Рабочая программа по речевому развитию
рабочая программа по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kursa_govorushki_-_2.doc | 150.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Детский сад №88 общеразвивающего вида г. Сыктывкара
Рабочая программа
дополнительного образования воспитанников
по речевому развитию «Говорушки-2»
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 2-3 года
Руководитель курса:
____________ Мезенцева Р. А.
Проверил:
Директор МАДОУ №88
____________ Соляник Е.Н.
Сыктывкар, 2016-2017
Актуальность
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
При благоприятных условиях воспитания усвоение звуковой системы языка происходит уже к 4 годам (правильное звукопроизношение, становление интонационной стороны речи, умение передать элементарную интонацию вопроса, просьбы, восклицания). Поэтому вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже с ранних лет.
Некоторые родители считают, что звукопроизношение у ребенка развивается непроизвольно, и он самостоятельно, постепенно и непринужденно овладевает правильным произношением звуков, слов т.д. На самом деле взрослые должны непосредственно участвовать в процессе формирования детской речи, так как речевые недостатки, укоренившись в детстве, в дальнейшем преодолеваются намного труднее и не позволяют ребенку полноценно развиваться.
Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребенка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, все чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень плохо пишут и читают.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребенка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведет к тому, что у ребенка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Программа дополнительного образования воспитанников по речевому развитию «Говорушки-2» составлена для детей 2-3 лет. При составлении программы были использованы методические разработки ряда известных авторов В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко и других авторов.
Цель программы – стимулирование речевых и познавательных процессов развития ребёнка, овладение двигательными навыками, развитие коммуникативных навыков в процессе общения со взрослым и сверстниками.
Основные задачи:
- Коррекционно-развивающие задачи:
- развивать речевое дыхание;
- развивать подвижность, переключаемость артикуляционного аппарата;
- развивать тонкие движения пальцев рук;
- развивать фонематическое восприятие;
- формировать и развивать слуховое, зрительное внимание и память;
- формировать грамматический строй и связную речь.
- Образовательные задачи:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать переключаемость и координацию движений;
- развивать ритмическую выразительность;
- развивать воображение и ассоциативно-образное мышление;
- развивать коммуникативные умения и навыки;
- воспитывать нравственно-эстетические и этические чувства.
- Оздоровительные задачи:
- укреплять костно-мышечный аппарат;
- формировать правильную осанку, походку;
- развивать координацию движений и моторных функций.
Организация процесса обучения подчинена принципу последовательного решения частных задач с использованием при этом многообразных методических приемов, что обеспечивает прогресс в развитии речи у детей для активного коммуникативного общения с окружающими.
Количество занятий в неделю: 2
Количество занятий в месяц: 8.
Формы проведения занятий и методы:
- фронтальные и подгрупповые;
- рассматривание разнообразных игрушек;
- составление описательные рассказов, сказочные путешествия;
- дидактические подвижные игры на звукоподражание;
- драматизация сказок и произведений;
- заучивание считалок, загадок и стихов;
- использование мультимедиа;
- песочная терапия, пальчиковый сухой бассейн и т.п.
