Дисграфия - что это такое. Причины. Симптоматика. Профилактика.
статья по логопедии (подготовительная группа)

Башенькина Галина Владимировна

В статье рассматривается письменная речь как одна из форм существавания языка, противопоставленная устной речи. Процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов. В русском правописании преобладает два принципа, характеризующие отношение звука и буквы: фонетический и морфологический. Далее в статье указана симптоматика дисграфии, как частичного нарушения процесса письма, проявляющаяся в стойких специфических ошибках. Перечислены основные формы профилактического воздействия в дошкольном возрасте. Материал, указанный в данной статье, может быть использован для выступления на родительском собрании в подготовительной группе детского сада. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дисграфия – что это такое?

Симптоматика. Причины. Профилактика.

Рекомендовано для выступления учителю – логопеду на родительском собрании

в подготовительной группе детского сада

       

Дисграфия, как частичное нарушение процесса письма, является педагогической и социальной проблемой.

Письменная речь – одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более поздняя по времени, форма возникновения языка. Русское письмо относится к алфавитным системам  письма. В понятие «письменная речь» в качестве равноценных составляющих входят «чтение» и «письмо».

Овладение письменной речью представляет собой установление связей между словом слышащим, произносимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной работой четырех анализаторов:

рече-двигательного,

 речеслухового,

 зрительного,

двигательного.

До пяти – шести лет единственной доступной детям графической формой передачи сообщений является рисунок. Овладение графическим знаком происходит у детей в два этапа:

1) условно – подражательной записи (каракули, лишь внешне напоминающие письменный текст);

2) запись образца – пиктограмма, которая позднее дифференцируется в буквенную запись.

Овладение грамотой – сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка. Письменная речь в отличие от устной речи формируется только в условиях целенаправленного обучения.

Письмо включает ряд специальных операций:

1) анализ звукового состава слова, подлежащего записи (определение последовательности звуков в слове, а затем превращение слышимых звуковых вариантов в четкие, обобщенные речевые звуки – фонемы), поначалу оба эти процесса протекают осознанно, в дальнейшем – автоматизировано;

2) следующая операция письма заключается в переводе фонем (слышимых звуков) в графемы (письменные знаки) с учетом пространственного расположения их элементов.

Развитие устной речи является основой для формирования письма. Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности фонетико – фонематических процессов и лексико – грамматического строя речи.

Для формирования полноценных навыков письма важно также и состояние некоторых неречевых функций, поскольку на этапе осуществления записи важно восприятие и воспроизведение временной последовательности графических знаков.

В руссом правописании преобладают два принципа, характеризующие отношение звука и буквы: фонематический и морфологический.

В фонематическом письме все буквы точно соответствуют тем звукам, которые произносятся в этом слове, например, дом, рука. Опорой для письма является произношение. («Как слышу, так и пишу»). Этому принципу правописания подчиняется не более одной десятой слов языка.

Морфологический принцип предусматривает более сложные отношения между звуком и буквой и заключается в том, что каждая значимая часть слова (приставка, корень, суффикс, окончание) пишутся всегда одинаково, хотя произношение этой части слова в разных фонетических условиях может быть разным. На морфологическом уровне основывается большая часть орфографических правил.

Традиционный принцип сохраняет исторически старое написание слов, неадекватное современному произношению и поэтому называют его историческим. В школьной программе это так называемые «словарные слова».

В процессе освоения письменной речи обучающиеся овладевают стилистически новым жанром построения высказывания.

Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках, обусловленных  несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

 Симптоматика:

1) ошибки являются стойкими, что позволяет отличить их от ошибок «роста» - физиологических, законно встречающихся у детей при овладении письмом;

2) дисграфические ошибки связаны с несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма – дифференциации фонем на слух и в прозношении, анализа предложений на слова, словесного и фонематического анализа и синтеза, лексико – грамматического строя речи, оптико – пространственных функций;

3) ошибки при дисграфии наблюдаются в сильной фонетической позиции («лапада» вместо «лопата», «дм» вместо «дом» ) в отличии от орфографических ошибок, которые наблюдаются лишь в слабой позиции («дама» вместо «дома»).

У дошкольников письмо сопровождается многочисленными ошибками,  но они считаются возрастными. Дисграфия – это школьная проблема. Но предпосылки к дисграфии проявляются и в шестилетнем возрасте.

Выделяются следующие группы ошибок:

- искаженное «зеркальное» написание букв;

- замены рукописных букв слоговой структуры , например, д –т; б – п; г – к;

- искажения слоговой структуры ( перестановки, пропуски, добавления  (вместо «весна» - «весена», вместо «страна» - «стана», вместо «клубок» - «кулбок»);

- искажения структуры предложения:

- раздельное написание слова;

- слитное написание слов;

- перестановка слов;

- аграмматизмы на письме, например, «много карандашов, ключов»;

- пропуски согласных при их стечении;

- пропуски гласных.

