Мастер-класс по проведению игрового самомассажа по Дьяковой Е. А.
картотека по логопедии (старшая группа)

КИРИЛЛОВА НАТАЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Игровой самомассаж в логопедической практике с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klasspo_igrovomu_samomassazhu.docx299.4 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс по проведению игрового самомассажа по Дьяковой Е. А.

            Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребенком страдающим речевой патологией.

            Цель логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в нормализация мышечного тонуса данных мышц.

           Самомассаж проводится индивидуально, фронтально, и подгруппой детей, используя многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты: после утренней гимнастики, занятия по релаксации, дневного сна. Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы самомассажа могут предварять либо завершать артикуляционную гимнастику.

            Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5 - 10 мин.

           Каждое движение выполняется в среднем 4 - 6 раз. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько из предлагаемых приемов.

           Процедура самомассажа проводится по рекомендуемой педагогом схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

            Во время выполнения движений у ребенка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребенку удовольствие.

            Противопоказания к самомассажу: это любое соматическое заболевание или инфекционное заболевание.

          Перед проведением самомассажа ребенок должен быть тщательно умыт и принять расслабленную позу. Под руководством логопеда дети выполняют каждый прием на себе, комментируют его, контролируют правильность выполнения изначально при помощи зеркала. В дальнейшем можно использовать фон - специально подобранную тихую музыку или стихотворный текст.

          По разработке новых игровых приёмов самомассажа занимались многие педагоги: Акименко В.Н., Архипова Е.Ф., Блыскина И.В., Дедюхина Г.В., Краузе Е.Н., Дьякова Е. А.

         Мы хотим Вам показать мастер-класс по проведению игрового самомассажа из пособия Дьяковой  Е. А. «Логопедический массаж», М: Издательский центр «Академия», 2005;

 

Дьякова Е. А. «Логопедический массаж», М: Издательский центр «Академия», 2005;

Если солнце жарко греет,

Если легкий ветер веет,

Стало сухо и тепло

Это лето к нам пришло.

Поглаживающие движения от середины лба, носа, верхней губы, подбородка к — ушам.

Если дождь стучит по крыше,

Листья падают неслышно,

Птицам улетать пора

Это осень к нам пришла.

Постукивающие движения подушечками, пальцев по лбу, щекам, подбородку.

Если вьюга кружит, злится,

Всюду белый снег кружится,

В снежных шапках все дома,

Это к нам пришла зима.

Круговые движения в области лба, щек, подбородка.

Если тает снег и лед,

Звонкий ручеек течет, ладонями

Распускается листва —

Это к нам пришла весна.

Поглаживающие движения обеими руками сверху вниз по боковым сторонам лица и шеи, по центральной части лица и шеи.

ОПИСАНИЕ УПРАЖНЕНИЙ:

Схематичное

изображение действия

Стихотворные строчки

Выполняемые действия ребенком

Самомассаж мышц лица

 1.

             

    
    
Лоб погладили мы нежно

И расслабились прилежно.

Расположить ладони обеих рук 
на области головы, на лбу, 
соединить пальцы в корзиночку,

и затем
 погладить ладонями по лбу,

 волосам, 
опускаясь вниз через уши и 
боковые поверхности шеи

к плечам.

2.

 

Умываюсь я всегда,

Вот какая чистота!

Исходное положение рук то же. Погладить лоб от центра лба

в стороны,

к ушам,

а затем по переднебоковой 
части шеи к яремной ямке

3.

 

И поглажу лоб,

Чтоб он хмуриться не мог

Поглаживание лба от центра к вискам.

4.

 

 

Как погладить лобик нам

Не сдвигая кожу там.

 

 

Круговые растирание от середины 
лба к вискам.

5.

Постучали пальчики,

 Как на барабанчике.

Легкое постукивание или похлопывание
   кончиками пальцев по лбу.

6.

Мы по складочкам пройдем,


Все морщинки уберем.

Движения: поглаживание, а затем круговое растирание  

пальцами по трем лицевым 
           линиям.

7.

Щечки крепко разомнем –

Рисовать круги начнем.

Круговое разминание щек, 
начиная от жевательных

мышц к уголкам рта.

8.

Гусь пришел, и гусь гогочет.

Пощипать за щечки хочет.

Легко пощипывать щеки указательным 
    и большим пальцами.

9.

Пожалею щёки я,

Поглажу их любя.

Легкое круговое поглаживание щек.

10.

Язык рисует большие круги,

 а ладонью щечку сильнее
прижми.

Круговые движения языка с внутренней 
     стороны щёк и губ: а ладошкой снаружи 
     прижимать щеку.

 «Нарисовать» 5-6 кругов
       в одну и другую стороны.

11.

Погладим сверху вниз,

сверху вниз – это

мой  

                            такой каприз.

Указательными пальцами поглаживать 
от  скуловой кости вниз, затем растирать по тем же линиям,

начиная от  жевательных мышц.

12.

Самовар пыхтит: «Пых-пых!» -
      Надо сделать перерыв.

Сжать губы, надуть щёки, 
     удержать воздух 2-3 секунды и 
     выпустить через губы,

произнося: «Пых!»



Автор материала: Васина Елена Валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. В рамках, которого был проведен для родителей мастер- класс по теме: « Использование игровых технологий в развитии речи».

Родительское собрание.В рамках, которого был проведен  для родителей мастер- класс по теме:« Использование игровых технологий в развитии речи».Перед началом интересной творческой работы родителям...

Аннотация к мастер-классу, в рамках проведения городской недели открытых дверей «Игра в развитии ребенка раннего и младшего дошкольного возраста». Сюжетно-игровой макет «Фермерское подворье «Детсадково» /профориентация дошкольника: мир профессий/

Цель методического пособия: формирование элементарных представлений о профессиональной деятельности человека в сельской местности; /Предполагается усвоение ребенком  понятие  «фермерск...

Рекомендации для родителей по проведению игрового самомассажа

Значение, ,методика проведения игрового самомассажа, картотека игр по игровому самомассажу по технологии Е.А. Дьяковой "Игровой самомассаж"...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Тема: «ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ»

Цель: создать условия для распространение педагогического опыта по применению технологии игрового  массажа  в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:раскрыть значение здоровьесбере...

Мастер-класс для воспитателей «Применение игрового массажа и самомассажа в фикультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Применение игрового массажа и самомассажа в фикультурно - оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»...