Инструментарий к речевой карте
материал по логопедии
Предварительный просмотр:
ИНСТРУМЕНТАРИЙ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Результаты обследования заносятся в речевую карту, где знаком (+) - отмечается правильное выполнение задания; знаком (-) - неверно.
РАЗГОВОРНО-ОПИСАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА
Как теоя зовут? Сколько тебе лет? Где ты живешь? С кем ты живешь? Как зовут маму? Кем работает твоя мама?
СОСТОЯНИЕ ПРОСОДИКИ
Цель: исследование общего звучания самостоятельной речи.
Процедура: метод наблюдения.
Голос - тихий, крикливый, сиплый, немодулированный, назализованный, слабый, звонкий, модулированный Темп речи - ускоренный, замедленный, запинки, заикание
Мелодико-интонационная окраска - выразительная, маловыразительная, монотонная
Дыхание - прерывистое, верхнее, грудное, норма, спокойное; выдох продолжительный, плавный, укороченный, слабый, сильный, короткий; речь организует на выдохе, на вдохе
Вывод: просодическая сторона речи сформирована с нарушениями голоса, темпа, дыхания и т.д.: отклонений не имеет.
СОСТОЯНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Цель: обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата.
Процедура: обследование начинается с наблюдения за мимической мускулатурой в покое. Затем переходят к осмотру органов артикуляционного аппарата, в ходе которого необходимо охарактеризовать особенности строения и дефекты анатомического характера. Губы - естественной толщины, толстые, тонкие, расщелина, шрамы
Зубы - ровные, здоровые, расположены вне челюстной дуги, мелкие, редкие, кривые, недоразвитые, кариозные, наличие диастем. физиологическая смена зубов
Прикус - нормальный, открытый передний, открытый боковой, односторонний, двусторонний Строение челюсти - прогения, прогнатия. норма
Язык - толстый, вялый, напряженный, маленький, длинный, узкий, не выражены части языка, оттянут вглубь Подъязычная уздечка - короткая, приращенная, физиологическая
Маленький язычок - отсутствует, укорочен, расщеплен, свисает неподвижно по средней линии, отклоняется в сторону, норма
Небо - куполообразное, естественной высоты, чрезмерно узкое, высокое, плоское, низкое, расщелина Вывод: Анатомическое строение артикуляционного аппарата с отклонениями; без отклонений.
СОСТОЯНИЕ МОТОРНОЙ СФЕРЫ
ОБЩАЯ МОТОРИКА
Цель: исследование двигательной памяти, переключаем ости движений, статичности и динамичности
Задание.
Материал: предлагаемые пробы выполняются по показу, а затем по словесной инструкции Процедура: Руки вперед, вверх, в стороны, на пояс
Отмечается: качество, правильность, последовательность выполнения движений, особенности переключения с одного движения на другое
Задание.
Материал: по словесной инструкции
Процедура: Стоять с закрытыми глазами на правой, затем на левой ноге, руки вперед (5сек) Отмечается: удержание позы свободное или с напряжением, с раскачиванием из стороны в сторону; балансирует туловищем, руками, головой, сходит с места; касается пола ногой, падает, открывает глаза
Задание.
Материал: по словесной инструкции
Процедура: Присесть 3-5 раз на носках
Отмечается: напрягается, не удается, раскачивается
Вывод: характеризуются нарушенные и сохранные стороны общей моторики: двигательная память, переключаем ость нормальная, нарушены статико-динамические движения.
РУЧНАЯ МОТОРИКА
Цель: исследование статического и динамического праксиса
Материал: по показу, а затем по словесной инструкции
Процедура: - предлагается удержать позу «Колечко», «Коза» под счет от 1 до 15
- чередование поз «Кулак» - «Ладонь» 5-8 раз
Отмечается: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений, нарушение темпа выполнения; нарушение переключения; наличия синкинезий, гиперкинезов. невозможность \держания созданной позы, невыполнения движения
Вывод: характеризуются нарушенные и сохранные стороны моторики пальцев рук - динамическая и статическая координация пальцев рук нарушена
МИМИЧЕСКАЯ МУСКУЛАТУРА
Цель: исследование мимической мускулатуры, позволяющей обнаружить поражение черепно-мозговых нервов, что является одним из симптомов дизартрических расстройств речи.
