Открытое занятие "Письмо другу"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие по формированию связной речи с использованием мнемотаблиц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_itog.docx | 31.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
Тема: Письмо для друга.
Цель: формирование связной речи.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить представления детей об изменениях в неживой природе зимой.
- Актуализировать знания детей и учить составлять рассказ об особенностях жизни диких зверей в зимний период с опорой на мнемотаблицу.
- Расширять и активизировать словарь детей по данной теме. Познакомить с новым слово «мышкует».
Развивающие:
- Совершенствовать навык согласования порядкового числительного с прилагательным и существительным в роде, числе, падеже.
- Закреплять умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных; навык грамматически правильного употребления существительных в родительном падеже.
- Упражнять в словообразовании слов с помощью суффиксов –иц, -онок
- Развивать зрительное и слуховое внимание, умение следить за правильным произношением звуков собственной речи.
- Развивать умение отвечать полным предложением на поставленный вопрос.
Воспитательные:
- Воспитывать умение общаться доброжелательно и корректно: выслушивать ответы другого ребёнка, не перебивать.
- Воспитывать желание оказывать помощь.
Методы и приёмы: наглядные, словесные, беседа, игровой, мнемотаблица, показ иллюстрационного материала.
Оборудование: магнитная доска, проектор, экран, картина «Зимний лес», картинки с изображением диких животных, презентация.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Сегодня на занятии.. (раздаётся звонок)
Простите, дети, у нас видео – звонок.
На экране появляется Алекс из мультфильма «Мадагаскар»(Слайд №!)
Алекс: Привет! (Дети здороваются). Я рад вас всех видеть.
Логопед: Здравствуй, Алекс! Как у тебя дела? Как у вас погода?
Алекс: У меня всё здорово. Погода замечательная, загораем, купаемся, едим фрукты. А у вас я слышал наступило холодное время года. Как оно называется и что происходит в природе? (Слайд № 2)
Логопед: Ребята, какое наступило время года?
Дети: Зима.
Логопед: Давайте объясним Алексу, что происходит зимой?
Дети: Солнце светит, но не греет; дни стали короче, а ночи длиннее; холодно, морозно; идёт снег, бывают метели, земля покрывается снегом; водоемы покрываются льдом, дуют холодные ветра; люди надевают тёплую одежду- шубы, варежки...
Алекс: Да, холодно у вас там. А как же ваши животные переносят зиму? Как они приспосабливаются к зиме? (Слад № 3)
Логопед: А какие животные тебя интересуют?
Алекс: Конечно, те, что живут у вас на Урале.
Логопед: Ребята, поможем Алексу. Составим рассказ о том, как зимуют наши животные. И отправим ему письмо – картину. Вспомните животных, которые живут у нас на Урале.
Дети: Медведь, волк, лиса, белка
Логопед: Как много животных вы знаете! Но обо всех мы рассказать не сможем, расскажем о некоторых из них.
Логопед показывает картину зимнего леса на магнитной доске.
Логопед: Наступила зима. Почему животным в лесу живётся трудно?
Дети: Холодно в лесу, мало корма.
Логопед: Правильно. Отгадайте загадку.
В сосне дупло,
В дупле тепло.
А кто в дупле
Живет в тепле?
Дети: Белка.
На экране появляется картинка с изображением белки.(Слайд №4)
Логопед: Правильно – белка. Расскажите, как же белочка приготовилась к зимним холодам?
Дети: Белка сделала запасы – грибы, орехи, ягоды. У неё поменялся цвет шерсти с рыжего на серый. Живёт белка в дупле.
На экране предоставляется таблица (Слайд № 5)
Логопед: Всё верно, молодцы.( обобщает) Белка зимой меняет рыжую шубку не серую, более тёплую. В сильные холода прячется в дупле, которое она утеплила мхом и веточками. А питается она запасами, которые приготовила осенью.
