Тема: «ОНР - что это такое? Причины. Пути преодоления»
статья по логопедии (подготовительная группа) на тему
ОНР – речевое нарушение у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором отстает от возрастной нормы формирование всех компонентов речи:
· Фонетико – фонематических процессов и слоговой структуры слова: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, фонематического слуха и фонематического восприятия.
· Общих речевых навыков: темпа, ритма, интонации, голосовых характеристик, выразительности, тембра, речевого дыхания.
· Лексико – грамматического строя: объема и качества словаря, словообразования,
словоизменения, согласования слов в предложении, употребления предлогов.
· Связной речи: диалогической речи, монолога (пересказа, рассказа: по сюжету, серии картин, из личного опыта, по опорным картинкам, описательный, творческий и т.д.).
Причины речевых нарушений:
- Инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
- Заболевания в первые годы жизни ребенка: вирусные инфекционные, особенно следующие друг за другом.
- Неблагоприятная наследственность с речевой патологией.
- Неблагоприятные условия окружения и воспитания.
- Употребление алкоголя и никотина во время беременности и др.
Специфика логопедической группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «ОНР - что это такое? Причины. Пути преодоления»
ОНР – речевое нарушение у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом, при котором отстает от возрастной нормы формирование всех компонентов речи:
- Фонетико – фонематических процессов и слоговой структуры слова: звукопроизношения, звуконаполняемости слов, фонематического слуха и фонематического восприятия.
- Общих речевых навыков: темпа, ритма, интонации, голосовых характеристик, выразительности, тембра, речевого дыхания.
- Лексико – грамматического строя: объема и качества словаря, словообразования,
словоизменения, согласования слов в предложении, употребления предлогов.
- Связной речи: диалогической речи, монолога (пересказа, рассказа: по сюжету, серии картин, из личного опыта, по опорным картинкам, описательный, творческий и т.д.).
Важно помнить:
1. Речь бывает «пассивной» (понимание) и активной (собственно говорение). Формирование, развитие и коррекция речи идет в направлении от понимания к «разговору».
2. Невербальные средства общения - мимика и жесты - при речевом нарушении могут компенсировать трудности в речевом высказывании.
3. Особенности речи могут провоцировать нежелание общаться: дети замкнуты, в речевом плане малоактивны, что затрудняет обучение, развитие и коррекцию.
4. Речь – одна из сторон психического развития. Нельзя корректировать и развивать речь изолированно от восприятия, внимания, памяти, мышления.
5. Пространственные и временные представления характеризуются многочисленными ошибками в определении левой – правой стороны, путают понятия вверху – внизу, спереди – сзади; утро – день – вечер – ночь; день недели – месяц – часть суток; вчера – сегодня – завтра. Им трудно сориентироваться при речевых оборотах, типа «возьми мяч под стулом справа от дивана».
6.Такие дети отличаются эмоциональной неустойчивостью, часто неадекватностью поведения.
7. Прослеживается зависимость между развитием моторики пальцев рук и уровнем сформированности речи.
Существует 4 уровня общего недоразвития речи:
От лепетной речи до развернутой фразы с элементами фонетико – фонематического недоразвития. Каждый уровень требует разработки индивидуальной программы коррекции. Существует педагогическая и медицинская классификация речевых нарушений. В заключении ПМПК (психолого – медико – педагогической комиссии) фиксируется, например, «ОНР (II уровень речевого развития). Дизартрия». Таким образом, отражается специфика органических нарушений и определяется набор специальных методов и приемов коррекции. Алалия, дизартрия – часто встречающиеся патологии. Так что же это такое?
При дизартрии нарушается звукопроизношение и просодика речи (голосовые характеристики, тембр, темп, ритм, интонация и т.д.), в результате органической недостаточности «снабжения, питания» речевого аппарата. Может наблюдаться нечленораздельное звучание речи («каша во рту»). Степень нарушения зависит от «места» поражения в центральной или периферической нервной системе.