Материал: предлагаемые пробы выполняются сначала по показу, а затем по словесной инструкции. Процедура: движения мышц лба:
- хмурить брови движения глаз:
закрыть правый глаз / левый движения щек
надуть правую щеку / левую
Отмечаются: точность выполнения; объем ограничен; содружественные движения, гиперкинезы. саливация; напряженность; движение не удается
Вывод: поражение черепно-мозговой иннервации (нервов) отсутствует
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ МОТОРИКА
Цель: исследование двигательных функций артикуляционного аппарата Материал: предлагаемые пробы выполняются по показу, а затем по словесной инструкции
Процедура: - для нижней челюсти: широко раскрыть рот и закрыть; подвигать нижней челюстью вправо-влево для губ: «Трубочка», «Улыбка, «Трубочка»-«Улыбка» для языка: «Лопата», «Иголочка», «Лопата»-«Иголочка», «Часики», «Качели» Отмечается: объем: содружественные движения; умение удержать артикуляционную позу: гиперкинезы, тремор, саливация; движение не удается.
Вывод: движения выполняются в полном объеме, правильно; истощаемость движений; движение выполняется в неполном объеме, в замедленном темпе, с появлением содружественных движений, тремора, гиперкинезов. саливации, удержания позы не удается, движения не выполняются, поиск артикуляционной позы, динамическая организация движений недостаточна.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Цель: выявление особенностей произношения звуков изолированно, в словах, предложениях
Материал: предметные картинки, в названии которых проверяемые звуки находятся в разных позициях, чистоговорки
Процедура: Изолированный звук - «Скажи звук»
Звук в словах - «Назови, что нарисовано» (см. Альбом для логопеда. Иншакова О.Б.)
Звук в предложениях - «Повтори за мной» Са-са-са. са-са-са в том лесу живет лиса. Си-си-си, си-си-си апельсины принеси. За-за-за. за-за-за в лесу бегает коза. Зи-зи-зи. зи-зи-зи Зине куклу привези. Цо-цо-цо. цо-цо-цо у мамы доброе лицо. Ши-ши-ши, ши-ши-ши у машины шины. Жи-жи-жи. жи-жи-жи жили-были ежи. Ча-ча-ча. ча-ча-ча у меня два мяча. Щу-щу-щу, щу-щу-щу щуку в речку отпущу. Ра-ра-ра, ра-ра-ра заплясала детвора. Рю-рю-рю. рю-рю-рю брюки будут к сентябрю. Ла-ла-ла, ла-ла-ла наша лодка поплыла. Ли-ли-ли, ли-ли-ли по малину в лес пошли.
Обработка материала: отмечается не только отсутствие или замена звуков, но и отчетливость, ясность произношения. Результаты обследования заносятся в речевую карту, где знаком (+) - отмечается правильное произношение; знаком (-) - пропуск звуков, при замене звуков в соответствующей клетке указывается звук - заместитель, искажения.
Критерии:
3 балла - высокий уровень - правильно, отчетливо произнесены все звуки родного языка. Звуки дифференцированы на слух и в произношении. Хорошо регулируется темп речи и речевое дыхание.
2 балла - средний уровень - звуки изолированно произносятся правильно, но в речи не автоматизированы. Звуки поставлены, но отсутствует дифференциация. Нарушено произношение не более двух звуков одной группы.
1 балл - низкий уровень - дефекты в произношении звуков, отсутствие их дифференциации. Неумение регулировать темп речи, дыхания.
Выводы: звукопроизношение соответствует возрасту; не соответствует: мономорфное нарушение, полиморфное: антропофонический дефект (вид -искажения (боковой, межзубный, горловой, носовой)), фонологический (отсутствие, замена, смешение звуков) (пара).