Белка на экране: Ребята, помогите мне посчитать мои запасы.( Слайд №6)
На экране появляется изображение – пять белых грибов и пять еловых шишек
(Слайд №7)
Логопед: Кто может сосчитать? При счете не забудьте правильно произнести окончания в словах.
Дети: Один белый гриб, два белых гриба……
Логопед: Отлично. Ты всё правильно сказал.
Белка: Огромное спасибо!
Логопед: Маша, возьми картинку с белочкой и размести на нашей картине.
На экране появляется изображение уши лисы(Слайд №8).
Логопед: Ребята посмотрите, чьи это уши выглядывают из снега?
Дети: Лисьи уши.
Далее аналогично на экране - хвост, туловище лисы. (Слайд 9,10)
Дети: Лисий хвост, лисье туловище.
Логопед: Молодцы, всё правильно.
На экране изображение лисы в зимнем лесу.(слайд № 11)
Логопед: А вот и лиса. Как она живёт в лесу зимой?
Дети: Лиса живёт в норе. Питается мышами, птицами.
На экране предоставляется таблица (Слайд № 12)
Логопед: Умнички, правильно! (обобщает) Лиса в сильные морозы прячется в норе, зимой у неё вырастает под мехом густой подшёрсток, который помогает ей пережить зиму, а питается она по прежнему мышами, птицами. У неё очень хороший слух и, услышав под снегом писк мышки, она …мышкует . Посмотрите, как она это делает.
На экране видео – «Лиса мышкует» (Слайд № 13)
Логопед: Как вы думаете, каким словом можно заменить это слово (Как по - другому сказать, что делает лиса)?
Дети: охотится, ищет, достаёт.
Логопед (предлагает одному из детей расположить лису на картине.) Ваня, возьми картинку с лисицей и размести на нашей картине.
Логопед: А кого мы из животных не встретим в зимнем лесу? Почему?
Дети: Медведя, ежа, барсука. Они впадают в спячку. Им трудно найти корм.
Логопед: Правильно, это животные зимой спят, но видят сны. Как вы думаете, что им снится? Да, и я думаю, что они видят сны о лете. Например, вот такие.
Физминутка: На экране с медведем.(Слайд № 14)
Логопед: (показывает мнемотаблицу на экране – слайд № 15) Итак, медведь зимой спит в своей берлоге.
Логопед : Катя, возьми картинку с медведем и размести в нашем зимнем лесу.
На экране волчьи следы.(слайд № 16)
Логопед: Ребята, как вы думаете, а чьи это следы?
Дети: Волчьи следы.
На экране волчья семья.(слайд № 17)
Логопед: Ребята, кого вы видите? Как правильно сказать семья чья? Назовите всех членов волчьей семьи.
Дети: Волчья. Волк, волчица, волчата, волчонок.
Логопед: Как живут волки в лесу зимой? Чем питаются?
Дети: Зимой волки едят зайцев, кабанов, волк живёт в логове.
Представляется на экране мнемотаблица – волк (слайд №18)
Логопед : Молодцы, всё верно! (обобщает ответы детей) Волк – опасное животное. Зимой волк часто голодает, ему трудно передвигаться по снегу. Поэтому он долго охотится. Пища его – это зайцы, кабаны, но иногда волчья стая нападает и на крупных животных – например, лосей. У волка, как и у лисы вырастает густой подшёрсток.
Логопед: Даша, возьми картинку с волком и размести её на нашей картине.
Логопед: Послушайте и отгадайте загадку.
На экране – картинка заяц в зимнем лесу.(слайд № 19)
Логопед: Назовите, кто это?
Дети : Заяц.
Логопед: Ребята, а как можно сказать про зайца – какой он?
Дети: трусливый, белый, пушистый…
Логопед: Отлично! Скажите, как заяц приготовился к зиме? Чем питается зимой?
Дети: Заяц меняет шубку на белую, чтобы его не видно было хищникам. Ест он кору, веточки.
