас сформировалось свое мнение по поводу материала нашего собрания , поэтому я вам предлагаю выбрать и «примерить» разные смайлики и высказать свое отношение к занятиям.
Каждому родителю предлагается Памятка «Советы родителям по выполнению логопедических заданий дома» .
Завершение собрания. (ритуал прощания)
Логопед: «Уважаемые родители! Мне было очень приятно видеть вашу активность и заинтересованность.
Давайте поаплодируем друг другу. Желаю вам успехов!»
Список использованной и рекомендуемой литературы:
- Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление. М., 2005.
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. М., 2000.
- Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами. СПб., 2012.
- Репина З.А., Буйко В.И. Уроки логопедии. Екатеринбург, 2005.
- Шашкина Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Воспитание любви к родному городу и природе". В конспекте описана последовательность проведения родительского собрания: беседа о патриотическом воспитании, викторина, рассказы родителей.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Воспитание любви к родному городу и природе»...
Родительские собрания в детском саду Общее родительское собрание в средней группе. Подготовка к школе
Ответы на вопросы родителей в течении года. Подведение итогов на ответы анкетирования на тему: "Воспитание ребенка в семье и в саду "...
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
родительское собрание "Растем играя" родительское собрание "Мастерим игрушки вместе" родительское собрание ""
влитяние игровой деятельности на психическое развитие дошкольника, в частности на интеллектуальное и волевое развитие.на вопрос, что любят дети каждый ответит - играть. А вот почему ребенок играет и п...
Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.
В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...
Проект родительского собрания в рамках конкурса «Нетрадиционное родительское собрание». Тема: «Место духовно-нравственного и художественно-эстетического воспитания в развитии детей»
Цель проекта показать родителям систему поддержки одаренных детей в условиях ДОУ....
Родительское собрание «Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых везде хранит меня». Родительское собрание. (деловая игра)
ПОД МУЗЫКУ «ПОД КРЫШЕЙ ДОМА СВОЕГО» В ЗАЛ ВХОДЯТ «РОДИТЕЛИ», РАССАЖИВАЮТСЯ. ЗАТИХАЕТ МУЗЫКА, И В ЗАЛ ВХОДЯТ «ДЕТИ».1-ЫЙ РЕБЕНОК: Мама с папой – моя родня.Нет роднее родни у меня.И сестренка родня...