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ
Цель: выявление умений ребенка различать звуки на слух в слогах, словах.
Задание. Опознание фонемы. Материал: речевой и наглядный материал. Процедура: 5ЛЕТ «Хлопни, если услышишь звук»:
О из ряда гласных звуков: А - У - Ы - О - И - О
из ряда слогов: МА - ТЫ - ПО - СУ из ряда слов: ЛАК - РОТ - ДЫМ - СОМ
М из ряда звуков: П - Т - М - X - К - М
из ряда слогов: ПА - МА - КА - МА - ХА - КА из ряда слов: ДОМ - КОМ - МАК - РАК - СУП 6 ЛЕГ «Покажи и назови картинку, в которой есть звук Ш» (шар. диван, пирамидка, машина)
Задание Различение на слух оппозиционных фонем. Материал: слоги, слова
Процедура: «Повтори за мной»
5ЛЕТ ха-ка, ба-па, фа-ва -фа
ка-га-ка, ны-ни-ны. да-та-да дом-том-ком, Дима-Тима-Сима
6ЛЕТ са-за-са. ша-са-ша. жа-за-жа,
ща-ча-ща, ра-ла-ра, жа-ша-ша, кот-год-кот, точка-дочка-почка.
Критерии:
3балла - высокий уровень - все задания выполнены верно. Встречаются единичные ошибки, которые исправляются сразу и самостоятельно.
2 балла - средний уровень - задания выполнены с ошибками, одно из заданий недоступно.
1 балл - низкий уровень - задания выполнены с множественными ошибками, большинство заданий недоступны. Наиболее строго следует подходить к тем заданиям, над которыми работали в младшей и средней группах.
Выводы: функции фонематического слуха сформированы ( недостаточно)
ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
Цель: определение умений ребенка выполнять простой фонематический анализ; количественный и позиционный
анализ слов.
5ЛЕТ
Задание. Выделение первого ударного гласного в словах.
Материал: картинки: удочка, облако, аист, иглы (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) Процедура: «Посмотри и назови первый гласный звук в слове»
Задание. Выделение конечного согласного в словах.
Материал: картинки: кот. жук, дом, стул (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) Процедура: «Посмотри и назови последний согласный звук в слове»
Задание. Выделение начального согласного в словах
Материал: картинки: (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
Процедура: «Посмотри и назови первый согласный звук в слове»
6ЛЕТ
Задание. Определение места звука Материал: картинки: майка, лимон, дом
Процедура: «Назови слово, в котором звук М стоит в начале слова (середине, конце)»
Задание. Определение количества и последовательности звуков в словах. Материал: картинки: набор слов: кот, луна, банка
Процедура: «Сколько звуков в слове кот?
Какой звук ты слышишь в начале слова? Какой второй? Какой третий?»
Критерии:
3 балла - высокий уровень - все предложенные задания выполнены правильно, допущенные единичные ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса.
2 балла - средний уровень при выполнении задания допускаются ошибки, которые исправляются с помощью взрослого. Одно задание недоступно даже с помощью.
1 балл - низкий уровень - при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого. Часть заданий недосту пна даже после приема «разбор образца».
Выводы: навыки звукового анализа соответствует возрасту; сформированы недостаточно.
СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА СЛОВА
Цель: исследование умения воспроизводить звуко-слоговую структуру слова.
задание. Воспроизведение ритмического рисунка.
Процедури: ребенку предлагается прослушать ритм и повторить за логопедом Простые ритмы: \ \ \ ; \ \\
Сложные ритмы: \ \\ \; \\ \\\ \\
Задание. Воспроизведение слов сложной структуры. Материал:
ЛЕТ - картинки: велосипед, полотенце, милиционер, сковорода, телевизор, мотоцикл (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
ЛЕТ - набор слов: тротуар, градусник, экскаватор, парашютист, фотоаппарат, регулировщик
Процедура: 5 ЛЕТ «Назови картинки»
6 ЛЕТ «Повтори за мной»
Задание. Воспроизведение предложений со словами сложной слоговой структуры. Mamepиал: предложения: .
