"Что нужно знать о речевом развитии детей семи лет?"
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Ивушка»
«Что нужно знать о речевом развитии детей седьмого года жизни?»
подготовила учитель-логопед
Мельникова Наталья Ивановна
г. Новый Уренгой
2017
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения. Речь – особая, наиболее совершенная форма общения, присущая человеку. Овладение речью происходит по-разному и в разные сроки. Это индивидуальный процесс, зависящий от многих факторов. Речь не является врожденной способностью, формируется под влиянием речи взрослых, зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения, от воспитания и обучении, которые начинаются с первых дней жизни. Социальное окружение стимулирует речевое развитие и дает образец речи.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
- Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
Примерные сроки окончательного усвоения детьми
гласных и согласных звуков
Время появления звуков (возраст) | 1-2 года | 2-3 года | 3-5 лет | 5-6 лет |
Звуки | А О Э П М Б | И Ы У Ф В Т Д Н Г К Х Й | С З Ц Ш Ж Ч Щ | Р Л |
Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
- Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
- Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять гласный начальный звук из слова, слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины “звук”, “слог”, “слово”, “Предложение”, звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.
4. Богатый словарный запас . Из всего богатейшего словарного состава нашего языка каждый человек в течение жизни может усвоить лишь какую-то часть слов. Эти слова и составляют его словарный запас. Чем больше словарный запас ребенка, тем богаче, выразительнее и образнее будет речь, тем он лучше будет понимать речь окружающих его людей. К школьному возрасту в словаре ребёнка должно насчитываться до 1500 – 2000 слов. Ребенок должен активно использовать в своей речи обобщающие слова (мебель, транспорт и т. д.), синонимы (лошадь, конь, скакун…), антонимы (грустный – веселый), слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения).
5. Грамматический строй речи. К 7 годам ребенок должен уметь понимать грамматические конструкции, а также правильно образовывать слова, строить предложения. В период овладения грамматической системой языка в речи ребёнка обычно имеются «возрастные» аграмматизмы (ошибки), например: окны, стулы, лобы, а не окна, стулья, лбы. До определённого возраста такие ошибки являются вполне оправданными (до 4 лет), так ребёнок познает эти формы. Однако сохранение их в речи ребёнка в 7 лет должно вызывать тревогу.
6. Связная речь. Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое. Под связной речью принято понимать развёрнутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют чётко, последовательно излагать свои мысли. Дети 4-5 лет уже способны о многом самостоятельно рассказывать: о том, как они провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее, в парке или в зоопарке. Они способны связно пересказать содержание сказок, рассказов, различных историй.
7. Развитие моторики и графических навыков. У детей дошкольного возраста необходимо тренировать:
- Пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребенку).
- Ориентацию в понятиях «справа», «слева», «снизу».
- Общую моторику.
- Мелкую моторику (игры с мелкими предметами, штриховки, шнуровки, пальчиковые игры, лепка, графические диктанты и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Что нужно знать об эмоциональном развитии детей.
Памятка об эмоциональном развитии детей дошкольного возраста....
консультация для родителей "Что нужно знать родителям о проблемах в речевом развитии детей"
консультация составлена для родителей, дети которых были переведены в группу компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Консультация для родителей на тему: »Что нужно знать о речевом развитии детей 4–5 лет?»
Материал о том, что происходит в речи детей 4-5 лет....
Консультация для родителей «Что нужно знать о проблемах речевого развития детей»
Консультация для родителей «Что нужно знать о проблемах речевого развития детей»...
Родительское собрание: "Что нужно знать родителям о проблемах речевого развития детей?"
Для того, чтобы у ребенка появилась - а в дальнейшем и развивалась - речь, необходима речевая среда. Кроме того, важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью....