Организация и формы работы с родителями детей с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)
В опубликованном материале представлены формы организации работы с родителями детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_i_formy_raboty_s_roditelyami.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и формы работы с родителями
Успех работы логопеда немыслим без взаимодействия с роди -
телями, поскольку семья играет решающую роль в речевом развитии ребенка: именно здесь закладывается его фундамент, закрепляющий приобретенные навыки. А поэтому внимание и контроль за детской речью со стороны родителей крайне необходимы.
Содержание работы с родителями должно быть основано на высоком уровне, соответствующем основным достижениям современной педагогической науки.
Работа ведется в двух направлениях: с коллективом родителей и индивидуально.
Индивидуальная работа дает педагогу возможность войти с родителями в более тесный контакт, больше узнать о семье своего воспитанника, подобрать эффективные приемы воздействия. При индивидуальном изучении семьи легче дать родителям конкретные советы, оказать действенную помощь.
Индивидуальные беседы с родителями или другими членами семьи позволяют педагогу наладить с семьей более тесный контакт. Они дают родителям возможность о многом откровенно рассказать педагогу, посоветоваться с ним. Часто родители нуждаются в квалифицированной педагогической помощи, но обнаружить незнание каких-то вопросов или рассказать об отрицательных явлениях своего ребенка в присутствии большого круга людей (например, на собрании) они не решаются.
Беседы с родителями могут быть вызваны необходимостью дать совет в индивидуальном плане. Например, ребенок болел, и длительное время не посещал детский сад. Он, конечно, отстал от товарищей. В зависимости от характера и продолжительности болезни педагог советует родителям, на что обратить особое внимание, чем и как дополнительно позаниматься с ребенком.
Часто родители сами обращаются к педагогу. В таком случае педагог либо сразу отвечает и дает рекомендации, либо договаривается с родителями о дне и часе, когда он сможет более полно ответить на поставленные вопросы, мотивируя это желание подготовиться и дополнительно понаблюдать за своим воспитанником, чтобы вынести более объективную оценку. Готовясь к такой беседе, нужно перечитать соответствующую литературу, отобрать интересные примеры из практики, посоветовать родителям что-то почитать самим. Беседуя с матерью или отцом ребенка, педагог должен внимательно и терпеливо выслушать замечания и советы, стараясь, если это целесообразно, применить их в своей практике. Часто такие беседы помогают педагогу найти правильный подход к ребенку.
Второе направление: работа с коллективом родителей. Коллективные формы работы с семьей предоставляют возможность более широко и глубоко знакомить родителей с целями и задачами коррекционного обучения. Квалифицированные доклады на собраниях поднимают интерес и уважение родителей к работе логопеда.
Формы коллективной работы:
- Групповая беседа. Логопед строит групповую беседу с родителями на конкретном материале, который собран в процессе подготовительной работы.
Проводя с родителями индивидуальные и групповые беседы, педагог должен позаботиться о том, чтобы результат таких бесед для родителей был очевиден, чтобы его советы приносили действенную пользу. Беседы с родителями чаще всего проводит логопед. Но иногда возникает необходимость в квалифицированном совете более узкого специалиста: психоневролога, ортодонта, лор-врача. Такие беседы-консультации организуются для одного, нескольких или целой группы родителей, в зависимости от конкретных условий. Консультации могут быть назначены по просьбе родителей или предложению логопеда. Такие консультации не планируются заранее, а проводятся периодически, по мере надобности.
2. Раз в месяц логопед проводит плановые консультации для родителей, темы которых могут быть следующими:
- Развитие мелкой моторики;
- Выполнение домашнего задания;
- Развитие мышления;
- Работа над сказками;
- Работа с книгой;
- Речевые игры дома;
- Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях.
К каждой консультации готовится специальное оборудование. Например, к теме «Развитие мелкой моторики»: бусы, пуговицы, сапожок со шнуровкой, мозаика, конструкторы, заводские игрушки, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, одежда для кукол, кубики и т.д.
План проведения таких консультаций заранее вывешивают па доске объявлений или в уголке для родителей. Дни и часы проведения консультаций должны быть заранее определены. Консультации проводятся в форме свободной беседы, когда родители могут задать вопрос, высказать свое мнение, поспорить
3. Эффективной формой работы с родителями являются родительские собрания. Первое собрание родителей проводится в конце августа или в начале сентября. Родителей знакомят со структурой данного дошкольного учреждения, задачами и содержанием работы в течение учебного года, правилами и распорядком дня в детском саду. Как правило, это собрание проводит заведующая детским садом с родителями всех спецгрупп.
Второе собрание проводит каждый логопед и воспитатель в своей группе в течение октября. На этом собрании намечаются пути совместной работы детского сада и семьи. Материал первого собрания обычно готовится на основе результатов бесед с родителями, обследования детей. Знакомя родителей с целями, задачами и средствами коррекционного обучения и подготовки ребенка к школе в условиях специального детского сада и в семье, педагоги дают подробный анализ собранного ими материала.
Для бесед с родителями можно пригласить учителя начальных классов, школьного логопеда, которые ознакомят их с теми требованиями, которые предъявляют ребенку в школе, и типичными сложностями, которые встречаются на пути ребенка, в связи с тем или иным нарушением в речевом развитии.
Третье родительское собрание проводится в январе. Здесь подводятся итоги работы за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Характеризуя речевое и общее развитие каждого ребенка, сдвиги у детей, а также трудности, встречающиеся в процессе занятия, педагогами намечаются пути дальнейшей работы.