5 ЛЕТ: На перекрестке стоит милиционер.
Петя едет на велосипеде.
6 ЛЕТ: У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Парашютист готовится к прыжкам.
Критерии:
3 балла - высокий уровень - все слова и предложения воспроизводятся точно, в единичных случаях после повторного предъявления слов сложной слоговой структуры.
2 балла - средний уровень - допускаются ошибки при воспроизведении слов и предложений со сложной слоговой структурой. Из шести предложенных слов, 3-4 слова произнесены правильно (за ошибки в произношении слов регулировщик, строительство баллы можно не снижать).
1балл - низкий уровень - множественные искажения слоговой структуры слов и предложений.
Выводы: отмечается характер искажения слоговой структуры (сокращения слогов, упрощение, опускание, уподобление слогов; добавление звуков, слогов, перестановка звуков и слогов).
ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
Цель: исследование понимания логико-грамматических конструкций. Задание. Понимание инверсионных конструкций. Материал: 2 картинки, речевой материал - вопросы.
Процедура: 5 ЛЕТ
«Покажи, где мальчик убегает от собаки» (собака убегает от мальчика)
Собака больше кошки. Кто меньше?
6 ЛЕТ
Петя ударил Васю. Кому больно?
Колю встретил Миша. Кто приехал?
Я умылся после того, как сделал зарядку. Что было раньше?
Критерии:
3балла - высокий уровень - все задания выполнены правильно.
2 балла - средний уровень - при выполнении заданий допущены 1-2 ошибки.
1 балл - низкий уровень - большинство заданий выполнено с ошибками.
Выводы: импрессивная речь сформирована, сформирована недостаточно.
ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ
СЛОВАРЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Цель: исследование объема словарного запаса и особенности его овладением, каков удельный вес слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков предметов; употребляются ли они адекватно в речи. Отмечается: объем, соответствие возрасту, замены слов по различным признакам.
1 Задание. Название предметов. Обобщающие слова.
Материал:
5 ЛЕТ - картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) по темам: игрушки: юла, мяч, пирамида, мишка, поезд; посуда: вилка, ложка, чашка, чайник, тарелка, кастрюля; одежда: юбка, кофта, брюки, носки, платье, рубашка; обувь: валенки, сапоги, туфли, ботинки, кеды, калоши; овощи: лук, свекла, морковь, помидор, огурец, репа; фрукты: яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, виноград; мебель: диван, шкаф, кровать, стол, стул, кресло; дикие животные: белка, лиса, заяц, медведь, еж, лось; домашние животные: корова, лошадь, коза, свинья, собака, кошка: деревья: береза, елка, сосна, дуб, рябина, клен; продукты питания: хлеб, колбаса, мясо, рыба, сыр, яйцо; транспорт: автобус, машина, троллейбус, трамвай, поезд, самолет; птицы: гусь, индюк, петух, ворона, ласточка, сова; головные уборы: шапка, кепка, панама, платок, шляпа, берег; профессии людей: врач, учитель, продавец, шофер, повар, маляр.
6 ЛЕТ - вопросы:
Где читают или обменивают книги? (библиотека)
Где смотрят спектакли? (театр)
Процедура:
5ЛЕТ «Назови изображенные предметы» «Как назвать одним словом?»
6ЛЕТ «Ответь на вопросы»
2ЗАДАНИЕ. Назови части предмета. Материал: картинки: 5 ЛЕТ - стул, машина
6ЛЕТ - тело, чайник Процедура: «Назови части предметов» Сту л - спинка, сиденье, ножки; Машина - кабина, кузов, колесо, фары, руль; Тело - живот, спина, плечо, локоть, ладонь, колено, пятка; Чайник - донышко, носик, крыша, ручка
Критерии:
3балла - высокий уровень - все или почти все (более 80 %) слова есть в активном словаре.
2балла - средний уровень - половина слов отсутствует в активном словаре.
