Развитие связной речи
консультация по логопедии (старшая группа)
Рекомендации по развитию связной речи у дошкольников с ОНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 14.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Значимость использования различных видов опор в развитии связной речи детей с ТНР»
За последние годы значительно увеличилось число детей, у которых речь не развита, словарный запас беден. Нужно заметить, что нарушения в устной речи сказываются на письменной речи ребенка, что в дальнейшем сказывается на его обучении в школе. Особенно это хорошо прослеживается у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне. Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Развитие связной речи у детей с ОНР в логопедических группах - одна из главных задач коррекционного воздействия. Развитие связной речи у детей с ОНР осуществляется в процессе повседневной жизни, на коррекционных занятиях с логопедом, а также с воспитателями и родителями. Из этого следует, что овладение связными формами высказывания детьми с ОНР - сложный и длительный процесс, требующий умелого педагогического воздействия и руководства. Задача логопеда - учить ребенка правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно. Однако необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывают у детей с ОНР затруднения; ребенок не четко выделяет смысловые отношения между частями рассказа, не умеет сосредотачивать свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев. В процессе коррекционной рабаты следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателю, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены. В образовательной деятельности используются такие приемы:
- объяснение,
- вопросы,
- речевой образ,
- демонстрация наглядного материала,
- упражнения,
- оценка речевой деятельности.
Особое место в системе работы над развитием связной речи у детей с ОНР в логопедической группе занимает составление плана развернутого высказывания. В процессе этой работы дети учатся определять тему высказывания, отделять главное, от второстепенного, строить собственное сообщение в логической последовательности. Не последнюю роль в работе над развитием связной речи играет и выбор наглядной опоры, которая позволит ребёнку сформировать необходимый навык, облегчит запоминание. Наиболее знакомой каждому родителю является работа над составлением рассказа–описания. Рассказ-описание может строиться: - с помощью вопросов: Назови животное? Части его тела? Их цвет и количество? Где оно живёт? Чем питается? Как подаёт голос? Как называются его детёныши? Какую пользу оно приносит человеку? - с опорой на схему; - с использованием опорных картинок. Чтобы облегчить детям работу над повествовательным рассказом на занятиях, мы используем схему:
Схема повествовательного рассказа Начало рассказа: В какое время ? В каком месте? С кем произошла история? Середина рассказа: Последовательность событий (действий) в рассказе? Конец рассказа: Чем именно закончился рассказ? Какие чувства испытывают его герои? Работа по схеме позволяет ребёнку выделить основные части рассказа, познакомиться с закономерностями его построения.
Работа проводится по методике Воробьёвой. В начале в игровой форме знакомим детей с понятием текст. Его признаками:
-текст состоит из предложений;
-предложения связаны между собой одной темой;
- предложения связаны последовательностью происходящих событий.
Учим отличать рассказ: - от набора слов; - набора несвязных между собой предложений; - деформированного текста. Учим различать начало, конец и середину рассказа. Восстанавливать последовательность событий в рассказе с помощью серии сюжетных картин. Затем с помощью схемы, опорных и сюжетных картин самостоятельно строить части рассказа (начало, середину, конец), затем весь текст.
Одной из самых сложных для детей с ОНР форм работы является построение рассказа из собственного опыта или рассказа по представлению. Эта форма рассказа трудна ещё и потому, что достаточно сложно предоставить детям наглядную опору в виде сюжетных или предметных картинок. Поэтому, целесообразно использовать в качестве такой внешней опоры фотографии детей. Родители могут подготовить с детьми короткие сообщения о том, как они провели лето, по примерному плану: Где я был(а)? С кем? Что видел(а)? Что я делал(а)? Что мне понравилось?
В результате будет наблюдаться:
- эмоциональная (окрашенность) включённость в материал;
- активность детей, как участников, так и слушателей;
- отклик со стороны родителей;
- многократность повторения материала;
- инициативность детей;
- преодоление речевого негативизма;
- развитие связной речи;
- полноценная речевая практика;
- развитие коммуникативных навыков. Основные сложности: - Запаздывание родительского отклика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников
В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»
Мастер-класс для родителей «Игры на развитие связной речи» «Синквейн — новая форма работы с детьми по развитию связной речи»Форма проведения: семинар - практикумАуди...