Рабочая программа по речевому развитию
рабочая программа по логопедии

Мезенцева Регина Андреевна
Рабочая программа
дополнительного образования воспитанников
по речевому развитию «Говорушки-2»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_govorushki_-_2.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

Детский сад №88 общеразвивающего вида г. Сыктывкара

Рабочая программа

дополнительного образования воспитанников

по речевому развитию «Говорушки-2»

Срок реализации: 1 год

Возраст детей: 2-3 года

Руководитель курса:

 ____________ Мезенцева Р. А.

Проверил:

Директор МАДОУ №88

____________ Соляник Е.Н.

Сыктывкар, 2016-2017

Актуальность

Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.

При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Поэтому вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с ранних лет.

Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т.д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.

Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.

Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.

Программа дополнительного образования воспитанников по речевому развитию «Говорушки-2» составлена для детей 2-3 лет. При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и других авторов.

Цель программы – стимулирование речевых и познавательных процессов      развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.

        Основные задачи:

  1. Коррекционно-развивающие задачи:
  • развивать речевое дыхание;
  • развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
  • развивать тонкие движения пальцев рук;
  • развивать фонематическое восприятие;
  • формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
  • формировать грамматический строй и связную речь.
  1. Образовательные задачи:
  • формировать двигательные умения и навыки;
  • развивать пространственные представления;
  • развивать переключаемость и координацию движений;
  • развивать ритмическую выразительность;
  • развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
  1. Оздоровительные задачи:
  • укреплять костно-мышечный аппарат;
  • формировать правильную осанку, походку;
  • развивать координацию движений и моторных функций.

Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.

Количество занятий в неделю: 2

Количество занятий в месяц: 8.

Формы проведения занятий и методы:

  • фронтальные и подгрупповые;
  • рассматривание разнообразных игрушек;
  • составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
  • дидактические подвижные игры на звукоподражание;
  • драматизация сказок и произведений;
  • заучивание считалок, загадок и стихов;
  • использование мультимедиа;
  • песочная терапия, пальчиковый сухой бассейн и т.п.


Календарно-тематическое планирование курса «Говорушки»

Время обучения

Лексическая тема

Развитие артикуляционного аппарата

Развитие мелкой моторики рук

Развитие фонематического слуха

Развитие дыхания

Развитие связной речи, обогащение словаря

Сентябрь

1-2

Детский сад, наша группа.

Звук А.

Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционные упражнения для губ и языка с картинками и стихами.

Массаж рук «Пальчики шагают», «Волшебный карандашик»

Упражнение «Послушаем звуки вокруг нас», «Угадай, что звучит»

Упражнение «Сдуй ватный шарик», «Подуй на пушинку»

Экскурсия по детскому саду.

3-4

Человек, части тела.

Звук О.

Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционные упражнения для губ и языка с картинками и стихами.

Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?»

Упражнение «Послушаем звуки вокруг нас», «Угадай, что звучит»

Упражнение «Погрей ладошки»

Дидактическая игра «Что это?»

5-6

Игрушки. Звуки А, О.

Артикуляционные  упражнения для быстрой переключаемости языка.

Стихотворение с массажем «Дождик»

Упражнение Что слышно за окном?

Упражнение «Подуй на горячий чай»

Внесение и описание мягкой игрушки – мишки, заучивание  стихотворения «Мишка косолапый»; стихотворение с движениями «Игрушки»

7-8

Осень.

Звуки А, О.

Артикуляционные упражнения для губ и языка с картинками и стихами.

Упражнение с гранеными карандашами

Упражнение «Угадай, на чем играю» (музыкальные инструменты)

Упражнение «Подуй на осенний листок»

Рассматривание картин про осень; дидактическая игра «Сбор урожая»

Октябрь

1-2

Осень.

Звуки А, О.

Артикуляционные упражнения для губ и языка с картинками и стихами.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Упражнение  «Большие и маленькие колокольчики»

Упражнение «Сдуй листочки»

Дидактическая игра «Заплатки»; закрепить приметы и признаки осени, рассмотреть картины про осень.

3-4

Фрукты. Звуки А, О, У.

Артикуляционные  упражнения для быстрой переключаемости языка.

Пальчиковая гимнастика «Компот»

Упражнение «Угадай, что звучит»

Упражнение «Сдуй листочки»

Стихотворение с движениями «Яблоки»

5-6

Овощи.

Звуки А, О, У.

Стихотворение с движениями с элементами артикуляционной гимнастики «На грядке» (Картушина М.Ю., с. 30)

Пальчиковая гимнастика «Капустка…»

Упражнение «Колокольчики большие и маленькие»

Упражнение  «Подуй на шарик»

Стихотворение «Однажды хозяйка с базара пришла»; Дидактическая игра «Узнай овощи  по описанию», загадки.

7-8

Фрукты – овощи. Звуки А, О, У.