1балл - низкий уровень - большая часть слов отсутствует как в активном, так и в пассивном словаре.
ГЛАГОЛЬНЫЙ СЛОВАРЬ
Задание. Название действия по предъявленному предмету. Материал: картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
5 ЛЕТ 6 ЛЕТ
самолет, лошадь, дятел часы, солнце, вода из крана
мама, бабушка, бабушка девочка, бабушка, девочка Процедура: «Назови, что делает...»
Задание. Подбор действий к существительным Материал: слова - стимулы: 5 ЛЕТ - повар, воспитатель, врач:
6 ЛЕТ - швея, учитель, почтальон. Процедура: 5 ЛЕТ «Что делает повар (воспитатель, врач)?»
6 ЛЕТ «Что делает швея (учитель, почтальон)?»
Задание. Название действия по звукоподражанию.
Материал: слова - стимулы: 5 ЛЕТ - кошка, собака, корова; 6 ЛЕТ - утка, лошадь, овца. Процедура: «Кто как кричит? (голос подает)
5ЛЕТ «Петух кукарекает, а кошка..., а собака..., а корова...»
6ЛЕТ «Петух кукарекает, а утка..., а лошадь..., а овца...»
Критерии:
3 балла - высокий уровень - самостоятельно подобрано действие к каждому из предложенных существительных (не менее трех действий).
2балла - средний уровень - самостоятельно подобрано одно действие.
1балл - низкий у ровень - к большинству из предложенных существительных действия подбираются с помощью побуждающих вопросов или контекстной подсказки. Неадекватные ответы.
СЛОВАРЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Задание. Подбор признаков к предметам. Материал: слова - стимулы: 5 ЛЕТ: лимон, лиса, яблоко
6ЛЕТ: солнце, ель, дом Процедура: «Скажи какой...? Как про него можно сказать еще? Каким оно может быть?»
Критерии:
3балла - высокий уровень - самостоятельно подобрано к каждому из предложенных существительных три и более прилагательных.
2балла - средний уровень - к каждому из предъявленных существительных самостоятельно подобрано одно прилагательное и два с помощью наводящих вопросов.
1 балл - низкий уровень - к каждому из предъявленных существительных прилагательные подбираются с помощью.
ПОДБОР АНТОНИМОВ (СИНОНИМОВ)
Задание. Антонимы.
Материал: слова - стимулы: 5 ЛЕТ: веселый, длинный, широкий, завязывать, открывать
6 ЛЕТ: глубокий, день, добро, тихо, холодно Процедура: «Скажи наоборот» 6ЛЕТ
задание. Синонимы.
Материал: слова - стимулы: боец, отважный, радоваться
Процедура: «Скажи по-другому» Критерии:
3 балла - высокий уровень - ко всем словам правильно подобраны антонимы (или синонимы).
2 балла - средний уровень - к ни менее семи словам (для синонимов к двум) правильно подобраны антонимы
(синонимы).
1 балл - низкий уровень - единичные ответы или задания полностью не выполняется.
Выводы: активный словарный запас соответствует возрасту (ограничен)
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Цель: исследование умений владеть грамматическими конструкциями.
5 ЛЕТ
Задание. Употребление существительных в различных падежах. Материал: картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
Процедура: ребенку предъявляется картинка и предлагается ответить на вопросы: Р.П. - Без чего?
Д.П. - Дает корм кому? В.П. - Нарисовал кого? Т.П. - Работает чем? П.П. - Мечтает о чем?
Задание. Изменение прилагательных по родам.
Материал: картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) майка, мяч, яблоко, сумка, автобус, полотенце. Процедура: ответь на вопросы: Какой? Какая? Какое?
Задание. Образование родительного падежа множественного числа существительных. Материал: слова-стимулы: 5 ЛЕТ: комната, лес;
6 ЛЕТ: сад, школа Процедура: ребенку предлагается ответить на вопросы:
5ЛЕТ: Чего много в комнате? (в лесу)
6ЛЕТ: Чего много в саду? (в школе)
ЗАДАНИЕ. Образование множественного числа существительных. Материит: картинки: (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
5ЛЕТ: кошка, вагон, гнездо, кот
6ЛЕТ: кровать, лампа, стол, гриб, письмо, яйцо, ухо Процедура: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много»
Задание. Согласование существительных с числительными. Материей: картинки, цифры (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) Тетрадь, карандаш, яблоко; 1, 3,5(7)
Задание. Употребление предлогов.
Материал: картинки
5 ЛЕТ: в, на, под, из, с/со
6 ЛЕТ: за, над, к, от, из-за, из-под
Процедура: ребенку предлагаются ответить на вопросы по картинкам: Куда? Откуда? Где?
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
ЗАДАНИЕ. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Материал:
5 ЛЕТ - картинки: ключ, пуговица, звезда (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
6 ЛЕТ - слова - стимулы: сапог, кровать, изба, вода, одеяло.
Процедура: «Назови ласково»
Задание. Образование приставочных глаголов. Материей: картинки
5 ЛЕТ: шел, ехал - за, вы, под
6 ЛЕТ: шел, ехал - пере, от
Процедура: «Назови действия и ответь на вопросы»
Задание. Образование относительных прилагательных.
Материал: 5 ЛЕТ: картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.): шкаф из дерева, чашка из фарфора, шапка из шерсти, машина из металла
6 ЛЕТ: слова - стимулы: из резины, из снега, из баклажанов, из брусники Процедура: предлагается ответить на вопросы: Какой? Какая?
Задание. Образование притяжательных прилагательных.
Материал: 5 ЛЕТ: картинки (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.): заяц, лиса, волк
6 ЛЕТ: слова - стимулы: медведь, олень, гусь Процедура: ребенку дается картинка или слово-стимул и предлагается ответить на вопрос: Чья? Чье? Чей?
Задание. Образование слов, обозначающих профессии с помощью суффиксов.
Материал: вопросы
Процедура: 5 ЛЕТ: Кто убирает двор? Кто чинит сапоги? Кто играет на пианино?
6 ЛЕТ: Кто играет на скрипке? Кто строит дома? Кто чинит часы?
Задание. Образование названий детенышей животных. Материал: картинки с изображением животных и их детенышей:
5ЛЕТ: коза. волк, курица, утка, тигр - в единственном числе
6ЛЕТ: корова, лошадь, овца, сова - во множественном числе.
Процедура: задание в форме игры «Кто у кого? необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовать формы единственного или множественного числа именительного падежа.
Задание. Образование сложных слов.
Материал: словосочетания: 5 ЛЕТ: листья падают, сам летит, пыль сосет
6 ЛЕТ: снег падает, мясо рубит, везде ходит
Процедура: «Скажи одним словом»
Критерии:
3 балла - высокий уровень - большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания - с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с само коррекцией.
2 балла - средний уровень - из предложенного материала восемь и более заданий выполнено верно. При выполнении остальных заданий допускаются ошибки.
1 балл - низкий уровень - большинство заданий выполняются с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки), иногда помощь неэффективна.
Выводы: (не) имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы)
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Цель: исследование овладения детьми связной контекстной речи.
Отмечается: самостоятельность, соблюдение грамматических норм, связность повествования.
Задание. Составление предложений.
Материал: 5 ЛЕТ: картинка (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.)
6 ЛЕТ: опорные слова: девочка, гулять, парк; альбом. Катя, купить, новый
Процедура: «Составь предложение» Критерии:
3балла - высокий уровень - все предложения составлены самостоятельно, грамматически правильно из трех и более слов.
2балла - средний уровень - допускаются единичные ошибки в построении предложений. После утоняющих вопросов ошибки исправляются самостоятельно.
1балл - низкий уровень - предложения подменяются перечислением предметов и действий, представленных на картинках.
Задание. Пересказ текста. Материал: рассказы:
5ЛЕТ: Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочку и пошел к реке. Сел Илюша на берег и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху.