Алалия – отсутствие или системное недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Часто при общении речь таких детей не понятна. Дизартрия и алалия могут быть разных форм и степени выраженности и требуют длительной коррекции.
Причины речевых нарушений:
- Инфекции или интоксикации матери во время беременности, токсикозы, родовая травма, асфиксия, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности крови, заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребенка.
- Заболевания в первые годы жизни ребенка: вирусные инфекционные, особенно следующие друг за другом.
- Неблагоприятная наследственность с речевой патологией.
- Неблагоприятные условия окружения и воспитания.
- Употребление алкоголя и никотина во время беременности и др.
Специфика логопедической группы.
- Работа осуществляется по коррекционной программе.
- В группе работают учитель – логопед, два воспитателя, помощник воспитателя.
- В группе проводятся фронтальные, подгрупповые и индивидуальные коррекционно – развивающие занятия.
- в соответствии с перспективным планом и заключениями ПМПК.
- Количество детей ограниченно, на каждого заполняется речевая карта (по итогам обследования) и составляется индивидуальный план коррекции, развития и воспитания.
- Воспитательские занятия ориентированы на речевые и психологические особенности детей.
- Коррекционный год условно разделен на три периода обучения, каждый со своими задачами.
По их завершению проводятся мини педсоветы с подведением кратких итогов и определяется необходимость дальнейших действий индивидуально с каждым ребенком и в целом с группой.
- Ежедневно воспитатели проводят коррекционно – развивающую деятельность по рекомендациям учителя – логопеда. (Существует «логопедический час» и тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей).
Требуется систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей. Для этого есть тетради методических рекомендаций учителя – логопеда родителям.
Каждую неделю по пятницам вы будете получать тетрадь с записью тех упражнений и игр, которые необходимо закрепить дома. Старайтесь не пропускать ни одного задания. Важно, чтобы Ваш ребёнок воспринимал материал в системе, а не обрывочно. Даже если ребёнок не посещает детский сад по болезни, рекомендации в его тетрадь будут вписаны своевременно, следовательно, Вам необходимо прийти в группу и получить их.
В понедельник тетрадь необходимо принести в группу. Именно в этот день начинается индивидуальная и подгрупповая совместная деятельность с ребенком по материалам домашних рекомендаций. За старательное выполнение упражнений дети получают поощрение.
Только при таком системном подходе можно добиться высоких результатов коррекции. (Часто 80% успеха – это предел возможного). Нельзя забывать, что помимо речевого заключения у детей «присутствуют» сопутствующие диагнозы. Они требуют единства усилий логопеда, воспитателей и родителей.
Индивидуальные занятия проходят в логопедическом кабинете 2 -3 раза в неделю.
Надеемся на взаимную родительскую потребность активно участвовать в жизни детского сада и логопедической группы.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская агрессивность:проявление,причины,пути преодоления
Очень мало на свете родителей, которые так или иначе не сталкивались бы с детской агрессивностью, не изумлялись, глядя на своего ребенка, красного от гнева и крушащего детской лопаткой все вокруг: "От...
"Причины возникновения и пути преодоления страхов у детей дошкольного возраста"
Все детство пронизано множеством страхов, большинство которых изживают себя с возрастом. Однако страхи, которые подкрепляются неверным воспитанием ребенка, сохраняются порой на всю жизнь. Корни пробле...
Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.
Психология, дошкольный возраст....
Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.
Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления.Капризы и упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладева...
"Капризы и упрямство дошкольников, их причины, проявление и пути преодоления"
Капризы и упрямство являются следствием трудностей социализации. Под социализацией понимается то, как ребенок овладевает определенными способами поведения, усваивает установленные нормы, взаимод...
Статья на тему: "Куклотерапия как один из эффективных путей преодоления страхов у детей 5-6 лет"
Актуальность темы заключается в исследовании эмоций детей, коррекции нарушений их эмоциональных состояний. Детям свойственно чего-то бояться, ведь их окружает такой большой мир, незнакомый и неизведан...
Статья на тему: Агрессия в детском возрасте: причины появления и пути преодоления
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям ил...