Артикуляционные  упражнения для быстрой переключаемости языка.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Упражнение «Послушаем звуки вокруг нас», «Угадай, что звучит»

Упражнение  «Подуй на шарик»

Дидактическая игра «Волшебный мешочек», различение овощей и фруктов; стихотворение с массажем «Овощи».

Ноябрь

1-2

Перелетные птицы. Звук М.

Артикуляционные  упражнения для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок».

Шнуровка «Гусеничка»

Упражнение «Угадай, что делают?»

Упражнение «Птичка на веточке»

Речевая игра «Кто как кричит»

3-4

Домашние животные.

Звук М.

Артикуляционная гимнастика по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей»

Пальчиковая игра «Царапки» (Картушина М.Ю., с. 14)

Упражнение «Послушай и назови, кто издает звук?»

Упражнение «Бабочки на лугу»

Дидактическая игра «Кто что ест»; пальчиковая игра «Хрюшка»

5-6

Домашние птицы.

Звук Н.

Артикуляционные  упражнения для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок».

Упражнение с карандашами

Упражнение «В какой стороне звук?»

Упражнение «Кораблики плывут»

Закрепление названия домашних птиц; стихотворение с движениями «Гуси»

7-8

Домашние птицы и животные и их детеныши.

Звук Н.

Артикуляционные  упражнения для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок».

Использование массажных мячей (су-джок)

Упражнение «Кто играет на дудочке?»

Упражнение «Шторм в стакане»

Дидактическая игра «Чьи детки?», закрепить названия детенышей; речевая игра «Кто как поет» (Картушина М.Ю., с.13); речевая игра «Кто как кричит».

Декабрь

1-2

Зима.

Звук П.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Научим мишку говорить»

Упражнение со счетными палочками, выкладывание на столе узоров по схеме.

Упражнение «Что слышно за окном»

Упражнение «Сдуй снежинку»

Стихотворение с движениями «Валенки»; рассматривание сюжетных картин по теме «Зима»

3-4

Зимующие птицы.

Звук П.

Комплекс артикуляционной гимнастики «Научим зайку говорить»

Пальчиковая игра «Кормушка»

Упражнение «Послушай, что звучит»

Упражнение «Пускание мыльных пузырей»

Ритмическая игра «Снегирь»; стихотворение с движениями «Птички»

5-6

Новый год.
Звук Б.

Артикуляционная гимнастика  

Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку»

Упражнение «Хлопушки»

Упражнение «Сдуй снежинку»

Стихотворение с движениями «Снежинки»

7-8

Новый год. Снеговик и Ёлочка.
Звук Б.

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку»

Упражнение «Хлопушки»

Упражнение «Сдуй пушинку»

Стихотворение с движениями «Ёлка»

Янваурь

1-2

Зимние забавы. Звук Д

Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами

Игры с прищепками; пальчиковая игра «Зимняя прогулка»

Упражнение «Сдуй снежинку»

Рассматривание сюжетных картинок по теме «Зимние забавы»; дидактическая игра «Подбери заплатку»

3-4

Транспорт. Звук Т

Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами

Игры с прищепками; пальчиковая гимнастика «Кораблик»

Упражнение «Какой транспорт?»

Упражнение «Кораблики»

Стихотворение с движениями «Самолет»; заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Самолет»

5-6

Одежда. Звук Т-Д

Артикуляционные  упражнения для губ

Массаж с массажными мячами и упражнение с прищепками.

Упражнение «Угадай, что делают?»

Упражнение «Подуй на полоски

бумаги»

Стихотворение с движениями «Маша варежку надела»

7-8

Обувь. Звук Т-Д

Артикуляционные упражнения для языка

Использование массажных мячей (су-джок)

Упражнение «Повтори за мной»

Упражнение «Подуй на ленточки»

Рассматривание картинок по теме «Обувь»; дидактическая игра «Найди пару»

Февраль

1-2

Дикие животные. Звук И.

Артикуляционная гимнастика «Зайчик»

Использование массажных мячей (су-джок)

Упражнение «Повтори за мной»

Упражнение «Кораблики»

Познакомить с дикими животными: олень, лось, дикий кабан; пальчиковая игра «Зайчик» (Картушина М.Ю., с. 26); стихотворение с движениями «Лесные гости»

3-4

Домашние и дикие животные. Звук И.

Артикуляционная гимнастика «Зайчик»

Пальчиковая гимнастика «Жили у бабуси…»

Упражнение «Кто так говорит?»

Упражнение «Шторм в стакане»

Пальчиковая игра «Маленький зайчишка»

5-6

Праздник 23 февраля. Звук Ы.

Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами

Использование массажных мячей (су-джок)

Дидактическая игра «Кто позвал?»

Упражнение  «Загони мяч в ворота»

Заучивание стихотворения «Защитники»

7-8

Моя семья. Звук Ы.

Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами

Пальчиковая игра  «Моя семья»

Упражнение «Большие и маленькие барабаны»

Упражнение «Сдуй ватный шарик»

Кукольный театр «Репка»

Март

1-2

Праздник 8 марта. Звук К.

Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом Язычке»

Использование массажных мячей (су-джок)

Упражнение «Повтори за мной»

Упражнение «Сдуй бабочку с цветка»

Изготовление подарка для мамы из бумажных салфеток.

3-4

Посуда. Звук Г.

«Сказка о Веселом язычке»

Пальчиковая игра «Помощники»

Упражнение «Повтори за мной»

Упражнение «Пускание мыльных пузырей»

Закрепить название посуды в дидактической игре «Найди и назови».

5-6

Мебель. Звук Х.

«Сказка о Веселом язычке»

Упражнение «Найди предмет», зарытый в фасоли.

Упражнение «Повтори за мной»

Упражнение «Цветная водичка»

Стихотворение с движениями «Дом»; инсценировка сказки «Теремок»; дидактическая игра «Угадай по описанию».

7-8

Продукты питания.

Звук С.

«Сказка о Веселом язычке»

Использование массажных мячей (су-джок)

Игры с заданиями на звукоподражание.

Упражнение «Мыльные пузыри»

Дидактическая игра «За продуктами», «Съедобное – несъедобное».

Апрель

1-2

Весна.

Звук С.

«Сказка о Веселом язычке»

Упражнение с цветными пуговицами.

Упражнение «На лесной полянке»  (жуки и комарики)

Упражнение «Подуй на полоски бумаги»

Рассматривание картинок по теме «Весна»

3-4

Грибы. Звук З.

«Сказка о Веселом язычке»

Упражнение с камушками, перебрать по цвету и величине.

Игры с заданиями на звукоподражание.

Упражнение «Шторм в стакане»

Стихотворение с движениями «Гриб»

5-6

Профессии. Звук З.

Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами

Игры с прищепками.

Упражнение «Машины большие и маленькие»

Упражнение «Задуй свечу»

Дидактическая игра «Профессии»; речевая игра «Повар»

7-8

Сад – огород.
Звук Ф.

Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами

Упражнение с камушками, перебрать по цвету и величине.

Упражнение «На лесной полянке»  (жуки и комарики)

Упражнение «Загони мяч в ворота»

Знакомство с названиями деревьев; дидактическая игра «Опиши фрукт или овощ»

Май

1-2

Насекомые.
Звуки В.

Артикуляционные  упражнения для языка и губ «Наш забавный язычок»

Упражнения в пальчиковом бассейне (горох)

Упражнение «На лесной полянке»  (жуки и комарики)

Упражнение «Чья бабочка дальше улетит»

Знакомство с названиями насекомых; дидактическая игра «Опиши насекомое» по схеме.

3-4

Цветы. Звуки В-Ф.

Артикуляционные упражнения для языка и губ «Наш забавный язычок»

Упражнение «Найди предмет», зарытый в фасоли.

Стихотворение - задача.

Упражнение «Сдуй бабочку с цветка»

Раскрась цветочки; изготовление из подручных средств весеннего букета

5-6

Лето. Звуки гласные.

Артикуляционные  упражнения для языка и губ «Наш забавный язычок»

Упражнение  – рисование пальцами на песке загадочных фигур.

Игры с заданиями на звукоподражание.

Упражнение «Подуй на ленточки»

Дидактическая игра «Найди заплатку».

7-8

Повторение пройденного материала.

Звуки согласные.

Артикуляционные  упражнения для языка и губ «Наш забавный язычок»

Упражнение  – рисование пальцами на песке загадочных фигур.

Игры с заданиями на звукоподражание.

Упражнение «Подуй на цветочки»

Дидактическая игра по желанию детей.


Ожидаемый результат:

  • Формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение;
  • Развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
  • Обогащается пассивный и активный словарь;
  • Учатся выражать свои чувства и мысли простыми и сложными предложениями и понимать чувства других;
  • Совершенствуется интонационная сторона речи;
  • Развивается артикуляционный аппарат;
  • Развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса.


Список использованных источников

  1. Журнал «Конфетка» (Приложение к журналу «Логопед»)
  2. Журнал «Логопед»
  3. Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда). 2013. – 96 с.
  4.  Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
  5. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008. – 32 с.
  6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
  7. Косинова Н. Уроки логопеда.-М.:Эксмо, 2008.
  8. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. С.П.:Детство-Пресс, 2002Е.
  9. Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей, пособие для занятий с детьми 2-4-х лет. – СПб, изд-во «КОРОНА принт», 2004. – 64 с.
  10. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки гласные.
  11. Ткаченко Т.А. Звуки и знаки легко произносимые согласные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по речевому развитию на первую младшую группу

Рабочая программа на год по речевому развитию...

Рабочая программа по речевому развитию

Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. -СПб. ООО Издательство «Детство пресс», 2014г.Обра...

Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста

Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ...

Рабочая программа по речевому развитию детей старшей группы (5-6 лет) 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа по речевому развитию детей старшей группы (5-6 лет) 2016 – 2017 учебный год ...

Рабочая программа по речевому развитию для второй группы раннего развития

Цели            Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия ...

Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».

Данная рабочая программа  описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...