6ЛЕТ: Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Лев проснулся и поймал мышь. Она стала просить, чтобы он отпустил ее. Лев рассмеялся и отпустил. Назавтра охотник поймал льва и привязал его веревкой к дереву. Мышь подкралась, перегрызла веревку и освободила льва.
Процедура: Вниманию ребенка предлагается текст для прослушивания. Беседа по прочитанному. Дается установка на запоминание и пересказ текста. Повторное чтение текста.
Критерии:
3балла - высокий уровень - пересказ составлен самостоятельно, структура текста, последовательность событий не нарушена, соблюдаются грамматические нормы, используются разнообразные лексические средства, передается основная мысль текста.
2балла - средний уровень - при пересказе требуется помощь в виде наводящих вопросов, подсказок, отмечаются пропу ски текста без искажения смысла. Встречаются единичные нарушения структуры предложений.
1 балл - низкий уровень - пересказ составлен по наводящим вопросам. Связность изложения и последовательность событий значительно нарушены, отмечаются пропуски частей текста, смысловые ошибки. Отмечается бедность и однообразие языковых средств.
Задание. Составление рассказа по серии сюжетных картин.
Материал: серии сюжетных картин (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.):
5ЛЕТ - «Козлята»
6ЛЕТ - «Нашли ежа»
Процедура: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинки, расставить по порядку и составить рассказ.
6 ЛЕТ
Задание. Составление рассказа по картинке.
Материал: сюжетная картинка (см. Альбом для логопеда Иншаковой О.Б.) «Кот и молоко»
Процедура: ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить по ней рассказ.
Критерии:
3 балла - высокий уровень - картинки рассмотрены внимательно, с интересом, серия разложена самостоятельно, без ошибок. Самостоятельно составлен связный рассказ, достаточно полно и адекватно отражающий изображенный сюжет. Рассказ построен в соответствии с грамматическими нормами языка (с учетом возраста детей).
2 балла - средний уровень - серия разложена с ошибками. После помощи в виде уточняющих вопросов ошибки исправляются самостоятельно. Рассказ в основном соответствует изображенной ситуации, отдельные звенья пропущены, при составлении рассказа требуется помощь в виде вопросов, указаний на картинку. Связность повествования нарушена, используются простые предложения.
1 балл - низкий уровень - при раскладывании серии действия импульсивны, допущенные ошибки чаще всего исправляются в виде прямых указаний на события. Рассказ представляет собой перечисление предметов, изображенных на картинках. Помощь в виде вопросов используется. Но отвечает односложно, словарный запас ограничен, отмечаются аграмматизмы.
Выводы: связная речь сформирована (недостаточно).
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/05/11/picture-221030-1683794174.jpg)
Презентация к речевой карте ребёнка дошкольного возраста логопедической группы и речевая карта.
Данная презентация разработанна для обследования речи детей дошкольного возраста логопедической группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-88729-1519097357.jpg)
Речевая карта и карта развития ребенка среднего дошкольного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Материал пригодится логопедам и дефектологам дошкольных учреждений и детских домов при проведении диагностики уровня развития, составления индивидуального маршрута коррекционной работы....
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/29/picture-791085-1643452820.jpg)
Диагностический инструментарий уровня речевого развития
Т. А. Фотекова "Тестовая методика. Диагностика устной речи"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/11/picture-1392105-1646967258.jpg)
Диагностический инструментарий уровня речевого развития
Т. А. Фотекова "Тестовая методика. Диагностика устной речи"...
Речевая карта (по речевой карте О.И.Крупенчук)
Речевая карта является основным документом, который учитель-логопед оформляет в процессе работы. В речевой карте фиксируются особенности развития речи ребенка - фонетическое и лексико-грамматическое о...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/02/picture-112570-1351863924.jpg)
Инструментарий к речевой карте для детей с общим недоразвитием речи I-III уровня
Инструментарий к речевой картеИнструментарий к речевой карте для детей с общим недоразвитием речи I-III уровнядля детей с общим недоразвитием речи I-III уровня...