Календарно-тематическое планирование курса «Говорушки»
Время обучения | Лексическая тема | Развитие артикуляционного аппарата | Развитие мелкой моторики рук | Развитие фонематического слуха | Развитие дыхания | Развитие связной речи, обогащение словаря |
Сентябрь | ||||||
1-2 | Детский сад, наша группа. Звук А. | Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционные упражнения для губ и языка с картинками и стихами. | Массаж рук «Пальчики шагают», «Волшебный карандашик» | Упражнение «Послушаем звуки вокруг нас», «Угадай, что звучит» | Упражнение «Сдуй ватный шарик», «Подуй на пушинку» | Экскурсия по детскому саду. |
3-4 | Человек, части тела. Звук О. | Знакомство с органами артикуляции. Артикуляционные упражнения для губ и языка с картинками и стихами. | Пальчиковая гимнастика «Пальчик, пальчик, где ты был?» | Упражнение «Послушаем звуки вокруг нас», «Угадай, что звучит» | Упражнение «Погрей ладошки» | Дидактическая игра «Что это?» |
5-6 | Игрушки. Звуки А, О. | Артикуляционные упражнения для быстрой переключаемости языка. | Стихотворение с массажем «Дождик» | Упражнение Что слышно за окном? | Упражнение «Подуй на горячий чай» | Внесение и описание мягкой игрушки – мишки, заучивание стихотворения «Мишка косолапый»; стихотворение с движениями «Игрушки» |
7-8 | Осень. Звуки А, О. | Артикуляционные упражнения для губ и языка с картинками и стихами. | Упражнение с гранеными карандашами | Упражнение «Угадай, на чем играю» (музыкальные инструменты) | Упражнение «Подуй на осенний листок» | Рассматривание картин про осень; дидактическая игра «Сбор урожая» |
Октябрь | ||||||
1-2 | Осень. Звуки А, О. | Артикуляционные упражнения для губ и языка с картинками и стихами. | Пальчиковая гимнастика «Осенний букет» | Упражнение «Большие и маленькие колокольчики» | Упражнение «Сдуй листочки» | Дидактическая игра «Заплатки»; закрепить приметы и признаки осени, рассмотреть картины про осень. |
3-4 | Фрукты. Звуки А, О, У. | Артикуляционные упражнения для быстрой переключаемости языка. | Пальчиковая гимнастика «Компот» | Упражнение «Угадай, что звучит» | Упражнение «Сдуй листочки» | Стихотворение с движениями «Яблоки» |
5-6 | Овощи. Звуки А, О, У. | Стихотворение с движениями с элементами артикуляционной гимнастики «На грядке» (Картушина М.Ю., с. 30) | Пальчиковая гимнастика «Капустка…» | Упражнение «Колокольчики большие и маленькие» | Упражнение «Подуй на шарик» | Стихотворение «Однажды хозяйка с базара пришла»; Дидактическая игра «Узнай овощи по описанию», загадки. |
7-8 | Фрукты – овощи. Звуки А, О, У. | Артикуляционные упражнения для быстрой переключаемости языка. | Пальчиковая гимнастика «Апельсин» | Упражнение «Послушаем звуки вокруг нас», «Угадай, что звучит» | Упражнение «Подуй на шарик» | Дидактическая игра «Волшебный мешочек», различение овощей и фруктов; стихотворение с массажем «Овощи». |
Ноябрь | ||||||
1-2 | Перелетные птицы. Звук М. | Артикуляционные упражнения для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок». | Шнуровка «Гусеничка» | Упражнение «Угадай, что делают?» | Упражнение «Птичка на веточке» | Речевая игра «Кто как кричит» |
3-4 | Домашние животные. Звук М. | Артикуляционная гимнастика по мотивам русской народной сказки «Зимовье зверей» | Пальчиковая игра «Царапки» (Картушина М.Ю., с. 14) | Упражнение «Послушай и назови, кто издает звук?» | Упражнение «Бабочки на лугу» | Дидактическая игра «Кто что ест»; пальчиковая игра «Хрюшка» |
5-6 | Домашние птицы. Звук Н. | Артикуляционные упражнения для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок». | Упражнение с карандашами | Упражнение «В какой стороне звук?» | Упражнение «Кораблики плывут» | Закрепление названия домашних птиц; стихотворение с движениями «Гуси» |
7-8 | Домашние птицы и животные и их детеныши. Звук Н. | Артикуляционные упражнения для губ «Улыбка», «Трубочка», «Хоботок». | Использование массажных мячей (су-джок) | Упражнение «Кто играет на дудочке?» | Упражнение «Шторм в стакане» | Дидактическая игра «Чьи детки?», закрепить названия детенышей; речевая игра «Кто как поет» (Картушина М.Ю., с.13); речевая игра «Кто как кричит». |
Декабрь | ||||||