Логопед: обобщает и выставляется на экране мнемотаблица –заяц – слайд № 20)
У зайца меняется цвет меха с серого на белый – это помогает ему быть незаметным на снегу для хищников, А знаете почему хищникам трудно догнать зайца? Да потому что на его лапках отрастает длинная шерсть, увеличивается площадь опоры, а это способствует лучшему передвижению по снегу. Питается заяц корой и веточками.
Логопед: Коля, размести картинку с нашим зайчиком в нашем зимнем лесу.
На экране лось, лосиха и лосёнок(слайд №21)
Логопед: Ребята, посмотрите, а это кто?
Дети: Лось, лосиха и лосёнок.
Логопед: А теперь скажите, кого нет на картинке?
На экране по очереди убираются лось, затем лосиха, лосёнок. (Слайд, 22,23,24)
Дети: Нет лося, нет лосихи, нет волчонка.
На экране картинка лося в зимнем лесу (слайд № 25)
Логопед: Как зимует лось? Чем питается?
Дети: лось ест побеги…
Логопед: обобщает и выставляется на экране мнемотаблица – лось – слайд № 26)
Логопед: едят кору, объедают торчащие из-под снега побеги . Зимой лоси кормятся днем. Ночью животные отдыхают, зарываясь в снег по самую голову, снижая, таким образом, теплоотдачу. Зимой лоси почти не пьют и снег не едят, чтобы не терять драгоценное тепло.
Логопед предлагает детям поставить картинку с изображением лося.
Логопед : Вот такая картина у нас получилась. Итак, теперь надо составить рассказ о том, как зимуют уральские звери В этом нам поможет таблица...
На экране мнемотаблица.(слайд №27)
Логопед предлагает детям по – очереди рассказывать по таблице.
Логопед: Отличный рассказ у нас получился, вместе с ним мы отправим Алексу и нашу картинку.
На экране картина зимнего леса с животными, которую составили дети. Картинка сворачивается, письмо отправилось.(слайд №28)
Раздаётся звонок. На экране Алекс, который благодарит детей за рассказ и прощается.(слайд № 29)
Логопед: Ребята, как вы думаете хорошее дело мы сегодня с вами сделали? Какое?
Дети : Помогли Алексу узнать о жизни животных зимой.
Что больше всего понравилось тебе, Маша? А тебе что запомнилось, Артем?
Логопед: дает оценку деятельности детей, обобщает вспомнили как живут животные зимой, составили и отправили рассказ Алексу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по познавательному развитию "Друг в беде не бросит - друг всегда поможет""
Занятие проводится в увлекательной стихотворной форме. Стихи авторские....
Конспект открытого занятия непосредственно образовательной деятельности по социально-личностному развитию «Друг без друга нам нельзя!» для детей 2 младшей группы
Цель: социализация детей в условиях детского коллектива. Задачи:-формировать у детей навык устанавливать хорошие доброжелательные...
Открытый просмотр в возрастной группе 5-7 лет на тему "Ты мой друг – я твой друг".
Социально-коммуникативное развитие в возрастной группе 5-7 лет....
Конспект открытого НОД по развитию речи Тема: «Описание внешнего вида друг друга» Средняя группа
учить детей составлять небольшой описательный рассказ внешнего вида друг друга по схеме; говорить полным предложением; воспитывать эмоциональный интерес и внимание к внешнему виду....
открытое занятие "Друг мой волшебный мяч"
quot;Друг мой волшебный мяч"...
Конспект просмотра открытого занятия «Друг познается в беде» ОО «Речевое развитие» (развитие речи) (старшая группа)
Творческое рассказывание детей -это такой вид речевой деятельности, результатом которой является самостоятельно придуманный рассказ ребенка. данный материал п...
Открытая беседа " Друг мой светофор"
Продолжать знакомить детей с основными правилами уличного движения....