Последнее заключительное родительское собрание проводится в мае. На нем подводятся итоги работы за год. Даются рекомендации (отдельным детям), касающиеся дальнейшего закрепления пройденного материала. Здесь же логопед знакомит родителей решениями комиссии о дальнейшем обучении детей в массовой или специальной школе, или в случае необходимости, повторном пребывании в спецгруппе. Решения комиссии подробно обосновываются.
Посещение открытых занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в три месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором материала, а также требованиями во время занятий.
Можно проводить дни открытых дверей по теме «Говорят ваши дети». Логопед и воспитатель проводят открытые занятия, режимные процессы с выполнением детьми речевых заданий, устраивают прослушивание магнитофонных записей детской речи.
В подготовительной к школе группе целесообразно организовать семинар на тему «Речь будущих первоклассников». Содержание деятельности семинара должно предвидеть вооружение родителей методами и приемами работы по развитию речи, коррекции ее недостатков. Сюда входят: знакомство с играми и упражнениями на устранение дефектов и усовершенствования звуковой культуры речи; консультации относительно организации родителями прогулок и экскурсий с целью обогащения словаря детей.; содержательного проведения выходных дней, стимулирования детей к самостоятельному рассказыванию; программы художественного чтения и рассказывания; использование ТСО для развития речи детей; обучение грамоте и подготовка руки ребенка к письму.
Предлагаются следующие темы семинара:
- сентябрь - «Требования программы первого класса к речевому развитию детей»;
- октябрь - «Воспитание звуковой культуры речи в условиях семьи»;
- ноябрь - «Формирование грамматически правильной речи детей в семье»;
- декабрь - «Обучение грамоте и подготовка руки ребенка к письму в семье»;
- январь - «Словарь ребенка»;
- февраль - «Художественное чтение в семье»;
- март – «Развитие связной речи детей в семье»;
- апрель – «Использование ТСО в семье».
Особенно важно построить работу с родителями детей, страдающими общим недоразвитием речи, так как неоценимое значение для успеха коррекции общего недоразвития речи имеет правильная организация окружающей среды, где ребенок проводит выходной день, взаимоотношения родителей между собой, отношения их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и так далее. Важно, чтобы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимости соблюдения единых требований в детском саду и дома, строго выполняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей. Формы и методы работы с родителями детей, страдающих общим недоразвитием речи те же, что и с родителями других детей логопедической группы, но при этом больше внимания уделяется личностным особенностям детей, соблюдению режима организации спокойной обстановки в семье.
Важной формой пропаганды педагогических вообще и логопедических в частности знаний среди родителей являются разные виды наглядности. Это позволяет не только знакомить родителей с вопросами воспитания и коррекционного обучения через материалы стендов, тематических выставок и др., но и непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы; доступно, убедительно и экономно доводить до родителей нужную педагогическую информацию. Стенды для родителей логопед и воспитатель оформляют совместно в течение всего года. Здесь освещаются специальные вопросы, касающиеся развития речи детей. Материал по формированию звукопроизношения, связной речи у детей данной группы постоянно меняется. В родительском уголке есть информационный раздел, где указаны даты родительских собраний, приглашения для беседы с логопедом, время консультации специалистов. Оборудование места для размещения текстового и иллюстративного материала может быть самым разнообразным: стенд, пока или стол для демонстрации детских работ, педагогической и художественной литературы, специально оборудованные витрины, рейки, паспарту. Хорошо, если есть возможность поставить рядом с демонстрируемыми материалами кресла или стулья, столик, чтобы родители могли спокойно, более основательно просмотреть рекомендации, литературу, а не делать это на ходу.
Эффективной формой работы с родителями является организация тематических выставок.
Рекомендуется использовать в своей работе такую динамичную форму специальной педагогической пропаганды, как папки-передвижки. О папках-передвижках нужно говорить на родительских собраниях, регулярно рекомендовать знакомиться с ними, рекомендовать брать их домой. Когда родители возвращают папки, логопед и воспитатель должны побеседовать с ними о прочитанном, выслушать предложения, ответить на вопросы.
Сочетание таких форм устной и наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний у родителей, побуждает их пересматривать неправильные методы и приемы общения с ребенком.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие педагогов детского сада и родителей детей с общим недоразвитием речи (ОНР).
В статье описываются варианты взаимодействия логопеда, родителей и других сотрудников ДОУ....
Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Презентация...
Методическая разработка «Технология организации взаимодействия логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи»
Практика работы в ДОУ доказывает, что современным родителям нужны постоянная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития, поддержка и помощь детям. Признание приоритета семейного вос...
Основные направления взаимодействия учителя - логопеда с родителями детей с общим недоразвитием речи
Известным и бесспорным фактом является то, что работа учителя-логопеда на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями воспитанников. В...
Информационно-комуникационные технологии как средство повышения эффективности работы с родителями ребенка с общим недоразвитием речи.
Выступление на районном методобъединении...
Организация взаимодействия учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня
Статья посвящена взаимодействию учителя-логопеда и родителей детей с общим недоразвитием речи III уровня. Из опыта работы в статье описываются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
В презентации представлена коррекционная работа учителя логопеда в группе детей с ОНР с использованием здоровьесберегающих технологий.Определены цели,задачи, принципы и направления развити...