1-2 | Зима. Звук П. | Комплекс артикуляционной гимнастики «Научим мишку говорить» | Упражнение со счетными палочками, выкладывание на столе узоров по схеме. | Упражнение «Что слышно за окном» | Упражнение «Сдуй снежинку» | Стихотворение с движениями «Валенки»; рассматривание сюжетных картин по теме «Зима» |
3-4 | Зимующие птицы. Звук П. | Комплекс артикуляционной гимнастики «Научим зайку говорить» | Пальчиковая игра «Кормушка» | Упражнение «Послушай, что звучит» | Упражнение «Пускание мыльных пузырей» | Ритмическая игра «Снегирь»; стихотворение с движениями «Птички» |
5-6 | Новый год. | Артикуляционная гимнастика | Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку» | Упражнение «Хлопушки» | Упражнение «Сдуй снежинку» | Стихотворение с движениями «Снежинки» |
7-8 | Новый год. Снеговик и Ёлочка. | Артикуляционная гимнастика | Пальчиковая игра «Наряжаем ёлку» | Упражнение «Хлопушки» | Упражнение «Сдуй пушинку» | Стихотворение с движениями «Ёлка» |
Янваурь | ||||||
1-2 | Зимние забавы. Звук Д | Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами | Игры с прищепками; пальчиковая игра «Зимняя прогулка» | Упражнение «Сдуй снежинку» | Рассматривание сюжетных картинок по теме «Зимние забавы»; дидактическая игра «Подбери заплатку» | |
3-4 | Транспорт. Звук Т | Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами | Игры с прищепками; пальчиковая гимнастика «Кораблик» | Упражнение «Какой транспорт?» | Упражнение «Кораблики» | Стихотворение с движениями «Самолет»; заучивание наизусть стихотворения А. Барто «Самолет» |
5-6 | Одежда. Звук Т-Д | Артикуляционные упражнения для губ | Массаж с массажными мячами и упражнение с прищепками. | Упражнение «Угадай, что делают?» | Упражнение «Подуй на полоски бумаги» | Стихотворение с движениями «Маша варежку надела» |
7-8 | Обувь. Звук Т-Д | Артикуляционные упражнения для языка | Использование массажных мячей (су-джок) | Упражнение «Повтори за мной» | Упражнение «Подуй на ленточки» | Рассматривание картинок по теме «Обувь»; дидактическая игра «Найди пару» |
Февраль | ||||||
1-2 | Дикие животные. Звук И. | Артикуляционная гимнастика «Зайчик» | Использование массажных мячей (су-джок) | Упражнение «Повтори за мной» | Упражнение «Кораблики» | Познакомить с дикими животными: олень, лось, дикий кабан; пальчиковая игра «Зайчик» (Картушина М.Ю., с. 26); стихотворение с движениями «Лесные гости» |
3-4 | Домашние и дикие животные. Звук И. | Артикуляционная гимнастика «Зайчик» | Пальчиковая гимнастика «Жили у бабуси…» | Упражнение «Кто так говорит?» | Упражнение «Шторм в стакане» | Пальчиковая игра «Маленький зайчишка» |
5-6 | Праздник 23 февраля. Звук Ы. | Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами | Использование массажных мячей (су-джок) | Дидактическая игра «Кто позвал?» | Упражнение «Загони мяч в ворота» | Заучивание стихотворения «Защитники» |
7-8 | Моя семья. Звук Ы. | Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами | Пальчиковая игра «Моя семья» | Упражнение «Большие и маленькие барабаны» | Упражнение «Сдуй ватный шарик» | Кукольный театр «Репка» |
Март | ||||||
1-2 | Праздник 8 марта. Звук К. | Артикуляционная гимнастика «Сказка о Веселом Язычке» | Использование массажных мячей (су-джок) | Упражнение «Повтори за мной» | Упражнение «Сдуй бабочку с цветка» | Изготовление подарка для мамы из бумажных салфеток. |
3-4 | Посуда. Звук Г. | «Сказка о Веселом язычке» | Пальчиковая игра «Помощники» | Упражнение «Повтори за мной» | Упражнение «Пускание мыльных пузырей» | Закрепить название посуды в дидактической игре «Найди и назови». |
5-6 | Мебель. Звук Х. | «Сказка о Веселом язычке» | Упражнение «Найди предмет», зарытый в фасоли. | Упражнение «Повтори за мной» | Упражнение «Цветная водичка» | Стихотворение с движениями «Дом»; инсценировка сказки «Теремок»; дидактическая игра «Угадай по описанию». |
7-8 | Продукты питания. Звук С. | «Сказка о Веселом язычке» | Использование массажных мячей (су-джок) | Игры с заданиями на звукоподражание. | Упражнение «Мыльные пузыри» | Дидактическая игра «За продуктами», «Съедобное – несъедобное». |
Апрель | ||||||
1-2 | Весна. Звук С. | «Сказка о Веселом язычке» | Упражнение с цветными пуговицами. | Упражнение «На лесной полянке» (жуки и комарики) | Упражнение «Подуй на полоски бумаги» | Рассматривание картинок по теме «Весна» |
3-4 | Грибы. Звук З. | «Сказка о Веселом язычке» | Упражнение с камушками, перебрать по цвету и величине. | Игры с заданиями на звукоподражание. | Упражнение «Шторм в стакане» | Стихотворение с движениями «Гриб» |