Профилактикой дисграфии  является:

- снижение заболеваемости детей;

- ранняя диагностика и коррекция нарушений;

- исправление фонетико – фонематических нарушений речи;

- своевременное выявление детей «группы риска»;

- подготовка детей к школьному обучению в условиях семьи;

- развитие внимания, памяти, усидчивости;

- развитие анализаторов с опорой на ведущий анализатор: слуховой или зрительный;

- формирование звуко – слоговой структуры слова;

- развитие словаря;

-развитие моторных функций;

- формирование положительной установки на обучающие занятия;

- развитие самоконтроля за произношением звуков в словах и письмом.

Основными формами профилактического воздействия являются:

- психотерапевтическая работа с ребенком;

- педагогические мероприятия;

- связи между врачом, психологом и логопедом;

- включение родителей в профилактическую работу.

Усвоение  языка детьми.

Доречевой этап.

  Овладение речью - это средство стать полноценным членом человеческого

коллектива, возможность вступить в коммуникацию.

Доречевой ( довербальный ) этап овладения речью соответствует первому году жизни. Ребёнок не говорит, но понимает обращенную речь.  Способность     к восприятию речи опережает способность говорить. Диалог « мать - ребёнок» начинается с первых дней. Это есть мудрость природы, инстинкт, который заставляет мать правильно себя вести.

 Сначала ребёнок пассивен, но постепенно реагирует на общий поток речи. Начинает отличать звуки человеческого голоса от других звуков. Сам издаёт звуки -  вокализации.  

                                                                                                     

В период гуления – от 1,5 до 5 месяцев - ребёнок приобретает звуки, похожие на будущие гласные. Гуление отмечается и у слабослышащих детей, что говорит о врождённости этого явления.

К 5 месяцам появляются слоги (согласный + гласный). Взрослый подхватывает и приспосабливает лепет к восприятию и воспроизведению звуков родного языка. В этот период проскакивают звуки позднего онтогенеза (ш), (р).

Потом как - бы забываются. По лепету можно различить, к какому языку

ребёнок готовится. Во втором периоде лепета появляются сложные образования - псевдослова с ударением на первом слоге: « ба-ба», «ма - ма».      

           

Настоящие слова появляются позже, когда закрепится звучание и значение.

В это время появляется мимика. В начале объектом восприятия является

ни одно слово, а всё высказывание взрослого. Велик соблазн решить, что ребёнок реагирует на всю ситуацию в целом. Огромную роль в этот период играет интонация.

Все взрослые сильно интонируют. Ребёнок на вопрос: - Где носик?- хватается

за носик. Слышит не слово, а интонацию.                                                            

Только к году слово становится самостоятельным сигналом. Между ребёнком

и взрослым устанавливается договорённость. Что обозначает каждый жест.

Именно в это время появляются ритуалы: « Ладушки», « Гули - гули».

Появляется « словарь нянь»: «би - би», «ав - ав» и т. п. В некоторых семьях

придерживаются этого словаря, в других отвергают. Но надо помнить, что

эти слова помогают ребёнку перейти к речи, т. к. малыш включается в коммуникацию.

Эти слова усваиваются легче потому, что состоят из «простых» звуков. Они являются мотивированными. Это обычно слова – требования (опорное слово - «Дай»), либо « застывшие» фразы.

Каковы симптомы задержки речевого развития?

 1. Отсутствие глаголов.

 Для появления первых фраз должны быть глаголы. Не правы те родители, которые считают, что если в речи достаточно существительных, то речевое развитие соответствует возрасту.    

                   

2. Отсутствие звуков раннего онтогенеза: губных, зубных, губно - зубных.

3. Отсутствие жестов.  Должен быть между ребенком и взрослым жестовый «язык»  сообщений.    

   

4. Бедность эмоционально - волевой сферы.  

                                             

5. Дефицит непроизвольного внимания.

6. Малый словарный запас.

 Если ребёнок после усвоения 50 -70 слов не строит фраз – это рассматривается как речевая патология.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика оптической дисграфии дисграфии.

Методы профилактики оптической дисграфии....

Дисграфия: классификации и симптоматика

В данном материале дается определение понятия дисграфии, рассматриваются классификации дисграфии с точки зрения разных авторов....

Тема: «ОНР - что это такое? Причины. Пути преодоления»

ОНР – речевое нарушение у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором отстает от возрастной нормы формирование всех компонентов речи:·...

Буклет "Дизартрия. Что это такое? Причины возникновения."

Информация для родителей детей с речевыми нарушениями....

Артикуляторно-акустическая дисграфия симптоматика, коррекция.

Содержание 1.Артикуляторно-акустическая дисграфия симптоматика, коррекция......................................................................................................21.1 Коррекция артик...

Консультация «Аутизм: что это такое, причины развития, признаки».

Причины развития аутичного ребенка, признаки....