5-6 | Профессии. Звук З. | Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами | Игры с прищепками. | Упражнение «Машины большие и маленькие» | Упражнение «Задуй свечу» | Дидактическая игра «Профессии»; речевая игра «Повар» |
7-8 | Сад – огород. | Артикуляционные упражнения с использованием карточек со стихами | Упражнение с камушками, перебрать по цвету и величине. | Упражнение «На лесной полянке» (жуки и комарики) | Упражнение «Загони мяч в ворота» | Знакомство с названиями деревьев; дидактическая игра «Опиши фрукт или овощ» |
Май | ||||||
1-2 | Насекомые. | Артикуляционные упражнения для языка и губ «Наш забавный язычок» | Упражнения в пальчиковом бассейне (горох) | Упражнение «На лесной полянке» (жуки и комарики) | Упражнение «Чья бабочка дальше улетит» | Знакомство с названиями насекомых; дидактическая игра «Опиши насекомое» по схеме. |
3-4 | Цветы. Звуки В-Ф. | Артикуляционные упражнения для языка и губ «Наш забавный язычок» | Упражнение «Найди предмет», зарытый в фасоли. | Стихотворение - задача. | Упражнение «Сдуй бабочку с цветка» | Раскрась цветочки; изготовление из подручных средств весеннего букета |
5-6 | Лето. Звуки гласные. | Артикуляционные упражнения для языка и губ «Наш забавный язычок» | Упражнение – рисование пальцами на песке загадочных фигур. | Игры с заданиями на звукоподражание. | Упражнение «Подуй на ленточки» | Дидактическая игра «Найди заплатку». |
7-8 | Повторение пройденного материала. Звуки согласные. | Артикуляционные упражнения для языка и губ «Наш забавный язычок» | Упражнение – рисование пальцами на песке загадочных фигур. | Игры с заданиями на звукоподражание. | Упражнение «Подуй на цветочки» | Дидактическая игра по желанию детей. |
Ожидаемый результат:
- Формируется фонематическое восприятие и звукопроизношение;
- Развивается понимание речи, умение вслушиваться в обращённую речь;
- Обогащается пассивный и активный словарь;
- Учатся выражать свои чувства и мысли простыми и сложными предложениями и понимать чувства других;
- Совершенствуется интонационная сторона речи;
- Развивается артикуляционный аппарат;
- Развивается звуковая культура: темп, дикция, сила голоса.
Список использованных источников
- Журнал «Конфетка» (Приложение к журналу «Логопед»)
- Журнал «Логопед»
- Зажигина О.А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС». (Серия «Кабинет логопеда). 2013. – 96 с.
- Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
- Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. – М.: Издательство ГНОМ и Д. 2008. – 32 с.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Косинова Н. Уроки логопеда.-М.:Эксмо, 2008.
- Нищева Н.В. Будем говорить правильно. С.П.:Детство-Пресс, 2002Е.
- Новиковская О.А. Логопедическая грамматика для малышей, пособие для занятий с детьми 2-4-х лет. – СПб, изд-во «КОРОНА принт», 2004. – 64 с.
- Ткаченко Т.А. Звуки и знаки гласные.
- Ткаченко Т.А. Звуки и знаки легко произносимые согласные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по речевому развитию на первую младшую группу
Рабочая программа на год по речевому развитию...
Рабочая программа по речевому развитию
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. -СПб. ООО Издательство «Детство пресс», 2014г.Обра...
Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста
Рабочая программа по речевому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ...
Рабочая программа по речевому развитию детей старшей группы (5-6 лет) 2016 – 2017 учебный год
Рабочая программа по речевому развитию детей старшей группы (5-6 лет) 2016 – 2017 учебный год ...
Рабочая программа по речевому развитию для второй группы раннего развития
Цели Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия ...
Рабочая программа по речевому развитию детей подготовительной группы «Развитие связной речи с использованием игровых методов и приемов ТРИЗ-педагогики у детей старшего дошкольного возраста».
Данная рабочая программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию связной речи детей в процессе интегрированной совместной деятельности с использованием игровых методов и пр...
Рабочая программа по речевому развитию. Развитие речи. Первая младшая группа.
Рабочая программа...